Это так называемые маха-аватары (великие аватары), чья миссия была наиболее важной.




ВИШНУ. АВАТАРЫВИШНУ.

 

Вишну – изначальная всемогущая безграничная Верховная Личность Бога, причина всех причин. Будучи одним, Он может проявлять Себя одновременно во множестве форм в разных местах. Такие формы называют личными экспансиями Вишну.

 

«Экспансия» буквально означает «то, что исходит от Вишну». Некоторые из этих экспансий обладают всеми достояниями Верховной Личности Бога.

 

В другие формы Вишну распространяет Себя для совершения каких-то особенных игр.

 

Такие всемогущие формы Господа называют вишну - таттва, то есть относящимися к той же категории Абсолютной Истины, что и Вишну.

 

В Брахма-самхитетакиевишну-таттвы сравниваются с горящими свечами. Хотя нет разницы между пламенем этих свечей, тем не менее, одна из них отличается тем, что с ее помощью подожгли все остальные. Так и Вишну является источником всех остальных экспансий.

 

Кроме личных экспансий Вишну (Кришна) распространяет Себя во множество других форм и энергий, проявляющих Его разнообразные качества. Если вишну-таттвы проявляют его бесконечно великий аспект, то живые существа проявляют Его бесконечно малый аспект и т.д.

 

Когда Сам Вишну или Его экспансии проявляют Себя в этом материальном мире, это называется аватара или воплощение.

 

«Аватара» в переводе с санскрита означает «Тот, кто нисходит». Вишну (Кришна) нисходит в материальный мир с целью наказать завистливых демонов, защитить преданных и восстановить принципы религии. Нисходя в этот мир, Господь совершает удивительные трансцендентные игры, описание которых затем с восторгом слушают и обсуждают миллионы поколений Его преданных. Так Он даёт им возможность очиститься и вернуться домой назад к Богу.

 

Некоторые из этих аватар являлись многие тысячи и миллионы лет назад, а некоторым еще предстоит явиться в эту эпоху. Закончив Свою миссию, Господь скрывается из видения обитателей этой вселенной лишь с тем, чтобы проявить те же игры в других вселенных. И затем, в следующую эпоху, Господь опять проявит те же игры в нашей вселенной. Это подобно движению солнца. Сперва оно восходит, освещая все вокруг, затем скрывается от нас за горизонтом, чтобы появиться для жителей другого полушария, а затем вновь предстает перед нашим взором. Такие аватары вечны, и их бесчисленное множество.

 

Аватары Вишну.

 

Слово аватара означает «тот, кто нисходит», и в данном случае это слово конкретно указывает на того, кто нисходит с духовного неба.

Существует шесть видов воплощений (аватар):

1. пуруша-аватары — воплощения Вишну

2. лила-аватары — воплощения, предназначенные для игр

3. гуна-аватары — воплощения, управляющие качествами материальной природы

4. манвантара-аватары — воплощени Ману

5. юга-аватары — воплощения, появляющиеся в различные временные периоды

6. шактьявеша-аватары — воплощения, которыми становятся обычные живые существа, наделённые трансцендентным могуществом

 

Пуруша-аватары.

 

Это изначальные аватары Вишну (или Кришны) в каждой вселенной, они являются повелителями материального творения. К их числу относятся:

· Каранодакашайи Вишну или Маха-Вишну — творец совокупной материальной энергии (махат)

· Гарбходакашайи Вишну — находится в каждой вселенной. Имеет четырёхрукую форму.

· Кширодакашайи Вишну — пребывает в сердце каждого живого существ. Его называют Сверхдушой всех живых существ, включая полубогов. Это экспансия Гарбходакашайи Вишну, предназначенная для игр.

 

Лила-аватары.

 

Это бесчисленные воплощения Верховного Господа, в которых Он приходит в материальный мир, чтобы явить Свои духовные игры.

Эти двадцать пять Божественных Личностей известны как лила-аватары:

1. Кумары — четверо сыновей Брахмы

2. Вараха — вепрь

3. Нарада — путешествующий мудрец

4. Нара-Нараяна — близнецы

5. Капила — философ

6. Даттатрея — объединённаяаватара тримурти

7. Яджна — Вишну, временно сыгравший роль Индры

8. Ришабха — отец царя Бхараты

9. Притху — царь, который сделал землю красивой и привлекательной

10. Матсья — рыба

11. Курма — черепаха

12. Дханвантари — основатель Аюрведы

13. Мохини — красивая очаровательная женщина

14. Нарасимха — человек-лев

15. Вамана — карлик

16. Парашурама — Рама с топором

17. Вьяса — составитель Вед

18. Рамачандра — «очаровательный», принц и царь Айодхьи

19. Баларама — старший брат Кришны

20. Кришна — «тёмный» или «всепривлекающий», пастушок

21. Будда — «просветлённый»

22. Калки — «вечность», «время», «разрушитель порока»

23. Пришнигарбха — родившийся у Пришни

24. Хаягрива — конь

25. Хамса — лебедь

 

Дашаватары.

 

Это десять основных аватар Вишну, которые обстоятельно описываются в Вишну-пуране (даша на санскрите означает «десять»).

Это так называемые маха-аватары (великие аватары), чья миссия была наиболее важной.

1. Матсья — воплотившись в рыбу, Вишну спасает от потопа седьмого Ману — Вайвасвату, а также многих риши и семена всех растений, которые Ману берёт с собой на корабль. Вишну в этой аватаре также убивает демона Хаягриву и возвращает похищенные им четыре Веды.

 

2. Курма — Вишну в виде черепахи погружается на дно мирового океана, чтобы спасти погибшие во время потопа ценности. Боги и асуры устанавливают на черепахе гору Мандару в качестве мутовки и, обмотав вокруг неё змея Васуки (Шеша), начинают пахтать океан, из которого добывают амриту, Лакшми, луну, апсаруРамбху, Сурабхи и некоторые другие священные существа и предметы.

 

3. Вараха — чтобы спасти землю, которую демон Хираньякша утопил в океане, Вишну воплотился в вепря, убил демона в поединке, длившемся тысячу лет, и поднял землю на своих клыках.

 

4. Нарасимха — в этой аватаре Вишну избавляет землю от тирании демона Хираньякашипу, которого разрывает на куски, приняв облик Нарасимхи — чудовища с туловищем человека и головой льва.

 

5. Вамана — царь дайтев Бали, благодаря своим аскетическим подвигам, получил власть над трилокой — тремя мирами (небом, землёй и подземным миром) и подчинил девов. Мать богов Адити воззвала к Вишну о помощи, и тогда он в облике карлика предстал перед Бали и попросил у него столько земли, сколько сможет отмерить своими тремя шагами. Получив согласие, Вишну первыми двумя шагами покрыл всю вселенную, но от третьего шага воздержался, после того, как Бали предложил под него свою голову.

 

6. Парашурама — воплотившись в сына брахмана, Вишну истребил множество кшатриев и передал главенство в мире брахманам.

 

7. Рама — принц и царь Айодхьи, явился в Трета-юге. Воплощение Вишну как идеального царя и мужа.

 

8. Кришна — явился в Двапара-юге вместе со своим братом Баларамой. Кришна считается не аватарой, а верховной формой Бога и источником как всех аватар, так и самого Вишну.

 

9. Будда — явился вКали-югу c целью разубедить асуров в святости Вед и лишить их силы. Второй причиной данного воплощения Вишну было желание выявить порочных и нестойких в вере людей, возбудить в них сомнение в святости Вед и в необходимости исполнять священные обряды, а потом погубить их.

 

10. Калки — чёрный Вишну на белом коне со сверкающим мечом в руке, истребляющий злодеев, восстанавливающий дхарму и подготавливающий грядущее возрождение мира. Это единственная «будущая», мессианская аватара Вишну, и явится она в конце Кали-юги, то есть в конце настоящей эпохи, которая закончится в 428 899 году н. э.

 

 

 

Чатурвьюги.

Религия Бхагаваты-Панчаратры с ее культом Вишну-Нараяны-Кришны выдвигает теорию о том, что у Верховного Бога Вишну есть 4 формы проявления:

 

а)Пара, или Верховный;

б)Вьюга, или эманация;

в)Вибхава, или воплощение;

г)Арка, или образ.

 

Пара – Верховный Бог во славе. Вибхава представляет воплощения, уже известные миру. Арка – нисхождение Бога в изображение, которое торжественно устанавливают в храмах для почитания.

 

Число Вьюг (эманаций) – 4; отсюда их название чатурвьюги, или чатурмурти. Их имена: Васудева, Шанкаршана, Прадьюмна и Анируддха (Vasudeva, Sankarsana, Pradyumna, Aniruddha). Согласно вишнуитской мифологии, Шри Кришна – это Васудева, а его брат Баларама – Шанкаршана. Прадьюмна и Анируддха – соответственно сын и внук Кришны. Исторически могло быть, что героев – Ядавов с течением времени начали обожествлять под видом Вьюг. Здесь Васудева символизирует читту (сознание), Шанкаршана – аханкару (самость), Прадьюмна – буддхи (интеллект), а Анируддха-манас (разум). Они символизируют космическую психологическую эволюцию.

Впоследствии количество Вьюг возросло до 24. С точки зрения иконографии все их изображения одинаковы, за исключением расположения четырех эмблем: раковины, диска, булавы и лотоса. Теология Панчаратры добавляет еще одну форму проявления – Антарьямин (обитающий внутри) – которую невозможно представить иконографически.

Малые воплощения.

 

Индуистская мифология содержит множество преданий об аватарах бога Вишну, которые могут быть пурнаватарами (полными проявлениями), как Шри Кришна, амшаватарами (amsavataras, частичными проявлениями), как Капила, или авешаватарами (теми, кто на время преисполняется божественной силой), как Парашурама. Вот некоторые из них.

 

Даттатрейя.

Он сын великого мудреца Атри и его супруги Анашуи, олицетворение чистоты в индуистской мифологии. Он изобрел магические обряды и создал растение сому. Он был учителем неарийских народов. Общаясь с людьми низкого происхождения и предаваясь наслаждениям, он сделался нечистым. Однако учение и просветление настолько очистило его, что отныне ничто не может его запятнать. Как воплощение Триады, Даттатрейя изображается с тремя головами, четырехруким; его сопровождают четыре разномастных пса, символизирующих Веды.

 

Концепция Даттатрейи – своеобразная попытка примирить между собой культы Брахмы, Вишну и Шивы. Кроме того, с помощью этой концепции в индуизм органически вошли неведические культы.

 

Дханвантари.

Дханвантари поднялся из пучины, когда пахтали океан, держа в руке чашу с амброзией. Он основал медицинскую науку. Возродившись в облике царя Каши, он принес искусство врачевания на землю. В Ведах также упоминается Дханвантари, бог целебных трав и врачевания. Его изображают с красивой внешностью; сидит он с чашей амброзии в руках, за ним видны традиционные эмблемы Вишну.

 

Хаягрива, или Хаяширша.

Великий мудрец Яджнавалкья утратил знание Яджурведы из-за проклятия своего гуру и понес суровую кару. Бог Солнца, удовлетворенный его покаянием, явился ему в облике божества с головой лошади и научил его той же самой Веде в другой форме. Этот эпизод стал известен под названием VajasaneyiSamhita (Vaji – лошадь). Возможно, именно здесь истоки аватарыХаягривы (божества с головой лошади).

 

Демоны Мадху и Каитабха похитили Веды и спрятали их под водой. Бог Вишну принял облик Хаягривы, нырнул на дно океана и, убив демонов, спас Веды.

 

Хаягрива – бог учения, так же, как богиня Сарасвати. Его изображают в виде человека с головой лошади, с четырьмя или восемью руками, в которых он держит оружие и эмблемы Вишну.

 

Капила.

Капила, сын Кардамы и Девахути, был великим мудрецом, испепелившим взглядом 60 000 сыновей царя Сагары. Здесь явственно слышен отголосок предания, отождествляющего Капилу с Агни. Он обучил свою мать философии Санкья.

 

На ритуальных изображениях волосы Капилы уложены на голове в виде венца; он бородат, с четырьмя руками, две из которых держат кувшин, а две другие – раковину и диск.

Мохини.

 

По просьбе богов, у которых демоны похитили амброзию во время пахтанья океана, Бог Вишну принял облик волшебницы Мохини; ей удалось обмануть демонов и вернуть амброзию богам. Говорят, она очаровала самого Шиву. Эта история учит, что бессмертия можно достичь только победив заблуждение. Мохини изображают в виде прекрасной молодой женщины в разноцветных одеяниях, украшенной драгоценностями; в руке она держит вазу с нектаром.

 

Нара-Нараяна.

Когда миссия аватарыНарасимхи была завершена, он разделился надвое, и его львиная половина превратилась в мудреца Нараяну, а человеческая – в мудреца Нару. Затем Нара с Нараяной возвратились в Бадарикашрам, чтобы вести суровую аскетическую жизнь. Когда Индра, желая соблазнить их, послал небесных нимф, Нараяна из своего бедра создал нимфу Урваши, более прекрасную, чем все они вместе взятые. По другой версии, эти мудрецы – сыновья Дхармы и Ахимсы. Они были аскетами и одержали победу над демоном Сахасракавачей (владеющий тысячью оружий).

 

Позже эти мудрецы возродились в облике Шри Кришны и Арджуны.

 

История эта необычайно поучительна. В каждом из нас присутствует человеческое и божественное начало. Демон, ненавидящий богов и людей, постоянно пытается соблазнить нас тысячью уловок. Чтобы победить его, надо практиковать аскезу.

 

Нару-Нараяну иногда изображают одним человеком, иногда – двумя. В первом случае у него две или четыре руки, в которых четки или традиционные эмблемы Бога Вишну. Во втором Нару изображают с двумя головами и двумя руками, одетым в оленью шкуру; Нарайана же имеет четыре руки, в которых держит символические раковину, диск, лотос и четки.

Вьяса.

 

Вьяса – это космическое существо, рождающееся в каждую эпоху для передачи и распространения священных писаний.

 

Мудрец Кришна-Двайпаяна, сын Парашары – известный Вьяса своего времени. Свое имя он получил потому, что собрал все существующие ведические гимны и разделил их (vyas – делить) на четыре Веды. Он автор великого эпоса Махабхарата, всех Пуран (мифологии) и Брахмасутр.

 

Его изображают стройным, темнокожим, с волосами, уложенными в виде венца. Рядом с ним его ученики Пайла,Вайшампаяна, Джаймини и Суманту.

 

Яджна.

 

В ранней ведической литературе Вишну нередко отождествляют с яджной, или жертвоприношением. Бхагавата называет Варахаватару «Яджна-вараха», а части его тела соотносит с различными частями принесенной жертвы. В других мифологических источниках он фигурирует под именем Яджнешы, сына Ручи и Акути. Вся вселенная, которая находится в состоянии постоянного движения и изменения, подобна обряду жертвоприношения, а Бог-творец рассматривается как олицетворение этой жертвы. Отсюда его имя – Яджна, или Яджнешвара.

 

Его изображают двухголовым, семируким, трехногим и четырехрогим. В руках священные предметы: сосуд с топленым маслом (ajyapatra), ковши и ложки (juhu) разнообразной формы, раковина и диск. Это, несомненно, символический образ, где представлены различные виды жертвоприношений, однако объем данной книги не позволяет остановиться подробно на деталях описания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: