Учебно-методическое пособие для слушателей курсов гражданской обороны г. Серпухова
Тема 16
Планирование мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Литература
1. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. № 68-ФЗ.
2. Методические рекомендации по разработке плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС.- М.: МЧС, 2015 г.
3. Закон Московской области «О защите населения и территорий Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 04.05.2005г. №110/2005-ОЗ.
4. Постановление Губернатора Московской области «О Московской областной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 04.02. 2014 г. №25/1.
5. Порядок разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС, одобрено решением Правительственной КЧС и ОПБ, протокол от 21.04.2014 г. №6.
Введение
Начиная занятие, проверить наличие слушателей. Объявить тему занятия, учебные цели и вопросы, литературу.
Планирование защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в муниципальных образованиях и организациях включает составление плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, планов спасательных служб, плана эвакуационной комиссии и плана приведения в готовность нештатных аварийно-спасательных формирований.
Планирование является важнейшей частью подготовки к действиям по защите населения и территорий. Оно подчинено достижению главной цели – максимальному снижению людских и материальных потерь в любых условиях обстановки.
|
Планирование должно базироваться на научных прогнозах обстановки, которая может сложиться в результате аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, на всестороннем анализе и оценке материальных и людских ресурсов.
В системе ГО и РСЧС планирование – это детальная разработка содержания и порядка выполнениями органами управления, силами и средствами поставленных задач (мероприятий) по действиям при угрозе и возникновения чрезвычайных ситуаций, при организации и ведении гражданской обороны.
Цели и виды планирования, требования руководящих документов по планированию мероприятий защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Каждому режиму функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) характерен свой перечень мероприятий, проводимых в ее подсистемах и звеньях.
Планирование обязательное и наиболее важное мероприятие, проводимое в режиме повседневной деятельности.
Согласно требованию ст. 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны:
Ø планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
|
Ø планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.
Действия РСЧС, ее подсистем и звеньев осуществляется на основе Федерального плана действий, плана действий субъектов и органов местного самоуправления, а также планов действий организаций.
Основной целью планирования является поддержание в постоянной готовности РСЧС, ее подсистем и звеньев.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
- определение оптимального перечня мероприятий;
- уточнение последовательности выполнения мероприятий;
- установление срока решения конкретных задач и исполнителей.
Указанные задачи могут быть успешно решены только в том случае, если в процессе планирования в обязательном порядке будут выполняться все требования нормативных и руководящих документов, в частности основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ст. 7 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»):
- мероприятия, направленные на предупреждение, а также максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно;
- планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;
|
- объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяется из принципа необходимой достаточности и максимального использования имеющихся сил и средств;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация.
Непосредственно к планирующим документам по вопросам гражданской обороны и защите от чрезвычайных ситуаций предъявляются следующие требования:
- полнота содержания;
- реальность и согласованность с планами вышестоящего звена;
- целеустремлённость (целенаправленность);
- конкретность и строгий учет времени необходимого для выполнения мероприятий защиты.
Полнота изложения предусматривает необходимость отражения в планах всего комплекса мероприятий, вытекающих из прогнозируемой обстановки в мирное и военное время. При этом материал должен быть изложен кратко для удобства пользованием планом.
Реальность планов предполагает отражение в них только тщательно изученных, объективных и конкретных мероприятий, строго увязанных с возможной обстановкой. Реальность планов проверяется в процессе командно-штабных, комплексных учений и объектовых тренировок.
Согласованность планов с планами вышестоящего органа по ГОЧС заключается в отражении в них задач и требований вышестоящих органов ГОЧС, а также строгая согласованность выполняемых мероприятий по целям, задачам, месту и времени.
Целеустремлённость (целенаправленность) планирования заключается в умении выделить главные задачи, определить особо важные мероприятия, на решении которых должны быть сосредоточены основные усилия органов управления РСЧС и ГО.
Конкретность планирования предполагает, что все планируемые мероприятия и действия должны иметь конкретные названия, объем, содержание и быть согласованы между собой по целям, месту, времени и составу сил, по способу их выполнения.
Структура и содержание плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Номенклатура, структура и содержание планирующих документов по вопросам ГО и ЧС зависят от уровня и характеристики звена МОСЧС.
Для муниципального и объектового звена рекомендуется разрабатывать следующие основные планирующие документы:
- план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- план Гражданской обороны;
- план спасательной службы по обеспечению мероприятий ГО;
- план спасательной службы по обеспечению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
- план работы эвакуационной комиссии;
- план приведения в готовность к действиям нештатных аварийно-спасательных формирований;
- план текущей работы КЧС и ОПБ, органа управления по делам ГОЧС.
План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – основной оперативный документ КЧС и ОПБ.
Данный план определяет:
- организацию и порядок выполнения мероприятий по предупреждению или снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
- выполнение неотложных мероприятий по защите рабочих, служащих и населения от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- организацию и ведение АСДНР.
Для разработки плана необходимы следующие исходные данные:
1. Указания, рекомендации вышестоящего органа управления, КЧС и ОПБ:
- документы, которыми следует руководствоваться при разработке планов;
- сроки начала и окончания работы;
- перечень и характеристика потенциально химически, взрывоопасных, пожароопасных, радиационно-опасных, биологически опасных объектов, аварии на которых могут оказать отрицательное воздействие на жизнедеятельность других объектов и привести к поражению людей, заражению, разрушению, возгоранию и другим опасным явлениям;
- меры защиты, порядок организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ силами вышестоящих руководителей в интересах муниципального образования, организации;
- способы оповещения и получения информации об аварийных ситуациях и принимаемых мерах;
- направления и способы эвакуации (отселения);
- вопросы взаимодействия органов управления, сил и средств;
- другая необходимая информация.
2. Характеристика муниципального образования (организации). Дается, как правило, на основе карты (графического плана объекта) с необходимыми таблицами и схемами с указанием:
- место расположения радиационно-, химически- и пожароопасных объектов, имеющих аварийно опасные химические вещества, взрывоопасных и пожароопасные вещества (для муниципальных образований);
- всех зданий и сооружений с краткой их характеристикой (для организаций);
- мест расположения убежищ, укрытий и пункта управления;
- основных сетей коммунального и электрического хозяйств;
- мест хранения АХОВ, возгораемых материалов, их количества, разновидности и путей транспортировки;
- взрывоопасных и пожароопасных технологических трубопроводах на эстакадах и систем пожарного, а также производственного снабжения.
Карта (графический план) и вспомогательные таблицы должны как можно полнее характеризовать муниципальное образование (объект), указывать на его наиболее слабые и незащищенные места, помочь правильно оценить состояние, а в случае аварии принять оптимальное решение на ликвидацию.
3. Решение и указания руководителя КЧС и ОПБ, в которых указываются объем содержание, порядок и сроки разработки документов штабом, службами, ставятся задачи исполнителям, определяются вопросы взаимодействия (согласования).
После анализа исходной информации организуется планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включающие следующие этапы:
- выявление наиболее опасных источников и факторов ЧС;
- оценка риска возникновения и развития ЧС;
- оценка состояния безопасности населения и территорий;
- выбор и технико -экономическое обоснование организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению (снижению риска) возникновения источников чрезвычайной ситуации;
- выбор и технико-экономическое обоснование мероприятий по смягчению воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации на население, объекты экономики и окружающую природную среду;
- выбор и технико-экономическое обоснование мероприятий при угрозе возникновенияаварий, катастроф, и стихийных бедствий (режим повышенной готовности);
- выбор и технико-экономическое обоснование мероприятий по ликвидации ЧС и последствий воздействия их на население, объекты экономики и окружающую природную среду.
План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера состоит из текстовой части и приложений. Текстовая часть включает два раздела.
Первый раздел имеет наименование «Краткая географическая характеристика и оценка возможной обстановки» и представляет собой решение руководителя по номенклатуре, объему и порядку реализации мероприятий по предупреждению и снижению последствий чрезвычайных ситуаций.
Раздел состоит из трех подразделов.
В подразделе 1.1 «Экономическая характеристика. Перечень радиационно-опасных, химически-опасных и пожароопасных объектов, имеющих АХОВ, взрывоопасные и пожароопасные вещества» представляются следующие данные:
- место (территория) размещения объекта с точки зрения географии, топогидрографии города, растительности, густоты застройки и плотности заселения;
- характеристика объектов (зданий), коммуникаций, систем газоснабжения, энергоснабжения, водоснабжения, и теплоснабжения;
- перечень: радиационно-опасных, химически-опасных, взрывоопасных и пожароопасных элементов (подразделений) предприятия и объектов на ближайшей периферии от него, имеющих АХОВ, взрывоопасные, пожароопасные и биологически опасные вещества; ж/д станций, магистралей, где возможно скопление транспортных средств с этими веществами. В перечень входят те из них, в случае аварий на которых возможно их влияние на жизнедеятельность муниципального образования (организации);
- численность людей, которые могут оказаться в зонах возможного поражения;
- построение звена ГОЧС (краткая характеристика, задачи, состав, службы, оперативно-диспетчерская служба, системы связи, оповещения, управления).
В конце подраздела должен быть сделан вывод – какие чрезвычайные ситуации в целом угрожают муниципальному образованию (организации).
В подразделе 1.2 «Краткая оценка возможной обстановки на территории муниципальных образований и объектов при возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий» приводятся результаты расчетов и исследований по вопросам определения:
- масштабов и характера возможных разрушений, завалов, пожаров, затоплений, заражения при авариях в элементах, имеющих АХОВ, радиационные препараты, взрывоопасные, пожароопасные вещества и на линиях (коммуникациях) газоснабжения и энергоснабжения;
- ориентировочных потерь (степени поражения) населения (работников на предприятии);
- возможный материальный ущерб;
- характера нарушения функционирования (жизнедеятельности) муниципального образования (предприятия).
В заключении подраздела делается вывод: какие аварии, стихийные бедствия, катастрофы наиболее вероятны и приведут к наиболее серьезным последствиям.
В подразделе 1.3 «Предстоящие мероприятия и их ориентировочный
объем по предупреждению или снижению последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Расчеты на перевозку эвакуируемого населения» должно быть представлено решение руководителя по предупреждению и снижению последствий чрезвычайных ситуаций Оно включает подробный перечень мероприятий, направленных на:
- совершенствование системы оповещения и связи в чрезвычайных ситуациях;
- поддержание в постоянной готовности защитных сооружений;
- герметизацию или подготовка к ней системы водоснабжения, наземных зданий и сооружений для укрытия работников объекта, сельскохозяйственных животных, продовольствия, продуктов питания и фуража;
- подготовку к эвакуации работников, сельскохозяйственных животных, продовольствия, материальных ценностей, фуража;
- поддержание в постоянной готовности формирований объекта;
- создание резервов материальных средств, необходимых для предупреждения и ликвидации последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;
- подготовку работников объекта к действиям в различных аварийных ситуациях и при стихийных бедствиях;
- создание запаса дегазирующих материалов на объекте;
- обваловку складов ГСМ;
- пополнение запасов топлива на складах;
- подготовку объекта к безаварийной остановке производства;
- подготовку котельной к работе на резервном топливе, создание трехсуточного запаса его;
- создание централизованного отключение потребителей электроэнергии, автономных источников энергии;
- создание на объектах более 2-х вводов электроэнергии и газопроводов, 2-х источников водоснабжения.
В заключении подраздела делается общий вывод об эффективности планируемых мероприятий и готовности муниципального образования (организации) к решению задач по предупреждению чрезвычайных ситуаций и снижению их последствий.
Второй раздел плана более обширный, имеет наименование «Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (чрезвычайных ситуаций)». В разделе должен быть представлен проект решения руководителя на ликвидацию наиболее вероятных и серьезных чрезвычайных ситуаций. Содержание решения рекомендуется раскрывать в шести подразделах.
В подразделе 2.1 « При угрозе возникновения аварий, катастроф, и стихийных бедствий» определяется порядок действий органов управления, сил и средств в режиме повышенной готовности. В частности, он содержит подробный перечень мероприятий, определяющих:
- порядок оповещения органов управления, сил ГОЧС, рабочих, служащих и остального населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуации, информирование населения в районах возможного возникновения чрезвычайных ситуаций;
- приведение в готовность органов управления, оперативное выявление причин ухудшения обстановки в районе (структурном подразделении) возможного бедствия, выработку предложений по ее нормализации;
- усиление дежурно-диспетчерской службы;
- усиление наблюдения и контроля состояния окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
- прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
- принятие мер по защите и жизнеобеспечению населения, повышению устойчивости функционирования предприятия и снижению возможного ущерба на нем и окружающей среде, приведение в готовность имеющихся защитных сооружений, заглубленных помещений, герметизация наземных зданий и сооружений для укрытие в них рабочих и служащих и остального населения, подготовка к выдаче и выдача им средств индивидуальной защиты, проведение мероприятий по медицинской и противоэпидемической защите населения, проведение профилактических противопожарных и других мероприятий по подготовке к безаварийной работе производства;
- приведение в состояние готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в районы (элементы) предполагаемых действий;
- приведение в готовность автотранспорта для эвакуации, отселения населения.
В подраздел 2.2 «При возникновении аварий, катастроф, и стихийных бедствий (режим чрезвычайной ситуации)» включаются мероприятия определяющие:
- порядок оповещения органов управления и сил РСЧС, рабочих, служащих, остального населения о возникновении ЧС, организацию разведки в районе (очаге) ЧС и прогнозирование возможной обстановки;
- защиту работников, населения (объемы, сроки, порядок осуществления мероприятий и привлекаемые для их выполнения силы и средства);
- укрытие в защитных сооружениях;
- обеспечение средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной, химической разведки;
- лечебно-эвакуационные и противоэпидемические мероприятия;
- эвакуация (отселение населения);
- приведение в готовность и развертывание сил и средств, привлекаемых к АСДНР, их состав и сроки готовности;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС.
Подраздел 2.3 «Обеспечение действий сил и средств, привлекаемых для проведения АСДНР» содержит перечень мероприятий, выполнение которых обеспечивает всестороннее обеспечение действия сил и средств, привлекаемых для проведения АСДНР.
В подразделе 2.4 «Проведение АСДНР» указывается порядок организации и привлекаемые силы и средства для проведения работ по:
- поиску и оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
- извлечению пострадавших из под завалов;
- устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей;
- восстановлению жизнеобеспечения людей.
В подразделе 2.5 «Организация взаимодействия между силами, привлекаемыми к работе» раскрывается порядок взаимодействия с КЧС и ОПБ муниципальных образований, организаций, органами военного командования частей, расположенных на близлежащей территории по вопросам:
- сбора и обмена информацией о ЧС;
- направления сил и средств для ликвидации ЧС;
- порядка проведения АСДНР.
В подразделе 2.6 «Организация управления мероприятиями и действиями сил» определяется порядок:
- занятия КЧС и ОПБ (оперативными группами) пункта управления;
- организации оповещения и информация органов управления, сил и средств, рабочих и служащих и остального населения об обстановке, их действиям и правилам поведения в районах ЧС;
- организации связи с подчиненными, вышестоящими и взаимодействующими органами управления.
Вдополнение к текстуальной части План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера имеет, как правило, следующие приложения:
1. Возможная обстановка при возникновении чрезвычайных ситуаций.
2. Календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий.
3.. Схема реагирования органов управления, сил и средств на различные риски возникновения чрезвычайных ситуаций
4. Расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
5. Организация управления, связи и оповещения при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Возможная обстановка при возникновении чрезвычайных ситуаций отображаются на карте муниципального образования или плане (схеме) промышленного или сельскохозяйственного объекта.
На план (карту) наносятся:
-районы с большой концентрацией радиационно-опасных, химически-опасных, взрывоопасных и пожароопасных объектов с возможными зонами заражения, в т.ч. нефтепроводы, газо- и продуктопроводы;
- наиболее крупные гидротехнические сооружения с зонами возможного затопления, районы возможного подтопления;
- численность населения, находящегося в зонах возможного возникновения чрезвычайной ситуации (таблица);
- пункт размещения материально-технических средств.
Календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий оформляется в виде таблицы, в которой в логической последовательности перечисляются мероприятия, выполняемые при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций с указанием конкретных сроков исполнения и ответственных исполнителей.
Решение председателя КЧС и ОПБ на ликвидацию чрезвычайных ситуаций исполняется графическина карте муниципального образования, плане промышленного или сельскохозяйственного объекта. На карте (плане) рекомендуется представлять следующие данные:
- граница промышленного или сельскохозяйственного объекта;
- химически опасные, взрывоопасные и пожароопасные предприятия, учреждения, организации, расположенные вблизи территории объекта;
- границы зон возможного заражения облаком АХОВ от своего объекта и от объектов, расположенных рядом;
- места расположения ближайших гидротехнических сооружений;
- максимальная глубина распространения зараженного воздуха от химически опасного объекта;
- рубежи постановки отсечных водяных завес при различных направлениях ветра;
- границы зон возможного катастрофического затопления;
- местные и магистральные нефтепроводы, газо-, продуктопроводы, линии электропередач, проходящие вблизи объекта;
- защитные сооружения;
- автопредприятия, от которых выделяется транспорт для эвакуации работников объекта;
- маршруты эвакуации и выхода работников из зон химического заражения при различных направлениях ветра, из зон затопления;
- места сбора подлежащих эвакуации работников;
- места сбора формирований, предназначенных для проведения АСДНР.
Результаты расчета необходимого количества сил и средств, которые планируется привлекать для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций оформляются в виде таблиц, в которых указываются наименования формирований, их количество с указанием численности выделяемого личного состава и техники.
Приложение №5 «Организация управления, связи и оповещения при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий», как правило, включает две схемы.
На первой схеме указываются органы управления от районного (городского) звена до предприятия (учреждения), служб и формирований, участвующих в ликвидации ЧС. Кроме того, на данной схеме представляется порядок организации оперативной связи (радио и проводная связь), позывные ПУ, узлов связи и должностных лиц; линии и каналы связи, выделяемые в распоряжение председателя КЧС и ОПБ для решения задач по ликвидации ЧС.
На второй схеме (схеме оповещения) отражается порядок централизованного, выборочного (локального) оповещения, с указанием используемых при оповещении каналов связи и аппаратуры.
Для малых предприятий численностью работников до 50 человек разрабатывается инструкция по действиям персонала организации, учреждения, при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и выполнении мероприятий гражданской обороны.
Службами муниципальных образований и организаций разрабатываются планы обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Рекомендуемая структура и содержание данного плана представлена на слайдах.
Подводя итог изучению второго учебного вопроса целесообразно организовать обмен опытом разработки планирующих документов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. После рассмотрения проблемных вопросов, возникающих при разработке планов, дать рекомендации по их решению.
Порядок его разработки, согласования и утверждения
Общее руководство планированием мероприятий защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляет руководитель ГО. Непосредственно организует работы по планированию руководитель органа управления ГО и РСЧС муниципальных образований или организации. Он устанавливает порядок и сроки разработки документов, согласовывает и направляет действия всех исполнителей, осуществляет контроль за ходом планирования. К работе привлекаются отдел (сектор) или специально назначенное лицо по делам ГОЧС, службы, эвакуационная комиссия, КЧС и ОПБ, необходимые специалисты.
Для обеспечения организованности и полноты разработки планов руководитель органа управления ГО и РСЧС составляет, а руководитель муниципального образования (предприятия) утверждает календарный план. Обычно он имеет три раздела: подготовительный, где указываются сроки изучения руководящих документов и всех исходных данных для планирования; практическая разработка и оформление документов; согласование рассмотрение и утверждение планов.
Практическая разработка и оформление документов плана предусматривает:
1. Практическую разработку и оформление документов плана действий.
2.Проведение предварительного согласования со всеми заинтересованными структурами, в том числе с органами управлениями по делам ГОЧС, соседними с муниципальными образованиями и объектами, с управлениями по делам ГОЧС субъекта Российской Федерации или соответствующего района.
Практическая разработка разделов плана действий заключается в прогнозировании возможной обстановки, которая может сложиться при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, оценке разрушений, потерь и выработке решения на ликвидацию последствий.
При прогнозировании последствий ЧС во всех случаях необходимо установить (определить):
- зоны радиоактивного загрязнения, химического и бактериологического заражения, зоны катастрофического затопления;
- численность населения, сельскохозяйственных животных, объектов народного хозяйства, которые могут оказаться в зоне бедствия;
-возможный причиненный ущерб (потери населения, сельскохозяйственных животных, продукции, оборудования, материалов и т.п.);
- предстоящие мероприятия и объемы по ликвидации ЧС и ее последствий;
- силы, средства и порядок выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Исходя из характера и объема предстоящих мероприятий комиссией по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, органом управления по делам ГОЧС и службами ГО муниципальных образований и объектов, в части их касающихся, разрабатывается план действий, т.е. осуществляется практическая разработка документов плана и финансирование мероприятий.
При разработке плана, чем деятельнее и полнее будут учтены вероятные условия, при которых могут возникать и развиваться стихийные бедствия, производственные аварии и катастрофы, тем реальнее и эффективнее будут разработанные заранее мероприятия. Вместе с тем необходимо помнить, что данные прогнозов являются ориентировочными и должны постоянно корректироваться и уточняться на местах при угрозе и возникновении ЧС.
На завершающей стадии разработки документов плана осуществляется их согласование.
Согласование осуществляется, как на уровне разработчиков отдельных разделов и приложений плана, так и на уровне вышестоящих и взаимодействующих структур управления.
После устранения замечаний и доработки документов, с учетом их проверки на штабных тренировках, План утверждается руководителем ГО – руководителем органа местного самоуправления муниципального образования или объекта. Он определяет и необходимое количество экземпляров плана.
Подписывается План председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности и начальником органа управления по делам ГОЧС.
Корректировка плана осуществляется органами управления ГОЧС и соответствующими КЧС и ОПБ в порядке и сроки, установленные старшим начальником, но, как правило, 1 раз в год (до 1 февраля). Переработка 1 раз в 5 лет.
Отметка о проведении корректировки делается на отдельном листе (лист корректировки плана) руководителем органа управления ГОЧСс указанием даты и скреплением печатью.
Степень секретности планов определяется в соответствии с ведомственным перечнем сведений, подлежащих засекречиванию.
Планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС уточняются при возникновении угрозы и непосредственно в процессе работ по ликвидации ЧС.
С возникновением стихийных бедствий, природных и техногенных катастроф, при выявлении заражения (загрязнения) окружающей среды органы управления РСЧС приводятся в готовность, а также вводятся планы действия по предупреждению и ликвидации ЧС.
Оперативное планирование аварийно-спасательных и других неотложных работ проводится комиссией по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, осуществляющей непосредственное руководство ликвидацией ЧС, для обеспечения ее работы создается оперативный штаб.