Прочитайте текст и выполните задания 20-25




Вариант 9

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Слово «танк», происходящее от английского «tank» («бак», «цистерна»), которое сегодня обозначает во многих европейских языках бронированную вооружённую машину на гусеничном ходу, вошло в употребление не только из-за внешнего сходства боевой машины и резервуара для жидкости (2 1916 году в Великобритании по проекту Уильяма Триттона и Уолтера Вильсона была построена первая партия двадцатидевятитонных бронированных машин на гусеничном ходу Mk I, которые планировалось тайно перебросить по железной дороге на Западный фронт. (3)(...) британская контрразведка пустила слух, что в Англии российским правительством заказана партия цистерн («tanks») для питьевой воды (для убедительности на танках даже была сделана надпись: «Осторожно! Петроград!»), и в дальнейшем «маскировочное » название прижилось

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Первые бронированные машины на гусеничном ходу были при транспортировке на фронт выданы английской контрразведкой за цистерны («tanks»), что во многом определило современное название этих боевых машин.

2) Бронированные машины на гусеничном ходу в английском языке имеют такое же название, как и цистерны, — «tanks».

3) Первые танки, использовавшиеся в боевых действиях на Западном фронте, были в 1916 году построены по проекту Уолтера Вильсона и Уильяма Тритона.

4) В 1916 году, при переброске на фронт первых 29-тонных танков Mk I, английской контрразведкой из соображений секретности усиленно распускались слухи о том, что по железной дороге отправляется партия цистерн.

5) Впервые бронированные машины на гусеничном ходу были названы танками (английское «tank» — бак, цистерна) в целях конспирации: их планировали перебросить на фронт под видом резервуаров для питьевой воды.

2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Несмотря на это, / Поскольку / В связи с этим / Хотя / Следовательно,

 

Ответ: ___________________________.

 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПАРТИЯ. Оиределите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПАРТИЯ, -и, ж.

1) Политическая организация какого и общественного слоя, выражающая и защищающая его интересы, руководящая им для достижения определённых не ни и имеющая свою программу. Парламентские п. Вступить и и. Выйти из п.

2) В СССР: Всесоюзная коммунистический партия (большевиков), а затем Коммунистическая партия Советского Союза. Член п. Обком, райком, горком п. Исключить из п.

3) Группа лиц, объединившихся или объединённых с какой-н. целью. Поисковая, геолого-разведочнан и. П. спасателей. П. пересыльных. Спорящие разделились на п. (на несогласные, спорящие группы).

4) Отдельная часть в многоголосном музыкальном произведении, исполняемая одним инструментом, одним певцом. П. скрипки. П. Ленского.

5) В некоторых играх: игра от начала до её завершения; в некоторых карточных играх: законченная часть игры. П. в шахматы, в шашки, в карты, и бильярд, в лото, в крокет.

6) Определённое количество товара II. обуви.

7) Тот или та, кто подходит для вступлмения в брак, а также сама возможность такого вступления Выгодная п. Подходящая п.

 

Ответ: ___________________________.

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.

отбылА сливОвый

укрепИт бОроду нОгтя

 

Ответ: ___________________________.

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.

Не желая показаться НЕВЕЖЕЙ, Сергей поспешно встал и первым протянул вошедшим гостям руку для крепкого рукопожатия.

Если голос у исполнителя негромкий, а гитара будет ЗВУКОВАЯ, то артисту придётся постоянно напрягать связки.

Приятель моего соседа изобретательный и ДЕЛОВИТЫЙ, он никогда не бывает без дела.

Детали перепланировки квартиры необходимо утверждать в ЖИЛИЩНОЙ комиссии.

 

Ответ: ___________________________.

 

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

ящик КОНСЕРВОВ в ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЕРВОМ году

СЕМЕРО смелых самый ВАЖНЕЙШИЙ килограмм ЯБЛОК

 

Ответ: ___________________________.

 

 

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ   ПРЕДЛОЖЕНИЯ  
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм   1). К.Г. Паустовский интересовался природой Мещёрского края и посвятил ей своё творчество. 2) Все, кто уезжал через две недели в столицу, собрался у Нежинских. 3) Наблюдая экзотическую природу, Чарльз Дарвин создал теорию эволюции. 4) Один из героев романа, ищущим смысл жизни, пытается найти его в любви. 5) Размышляя о роли поэта и поэзии, А.С.Пушкин говорит, что он долго будет любезен народу тем, что чувства добрые лирой пробуждал. 6) Горький в пьесе «На дне» показал людей, сломленных жизнью, и раскрывает их внутренний мир через разговоры. 7) По приезде в Москву она поняла, что устроить свидание с сыном будет трудно. 8) Учитель внимательно следил за Валей и заметил, что насколько она была невнимательна на уроке. 9)В стихотворении Лермонтова «Смерти поэта» рассказывается о трагической гибели А.Пушкина на дуэли.  

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву

д..кумент изл..жение,

акв..рельный з..ря ук..ротить

 

Ответ: ___________________________.

 

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

по..кладка, о..бойный

расп..ложиться, пр..бабушка

пр..стройка, пр..волжский

с..ронизировать, со..скатель

не..держанный (тон), ра..бежаться

 

Ответ: ___________________________.

 

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

доходч..вый отдерг..вать

верхуш..чный уживч..вый взъерош..ть

 

Ответ: ___________________________.

