Экономические факторы образования Древнерусского государства




Экономические факторы общественное разделение труда и имущественное неравенство.
Восточные славяне в V—VI вв. переживали процесс разложения первобытнообщинного строя и как следствие, возникновение имущественного неравенства и зарождения классов.
Процессы классообразования и разложения родоплеменных отношений были обусловлены переходом от присваивающей экономики к производящему хозяйству земледелию, скотоводству, металлургии и металлообработке, керамическому производству в результате изменения среды обитания: похолодание привело к исчезновению растений и животных, которыми они питались.
Смена форм хозяйства стала следствием неолитической революции, произведшей переворот в орудиях труда. Последствия этого перехода состояли в том, что человек от начала и до конца сам создавал орудие производства и орудия труда переходили в индивидуальную собственность конкретного лица. Иначе говоря, появляются орудия, позволяющие их владельцу независимо от коллектива добывать пищу.
В результате общественного разделения труда, охватившего все основные восточно-славянские племена, наряду с земледелием, развивается ремесло, все большее значение приобретает торговля, особенно внешняя, и возникает обмен результатами деятельности. Следствием экономического неравенства является изменение форм социальной организации и управления.
2 Социально-политические факторы образования Древнерусского государства
Социально-политические факторы социальное неравенство, территориальные формы коллективности, потребность в безопасности.
Процессы классообразования у славян происходили на фоне распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую соседскую, а также формирования племенных союзов.
Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии вождей, жрецов, старейшин и членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Первоначально родовая община заменяется территориальной соседской.
Соседская община характеризуется двойственностью: еще сохраняется коллективная собственность на землю, угодья, пастбища, леса, но уже появляется частная собственность на орудия труда, скот, рабов, имущественное неравенство с наследованием имущества детьми, зарождается знать.
В соседской общине формируется социальное неравенство: выделяется родовая знать, обогащавшаяся за счет эксплуатации соседей, военной добычи, торговли, а затем и использования рабского труда. Разорившиеся крестьяне попадали в зависимость к богатым землевладельцам, «большим» хозяевам боярам.
Родоплеменные вожди, военачальники, их приближенные дружинники захватывали общинные земли, насильственно взимали с населения подати дань, за долги обращали крестьян в рабство. В их руках оказывалась и значительная часть рабов из пленных.
Из родоплеменной знати и бывших богатых общинников складывается постепенно господствующий класс, эксплуатирующий не только рабов, но и рядовых крестьян-общинников. Союзы родов составили племя. Область, занятая племенем, представляла собой княжение, которое было независимо от других княжений в политическом отношении и по своей воле определяло свои связи с соседями в мирные и военные времена. Территория племени называлась землею.
В центре каждой из таких земель был город старший или «великий», которому повиновались младшие города. Для управления делами своего города вече выбирало своих людей — «старейшин». Одним из самых заметных в их среде был тысяцкий. Он начальствовал над городским ополчением, носившим название «тысячи». Ему были подчинены сотские и десятские. Когда князья были сильны и пользовались большой властью в волостях, то они назначали тысяцких.
Потестарнойдогосударственной формой социального управления славян в VII—VIII вв. была военная демократия, характерными признаками которой являлись:
участие всех членов мужчин племенного союза в решении важнейших общественных проблем

особая роль народного собрания как высшего органа власти

всеобщее вооружение населения народное ополчение.
Позже для решения какой-либо важной задачи отражения внешней агрессии или захвата новых территорий несколько племен объединялись между собой в племенной союз.
К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения.
Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. Главной военной силой и одновременно правящей социальной группой во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина. В таких союзах надобщинные военно-демократические институты власти перерастают в военно-иерархические, происходят отчуждение власти от общества, ее узурпация одним лицом или группой общинной верхушкой.
Постепенно военный предводитель союза племен превращался в правителя князя, а его приближенные становились советниками и наместниками. Дружина превращалась в войско, на которое опирался князь в осуществлении внутренней и внешней политики. Так возникает протогосударство, или государство-чифдомвождество. Оно не представляет собой институции учреждения, обеспечивающей прочность властвования и централизацию власти, действующей от имени всего населения.
Наконец, племенные союзы в военно-политических целях объединяются в еще более крупные формирования — «союзы союзов»-Центром одного из них стал Киев.
В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могутсчитаться протогосударственными объединениями: Куяба южная группа славянских племен с центром в Киеве, Славия северная группа, Новгород, Артания юго-восточная группа, Рязань.
В IX в. большая часть славянских племен сливается в территориальный союз, получивший название Русская земля. Центром объединения был Киев, где правила полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда.
В 882 г., согласно летописи, новгородский князь варяжского происхождения Олег после завоевания Киева объединил два крупнейших политических центра восточных славян — Киевский и Новгородский и образовал Древнерусское государство, перенеся столицу в Клев.
Древнерусское государство — Киевская Русь с конца IX до начала XI в. включало территории других славянских племен древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен. По своей форме это была раннефеодальная монархия. Территория Киевского государства сосредоточилась вокруг нескольких политических центров, некогда бывших племенными. К X в. племенные земли объединились под властью киевских князей.

3 Идеологический фактор образования Древнерусского государства
Идеологический фактор государственная религия как способ обретения политической идентичности.
Принятие христианства в 988 г. и его распространение по всей Киевской Руси имело первостепенную политическую важность. Речь шла о необходимости обретения в рамках культурно и этнически неоднородного государства некоего идеологического единства, которое способствовало бы утверждению власти великого князя.
Инициатива перехода в новую веру принадлежит князю Владимиру. Христианство, став государственной религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых установлений и учреждений.
Установилась церковная иерархия: в Киеве стал жить митрополит, присланный Константинопольским патриархатом. В городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы сначала их было пять. По всей Руси строились церкви и устраивались монастыри. Власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны. Церковь, получив в свое владение села, становится крупным феодалом.
Характерно то, что христианство, адаптируясь на славянской почве, использовало многие языческие празднества, получившие христианскую окраску. После принятия христианства в качестве государственной религии на Руси складываются церковные организации и юрисдикция. Духовенство делилось на «черное» монашеское и«белое» приходское. Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри.
Церковь получила право на приобретение земель, населенных деревень, на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции все дела в отношении «церковных людей», дела о преступлениях против нравственности, брачно-семейные. Таким образом, создание единой восточно-славянской государственности, как уже отмечалось, неразрывно связано с процессом этногенеза: складывания славянской народности из племен и начала становления современной нации.
На смену догосударственным формам социального управления древних славян — вождеству и военной демократии, ориентированным на естественную общность интересов, кровное родство и примитивное равенство первобытных людей, приходит политическая организация общества — государство.

4 Синтезный путь формирования и специфика Древнерусского государства
При таком пути возникновения государства происходит переход от родоплеменных отношений сразу к раннефеодальному государству под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно. Община сохраняется из-за внешней угрозы. Рабский труд не получает широкого применения из-за его неэффективности. Верхушка в лице вождя и дружины обретает богатство путём военных походов. Разорившаяся часть населения попадает под влияние богатой части, оказывается, таким образом, зависимой. В некоторых случаях на процесс образования государства оказывает решающее воздействие внешняя агрессия. Идёт активное заимствование государственности у других народов Русь — Византия, Германия — Рим.
пецифика формирования раннефеодального государства на Руси состоит в одновременном складывании политического и имущественного неравенства, лежащего в основе процесса государствообразования.
На скорость процесса формирования Древнерусского государства влияли прочность сельской общины, внешняя опасность и завоевательные войны. Специфику раннефеодальной русской государственности во многом объясняет институт полюдья, распространенный на Руси. Посредством него устанавливалась система феодальной иерархии.
Полюдье — это ежегодный объезд великим князем своей подвластной территории, «сбор одежд» очевидно, пушнины и сбыт собранных ценностей вниз по Днепру и Дону в Византию, и в земли Арабского халифата. В полюдье князь отправлялся со своей дружиной, ездовыми, с обозом, слугами, кашеварами, шорниками. Естественно, князь не мог объехать все деревни. Была отработана система сбора дани силами местных князей князей союзов, родов. Полюдье стало переходной формой к классовому обществу, и как следствие, к государственности. Полюдье ускоряло процесс закрепощения крестьян, поскольку во время объезда территории великий князь не только собирал «одежды» дань, отправлял правосудие, но и демонстрировал с дружиной свою власть.
Государства восточных славян были раннеклассовыми посвоей сущности, что означает:незрелость феодальных отношений, которые еще в полной мере не сформировались,сохранение институтов племенной демократии.
Классы только зарождались, но Родовая, военная власть, князья, дружинники и другие стремились захватить главное богатство — землю. Захватывая общинные земли крестьян и земли покоренных народов, знать не сгоняла крестьян с земли, ранее им принадлежавшей, а заставляла их платить подати, превращая в зависимое население, обязанное оброком или барщиной новому собственнику земли. Итак, процесс разложения первобытнообщинного строя у восточных славян привел к формированию феодальных отношений и созданию феодальной государственности.

5 Норманнская теория возникновения Древнерусского государства
В XVIII в. немецкие ученые Шлецер, Байер, Миллер, приглашенные для работы в Академию наук правительством Анны Иоанновны, создали свою версию происхождения Древнерусского государства и права. Она получила название норманнской теории.
В ее основу положен летописный рассказ Нестора из «Повести временных лет» о призвании варягов викингов или норманнов, т.е. выходцев из Скандинавии и Балтии, которые якобы и создали древнерусскую государственность. Норманнская концепция построена на легенде о двух героях-варягах Рюрике и Олеге, стоявших у истоков славянской государственности. Рюрик возглавил объединение славяно-финских племен и по их просьбе навел у них порядок, а Олег овладел южной Русью, отказался платить дань хазарам и совершил удачный поход на Византию.
Основываясь на высказывании Нестора о том, что «древляне, живяху звериным образом, ядяху вся не чисто…», они сделали выводы о низком уровне развития славян, о их неспособности самостоятельно создать государство. По их мнению, до пришествия варяжских князей Рюрика, Синеуса й Трувора «славяне не знали никаких искусств, а жили подобно зверям и птицам, наполнявшим их леса».
Норманнскую версию происхождения Древнерусского государства поддерживал известный русский историк Н.М. Карамзин 1766- 1826. Он аргументировал внешнее скандинавское происхождение Древнерусского государства крайне низким уровнем цивилизационного развития своих далеких предков:
«Древляне имели обычаи дикие, подобно зверям, с какими они жили среди лесов темных, питаясь всякой нечистотою…».
Опираясь на легенду о призвании варягов и свидетельства Нестора, Карамзин полагал, что древних славян всем искусствам, в том числе, и искусству государственного управления, научили варяги-скандинавы.
Несостоятельность норманнской теории была доказана еще в XVIII в. М.В. Ломоносовым, а также виднейшими отечественными В.Н. Татищев, М.М. Щербатов и зарубежными историками прошлого и современности. Источники утверждают, что задолго до времени так называемого «призвания варягов» славянами-руссами уже был образован ряд государств с центрами в Новгороде, Киеве, Смоленске, Чернигове. Следовательно, славяне имели достаточно высокий уровень социально-экономического и политического развития, который был необходим для учреждения государства.
Проявления «варварства» древних славян языческие празднества, сожжение мертвых, родственные браки, многоженство следует рассматривать как свидетельство сохранявшихся языческих, дохристианских, верований и не более того. Для эпохи языческой культуры подобное поведение не является грехом. После же принятия христианства на Руси в 988 г. мироощущение древних славян изменится и подобные деяния будут повсеместно осуждаться и запрещаться.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: