Способ разграничения сравнительной степени ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО и НАРЕЧИЯ




ЗАДАНИЕ 6

ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫРУССКОГО ЯЗЫКА

1. Использование существительных в речи:

Множественное число -Ы(-И) Множественное число -А (-Я) запомнить!!!
БУХГАЛТЕР – БУХГАЛТЕРЫВОЗРАСТ - ВОЗРАСТЫВЫГОВОР - ВЫГОВОРЫ ДИСПЕТЧЕР - ДИСПЕТЧЕРЫДОГОВОР - ДОГОВОРЫ ИНЖЕНЕР - ИНЖЕНЕРЫИНСТРУКТОР - ИНСТРУКТОРЫКОНСТРУКТОР - КОНСТРУКТОРЫКОНТЕЙНЕР - КОНТЕЙНЕРЫЛЕКАРЬ - ЛЕКАРИ МЕСЯЦ - МЕСЯЦЫПОРТ - ПОРТЫ ПОЧЕРК - ПОЧЕРКИ ПРОЖЕКТОР - ПРОЖЕКТОРЫ РЕДАКТОР - РЕДАКТОРЫСВИТЕР - СВИТЕРЫСЛЕСАРЬ - СЛЕСАРИ СТОЛЯР - СТОЛЯРЫТАБЕЛЬ - ТАБЕЛИ ТОКАРЬ - ТОКАРИ ТОРТ - ТОРТЫТРАКТОР - ТРАКТОРЫТРЕНЕР - ТРЕНЕРЫШОФЁР - ШОФЁРЫ ДИРЕКТОР - ДИРЕКТОРА ДОКТОР - ДОКТОРА КАТЕР - КАТЕРА КУЗОВ - КУЗОВА КУПОЛ - КУПОЛА ОКРУГ - ОКРУГА ПОВАР - ПОВАРА ПРОФЕССОР - ПРОФЕССОРА СОРТ - СОРТА СТОРОЖ - СТОРОЖА ТЕНОР - ТЕНОРА ТЕРЕМ - ТЕРЕМА ФЕЛЬДШЕР - ФЕЛЬДШЕРА ФЛЮГЕР - ФЛЮГЕРА ХУТОР - ХУТОРА ШТЕМПЕЛЬ - ШТЕМПЕЛЯ КОММЕНТАРИИ – БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ СУМЕРКИ – ПОСЛЕ СУМЕРЕК СОСИСКИ – КИЛОГРАММ СОСИСОК
Именительный падеж множественного числа - Родительный падеж множественного числа -ЕЙ Именительный падеж множественного числа - Родительный падеж множественного числа - нулевое окончание Именительный падеж множественного числа - Родительный падеж множественного числа -ОВ, -ЕВ
БУДНИ - БУДНЕЙ КЕГЛИ - КЕГЛЕЙ СКАТЕРТИ – СКАТЕРТЕЙ ЯСЛИ – ЯСЛЕЙ ПРОСТЫНИ – ПРОСТЫНЕЙ     БАРЖА -БАРЖ БАСНЯ - БАСЕН БАШНЯ - БАШЕН БРЫЗГИ – БРЫЗГ ВАФЛЯ – ВАФЕЛЬ КАПЛЯ - КАПЕЛЬ КОЧЕРГА – КОЧЕРЁГ КРЕСТИНЫ- КРЕСТИН КУХНЯ - КУХОНЬ МАКАРОНЫ- МАКАРОН МАНЖЕТА – МАНЖЕТ МИЛОСТЫНЯ - МИЛОСТЫНЬ НЯНЯ - НЯНЬ ПЕТЛЯ – ПЕТЕЛЬ ПОТЁМКИ - ПОТЁМОК ПУСТЫНЯ - ПУСТЫНЬ САБЛЯ - САБЕЛЬ СЕРЬГА – СЕРЁГ СОЛНЦЕ - СОЛНЦ СПЛЕТНЯ - СПЛЕТЕН ТУФЛЯ - ТУФЕЛЬ ЦАПЛЯ - ЦАПЕЛЬ ШАХМАТЫ- ШАХМАТ ШПРОТЫ- ШПРОТ ЯБЛОНЯ – ЯБЛОНЬ   БРОНХИ - БРОНХОВ ГЕОРГИНЫ- ГЕОРГИНОВ ДЕБАТЫ– ДЕБАТОВ ЗАМОРОЗКИ - ЗАМОРОЗКОВ КОНСЕРВЫ- КОНСЕРВОВ НЕРВЫ– НЕРВОВ БОЛТЦЕ - БОЛОТЦЕВ ДЕРЕВЦЕ - ДЕРЕВЦЕВ ОКОНЦЕ – ОКОНЦЕВ  
- ЕЦ
ПОЛОТЕНЦЕ - ПОЛОТЕНЕЦ БЛЮДЦЕ - БЛЮДЕЦ ЗЕРКАЛЬЦЕ - ЗЕРКАЛЕЦ КОПЫТЦЕ – КОПЫТЕЦ ОДЕЯЛЬЦЕ - ОДЕЯЛЕЦ СЕРДЦЕ - СЕРДЕЦ ЩУПАЛЬЦЕ - ЩУПАЛЕЦ  

 

Следует правильно определять род следующих склоняемых имён существительных:

ШАМПУНЬ – муж. род МОЗОЛЬ – жен. род

ТЮЛЬ – муж. ТАПКА – жен. род

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ – муж. род

 

Необходимо запомнить следующие формы:

корпус Ы (туловища) – корпус А (здания)

лагер И (политические группировки) – лагер Я (туристические)

муж И (государственные) – мужь Я (в семьях); зуб Ы (у человека, животного) – зубь Я (у пилы)

пропуск И (пробелы) – пропуск А ( документы)

орден Ы (рыцарские, монашеские) – орден А (награды)

образ Ы (художественные) – образ А (иконы); тон Ы (звуки) – тон А (оттенки цвета)

хлеб Ы (пищевые продукты) – хлеб А (злаки)

дно – донь Я, курица – кур Ы, человек – люди, ребёнок – дети, полено – поленья, судно – суда

 

Формы родительного падежа множественного числа:

- единицы измерения (акр, ампер, ватт, бит, бон, рентген, вольт, герц, карат, киловатт, кулон, миллиграмм, Ом; НО!!! грамм ОВ, килограмм ОВ, гектар ОВ, ом ОВ, децибел ОВ)

- овощей, плодов (яблок, дынь, груш, слив; НО!!! апельсин ОВ, абрикос ОВ, помидор ОВ, мандарин ОВ, томат ОВ, ананас ОВ, банан ОВ, гранат ОВ, лимон ОВ, баклажан ОВ

- некоторых национальностей, в основном с основой на Н, Р (башкир, авар, англичан, румын, цыган, армян, грузин, осетин, туркмен, молдаван, бурят, лезгин, хазар; НО!!! якут ОВ, араб ОВ, монгол ОВ, таджик ОВ, бедуин ОВ, грек ОВ, казах ОВ, калмык ОВ)

- военных лиц (ОТРЯД гусар, солдат, партизан, улан, гренадер,кадет; НО!!! сапёр ОВ.

(ПЯТЬ …) гусар ОВ, улан ОВ, драгун ОВ

- парных предметов (ботинок, бахил, туфель, панталон, тапок, бот, эполет, чулок, гетр, брюк, валенок, манжет, сапог, погон, бутс, шорт, шаровар, рейтуз; НО!!! носк ОВ, гольф ОВ, клипс ОВ, джинс ОВ, кед ОВ, лампас ОВ, рельс ОВ, бронх ОВ, бридж ЕЙ)

В твор.п. (кем? чем) ед.ч. русские фамилии на –ИН(-ЫН), -ОВ(-ЕВ) имеют окончания –ЫМ: (кем?) Пушкин ым, Лермонтов ым;

В твор.п. ед.ч. нерусские фамилии на –ИН, -ОВ и названия населенных пунктов на –ИН, -ЫН, -ИНО, -ЫНО, -ОВ, -ОВО, -ЕВ, -ЕВО имеют окончания –ОМ: (кем?) Дарвин ом, Брюллов ом, Кронин ом; под Бородин ом, под Серпухов ом, под Царицын ом.

 

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ:

Нейтральная степень Сравнительная степень Превосходная степень
простая составная простая составная
красивый красив ЕЕ больш Е стар ШЕ -ЕЕ, -ЕЙ. – Е, -ШЕ более (менее) красивый красив ЕЙШ ий глубоч АЙШ ий -ЕЙШ, -АЙШ самый (наиболее) красивый

 

!!! Нельзя ни в коем случае смешивать простую и составную формы степеней сравнения!

