- отсутствие монополии на СМИ, наличие альтернативных органов печати, радио, телевидения (гласность, свобода слова);
- политический плюрализм, реальная конкуренция политических элит;
- открытость элит для социальной мобильности (установление сроков пребывания у власти выборных и назначаемых лиц);
- разделение властей (равновесие, компромисс, баланс интересов различных социальных групп);
- строгое соблюдение законности, демократических процедур политического процесса.
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- достигнутый уровень прогресса и благосостояния своего народа;
- политическая стабильность общества;
- национальная безопасность общества и достойное место страны в системе международных отношений;
- оптимальное отношение между гражданским обществом и государством, умелое направление и использование социальной энергии населения;
- высокая оценка в обществе интеллектуальных, моральных и волевых качеств людей из элиты общества.
ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ:
Линии сравнения | Недемократическое общество | Демократическое общество |
1. Состав | Закрытая система отбора на основе родства, знакомства, личной преданности, обладания богатством, военной силой, связями в политической сфере | Открытая система отбора на основе выборности и четко прописанных правовых регламентов. Позволяет отобрать людей, обладающих важными для управления обществом качествами. |
2. Степень сплоченности | Элита характеризуется сплоченностью, так как преследует свои эгоистические интересы. | Степень сплоченности элиты невысокий. Существует несколько политических элит, которые конкурируют друг с другом за право принимать управленческие решения. Они идут на компромиссы, борются за голоса избирателей. |
3. Отношения между элитой и массами | Политическая элита замкнута, преследует свои интересы и мало заботиться об общественном благе. Методы воздействия на управляемых в государстве часто основаны на силе. Соответственно отношения между политической элитой и бесправными массами могут быть охарактеризованы как господство и подчинение | Граница между элитой и массой размыта. Конкуренция элит, механизм выборов не позволяют отрываться от избирателей. Отношения между политической элитой и массами = это отношения представительства, в ряде сфер – непосредственное руководство, основанное на согласии управляемых. |
4.Способ формирования (рекрутирования) политической элиты. | Важные политические посты занимаются по принципу назначения «сверху» (система гильдий). Основа формирования элиты – постепенное движение наверх по чиновничьей лестнице. При этом решение о повышении принимается узким кругом руководителей, а процесс принятия решения закрыт для общества. Соответственно элита, как правило, комплектуется из собственной среды, т.е. представителей господствующих социальных слоев общества. Такая элита склонна к консерватизму, бюрократизации, отрыву от общества и деградации. | Основным механизмом, который позволяет элите стать правящей, являются выборы. При такой системе доступ к власти получают люди, которые обладают особыми личными качествами и активностью, могут увлечь избирателя, профессионально грамотны, имеют соответствующие способности. Такая система формирования элиты позволяет войти в политику молодым и способным лидерам. |
5.Задачи | Обеспечение и сохранение своего собственного господства, доступа к экономическим богатствам, поэтому остальные задачи решаются постольку, поскольку это необходимо для удержания власти. | Руководствуется прежде всего общественными интересами, даже непопулярные меры направлены на благо общества. |
Полезная обществу политическая элита должна формироваться при помощи демократических процедур и быть подконтрольна обществу.
|
|
Важнейшие нормы, регулирующие положение политической элиты в обществе:
- режим гласности и информационной открытости власти (законодательство о СМИ, закрепляющее свободу массовой информации);
- организация альтернативных элит (оппозиционных партий, групп, движений и т.д.), борющихся за власть или за влияние на нее;
- организация власти, заставляющая различные элитарные группы конкурировать между собой (разделение властей, конкуренция центральной и местной власти);
- развитое гражданское общество, наличие общественных организаций, контролирующих действия властей;
- профессионализация управления, связанная с тем, что компетентность и ответственность чиновничьего аппарата могут ограничивать произвол политического деятеля;
- избираемость народных представителей (депутатов) и главы государства.