Россия и мир в 1960-х – середине 1980-х гг.




 

Программа КПСС, принятая в 1961г., провозгласила принцип мирного сосуществования государств с различным социальным строем генеральным принципом внешней политики Советского государства. Однако само мирное сосуществование рассматривалось как специфическая форма классовой борьбы на международной арене. Политика противоборств двух систем продолжалась. С одной стороны, участились контакты между лидерами СССР и западных стран, состоялось несколько встреч в верхах, активно обсуждались проблемы разоружения. Был заключён ряд соглашений, значительно улучшивших международную обстановку. В 1963г. СССР, США и Англия заключили договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Это решение резко уменьшило опасность радиоактивного заражения планеты – в 1970 году содержание радиоактивного стронция-90 на земной поверхности составило 5 % от уровня 1963г. В 1967 году был подписан договор, запрещающий выводить все виды оружия массового уничтожения в космос, в 1968 году договор о нераспространении ядерного оружия, призванный предотвратить вовлечения в гонку ядерных вооружений новых стран. Эти договоры снизили опасность возникновения ядерной войны, хотя гонка вооружений продолжалась. Так, США увеличили число своих стратегических ракет наземного базирования с 1962г. по 1967г. с 294 до 1054.

С другой стороны, в это десятилетие мир пережил ряд острейших международных кризисов, ставивших человечество на грань войны. Наиболее опасными из них были Берлинский 1961г. и Карибский 1962г.

В августе 1961г. части народной армии ГДР установили контроль над всей, до сих пор открытой, границей между ГДР и Западным Берлином. Была возведена Берлинская стена, существовавшая вплоть до 1990г. Эта акция привела к усилению противостояния в центре Европы. Самый опасный из международных кризисов произошёл в октябре 1962г. После отражения в 1961г. попытки интервенции с территории США, опасаясь её повторения, правительства СССР и Кубы решили разместить на Кубе советские баллистические ракеты с ядерными боеголовками. Мир был поставлен на грань войны. В этих условиях обе стороны проявили реализм и способность идти на компромиссы. СССР вывел с Кубы ракеты, США сняли блокаду и согласились в виде компенсации ликвидировать свои ракетные базы в Турции. В 1964г. началось крупномасштабное военное вмешательство США в Юго-Восточной Азии, переросшие в открытую интервенцию против Вьетнама, продолжавшуюся до 1973г. Неоднозначно развивались и отношения внутри так называемого „социалистического лагеря”. Политика противостояния двух блоков приводила к стремлению подавить всякое инакомыслие. На словах провозглашались необходимость учёта национальной специфики, суверенность социалистических государств, на деле же проводился сталинский принцип „кто не с нами, тот против нас”, навязывалась административно-бюрократическая модель общественного устройства, любая попытка вести самостоятельную политику рассматривалась как попытка измены делу социализма. В начале 60-х годов развернулась полемика с Югославией, руководство которой обвинялось в „ревизионизме”. Не все страны согласились с выводами ХХ съезда, критикой сталинизма: на сталинских позициях оставались руководители Китая, Албании, Северной Кореи. В 1962 г. полемика с албанской партией труда привела к разрыву межгосударственных отношений. С 1963г. усилились трения между КПСС и КПК, что привело к ухудшению межгосударственных отношений и даже к вооружённым столкновениям на границе весной и летом 1969г. С другой стороны, правительство Чехословакии, взявшее курс на последовательную демократизацию общества, внедрение элементов рыночной экономики, построение „социализма с человеческим лицом”, пошло по этому пути значительно дальше, чем позволяли рамки так называемого „социалистического пути развития”. Это вызывало резкое недовольство руководства СССР. В 1968г. была предпринята интервенция объединённых вооружённых сил Варшавского Договора для наведения порядка в Чехословакии. То, что в 1956г. в Венгрии было крайней мерой, вызванной чрезвычайными обстоятельствами, теперь превращалось в норму взаимоотношений между социалистическими странами. Ввод войск в Чехословакию привёл к падению не только авторитета СССР, но и популярности коммунистических идей. У части населения социалистических стран возникли устойчивые антисоветские настроения. В 60-е годы окончательно рухнула колониальная система. Освободившиеся страны стали играть всё большую роль в мировой политике. Советский Союз проводил активную политику сотрудничества с развивающимися странами, поддерживал наиболее радикальные режимы, провозглашавшие курс „социалистической ориентации”. Эта политика вызывала негативную реакцию Запада, рассматривавшего её как попытку распространить советскую систему на весь мир. Ареной противоборства двух блоков становились азиатский и африканский континенты. С 1970г. начинается период, вошедший в историю как период разрядки международной напряжённости. В потеплении международного климата были заинтересованы не только Запад, но и Восток. В конце 69-х гг. капиталистические страны были охвачены энергетическим кризисом – появилась заинтересованность в развитии торговых взаимоотношении с СССР, крупнейшим производителем нефти и газа. США глубоко увязли в Индокитае. Им необходимо было посредничество Советского Союза, чтобы уйти от туда с наименьшими потерями. Советский Союз, находясь перед лицом нарастающей угрозы со стороны Китая, также был заинтересован в улучшении отношений с Западом. Продажа нефти и газа позволяла развивать взаимовыгодную торговлю со странами Европы. Наконец и на Востоке, и на Западе росло понимание недопустимости ядерной войны, ширилось антивоенное движение, с которым правительство не могло не считаться.

В 70-е годы были подписаны ряд соглашений, понизивших опасность ядерной войны, оздоровивших международную обстановку (1972г. – Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО); Соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1); 1973г. – Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны; 1974г. – договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и др.). Эти соглашения не означали прекращения гонки вооружений. Они лишь отсекали её некоторые, наиболее опасные направления. Значительный шаг был сделан в области обеспечения европейской безопасности. В течение 25 лет после войны не было мирного договора между СССР и Германией, правительство ФРГ не признавало происшедших в результате войны территориальных изменений, требовало возвращения к границам 1937г. В 1970г. были подписаны договоры ФРГ с СССР, Польшей, Чехословакией. В 1971г. – четырёхстороннее соглашение СССР, США, Англии, Франции по Западному Берлину. Тем самым был ликвидирован очаг напряжённости в центре Европы. Наметились тенденции распространения процесса разрядки и на другие континенты. В 1973 году было заключено соглашение о прекращении войны восстановлении мира во Вьетнаме. Был ликвидирован очаг войны в Юго-Восточной Азии. После падения последнего фашистского режима в Португалии получили независимость Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау, в течение долгих лет ведущие войну за независимость. Расширились торгово-экономические взаимоотношения СССР с развитыми капиталистическими странами. Их удельный вес во внешнеторговом обороте СССР вырос с 15% в 1960г. до 33,6% в 1980г. Кульминацией разрядки явилось проведение в августе 1975г. Совещания глав правительств 33-х европейских государств, США и Канады, в результате которого был подписан Заключительный акт, регламентирующий основные принципы взаимоотношений между государствами (мирное сосуществование, уважение суверенитета всех государств, незыблемость существующих границ, неприкосновенность личности). Однако и в годы разрядки противостояние двух военно-политических лагерей продолжалось, невиданный масштаб приняла гонка вооружений. В экономике СССР резко усилились позиции военно-промышленного комплекса. Был выдвинут лозунг „Создание и поддержание военно-стратегического паритета”, равенства с США по всем видам вооружений. 70-е годы были периодом самых интенсивных советских усилий в создании и накоплении всех видов вооружений. СССР фактически превзошёл США по численности армии, количеству танков, самолётов, подводных лодок, стратегических ракет. „Эта политика подрывала доверие к нам западных партнёров и самым катастрофическим образом отражалась на нашей экономике”. США превосходили СССР по валовому национальному продукту в 3-4 раза, а затраты на вооружение были равноценны. Не всегда продуманной была политика в отношении стран „третьего мира”. Военно-блоковая логика, стремление увеличить число союзников привели к неразборчивости в выборе политических партнёров, к установлению союзнических отношений с режимами диктаторского типа (Ирак, Сирия, Ливия, Эфиопия). Следует отметить, что такую же блоковую политику проводили и США, поддерживая антидемократические режимы, провозглашавшие антикоммунистические и антисоветские ориентиры. Эти действия порождали бесчисленные конфликты, дестабилизировали разрядку, возрождали атмосферу противостояния. К концу 70-х годов изменилась и экономическая ситуация. В СССР замедлились темпы экономического развития. В торговле с Западом наша страна всё чаще выступала в роли отсталой страны „третьего мира”, продающей сырьё и энергоносители в обмен на машины и оборудование, потребительские товары и продукты питания. За период 1970-1985гг. доля топлива и энергоносителей в экспорте СССР выросла с 15 до 52,7%, а экспорт машин и оборудования упал с 21,5 до 13,9%. Страны Запада постепенно переходили на энерго- и ресурсосберегающие технологии, их заинтересованность в торговле с СССР начала падать. Начало резкому обострению международной обстановки, возвращение к политике „холодной войны” положило решение о вводе советских войск в Афганистан в 1979г. для оказания помощи афганской революции. Это авантюристическое решение привело к десятилетней интервенции, стоившей нам 15 тысяч жизней и миллиардных затрат. Оно было однозначно воспринято на Западе как отказ от разрядки. США отказались ратифицировать договор ОСВ-2, подписанный в 1979г., предприняли экономические санкции против СССР, бойкотировали Московскую олимпиаду. Советскую интервенцию осудила Генеральная Ассамблея ООН. „Вводя войска в Афганистан, где не было угрозы со стороны НАТО, Советский Союз оказался в глазах мирового сообщества державой, вмешавшейся в чисто внутренний конфликт в суверенном государстве во имя своих интересов. Угрозу в действиях СССР увидели Китай, Иран, Пакистан. Советский Союз оказался в международной изоляции”. В то же время было принято непродуманное решение о модернизации советских ракет среднего радиуса СС-20, направленных против Западной Европы, об оснащении их разделяющимися самонаводящимися головками. В ответ западноевропейские страны обратились к США с просьбой разместить в Европе американские ракеты среднего радиуса. Советский Союз разместил в свою очередь тактические ракеты с ядерными боеголовками в ГДР и Чехословакии. Милитаристские тенденции возобладали и на Западе. Президент Рейган взял курс на жесткую конфронтацию с СССР. Была выдвинута доктрина „ограниченной ядерной войны”, предусматривающая нанесение первого обезоруживающего удара по пусковым установкам ракет и центрам управления. Развернулись работы по созданию системы противоракетной космической обороны (СОИ). Гонка вооружений набирала новый виток, грозила принять непредсказуемые масштабы. К началу 80-х годов политика противостояния двух блоков зашла в тупик. Развернувшаяся гонка вооружений разорила страну. Необходимы были решительные перемены.

 

1.3 Окончание „холодной войны”

 

В апреле 1985г. руководителем страны стал М.С. Горбачёв. К этому времени стало ясно, что как внешняя, так и внутренняя политика страны зашла в тупик. Необходимо было срочно менять ориентиры. Во внешнеполитической деятельности была выдвинута концепция „нового политического мышления”. Её основные положения были сформулированы в 70-х – начале 80-х гг. движением „зелёных”, в работах А.Д. Сахарова и др. после ХХVII съезда КПСС (1986) эта концепция была официально взята на вооружение партией и правительством. Суть ее в том, что в связи с развернувшейся в мире научно-технической революцией коренным образом изменились реалии всего общественного развития. С одной стороны, возможности человечества неизмеримо возросли – появились шансы ликвидировать большинство болезней, устранить тяжелый физический труд. С другой стороны, появились новые глобальные проблемы, ставящие под угрозу само существование человечества. В середине 80-х гг. в арсеналах ядерных держав находилось более 50 тыс. ядерных боеголовок общей мощностью более 13 тыс. мегатонн. Накопленный ядерный потенциал позволял уничтожить все живое на Земле от 10 до 15 раз. Исследования показали, что в ядерной войне не может быть победителей. Даже если бы агрессору обезопасить себя от ответного удара, он все равно погиб бы от последствий своего собственного – радиации, выбросов пепла в верхние слои атмосферы и др. Ядерная война, таким образом, превращалась бы в коллективное самоубийство, а, следовательно, изготовление, накопление и испытание ядерного оружия становилось бессмысленным. Невозможной в современных условиях становится и широкомасштабная „обычная война”. В случае даже неядерного конфликта разрушение ядерных реакторов, а их в Европе свыше 200, а в мире около 20 тыс., вызвало бы последствия, сопоставимые с ядерной войной. Все большую опасность для человечества представляет состояние окружающей среды. В атмосферу ежегодно выбрасывается 250 млн. т. пыли, 20 млрд. т. окиси углерода, окислов азота, двуокиси серы и других вредных веществ. Идет интенсивное разрушение озонового слоя, защищающего Землю от солнечной радиации. Уничтожено 40% тропических лесов, на 25% за последние 30 лет выросло содержание в атмосфере углекислого газа. Состояние окружающей среды вызывает появление новых болезней. Однако любые меры по защите природы могут быть эффективны только если принимаются совместно, всеми странами мира. Рост численности населения планеты привел к резкому обострению продовольственной проблемы. Ежегодно в мире от голода умирает 50 млн. человек – столько же, сколько погибло за годы второй мировой войны. Решить проблемы голода можно только совместными усилиями всех стран.

Все эти глобальные проблемы, угрожающие самому существованию цивилизации, невозможно решить в условиях противостояния. На первый план вышли интересы не отдельных классов, народов, государств, а проблемы общечеловеческие. Спасти себя от самоуничтожения цивилизация может лишь объединив усилия и ресурсы всех стран. Новое политическое мышление ставит во главу угла задачи обеспечения выживания человечества, сохранения жизни на Земле. Суть его – признание приоритета общечеловеческих ценностей над всеми остальными – классовыми, национальными, государственными; конструктивное, равноправное взаимодействие государств и народов в масштабах всей планеты. Исходя из этого основным направлением деятельности Советского правительства стала борьба за прекращение гонки вооружений, за разоружение и мир. В заявлении Правительства СССР от 15 января 1986г. была выдвинута программа поэтапной ликвидации ядерного оружия к 2000г. Раз применение ядерного оружия невозможно, то вполне логично ставить вопрос о его ликвидации. Это предложение было воспринято на Западе как чисто пропагандистское. Поворотным пунктом в мировой политике явилась встреча президента Р. Рейгана и Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва в Рейкъявике в октябре 1986г. впервые конкретно обсуждались проблемы ликвидации ядерного оружия. СССР внес предложение о ликвидации ракет среднего радиуса действия, о 50% сокращении стратегических ракет, о контроле за ядерными испытаниями, о недопущении милитаризации космоса. Все эти вопросы планировалось решать в комплексе. По первым двум проблемам соглашение было достигнуто, по третьей СССР согласился допустить международный контроль за испытаниями на своей территории. Тем самым этот вопрос, бывший камнем преткновения много лет, был снят. Однако переговоры зашли в тупик по вопросу о недопущении милитаризации космоса – Рейган не хотел отказываться от программы стратегической оборонной инициативы (СОИ). Соглашение в Рейкьявике подписано не было. Правительство СССР продолжало поиск компромиссного решения. В Заявлении М.С. Горбачева от 1 марта 1987 года было выдвинуто предложение – выделить проблему ракет средней дальности в Европе из блока вопросов и заключить по ней отдельное соглашение. Соглашение было подписано во время визита М.С. Горбачева в США в декабре 1987 года. По этому соглашению СССР ликвидировал 826 ракет средней дальности и 926 ракет меньшей дальности; США – 689 РСД и 170 РМД. Историческое значение этого соглашения трудно переоценить. Хотя сокращено было менее 5% ядерных арсеналов СССР и США, но впервые за всю историю международных отношений было заключено соглашение о ликвидации целого класса ракетно-ядерных вооружений. В июле 1991 года во время визита президента Д. Буша (старшего) было подписано новое соглашение – о 40-процентном сокращении стратегических вооружений СССР и США. После распада СССР линию на ликвидацию ядерных вооружений продолжило правительство России. Во время визита в США президента Б.Н. Ельцина в июне 1992 года было достигнуто соглашение о сокращении стратегических вооружений России и США к 2000 году более, чем в 3 раза (с 21 тыс. боеголовок до 6-7 тыс.). Россия в одностороннем порядке обязалась снять с боевого дежурства ракеты СС-18, основу советского стратегического потенциала. Этот смелый шаг означал, по существу, отказ от военно-стратегического паритета, полностью был выдержан в духе нового мышления. В январе 1993 года во время визита Д. Буша в Россию был подписан новый договор о взаимном сокращении ядерных боезарядов до 3-3,5 тыс. Одновременно активизировались переговоры по сокращению обычных вооружений в Европе. СССР в одностороннем порядке принял решение о сокращении вооруженных сил на 500 тыс. чел. Начался вывод военных войск из Венгрии, Чехословакии, ГДР, Монголии. Новое политическое мышление сыграло решающую роль в ликвидации ряда очагов международной напряженности, локальных конфликтов. В мае 1988 года начался вывод советских войск из Афганистана. Он был полностью завершен 15 февраля 1989 года. Советская дипломатия приложила много усилий для ликвидации очагов войны в Камбодже и Анголе, созданий там коалиционных правительств. Важнейшим ее достижением стала нормализация отношений с Китаем. Отношения между нашими великими державами испортились в 60-е годы и продолжали стабильно оставаться плохими. Дело доходило до вооруженных конфликтов. Переговоры с КНР велись много лет, но правительство Китая выдвигало в качестве условий нормализации отношений вывод советских войск из Афганистана и Монголии, вывод вьетнамских войск из Камбоджи. Теперь эти требования были выполнены. В мае 1989 года М.С. Горбачев посетил Китай. Это был первый визит советского лидера за 30 лет. В ходе визита был подписан ряд соглашений об экономическом и культурном сотрудничестве.

В 1989 – 1990 гг. произошли кардинальные изменения в странах Восточной Европы. В декабре 1990 г. в Румынии в результате вооруженного восстания был свергнут режим Чаушеску. Была создана многопартийная система. Президентом стал Ион Илиеску.

В декабре 1989 года объявила о своем самороспуске социалистическая единая партия Германии. На ее основе была создана новая партия – партия демократического социализма. В марте 1990 г. в стране были проведены многопартийные выборы, победу на которых одержал блок консервативных партий. Начались переговоры об объединении Германии, завершившиеся в ноябре 1990 г. вхождением бывшей ГДР в состав ФРГ.

В октябре-ноябре 1989 г. в Чехословакии прошли массовые демонстрации с требованием демократических реформ, вошедшие в историю под названием „бархатной революции”. В декабре были проведены многопартийные выборы, победу на которых одержало оппозиционное движение Гражданский форум. Его лидер В. Гавел стал президентом страны.

В Польше летом 1989 года прошли многопартийные выборы, победу на которых одержал оппозиционный блок „Солидарность”. Этот блок сформировал первое в послевоенной Польше некоммунистическое правительство. В декабре 1990 г. президентом был избран руководитель „Солидарности” Лех Валенса.

В Венгрии в 1989 г. была распущена социалистическая рабочая партия, стоявшая у власти. Вместо нее была создана новая левая партия – социалистическая. Были созданы новые партии – демократический форум, союз свободных демократов, партия мелких хозяев и др. Были проведены выборы в Государственное собрание, на которых победу одержал блок демократического форума и свободных демократов, который и сформировал новое правительство. В ноябре 1989 г. массовые антиправительственные демонстрации прошли в Болгарии. Они привели к отставке правительства Т. Житкова. Он был исключен из партии и отдан под суд. Но и это не помогло коммунистам удержаться у власти. Было создано коалиционное правительство всех политических сил под руководством Желева. В Югославии падение коммунистического режима привело к развалу страны. Входившие ранее в федерацию Хорватия и Словения объявили себя независимыми республиками, Сербия и Черногория остались в составе Югославии, в Боснии и Герцеговине развернулись военные действия между сербской, хорватской и мусульманской общинами на национальной почве.

Таким образом, в один год рухнули партийно-государственные структуры в странах Восточной Европы. Модель государственного устройства, навязанная этим странам в конце 40-х годов и бывшая копией сталинской командно-административной системы, не учитывала специфики этих стран, была им чужда. Экономический кризис второй половины 80-х годов еще раз показал ее неэффективность, показал пагубность изоляции от развитых стран, привел к осознанию необходимости перемен. С падением коммунистических режимов прекратился и раскол мира на два противостоящих друг другу лагеря. В 1991 году был распущен Совет экономической взаимопомощи, прекратил свое существование Варшавский договор. Еще более резко ситуация в мире изменилась после распада СССР. До 1991 года в мире существовало равновесие сил, основанное на страхе. Этот страх обеспечивал монолитное единство как восточного, так и западного блоков. Теперь равновесие в мире нарушилось, вместо двухполюсного мира образуется многополюсный. История, как процесс противостояния двух систем, закончилась, но на смену старым противоречиям пришли новые. Вместо бывшего СССР образовались 15 новых государств, четыре из которых имеют на своей территории ядерное оружие. Начался процесс создания национальных армий, раздел вооружений. Возникли новые очаги напряженности, споры о границах, локальные конфликты, могущие перерасти в новую войну (Карабах, Южная Осетия, Приднестровье, Абхазия, Средняя Азия). После вывода советских войск не прекратился конфликт в Афганистане. Он перерос в межнациональные столкновения. Боевые действия между различными национальными группировками перекинулись через границы бывшего СССР, охватили Таджикистан. Возник опаснейший очаг войны на территории бывшей Югославии. Не надо забывать, что именно из Боснии началась первая мировая война. Распалась на два государства Чехословакия.

Несмотря на окончание „холодной войны” и прекращение противостояния, говорить о смягчении международной обстановки и победе нового мышления пока преждевременно. Возможно, и вполне реально новое обострение напряжения, вплоть до широкомасштабных конфликтов. Война в Ираке, начавшаяся 19 марта 2003г, реальное тому подтверждение.


Глава 2. „Горячие” точки „холодной войны”

Для „холодной войны” было характерно появление „горячих” точек. Каждый локальный конфликт выносился на мировую арену, благодаря тому, что противники по этой войне, поддерживали противоборствующие стороны. Об этих конфликтах очень много разных суждений.

