Дидактический эпос Гесиода




Эпос Гесиода по содержанию, характеру, направленности отличен от гомеровского. Его называют дидактическим, т.е. поучительным. Он ставил целью в наглядной стихотворной форме донести определенные воззрения, преподать мораль.

Поэма Гесиода «Труды и дни» написана как своеобразное увещевание, адресованное брату с надеждой направить его на путь добродетели. Но значение, конечно много шире. Свою задачу автор определяет: «Говорить правду».

В поэме выражено убеждение о том, что человечество движется в сторону регресса: все деградирует в материальном и духовном плане. Гесиод не без горечи смотрит на мир. И выход видит исключительно в честном труде. Поэма Гесиода – одно из первых произведений мировой литературы, воздававших хвалу труду. И это глубоко поучительно. В поэме мы видим ряд практических советов относительно того как надо работать, чтобы обрести богатство. Увещевая нерадивого брата, Гесиод развертывает емкую картину «дел полевых», сельскохозяйственных работ в разное время года, описывается изготовление сельскохозяйственных орудий, уход за домашними животными, обработка почвы, выращивание виноградных лоз, и многое другое. Может возникнуть впечатление, что это зарифмованный учебник по агротехнике. Отнюдь нет! Гесиод, прежде всего художник.

Каковы же «рекомендации» Гесиода? Всегда иметь запасы. Стараться поддерживать добрые отношения с соседями, иметь рабочий скот на готове. Так же даются объяснения, когда сеять и убирать урожай, каким способом окучивать и подрезать виноградную лозу, в какую погоду отправляться в путь, как ориентироваться по звездам.

Поэма Гесиода, пусть и лишенная гомеровской пышности, пользовалась славою ввиду обилия ценных практических советов и сведений.

Лирическая поэзия

Слово «лирика» в античности означало поэзию, назначавшуюся для пения, в сопровождении музыкального инструмента лиры или кифары.

Важнейшими лирическими жанрами были элегия и ямб, оба они восходили к фольклорному песенному творчеству. Элегии исполнялись на пирах, народных сходках, иногда содержали призыв.

Ямб восходил к песням, исполняемым на земледельческих празднествах, для которых был характерен разгул, стихия брани и злословия.

К лирической поэзии относится и эпиграмма (от греч. надпись) законченное короткое стихотворение, посвященное какому-либо лицу или событию. Кроме того, бытовала эпитафия, надпись на надгробном памятнике.

В VII-VI вв. до н.э. в Греции творили около десятка блистательных поэтов. Первым в этом списке должен быть назван Архилох. Наиболее интересно Архилох работал как мастер ямба.

Архилох первый греческий поэт, в творчестве которого тема любви звучит горестно, даже трагически, поэт первым выразил противоречивую природу неразделенной страсти, когда от «любви до ненависти рукой подать». Пройдут годы, и прославленный римский лирик Катулл выскажет сходные чувства в знаменитой поэтической формуле «и ненавижу и люблю». Архилох подкупает искренностью и безоглядной откровенностью, на которую способна крупная личность и большой талант.

Значение поэта для поэзии эллинов – трудно переоценить. Архилоха считают вершиной эллинской лирики, подобно тому, как Гомера вершиной эллинского эпоса.

Мастером элегии по праву считался Тиртей. Это один из немногих известных нам поэтов спартанцев, постоянно взывавший к отваге и стойкости, явился создателем маршевых песен, т.н. эмбатерий. Исполняя их спартанцы рвались в бой. Боевые песни Тиртея были исключительно популярны в Спарте. Устраивались даже состязания на их наиболее удачное исполнение.

Римский поэт Гораций называет Тиртея наряду с Гомером поэтом, воспитавшим в согражданах мужество. «Хрестоматийной» для поколения эллином стала крылатая строка Тиртея:

Сладко и почетно умереть за родину.

Видным поэтом-лириком был Фиогнид, живший в городе Мегара. Принадлежавший к аристократам в его стихах звучала открытая неприязнь к «черни», «подлому люду», так он называл простой народ:

Крепкой пятой придави эту чернь неразумную насмерть

Бей ее острым бодцом, шею пригни под ярмо

В элегиях Феогнида решительно отразились важные стороны современной ему общественно-политической жизни. Он осуждал жажду иных своих сограждан любым, даже противозаконным способом достичь желанного богатства. С горечью наблюдает он как прорвавшиеся к власти «народные вожди» демонстрируют свое скудоумие, некомпетентность.

Элегии Феогнида были любимы и современниками, и потомками. В одной из них Феогнид высказал мысль о том, что поэт бессмертен, если остается живим в памяти поколений.

Первая поэтесса античного мира – это Сапфо. Всеохватывающая тема ее поэзии – любовь, о которой она высказывалась с такой пронзительной откровенностью, как никто до нее. До Сапфо никто не показывал «изнутри» состояние влюбленного. Для нее любовь нередко - чувство мучительное. Оно – сродни болезни, тяжелому нездоровью. Сапфо не избегает «физиологических» подробностей, так до нее никто не писал! Ей кажется что она умирает от любви.

Ныне почием с тобой и взаимной любви насладимся.

Пламя такое в груди у меня никогда не горело

Образ поэтессы обрел почти мифологические масштабы. Он вдохновлял многих поэтов, художников, музыкантов. Ей подражали Катулл и Гораций. Так называемой сапфической строфой пользовались многие русские поэты, среди них были Блок, Брюсов, ее прославляли Анна Ахматова и Марина Цветаева.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: