Первая книга, как вы уже знаете, посвящена методике итальянского педагога Марии Монтессори. Мы начинаем с ее методики неспроста. Эта женщина совершила революцию в воспитании, доказав, что раннее развитие, и особенно развитие мелкой моторики, влияет на интеллект и способно зажечь в каждом ребенке искру таланта. И совершила она эту революцию еще в начале XX века.
Ее любви к детям хватило на настоящий подвиг: она добилась результата там, где другие опустили руки, — смогла развить и обучить умственно отсталых детей.
Монтессори сформулировала универсальные принципы раннего развития, соблюдение которых будет полезно для любого ребенка. Ее система завоевала мир. К ней ездили учиться педагоги со всех уголков земного шара, в том числе и из России. Еще в дореволюционной (!!!) России по ее системе работало много детских садов и особых групп раннего развития.
Сегодня школы и группы, работающие по ее методике, есть почти во всех странах мира, от Италии до Новой Зеландии. Существует международная Монтессори-ассоциация, которая помогает организовать работу десятков тысяч учителей и воспитателей.
Несомненно, быть учеником и последователем Монтессори престижно и по сей день. По истечении века мода на нее не проходит — это говорит о многом!
Ведь Монтессори — это не только проверенные временем методики, дающие потрясающие результаты, но и возможность глубже понять себя и ребенка, проявить в полной мере уважение и любовь к маленькому человеку, воспитать не просто интеллектуала, а счастливого человека, творчески мыслящую личность.
Если вам по душе такие установки, пусть методика Монтессори поможет вашему малышу, как помогла не одному поколению талантливых детей!
|
Волшебницу, которая может исполнить сразу три желания, зовут Мария Монтессори, а ее метод позволяет не только весело и интересно проводить время с ребенком, создавая своими руками увлекательные игрушки, но и развивать мелкую моторику, а значит и интеллект.
Ее портрет напечатан на итальянских лирах, а имя трижды числилось в списках, поданных на Нобелевскую премию. Она стала первой женщиной-врачом Италии. Можно по пальцам пересчитать педагогические университеты в мире, где по сей день не ведутся спецкурсы по педагогике, названной в ее честь. Она посвятила себя служению детям, страстно отстаивая их права на свободное и естественное развитие. Тысячи учителей, вдохновленных ее идеями, стали приверженцами гуманистического реформирования школы. Ее жизнь была окружена ореолом всемирной известности и неувядающей славы.
В1896 году молодая выпускница медицинского факультета Мария Монтессори начала работать ассистенткой врача в клинике университета. Здесь состоялась ее первая встреча с умственно отсталыми детьми. Эти дети находились в пустой комнате,
без игрушек и книжек, никто не играл и даже не говорил с ними. Однажды Мария заметила, как после обеда детишки нашли корку хлеба и стали лепить из мякиша шарики. Это была их единственная игрушка. Монтессори приветствовала эту игру, а затем стала приносить новые предметы: простые коробки, посуду, лоскутки ткани. Через некоторое время она заметила, что поведение детей стало более осмысленным, они уже могли обслуживать себя, могли играть и общались друг с другом. Дети, на которых все махнули рукой, которых считали чем-то вроде животных, развивались! А каких же успехов тогда можно достичь с нормальными детьми! Монтессори укрепилась в мысли, которая стала отправным пунктом ее системы, что для детей — как больных, так и здоровых — необходима специальная развивающая среда: игры и игрушки, которые бы помогали изучать явления окружающего мира.
|
Монтессори начала штудировать труды по педагогике, психологии и антропологии. Она искала ответ на вопрос, насколько развитие интеллекта зависит от помощи педагога. Она дружила с основателем генетической психологии Жаном Пиаже, переписывалась с дочерью Зигмунда Фрейда — детским психологом Анной Фрейд. Под их воздействием она уточняла выводы своих наблюдений за закономерностями детского развития.
Весной 1900 года Лига женщин Италии открыла в Риме ортофреническую школу (для детей с задержками развития), Монтессори согласилась стать ее директором и начала создавать для детей с ограниченными возможностями специальную развивающую среду. Через три месяца школу посетила комиссия министерства образования Италии. Результаты были ошеломляющими. Дети с ограничениями почти догнали в своем развитии здоровых сверстников.
Монтессори загорелась желанием посмотреть, как будет работать метод с обычными детьми. 6 января 1907 года в предместье Рима в Сан-Лоренцо была открыта первая школа для здоровых детей, которая стала работать по методу Марии Монтессори, — знаменитый «Дом ребенка». Здесь, наблюдая
за детьми, она сделала еще одно революционное заявление: маленьких детей нужно сначала учить писать, а не читать. Детишки из ее группы уже в четыре года составляли из передвижных букв слова, а затем учились читать то, что написали. А в результате еще одна победа Монтессори: семилетние ребятишки из ее школы обогнали по уровню знаний и навыков третьеклашек обычных школ.
|
В 1929 году вместе со своим сыном Монтессори организует Международную Монтессори-ассоциа- цию (AMI), которая действует и поныне, и Монтессори-движение разворачивается во многих странах мира. Метод итальянского педагога Марии Монтессори выдержал и испытание временем, и критику.