Глава 3. Рассредоточение рабочих, служащих и эвакуация населения




 

Рассредоточение и эвакуация населения - один из способов защиты населения от оружия массового пора­жения. Под рассредоточением понима­ют организованный вывоз из городов и других населенных пунктов и разме­щение в загородной зоне свободной от работы смены рабочих и служащих объектов, продолжающих работу в во­енное время. К категории рассредото­чиваемых относится также персонал объектов, обеспечивающий жизнедея­тельность города (например, работни­ки коммунального хозяйства). Рабочие и служащие, отнесенные к категории рассредоточиваемых, после вывоза и расселения их в загородной зоне по­сменно выезжают в город для работы на своих предприятиях, а по оконча­нии работы возвращаются в загород­ную зону на отдых.

Эвакуация представляет собой ор­ганизованный вывоз или вывод из го­родов и других населенных пунктов и размещение в загородной зоне осталь­ного населения, а также вывоз или вывод населения из зон возможного за­топления. В отличие от рассредоточен­ных эвакуированные постоянно прожи­вают в загородной зоне до особого распоряжения.

Загородная зона представляет со­бой территорию, расположенную за пределами зон возможных разрушений в городах. Каждому предприятию, уч­реждению, учебному заведению города, из которого планируется рассредоточе­ние и эвакуация, в загородной зоне назначается район размещения насе­ления, который в зависимости от ко­личества рабочих, служащих и членов их семей может включать один или не­сколько расположенных рядом насе­ленных пунктов.

Районы расселения рассредоточиваемых рабочих и служащих в заго­родной зоне должны находиться на таком удалении от города, которое обеспечило бы их безопасность, а на переезд людей для работы в город и их обратное возвращение в загород­ную зону для отдыха затрачивалось бы минимальное время.

Районы расселения рассредоточи­ваемых целесообразно также распола­гать вблизи железнодорожных станций и автомобильно-дорожных маги­стралей.

Расселяют рабочих, служащих и членов их семей с соблюдением произ­водственного принципа. При этом со­храняется целостность предприятия, облегчается отправка рабочих смен в город на работу и обеспечение людей питанием, медицинским обслужива­нием.

Рабочих и служащих объекта, пе­реносящего свою производственную деятельность в загородную зону, раз­мещают вблизи имеющихся или вновь создаваемых производственных баз за районами размещения рабочих и слу­жащих предприятий, продолжающих работать в городе. Эвакуированное население, не связанное с производст­вом и не являющееся членами семей рассредоточиваемых рабочих и служа­щих, размещают в более отдаленных районах загородной зоны, а население, эвакуированное из зон возможного за­топления, - в населенных пунктах, на­ходящихся вблизи этих зон.

Рассредоточение и эвакуация во много раз снижают плотность населе­ния городов, а, следовательно, и поте­ри населения могут быть значительно уменьшены.

Рассредоточение и эвакуация ра­бочих, служащих и членов их семей организуются и проводятся по произ­водственному принципу, т.е. по линии объектов, а эвакуация населения, не связанного с производством, - по тер­риториальному принципу - по месту жительства через домоуправления, жилищно-эксплуатационные конторы и дирекции эксплуатации зданий (ДЭЗ). Дети обычно эвакуируются вместе с родителями, но не исключается возможность вывоза их со школами и детскими садами.

Непосредственно организацией и проведением эвакуационных меропри­ятий занимаются начальники и штабы гражданской обороны объектов и эва­куационные комиссии, создаваемые в городах (городских районах). Рассре­доточение и эвакуацию организуют и проводят после получения распоряже­ния о их проведении.

Для проведения рассредоточения и эвакуации используются все виды общественного транспорта (железнодо­рожный, автомобильный, водный), не занятого военными и неотложными производственными и хозяйственными перевозками, а также транспорт инди­видуального пользования.

Для вывоза населения железнодо­рожным и водным транспортом ис­пользуются пассажирские железнодо­рожные составы и пассажирские теп­лоходы, а при их недостатке - и товарные вагоны, грузовые суда и бар­жи. Предусматриваются более уплот­ненная загрузка вагонов и судов, а также увеличение длины поездов.

Вывоз рассредоточиваемого и эва­куируемого населения автотранспор­том обычно планируется на неболь­шие расстояния. Для этого использу­ются автобусы и приспособленные для перевозки людей грузовые автомоби­ли. Определенная часть населения, особенно подлежащая эвакуации, мо­жет выводиться пешим порядком. Вы­вод населения пешим порядком орга­низуется колоннами по дорогам, не за­нятым другими перевозками или по обозначенным маршрутам и колонным путям.

Для организованного движения пе­ших колонн разрабатывают схему их маршрута, на которой указывают со­став колонны, маршрут движения, ис­ходный пункт, пункты регулирования движения и время их прохождения; районы и продолжительность прива­лов; медицинские пункты и пункты обогрева; промежуточный пункт эва­куации (ППЭ), порядок и сроки выво­да (вывоза) колонны из этого пункта в район постоянного размещения; сиг­налы управления и оповещения.

Часто используют комбинированный способ, который позволяет провести эвакуацию в кратчайшие сроки. Сущ­ность комбинированного способа эва­куации состоит в том, что массовый вывод населения из городов пешим по­рядком сочетается с вывозом всеми ви­дами имеющегося транспорта. Этот способ является основным.

Все работы по организации и про­ведению рассредоточения и эвакуации населения осуществляются в соответ­ствии с планом и указаниями началь­ника ГО объекта. Для руководства рассредоточением и эвакуацией насе­ления на объекте создается эвакуаци­онная комиссия, а на крупных объек­тах, кроме того, могут создаваться также сборные эвакуационные пункты (СЭП). Приказом начальника ГО объ­екта создается администрация СЭП. Председателем объектовой эвакуаци­онной комиссии назначается один из заместителей руководителя объекта.

Рассредоточение и эвакуация на­селения проводятся через сборные эва­куационные пункты. Под них обычно отводятся школы, клубы и другие об­щественные здания. Предназначаются СЭП для сбора, регистрации и отправ­ки населения, эвакуируемого транспор­том, на станции, пристани и другие пункты посадки, а эвакуируемого в пе­шем порядке (пешими колоннами), - на исходные пункты пешего движения. СЭП организуют обычно вблизи же­лезнодорожных станций, платформ, портов, пристаней, а для населения, выводимого пешим порядком, - вбли­зи маршрутов вывода в назначенные районы.

На территории СЭП и вблизи него должны быть подготовлены убежища и укрытия из расчета размещения в них людей, которые могут одновремен­но находиться на пункте. Каждому СЭП присваивают номер; к нему при­писывают ближайшие объекты народ­ного хозяйства, а также ДЭЗ, ЖЭК, население которых будет эвакуиро­ваться через данный СЭП.

Получив распоряжение о проведе­нии рассредоточения и эвакуации, на­чальник ГО объекта организует вы­полнение эвакуационных мероприятий в соответствии с планом и распоряже­нием старшего начальника.

Население объекта о начале эва­куации оповещается через предприя­тия, учреждения, учебные заведения, ДЭЗ, милицию, а также радиотранс­ляционную сеть и местное телеви­дение. Получив извещение о начале рассредоточения и эвакуации, населе­ние должно немедленно подготовить и взять с собой документы, деньги, необ­ходимые вещи и запасы продуктов и явиться на сборный эвакуационный пункт в строго определенное время.

В случае, если рабочих и служа­щих разместить вместе с семьями не представляется возможным, членов их семей эвакуируют отдельно в более от­даленные районы по направлению рас­средоточения (эвакуации); время их явки на сборный эвакуационный пункт будет установлено особо.

Прибывших на сборный эвакуаци­онный пункт людей регистрируют, группируют по вагонам железнодорож­ного эшелона или по автомашинам (судам) и в назначенное время выво­дят к пунктам посадки на транспорт. Представители объекта совместно с администрацией станции (пункта, при­стани) осуществляют посадку людей в вагоны, автомашины, суда и поддер­живают установленный порядок.

На каждый железнодорожный эше­лон (судно) назначается начальник эшелона (судна), на автомобильную колонну - старший автоколонны, на каждый железнодорожный вагон - старший вагона. Начальники железно­дорожных эшелонов и старшие авто­колонн должны принимать все меры к тому, чтобы выдержать график дви­жения транспорта и прибыть на соот­ветствующую станцию (пункт) в заго­родной зоне в установленное время.

Вывод населения объекта пешим порядком осуществляется по заранее установленным маршрутам, рассчитан­ным, как правило, на один суточный переход, совершаемый за 10—12 ч движения. Численность пеших колонн может колебаться от 500 до 1000 чело­век. Для удобства управления колон­ну следует разбивать на группы по 50—100 человек, а во главе групп на­значать старших. Старшие групп обя­заны проверять численность налично­го состава, не допускать в группы по­сторонних лиц и следить, чтобы не было отстающих. Скорость движения колонн на маршруте следует выдержи­вать в пределах 4—5 км/час, а дистан­ции между колоннами—до 500 м.

При совершении марша через каж­дые 1—1,5 ч движения делают малые привалы продолжительностью 10—15 мин, а в начале второй половины суточного перехода устраивают боль­шой привал на 1—2 ч, как правило, за пределами зоны возможных разрушений. На малых привалах людям ока­зывают необходимую медицинскую по­мощь, проверяют состав колонн (групп), оказывают помощь отстаю­щим, предоставляют людям кратковре­менный отдых. За время привала рас­тянувшиеся колонны подтягиваются. На большом привале, помимо этого, организуют прием горячей пищи.

При проведении рассредоточения и эвакуации организуют медицинское обслуживание. С этой целью на СЭП, станциях (портах, пристанях) посад­ки развертывают медицинские пункты. На каждый поезд (судно) назначают 1—2 работников со средним медицин­ским образованием, а в состав пешей колонны включают 1—2 медицинских работников и 1—2 сандружинницы;

Не допускается употребление загрязненных продуктов пита­ния и воды и принимаются другие меры предосторожности.

Эвакуация производится из тех районов, где пребывание населения может привести к заражению выше допустимых пре­делов и где нельзя обеспечить его защиту другими способами. Решение на эвакуацию принимается начальником ГО области (края, республики без областного деления).

Эвакуация проводится после тщательной подготовки людей, транспорта, изучения маршрутов движения с учетом радиацион­ной обстановки. Население заранее предупреждается о времени и порядке эвакуации, транспорт подается к местам нахождения населения (к подъездам домов), погрузка и перевозка людей производятся на крытых транспортных средствах в короткие сроки по маршрутам с наименьшими уровнями радиации во из­бежание переоблучения людей. В период движения ведется ра­диационная разведка и дозиметрический контроль. Население доставляется до границы зоны загрязнения, а затем пересажи­вается на незагрязненный РВ транспорт и доставляется в места размещения.

При выезде на незагрязненную территорию производится контроль зараженности людей и выводимого транспорта. При необходимости производится санитарная обработка людей, дез­активация одежды, имущества и транспорта.

В зонах загрязнения проводятся мероприятия по дезактива­ции территории, сооружений, оборудования, техники и других объектов, выполняются мероприятия по пылеподавлению, ве­дется контроль загрязненности сельскохозяйственной продукции. Организуется охрана зданий и имущества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: