СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Фигуры речи – особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность
НАЗВАНИЕ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ПРИМЕРЫ |
ИНВЕРСИЯ | Нарушение прямого порядка слов. Правилами грамматики установлен следующий порядок слов (прямой). Для главных членов: 1) подлежащее + сказуемое (мы идём) 2) согласованное определение + определяемое слово (красная роза); 3) обстоятельство образа действия + сказуемое (звонко петь) | Не верю яв добрые помыслы нынешних новых русских. Вышел месяц ночью тёмной,одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные,на деревни дальние,на деревни ближние. Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя. |
ГРАДАЦИЯ А) ВОСХОДЯЩАЯ Б) НИСХОДЯЩАЯ | Расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию их значения (смыслового или эмоционального). Цепь понятий или определений с постепенным возрастанием значимости. Цепь понятий или определений с постепенным убыванием значимости. | Ведь и правда: что толку в смелости, в бесстрашии, в беззаветной храбрости,если за ними не стоит совесть?! Нехорошо, недостойно, глупо и гадкосмеяться над увечным человеком. |
АНАФОРА | Повторение слов или словосочетаний в начале предложения. | Руки опускаются, когда человек читает в газетах одно, а в жизни видит другое. Руки опускаются от постоянной неразберихи, бесхозяйственности. Руки опускаются,когда ты видишь, что вокруг тебя никто ни за что не отвечает. |
ЭПИФОРА | Одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия. | Как французы повлияли на Пушкина – мы знаем.Как Шиллер повлиял на Достоевского – мы знаем.Как Достоевский повлиял на всю новейшую мировую литературу – мы знаем. |
КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТЫК | Повтор слова в середине фразы или на стыке двух предложений | О весна без конца и без края, без конца и без края мечта. |
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ РИТМИКО- СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ | Одинаковое (параллельное) построение нескольких рядом расположенных предложений, абзацев. Чередования и повторения, объединённые с ритмом | Что такое канцелярит? Это вытеснение глагола,то есть движения, действия, причастием, деепричастием, а значит – застойность, неподвижность. Это нагромождение существительныхв косвенных падежах, чаще всего длинные цепи существительных в одном и том же падеже – родительном, так что уже нельзя понять, что к чему относится и о чём идёт речь. Это вытеснение активных оборотовпассивными, почти всегда более тяжёлыми, громоздкими. Ай по морю, по синему, волна бьёт, Ай по полю, полю чистому, орда идёт. |
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫПРЕДЛОЖЕНИЯ | Средство выразительности, позволяющее А) подчеркнуть различные качества чего-либо Б) увидеть динамику действия В) в деталях увидеть, услышать, понять что-либо | Зал полон людьми старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными. |
ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ | Форма речи, при которой автор как бы делает читателя своим собеседником, привлекает его к обсуждению важных вопросов, заставляет задуматься над ними. | Многие считают, что бороться с проявлениями фашизма – дело правоохранительных органов. Ну а мы-то сами? Пешки что ли? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств?Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится – это задача нас всех. |
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС | Выражение утверждения в вопросительной форме | Что день грядущий нам готовит? |
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ | В форме обращения к кому-либо или чему-либо выражается отношение автора к тому, о чём он говорит. | И вы, душевно убогие вандалы, тоже кричите о патриотизме? О жизнь моя! Судьба моя!Как трагичны вы и прекрасны! |
РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ | Выражение утверждения в восклицательной форме. | Какая магия, доброта, свет в слове учитель! И как велика его роль в жизни каждого из нас! |
АНТИТЕЗА | Резкое противопоставление понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Часто создаётся с помощью антонимов. | Ты и убогая,Ты и обильная,Ты и могучая,Ты и бессильная,Матушка-Русь! Безумный безудержДостоевского – и мощный замедленный ритмТолстого. |
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ | Намеренное дробление предложения на значимые смысловые части. | Жил в Германии хрупкий болезненный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений.И только за роялем он преображался. Звали его Моцарт. |
ВВОДНЫЕ КОНСТРУКЦИИ | Слова и словосочетания, грамматически не связанные с предложением, не являющиеся его членами и как бы вклинивающиеся в его состав. С их помощью передаётся субъективное отношение говорящего к сообщаемому. | Стало быть, по-вашему,физическим трудом должны заниматься все без исключения? Она была красивая и, что ещё важнее,умная женщина. |
ЭЛЛИПСИС | Пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого, в стилистических целях | Тёркин мой – к огню поближе… Я за свечку, свечка – в печку… Мы сёла – в пепел, грады – в прах! |
УМОЛЧАНИЕ | Незаконченное высказывание, используется для выражения напряжённой взволнованной речи | Я страдал… Я хотел ответа… Не дождался Уехал.. |
ПЕРИОД | Синтаксическая структура, в которой 1-я часть – эпическое повествование, 2-я – вывод. | Если есть в человеке, в душе его такие понятия, как совесть, долг, нравственность, правда и красота, если хоть в малой степени есть, - то не заслуга ли это в первую очередь художественной литературы? |
ОКСЮМОРОН | Контрастное сочетание слов противоположных по смыслу | Сладостные мучения, живой труп, звонкая тишина, горячий снег |
ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
1. Аллитерация – повторение согласных звуков
Я в о л ьный в етер, я в ечно в ею,
В о л ную в о л ны, л аскаю и в ы.
Вв ет в ях в здыхаю, в здохну в, немею,
Л е л ею тра в ы, л е л ею ни в ы.
Повторение [л, л’] и [в, в’] создает образ ветра, дуновение которого ощущаешь почти физически.
2. Ассонанс – повторение гласных звуков
Быстро леч у я по рельсам ч у г у нным,
Д у маю д у м у свою.
Повторяется звук [у], создавая впечатление гудящего мчащегося поезда.
М е ло, м е ло по вс е й з е мл е
Во вс е пр е д е лы,
Св е ча гор е ла на стол е.
Св е ча гор е ла.
Ассонанс на [э] сочетается с аллитерацией на [ м] [л] [в] [с]. Что создает особую музыкальность поэтических строк.
3. Звукоподражание – употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого предмета.
О тт о п о т а ко п ы т, п ыль п о п олю ле т и т.