 

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

произнос..шь относ..шься

засмотр..шься перекин..шь долож..шь

 

Ответ: ___________________________.

 

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово

Наш спутник тоже (не) сидел сложа руки.

Путники вышли к ещё (не) обросшему кромкой льда берегу.

(Не) мешкая ни минуты, ребята собрали чемоданы.

Почти (не) заметная серая птичка вспорхнула из кустов.

(Не) распроданные в прошлом году игрушки уценили.

 

Ответ: ___________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ЧТО(БЫ) ни утверждали критики, стихи Фета необычайно мелодичны, (ПО) ЭТОМУ многие из них легли в основу романсов.

(В) ОТЛИЧИЕ от других представителей либерального лагеря, Павел Петрович всегда твёрд в отстаивании своих принципов, и (ПО) ТОМУ он смело противостоит Базарову.

В разные концы планеты попадают керамические изделия из Гжели, ЧТО(БЫ) украшать быт людей, а ТАК(ЖЕ) воспитывать чувство прекрасного.

Присутствовали (ПРИ) ТОМ разговоре многие, но было это давно и (ПО) ЭТОМУ всеми забылось.

(В) ТЕЧЕНИЕ последнего года работы было много, (ЗА) ТО теперь на город было любо-дорого посмотреть.

Я рассказал Ивану Петровичу всё, что случилось, и пожелал узнать его мнение (НА) СЧЁТ предопределения, (ТАК) КАК это было очень важно.

 

Ответ: ___________________________.

 

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

На автопортрете художник одет в изыска(1)ый плащ, лицо спокойно и увере(2)о, усы и бородка тщательно ухоже(3)ы.

 

Ответ: ___________________________.

 

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Должен ли я вернуться в часть немедленно или могу остаться дома до завтра?

2) За время своего правления губернатор успел рассориться не только с губернским предводителем но и с собственными чиновниками.

3) Федосья поставила на стол чашки и сахарницу и вскипятила воду.

4) Солнце стояло уже высоко и ярко светило и грело совсем по-летнему.

5)То левой то правой лапкой медведь катил в берлогу ворох листьев.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пушкин (1) воспитанный на «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина (2) сказал по поводу русской истории (3) своё собственное слово (4) во многом превзошедшее карамзинское.

 

Ответ: ___________________________.

 

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия – это (3) можно сказать (4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое.

 

Ответ: ___________________________.

 

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Каждый писатель является психологом (1) в задачи (2) которого (3) входит понимание мотивов поступков героя и раскрытие его души.

 

Ответ: ___________________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Снег засыпáл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.

 

Ответ: ___________________________.

 

 

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

 

(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках.(2)Обутая и ободрённая, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно.(3)Инвалид принялся заправлять постели.(4)Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень споро, – привык, видать, заниматься домашними делами. (5)Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправил две постели.

(6) – Мурочка! (7)Всё в порядке, – известил он даму и присел к столику.(8)Дама вошла в купе, пальчиком подправила не совсем ловко заделанную под матрац простыню и победительно взглянула на меня: «Вот как он меня любит!»(9)Инвалид по-собачьи преданно перехватил её взгляд.(10)Потом они препирались насчёт нижнего места, и дама снисходительно уступила:

(11) – Ну, хорошо, хорошо! – (12)Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте.(13)Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку – не получилось. (14)Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки, не потревожил ли её.

(15) – Да ложись ты, ради Бога, ложись! (16)Что ты возишься? – строго молвила дама, и супруг её снова заизвинялся, заспешил.

(17)Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. (18)Поскольку были мы оба фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. (19)Познакомились.

(20)Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути.(21)Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку. (22)И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разная и, наверное, я её понимаю как-то упрощённо, прямолинейно или уж и вовсе не понимаю. (23)Во всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно.

(По В. Астафьеву)

Астафьев Виктор Петрович (1924-2001) – русский советский писатель. Важнейшие темы творчества – военная и деревенская.

 

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Инвалид войны привык заниматься домашними делами.

2) Жена благодарна мужу за заботу о ней.

Инвалид войны и его попутчик – фронтовикию

4_Инвалид долго не может уснуть: его тревожат старые раны.

5)Любовь бывает разная.

 

Ответ: ___________________________.

 

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера

ответов.

1) В предложениях 2-5 представлено повествование.

2) В предложениях 6-10 представлено описание.

3) В предложении 1 содержатся элементы описания.

4) В предложениях22-23 содержится рассуждение.

5) Предложение 18 поясняет содержание предложения 17.

 

Ответ: ___________________________.

 

22. Из предложений 15-16 выпишите фразеологизм.

 

Ответ: ___________________________.

 

23. Среди предложений 6 – 10 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения и однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: ___________________________.

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 2023. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 

24. «Виктор Астафьев, размышляя о попутчиках, использует такое синтаксическое средство, как А_____ (предложения 2, 14). Характеризуя героиню текста, автор использует такой приём, как Б_____ (предложения 10, 20). Говоря об отношениях мужа-фронтовика и его жены, писатель употребляет такие лексические средства выразительности, как В_____ («заизвинялся» в предложе­нии 16, «изрядно» в предложении 5), Г_____ («… любовь, … любовь» в предложении 23)».

Список терминов:

1) инверсия

2) литота

3) фразеологизм

4) ряды однородных членов

5) метафора

6) ирония

7) разговорная лексика

8) лексический повтор

9) восклицательные предложения

 

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Конец формы

 

Часть 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: