Календарный график
Выполнения научно-инновационного проекта
«Название проекта»
№ п/п | Наименование этапа выполнения проекта | Содержание выполняемых работ (ФИО исполнителей работ) | Перечень конкретных результатов, полученных в ходе выполнения этапа | Даты выполнения этапа (если этап еще не выполнен, пометить «планируется к выполнению») | Формы внедрения или апробации результатов |
выполненного 14 шрифтом через 1,5 интервала в текстовом редакторе Word. Поля 2 см по периметру листа.
Прилагаемые к работе чертежи, схемы, таблицы и иллюстрации должны быть скомпонованы также на листе формата А4. Объем иллюстративных материалов, представленных в аудио или видеозаписи, не должен превышать 7 минут. Резюме проекта предоставляется в электроном варианте на диск Р, папка «Молодежные проекты», папка «Молодая наука – 2012».
Электронные презентации оформляются в редакторе Power Point и представляются на CD-диске.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
Высшего профессионального образования
«Пятигорский государственный лингвистический университет»
Научно-инновационный проект
К вопросу о переустройстве постсоветского пространства посредством «цветных» революций
Рекомендован к участию
в итоговом этапе конкурса
« инновационный потенциал
университетской молодежи »
кафедрой (институтом) ______________
Заведующий кафедрой (директор Института, Высшей школы)
_________________ (подпись с расшифровкой)
Авторский коллектив:
Павлюкова Анастасия Александровна, 3 курс, 301т группа, ВШПУИМ,
Маркова Дарья Константиновна, 3 курс, 301т группа, ВШПУИМ
Научный руководитель:
Акопян Виктор Завенович, ученая степень, ученое звание, должность
Пятигорск
Содержание
Введение......................................................................................................................3.
1. «Цветная революция» - понятие, основные термины.........................................5.
2. Причины «цветных революций»...........................................................................9.
3. Действующие лица и главные события..............................................................16.
4. Последствия «цветных революций»
5. Заключение.
6. Библиография.
7. Приложения.
Введение.
Последнее десятилетие ознаменовалось волной «цветных» революций, прокатившихся по странам постсоветского пространства. В некоторых государствах подобные события привели к смене власти, в некоторых остались лишь попытками переворотов, вылившимися в народные итинги и антиправительственные демонстрации.
Каков же механизм возникновения таких революций? Кем они подготавливаются и финансируются?
Именно на эти вопросы, мы постарались дать ответы в данном проекте. Для начала важно понять, что такое «цветная революция», на почве чего она возникает, ну и само собой - как ее предотвратить. Разумеется, главные причины революций кроются в самом государстве, где она происходит. Значит, есть какие-то проблемы в стране, и лучшая профилактика революций - принимать продуманные и взвешенные решения по управлению государством.
Еще один способ профилактики «цветных революций», который будет раскрыт в данной работе - это прямое противодействие оппозиционным уличным демонстрациям.
Актуальность.
Исследование заложенное в рамках проекта является актуальным по трем основным причинам:
Первая причина - историческая. Так называемые «цветные» революции - свершившиеся исторические события, оказавшие значительное влияние на страны, где эти революции происходили. В этой связи - факты эти должны быть изучены и тщательно проанализированы. Прежде всего, для того, чтобы подобное никогда более не повторялось, а также, для изучения технологий проведения бескровных переворотов. В России подобные события просто необходимо изучать. Необходимость внимания к данной проблеме ярко иллюстрируется событиями 2011-2012 годов происходившими на Манежной и Болотной площадях, Садовом кольце, а также волной митингов прокатившейся по всей России.
Вторая причина - политологическая. По словам президента Фонда исторической перспективы, доктора исторических наук Нарочницкой Н.А., «почти тоталитарный диктат в Европе либертарных идеалов и объявление «не политкорректными» консервативных и христианских суждений о морали, гуманитарные интервенции при переходе в XXI век, поощрение целой серии цветных революций, которые во всем мире еще двадцать лет назад именовались бы государственными переворотами, вмешательство иностранных участников в конституционные процессы страны - все это свидетельствует о глубоком кризисе самой концепции демократии, об очевидном распаде ее классических интерпретаций. Нарочницкая Н.А. Оранжевые сети: от Бишкека до Белграда. СПб. Алетейя, 2008, с. 5. Более того, тот факт, что «цветные революции» стали возможны, говорит о неэффективности института выборов как одной из основных процедур демократии.
И наконец, рассмотрим третью причину - психологическую. «Цветные революции» показали, что сознательная и продуманная манипуляция сознанием людей с помощью СМИ — мощный и эффективный инструмент влияния в современном мире. В странах Запада подобный способ манипуляции используется уже не первое десятилетие, однако для стран постсоветского пространства и бывшего социалистического лагеря этот способ относительно новый, а раз так - то и более эффективный. Информационная война на фоне событий 2008 года в Южной Осетии является ярким примером подобного психологического давления. Во время первых дней конфликта, со стороны Западных СМИ, в сторону России посыпались обвинения в агрессии. Это привело к осуждению России общественным мнением стран Западного Мира.
Предмет. Основным предметом проекта является исследование «цветных» революций, технологий их подготовки и проведения, действующих лиц и последствий.
Цели. Основная цель проекта — раскрытъ сущность «цветных» революций, продемонстрировать их опасность и показать пути предотвращения. Также мы считаем необходимым провести сравнительный анализ между событиями в 1991 году, которые привели к распаду СССР и, по словам главного научного сотрудника аналитического центра РАН Кара-Мурзы С.Г., «были хорошо продуманным преступлением, которое сбросило Россию в самый глубокий и затяжной кризис из известных в истории Нового времени» Кара-Мурза С.Г. Анти-советский проект. М., Алгоритм. 2009. с. 5., и событиями в первой половине 2000-х годов в Югославии и странах постсоветского пространства, которые вошли в историю как «цветные революции».
Цветная революция» - понятие, основные термины.
Прежде чем оценивать данные события и проводить детальный анализ по заданной теме, необходимо понять, что же такое «цветная революция».
Понятие революция происходит от латинского слова revolutio (поворот, переворот, превращение, обращение) - радикальное, коренное, глубокое качественное изменение общества или познания, сопряженное с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Как термин «цветная революция» появляется только в начале 2000-х годов. Не стоит путать с «бархатной революцией». К «Бархатной революции», в более узком понятии, относят процесс смены коммунистического режима в Чехословакии в 1989 году. Однако в более широком понятии, к «бархатным революциям» относят все события в странах Восточной Европы и Монголии, в ходе которых в 1989--1991 годах были ликвидированы политические режимы советского типа.
Сегодня «цветными революциями» называют смену правящих элит, в результате изменения политического режима без военного участия в том случае, если революция достигает своей цели. «Цветная революция» подразумевает серию массовых уличных беспорядков и протестов населения, при поддержке зарубежных неправительственных организаций.
В настоящее время нет единого мнения по вопросу о том, какое именно событие можно считать «цветной революцией». К примеру, «Бульдозерная революция» в Югославии, «Революция роз» в Грузии, «Оранжевая революция» на Украине и «Тюльпановая революция» в Киргизии - официально считаются цветными революциями. Нарочницкая Н.А. Оранжевые сети: от Белграда до Бишкека. СПб. Алетейя, 2008, с. 23. Ряд исследователей идут дальше и возводят понятие цветной революции к португальской «Революции гвоздик», когда 25 апреля 1974 года был совершен переворот левого толка, в Лиссабоне в Португалии, который изменил режим правления с фашистской диктатуры на либерально-демократический строй. Суханов В. И. «Революция гвоздик» в Португалии: Страницы истории. М. «Мысль», 1983, с.11. Однако последний пример не может быть отнесен к «цветным революциям», поскольку основными организаторами португальского переворота были военные, в то время как главными действующими лицами «цветных революций» являются гражданские лица и в первую очередь - активная оппозиционная молодежь. По этой же причине нельзя считать «цветной революцией» переворот в Иране 19 августе 1953 года, когда премьер-министр Мохаммед Мосаддык был свергнут в результате действий, санкционированных США. Хотя именно переворот в Иране 1953 года можно назвать прообразом будущих «цветных революций».
СМИ и другие авторитетные источники, включая президентов республик, ещё более расширяют список цветных революций:
2000 -- «Бульдозерная революция» в Югославии.
2003 -- «Революция роз» в Грузии.
2004 -- «Оранжевая революция» на Украине.
2005 -- «Тюльпановая революция» в Киргизии.
2006 -- Попытка «Васильковой революции» в Белоруссии. Лурье Светлана: «Васильковой революции» не будет // Спецназ России: общ-полит. изд. 2005. август. URL https://www.specnaz.ru/article/?753 (дата обращения: 13.05.2010).
2008 -- Попытка «цветной революции» в Армении. Юрьева Дарья: Шутки в сторону // Российская газета: ежедн. интернет-изд. 2008. 7 марта. URL https://www.rg.ru/2008/03/07/sarkisyan.html (дата обращения: 13.05.2010).
2009 -- Попытка «цветной революции» в Молдавии. В Кишиневе пытались устроить цветную революцию // Корреспондент.net: ежедн. интернет-изд. 2009. 14 апреля. URL https://korrespondent.net/world/804755 (дата обращения: 13.05.2010).
Откуда же взялось понятие «цветной революции» и когда оно зародилось?
Теоретически, корни этого явления можно искать в «Доктрине Монро», согласно которой, США в июле 1823 года провозгласили свое право устанавливать верные Вашингтону режимы «к югу от Рио-Гранде», т.е. в Центральной и Южной Америке, и в родившейся на ее базе мессианской модели мироустройства по имени «Pax Americana» (лат. Американский мир) - мира, построенного по американскому образцу. В своей доктрине, Монро провозгласил: «…что касается правительств стран, провозгласивших и сохраняющих свою независимость, и тех, чью независимость, после тщательного изучения и на основе принципов справедливости, мы признали, мы не можем рассматривать любое вмешательство европейской державы с целью угнетения этих стран или установления какого-либо контроля над ними иначе, как недружественное проявление по отношению к Соединенным Штатам».
Однако более структурированное понятие «цветной революции» было сформировано относительно недавно. Одной из основополагающих работ по «цветным революциям» стала книга американского профессора политологии Джина Шарпа «От диктатуры к демократии. Концептуальные основы освобождения», которая была издана в 1993 году. Шарп рассматривает борьбу с не западно-ориентированными государствами как борьбу с диктатурой. Его книга детально рассказывает о том, как осуществить революцию, используя самые простые методы. Она стала подлинной библией деятельности молодых революционеров. В ней искали практического вдохновения оппозиционные движения Югославии, Грузии, Украины, Киргизии и многих других стран. Какую силу может мобилизовать оппозиция, чтобы она оказалась достаточной для разрушения антидемократического режима, его военной и полицейской системы? Общей чертой приведенных примеров разрушения или ослабления диктатур является решительное массовое применение политического неповиновения со стороны населения и его институтов. Диктаторский режим обладает характерными особенностями, которые делают его весьма чувствительным к умело применяемому политическому неповиновению.
Президент США Джордж Буш, на чью администрацию пришлись почти все «цветные революции», никогда не отрицал своего покровительства «новым демократиям» в мире. В качестве примера можно привезти следующий случай, который имел место в феврале 2005 года.
24 февраля 2005 года в Братиславе, столице Словакии состоялась встреча на высшем уровне Владимира Путина и Джорджа Буша - первая встреча двух лидеров лицом к лицу после того как «Оранжевая революция» уже произошла на Украине. Официально предполагалось, что эта встреча даст начало периоду примирения между Москвой и Вашингтоном. Однако накануне переговоров руководителей России и США, американская делегация проводит закрытую встречу. На нее приглашены политические советники, бизнесмены, лоббисты, союзники Буша. Помимо выше названных, на встрече присутствуют лидеры разноцветных революций. Среди прочих Иван Мурович - лидер студенческого движения Сербии «Отпор», которое сделало Воислава Коштуницу новым президентом Югославии. Гиго Бокерия - лидер грузинского студенческого оппозиционного движения «Кмара» (дословно - «Хватит»), которое привело к власти Михаила Саакашвили. Владислав Каськив - лидер украинского «оранжевого» общественного движения «Пора», которое поставило в руководство страны Виктора Ющенко. Джордж Буш лично пригласил их, чтобы встретиться и поговорить с ними с глазу на глаз.
На следующий день, в своей речи Джордж Буш акцентировал внимание на молодых революционерах, которые занимали места для особо важных гостей. Дж. Буш заявил: «Мы приветствуем группу выдающихся молодых мужчин и женщин из Восточной Европы. Мы приветствуем вас и благодарим вас за ваше мужество и вашу жертвенность. Революции, начало которым было положено 15 лет назад, теперь достигли Грузии и Украины. Конечно, зов свободы захватывает разум и душу каждого и когда-нибудь настанет день, когда свобода придет в каждую страну и каждую нацию. Мы пробуждаемся». США: Завоевание и подчинение Востока -- Les Films Grain De Sable, совместно с France 2 television, 2005. URL https://rutube.ru/tracks/513585.html. Это явный призыв к революции, сделанный за час до того, как должен приехать Владимир Путин. Это внесло охлаждение в предстоящую встречу на высшем уровне, которая могла бы быть встречей примирения.