Грубой ошибкой будет следующее формообразование: бол ЕЕ красив ЕЕ, самый красив ЕЙШ ий

СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ЕСТЬ И У НАРЕЧИЙ!!!

Способ разграничения сравнительной степени ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО и НАРЕЧИЯ

По главному слову в словосочетании, от какого слова зависит форма сравнительной степени
Если от существительного –это прилагательное: ночь (какова?) темнее прежней Если от глагола –это наречие: Он пошёл (как?) быстрее

3. Использование числительных в речи:

а) собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро) могут употребляться только в следующих случаях:

- с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев, четверо мужчин)

!!! Ни в коем случае их НЕЛЬЗЯ употреблять с существительными, обозначающими лиц женского пола (двое подруг, трое сестер, четверо школьниц)

- с существительными дети, люди, ребята, лицо а также с существительными, обозначающими детенышей животных (четверо детей, трое ребят, пятеро молодых людей, четверо незнакомых лиц, семеро козлят, трое зайчат)

!!! Ни в коем случае их НЕЛЬЗЯ употреблять с существительными, обозначающими взрослых особей животных (двое волков, трое медведей)

- с личными местоимениями: нас двое, вас четверо;

- с субстантивированными прилагательными и причастиями: трое больных, прохожих;

- без ограничений при субстантивации: трое в серых шинелях, четверо стоят у подъезда;

- с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот, семеро суток)

- числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется с существительными только мужского и среднего рода (оба брата, на обоих столах, обоими окнами), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода (обе сестры, по обеим сторонам)

 

б) падежные формы целых и дробных КОЛИЧЕСТВЕННЫХ (сколько?) числительных

- при склонении составных числительных изменяется каждое слово

И.п. тысяча шестьсот семьдесят три

Р.п. тысячи шестисот семидесяти трех

Д. п. тысяче шестистам семидесяти трем

В. п. тысячу шестьсот семьдесят три

Т. п. тысячей шестьюстами семьюдесятью тремя

П. п. о тысяче шестистах семидесяти трех

- числительные сорок, девяносто, сто при склонении имеют только две формы:

И.п., В.п. – сорок, девяност О, ст О

Остальные падежи – сорок А, девяност А, ст А

- числительные полтора (ж.р. – полторы) и полтораста в И.п. и В.п. имеют указанную форму, а во всех остальных падежах – форму полутора и полутораста

(полторы недели (И.п.), полутора недель (Р.п.), полтораста километров (И.п.), полутораста километрами (Т.п.

- при склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель – как прилагательное во множественном числе (двух (каких?) третьих, двум (каким?) седьмым).

 

В) падежные формы целых ПОРЯДКОВЫХ (какой?) числительных – изменяется только последнее слово

И.п. тысяча девятьсот восемьдесят седьмой

Р.п. тысяча девятьсот восемьдесят седьмого

Д.п. тысяча девятьсот восемьдесят седьмому

В.п. тысяча девятьсот восемьдесят седьмой

Т.п. тысяча девятьсот восемьдесят седьмым

П.п. тысяча девятьсот восемьдесят о седьмом

г) дата(любой падеж) название месяца(только в Р.п): к первому июля, с Девятым мая, о Восьмом марта;

 

д) в сочетании «два и более» + существительное управляет числительное, а не слово «более»:

три и более недочёта

 

4. Использование местоимений в речи

1. Притяжательное местоимение ИХ имеет только эту форму

!!! Грубой ошибкой считается прибавление к местоимению ИХ падежного окончания прилагательного (ихний, ихняя).

2. К личным местоимениям третьего лица прибавляется начальная Н, если они стоят после простых предлогов (без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.) и после некоторых наречных предлогов, управляющих родительным падежом (вокруг, впереди, возле,мимо, напротив, около, посреди, после, сзади) без Н его, с Н ей, вокруг Н их, сзади Н его и т.д.

- После предлогов наречного происхождения, управляющих дательным падежом (вопреки, согласно, наперекор, навстречу, соответственно, подобно, благодаря), начальное Н не прибавляется: вопреки ему, согласно ей, наперекор им, навстречу ему, соответственно ей, подобно ему и т.д.

- Не прибавляется Н также после сочетаний в предложном падеже, состоящих из простого предлога и имени существительного: не в пример ей, в противовес им, по поводу их, со стороны его, в отношении её, за исключением их.

- После сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица употребляются без начального Н: сестра старше его.

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ В РЕЧИ:

- Некоторые глаголы в русском языке не имеют формы 1 лица единственного числа: победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить, защитить, прозлезиться…

- Ошибки в образовании некоторых форм глаголов. Пример: хочут (хотят), ляж, ляжьте (ляг, лягте), едь, ехай или езжай, едьте, ехайте, езжайте (поезжай, поезжайте), положь, положьте (положи, положите), ложи, ложьте (клади, кладите), бежи, бежите (беги, бегите), лазь, лазьте (лазай, лазайте), жгёт (жжёт)

- сохнул (сох), промокнул ( промок), замёрзнул (замёрз), окрепнул (окреп), озябнул ( озяб), иссякнул (иссяк), погаснул (погас), повиснул (повис)

- закончить работу, дело НО!!! Окончить школу, университет

 

- глагол оплатить употребляется без предлога: оплатить проезд, мобильный телефон. НО!!!

Заплатить за проезд.

 

- по стричься, по скользнуться (в этих словах нет приставки под-)

- на смехаться (= поднять на смех); по щёчина (= по щеке)

- под черкнуть, но по черк

 

- Не следует путать глаголы НАДЕТЬ и ОДЕТЬ:

СЛОВО «ОДЕТЬ» ОДЕТЬ можно КОГО-НИБУДЬ ДРУГОГО, НО НЕ СЕБЯ: например, ОДЕТЬ РЕБЁНКА, ОДЕТЬ КУКЛУ.

СЛОВО «НАДЕТЬ» всегда НА СЕБЯ: например, НА ДЕТЬ ПАЛЬТО, ПЛАТЬЕ, ШАПКУ НА СЕБЯ

НАДЕТЬ можно ЧТО-НИБУДЬ на ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА: НА ДЕТЬ НА КОГО? – НА ДЕТЬ НА РЕБЁНКА ПАЛЬТО.

- в форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется –СЬ: (!!! Грубая ошибка – прибавление –ся: умывайте ся, одевайте ся, встречайте ся)

- глагол КЛАСТЬ употребляется без приставки, однокоренные с ним глаголы с корнем – ЛОЖ - - только с приставкой (положить, выложить, переложить..)

Ошибки в выборе вида или времени глагола. Пример: Чтобы правильно понять (сов.в.) творчество писателя, необходимо тщательно изучать (несов.в.) его эпоху. – ЭТО ОШИБКА!!! ( понять (понимать) – изучить (изучать)). Пугачёв выходит (наст.вр.) из избы и сел (прош.вр.) на скамью. – ЭТО ОШИБКА!!! (выходит (вышел) – садится (сел)).

6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ И ДЕЕПРИЧАСТИЙ В РЕЧИ:

1. Разнобой в употреблении вида и времени деепричастий. Пример:

Читая (несов.в., наст.вр.) статью и отметив (сов.в., прош.вр.) нужный материал, я всегда делаю выписки. – ЭТО ОШИБКА!!! ( прочитав (читая) – отметив (отмечая)).

2. Ошибки в образовании причастий.

а) от переходных глаголов совершенного вида (что с делать?) действительные причастия настоящего времени с суффиксами –УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ- никогда не образуются. Поэтому следующие формы являются грамматически неправильными: сделающий, напишущий, поинтересующийся.

б) от глаголов совершенного вида (что сделать?) НЕ могут быть образованы деепричастия с суффиксами –А-, -Я-, а только образуются деепричастия с суффиксом –В-.

Поэтому как грамматические ошибки квалифицируются следующие формы: слож а в стопку (правильный вариант: « сложи в в стопку»); посмотр я в мою сторону (правильный вариант: посмотре в в мою сторону); не пророня я слов (правильный вариант: не пророни в слов).

в) от глаголов несовершенного вида (что делать?) НЕ могут быть образованы деепричастия с суффиксом –В-, а только образуются деепричастия с суффиксами –А-, -Я-.

Поэтому как грамматические ошибки квалифицируются следующие формы: смотре в вперёд (правильный вариант: «смотр я вперёд»); чита в книгу (правильный вариант: чита я книгу).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: