Тема урока: Человек и лесные жители. Человек и обитатели наших степей.
Домашнее задание: рисование животного и человека по представлению с передачей характера.
https://youtu.be/HU3pXKo-OLQ
Изображение животных- тема в искусстве едва ли не самая древняя. Еще
первобытные люди изображали на скалах, стенах пещер бизонов и сцены охоты. Животное — это источник жизни для человека. Мясо животных употребляли в пищу, из их шкур делали одежду, обувь и жилище. Можно сказать, что человек неразрывно связан с животным миром и зависит от него.
В процессе эволюционного развития человечество освоило новые формы общения с животным миром: в прирученном звере человек нашел защитника своего благополучия и преданного друга.
Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных- братьев наших меньших, которые так же, как и мы, живут на планете Земля. Так родился анималистический жанр в изобразительном искусстве. Название жанра происходит от латинского слова «анима»- «животное». Этот жанр есть в живописи, и в графике, и в скульптуре. Анималисты рисуют картины, лепят скульптуры о жизни животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о природе. Они хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают.
ТОП-10 художников-анималистов
Анималистический жанр в искусстве — дело довольно неблагодарное: художники, отводящие центральное место животным в своём творчестве, практически никогда не оказываются среди мастеров-звёзд, хотя во многих крупных направлениях в искусстве (например, романтизм или импрессионизм) обязательно найдётся мастер, решающий общие художественные проблемы данного течения, изображая «братьев наших меньших».
|
Сегодня мы попробуем немного классифицировать варианты анималистического искусства и назвать самых оригинальных художников-анималистов. При этом, конечно, огромное количество художников, рисующих животных, осталось за кадром по причине невозможности упомянуть всех, а скульпторов мы вообще обойдём стороной по той же причине.
Сказочные животные
Юрий ВАСНЕЦОВ
Иллюстрация к сказке «Радуга-дуга»
Умение рисовать собак, медведей, волков и прочих лесных жителей просто-таки необходимо для иллюстрирования сказок, поэтому творчество многих художников-анималистов имеет прикладной характер. Вероятно, чем богаче и своеобразней визуальная фантазия иллюстратора, тем большую ценность приобретают его рисунки, а значит, ему доверяют работать с литературным материалом сложнее «Колобка».
Среди российских иллюстраторов сказок множество достойных профессионалов. Остановимся на творчестве Юрия Васнецова (советский художник, 1900–1973), рисунки которого с животными (и без них) многим хорошо знакомы с детства, так как он с 1928 года работал для издательства «Детгиз».
Интересно, что Васнецов около двух лет обучался у Казимира Малевича и создавал вполне себе супрематические картины — например, коллаж «Натюрморт с шахматной доской». Впоследствии, правда, от супрематизма не осталось и следа, а на первый план вышла традиция лубочного рисунка, более органично сочетавшаяся с фольклором. Юрий Васнецов проиллюстрировал русские и английские народные сказки, а также такие авторские произведения, как «Конёк-горбунок» и «Пятьдесят поросят». Наибольшую известность получили сборники сказок с его рисунками — «Радуга-дуга» и «Ладушки».
|
Энциклопедические животные
Чарльз НАЙТ
Ещё одно прикладное направление в анималистике — иллюстрации для энциклопедий и учебников по зоологии и орнитологии. Обычно художники, работающие в этом направлении, одновременно являются и учёными. Они зарисовывают фауну определённых континентов или специализируются на изображении конкретных типов животных или птиц подобно Джорджу СТАББСУ, который получил звание доцента в области анатомии за рисование лошадей. Другой художник — Йозеф ВОЛЬФ — в XIX веке иллюстрировал энциклопедические книги вроде «Виды птиц», а ещё один — Нильс ТИРЕН – трудился над созданием школьных зоологических плакатов. Кстати, свой художник-анималист был и в Красноярске — это умерший в прошлом году Виктор БАХТИН, 10 лет готовивший научные иллюстрации к Красной книге Красноярского края.
Прыгающий дриптозавр
Но мы остановимся на редком варианте взаимодействия художников и учёных — изображениях динозавров. Оказывается, благодарить за то, что сегодня мы отлично представляем себе, как выглядели какие-нибудь дриптозавры или бронтозавры, нужно американского художника рубежа XIX–XX веков Чарльза Найта. Он был одним из первых художников, который, посещая Американский музей естественной истории, занялся реконструкциями доисторических животных и людей. Используя свои знания по анатомии и костному строению древних существ, он вообразил, как именно они выглядели, будучи живыми. Современные ему учёные в качестве выдающейся его заслуги отмечали то, что он сумел зарисовать этих животных в естественных движениях, чего ранее никто не мог сделать. Его рисунки повлияли на последующих художников, представлявших динозавров, а также были использованы в популярной культуре — например, Уолтом ДИСНЕЕМ в мультипликационном фильме «Фантазия», в результате чего реконструированные им образы динозавров прочно закрепились в человеческом представлении как истинные.
|
Идиллические животные
Адольф ЭБЕРЛЕ
Крестьяне, погружённые в ежедневные сельскохозяйственные хлопоты, всегда находящиеся в окружении коров, коз, овец, кур и уток, частенько становились персонажами живописи Нового времени. Художников, отвечавших за эту идиллическую жанровую живопись, можно отыскать огромное количество. Особенно много их среди немцев и голландцев, как никто умеющих по-настоящему любить, казалось бы, нудную рутину. Можно остановиться на любом авторе, с картин которого на зрителя по-философски задумчиво взирают коровы, а люди оказываются равномерно растворёнными в суете кормлений младенцев, скота и возделывания земли.
Мы возьмём в качестве примера Адольфа Эберле, внимание которого вроде бы приковано к милейшим сценам семейного счастья. Ну что может быть трогательнее первого знакомства малыша с овечками? А как душевны уроки зоологии, когда дедушка по книжке рассказывает деревенским детям о невиданном слоне. Как не умиляться эпизоду с ласковыми щенками хозяйской таксы?.. Только идиллия начинает смотреться немного странно, когда появляются главные персонажи картин Эберле — охотники, которые одной рукой гладят своих собак, а другой горделиво держат мёртвых лисиц или оленей. Возможно, у художника и не было этого замысла — заставить зрителя усомниться в идилличности мира, но так уж получилось.
Верные псы
Брайтон РИВЬЕР
Конечно, художники-анималисты тщательно изучают повадки изображаемых ими животных. Кто-то родился и провёл детство на ферме или держал домашних питомцев, другие намеренно наблюдали за поведением животных в зоопарках, в лесах, чтобы создавать правдоподобные изображения. Но далеко не все по-настоящему интересовались и пытались представить психологию животных, как это делал англичанин Брайтон Ривьер, живший на рубеже XIX-XX веков.
Действительно, в его творчестве подмечены тонкие нюансы поведения животных, преимущественно собак — именно они являются главными персонажами картин этого художника. Помимо собак у Брайтона Ривьера можно найти и экзотических животных вроде львов или тигров, но по их скованным движениям и условно прорисованной мимике явно видно, что художник наблюдал оных только в клетках. Даже коровы у Ривьера неубедительны. А вот диапазон собачьих поведенческих манер невероятно широк! Где-то маленькая домашняя собачонка презрительно смотрит на бродячего пса со стен своего особняка. Где-то собачья свора облаивает зло дразнящего их шута и т.д. Чувствуется что-то человеческое во всём этом собачьем поведении на картинах Б. Ривьера.
«Верность»
Лейтмотив большинства его картин — собака даёт человеку поддержку во всех жизненных ситуациях. Вот человек, приговорённый к повешению, и только собака кручинится рядом с ним. Вот персонаж печально просматривает какие-то чеки, а радостные ластящиеся собаки пытаются отвлечь его от депрессивных дум. Больных детей пытаются развеселить щенки. Наконец, полярный исследователь с собакой застыли в одиночестве, а за их спинами разыгралась драматичная сцена — другие псы догрызают замерзшего полярника, которому уже не нужна их помощь.
Помимо этого, многие работы Ривьера отражают роль животных в библейской и мифологической истории — собаки терзают тело убитого Гектора, пророк Даниил взглядом усмиряет грозную стаю львов, а Святой Патрик выхаживает малыша косули.
Охотничьи животные
Поттер ПАУЛЮС
Тема охоты, очевидно, занимает прочное место в истории живописи, поэтому недостаточно просто упомянуть появление охотников в картинах Адольфа Эберле, необходимо выделить охотничьи сюжеты в отдельную разновидность анималистического жанра.
Опять-таки художников, охочих до изображения охотничьих сцен, было немало. Достаточно вспомнить знакомый со школы образ «Охотники на привале» Василия ПЕРОВА. История живописи изобилует сценами охоты — даже великие мастера вроде РУБЕНСА не гнушались этим, и на его полотнах то тут, то там — закалывают бегемотов, стреляют из луков оленей...
«Наказание охотника»
Но самое причудливое живописное обращение к теме охоты принадлежит кисти Поттера Паулюса. Его редкая «картина-комикс» «Наказание охотника» представляет собой многословные клейма со сценами охоты, обрамляющие жестокий и драматичный финал судьбы охотника: слон-судья выносит мужчине суровый приговор, кабан уже разжигает для него адский костерок, а волки вешают охотничьих собак. Справедливость восторжествовала хотя бы в живописи. Пожалуй, Поттера Паулюса можно назвать самым ярым защитником животных в истории живописи.
Современные животные
Ростан ТАВАСИЕВ
Бегемотопись
Современные художники также нередко обращаются к изображению животных в своём творчестве. Сразу вспоминается икона современного искусства Джефф КУНС с его «надувными» и цветочными щенками или Дэмиан ХЕРСТ, в произведениях которого продолжается пир тлена с погружёнными в формальдегид овцами, лошадями и многими другими тварями. Но всё это объёмные скульптуры, а мы, чтобы не вносить диссонанс в подборку исключительно живописцев, отметим здесь творчество современного российского художника Ростана Тавасиева, который изобрёл новое узкое художественное направление — бегемотопись.
В вещественном смысле бегемотопись является рисованием по холсту плюшевыми (зооморфными) игрушками. По словам самого художника, такой метод позволяет ему совместить экспрессивные абстракции с фигуративными персонажами, так как в конце рисования игрушка навечно занимает своё место на холсте. И вот в абстракциях рождаются истории, происходящие между плюшевыми животными. А между тем сам манифест бегемотописи, аналитическое выявление отдельной стадии развития направления (постлосизм в бегемотописи) имитирует и в некоторой степени пародирует традицию критического осмысления истории искусства. К слову сказать, плюшевые игрушки Ростана иногда выползают и за пределы холстов. Так, например, придуманный им мамонт когда-то сбежал из Назаровского музея в Красноярском крае, чтобы посмотреть мир...
Аллегорические животные
Уильям БЁРД и Жозеф СТЕВЕНС
Примечательны и художники, которые скрестили человеческий и животный мир. Такой жанр особенно популярен в литературе – басни, аллегории, где животные нужны лишь для того, чтобы высмеять или подвергнуть резкой критике человеческие манеры. В живописи такая аллегорическая анималистика смотрится особенно эффектно.
Бёрд, «Открытие Адама»
Практиковал такой подход американец Уильям Бёрд, живший в XIX веке. В названиях к своим картинам он чётко формулирует своё отношение к современному человечеству: люди — это преадамиты, то есть процесс превращения обезьяны в человека до сих пор остается незавершённым, и художник не слишком верил в эволюционное развитие человечества. Будь то культурно ужинающее и дискутирующее общество или собрание учёных во фраках, или молодожёны – всех художник представит в образе обезьян, видимо, не без влияния знаменитой теории Дарвина. Подчёркивая свой мизантропический настрой, в картине «Школьные правила» он изображает подростков как персонажей зоопарка под управлением гориллы. Не меньшую известность получила и его «Медвежья серия», где медведи также подменяют собой людей на светских ужинах, а в лесу чинят издевательские расправы над растерянными охотниками.
Стевенс, «Горе странствующего шарманщика»
В разговоре об анималистике, помогающей обличать социальные недостатки, нельзя обойти стороной резкие, порой жестокие и всегда вызывающие сентиментальные чувства произведения Жозефа Стевенса, на картинах которого бродячие псы голодными глазами смотрят на кабацкие жаровни, а бродячие шарманщики то проливают слезы над умершими питомцами, а то и умирают сами, оставляя своих «Хатико» на произвол судьбы.