Корейская война

 

В 1945 г. советские и американские войска освободили Корею от японской армии. К югу от 38 – ой параллели расположились войска США, к северу – Красная армия. Таким образом, Корейский полуостров оказался разделённым на две части. На севере к власти пришли коммунисты, на юге – военные, опиравшиеся на помощь США. На полуострове образовалось два государства – Северная Корейская Народно – Демократическая Республика (КНДР) и Южная Республика Корея. Руководство Северной Кореи мечтало объединить страну, пусть даже и силой оружия. В 1950 г. руководитель КНДР Ким Ир Сен посетил Москву и заручился поддержкой СССР. Планы „военного освобождения” Южной Кореи были также одобрены китайским руководителем Мао дзэ Дуном. 25 июня 1950 г. северокорейская армия двинулась на юг страны. Её наступление было столь мощным, что уже через три дня она захватила столицу – город Сеул. В дальнейшем продвижение армии КНДР несколько замедлилось, но уже к середине сентября почти весь полуостров находился в их власти. Казалось, что от победы их отделяет всего лишь одно решающее событие. Но уже 7 июля Совет Безопасности ООН проголосовал за то, чтобы направить международные войска на помощь Южной Корее. И вот в решающий момент войска ООН (в основном американские) пришли на помощь южанам. Они развернули мощное наступление на Север с того пяточка, который всё ещё находился в руках южнокорейской армии. Одновременно была произведена высадка войск на западное побережье, рассекавшая полуостров пополам. События стали развиваться с той же быстротой, но уже в обратную сторону. Войска ООН заняли город Сеул, перешли 38–ую параллель и продолжили наступление на КНДР. Северная Корея находилась на грани полной катастрофы, когда в дело неожиданно вмешался Китай. Китайское руководство предложило, не объявляя США войну, послать на помощь Северной Корее войска. В Китае их официально называли „народными добровольцами”. В октябре около миллиона китайских солдат перешли пограничную реку Ялуцзян и вступили в сражение с американцами. Вскоре фронт выровнялся вдоль 38 – ой параллели. Война продолжалась ещё три года. Во время американского наступления в 1950 – м г. Советский Союз перебросил на помощь Северной Корее несколько авиационных дивизий. Американцы существенно превосходили китайцев в технике. Китай нёс тяжёлые потери. 27 июля 1953 г. война закончилась перемирием. В Северной Корее осталось у власти дружественное СССР, а в Китае правитель Ким Ир Сен принял почётное звание „великого вождя”.

Берлинский кризис

 

В 1955 г. окончательно оформился раздел Европы между Востоком и Западом. Однако чёткая граница противостояния разделила Европу ещё не до конца. В ней оставалось одно незакрытое „окно” – Берлин. Город оказался разделённым пополам, причём Восточный Берлин являлся столицей ГДР, а Западный Берлин считала своей частью ФРГ. Два противоположных общественных строя уживались в пределах одного города, при этом каждый берлинец мог беспрепятственно попасть „из социализма в капитализм” и обратно, перейдя с одной улицы на другую. Ежедневно эту невидимую границу пересекали в обе стороны до 500 тысяч человек. Многие восточные немцы, пользуясь открытой границей, навсегда уезжали на Запад. Ежегодно так переселялись тысячи людей, что весьма беспокоило восточногерманские власти. Да и в целом открытое настежь окно в „железном занавесе” совершенно не соответствовало общему духу эпохи. В августе 1961 г. советские и восточногерманские власти приняли решение закрыть границу между двумя частями Берлина. Напряжение в городе росло. Западные страны выразили протест по поводу разделения города. Наконец в октябре противостояние достигло высшей точки. У Бранденбургских ворот и на Фридрихштрассе, возле главных пропускных пунктов, выстроились американские танки. Им навстречу вышли боевые советские машины. Более суток танки СССР и США простояли с нацеленными друг на друга орудиями. Периодически танкисты включали моторы, как бы готовясь к атаке. Напряжение несколько разрядилось лишь после того, как советские, а вслед за ними американские танки отошли на другие улицы. Однако окончательно западные страны признали раздел города только спустя десять лет. Его оформило соглашение четырёх держав (СССР, США, Англии и Франции), подписанное в 1971 г. во всём мире возведение Берлинской стены восприняли как символическое завершение послевоенного раздела Европы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: