ГлаваII. Жизненная емкость легких человека. Эксперимент.




Так что же такое жизненная емкость? Всякий раз, когда человек делает вдох, легкие наполняются. Максимальное количество воздуха, которое способны вместить легкие, называют жизненной емкостью. Но у разных людей она неодинакова. Это зависит от возраста, пола, состояния здоровья, тренировки. У женщин жизненная емкость легких меньше, чем у мужчин, потому что грудная клетка меньше. У младенцев она совсем не велика, так как легкие маленькие. По мере того, как легкие растут, растет и жизненная емкость. К 25 годам, легкие у человека вырастают совсем, в этом возрасте они используются на все 100%. После 40 лет, жизненная емкость легких начинает снижаться и используется на 80%. После 65, естественно уменьшается и составляет 60%. А в старости, после 80 лет, так как легкие очень много потрудились за жизнь их жизненная емкость всего 50%.

Практическая часть работы будет состоять из нескольких последовательных, связанных между собой этапов. В начале, я выберу шесть человек и попрошу их принять участие в моих экспериментах. Трое из них, занимающихся спортом и адаптированных к физическим нагрузкам, а трое равнодушных к физическому развитию и спорту. Одинакового возраста.

Я измерю их рост(Приложение 8), для вычисления по медицинской формуле ЖЁЛ. Затем померяю ЖЁЛ с помощью самодельного аппарата, работающего по принципу настоящего спирометра в спокойном состоянии. Так жеизмеряю ЖЁЛ после 10 минутной пробежки. И оценю, как меняются физиологические показатели жизненной емкости легких в покое и после физических нагрузок. А также посмотрю разницу показателей среди адаптированных и неадаптированных лиц к физической нагрузке.Формулу вычисления ЖЁЛ я нашла в интернете.

ЖЁЛ=(рост х 0.052) - (возраст х 0.022) – 4,2 для мальчиков.

ЖЁЛ=(рост х 0.041) - (возраст х 0.018) – 3,7 для девочек.

Измеряется жизненная емкость легких специальным прибором - спирометром.

Изготовление домашнего спирометра. Мне понадобилась: 5 литровая бутыль, пластмассовый таз, вода, мерный стакан 100 мл, перманентный маркер, пластиковая трубка. Я наполняла бутыль порциями по 100 мл, и отмечала уровень, пока не дошла до 4 литров. Чтобы прибор заработал, нужно налить в него воды и в таз тоже, зажать рукой и перевернуть. Потом, ввести трубочку, и все, можно измерять! (Приложение 9).

Измерение повторяют дважды, а в дневнике записывают наивысший результат(Приложение 10).

Вот такие результаты получились.

 

Дети, адаптированные к физическим нагрузкам.

 

Имя Рост ЖЕЛ до нагрузки ЖЕЛ после нагрузки ЖЕЛ по формуле
Ирина   2,4 2,4 2,17
Лера   2,6 2,4 2,17
Егор   2,8 2,7 3,1
Среднее значение   2,6 2,5  

 

Дети не адаптированные к физическим нагрузкам.

 

Имя Рост ЖЕЛ до нагрузки ЖЕЛ после нагрузки ЖЕЛ по формуле
Вероника   2,4 2,2 2,09
Ваня   2,8 1,8 3,3
Матвей   2,2 1,7 3,6
Среднее значение   2,4 1,9  

 

Из данных таблицы видно, что удетей, не подготовленных к физическим нагрузкам, появились явные изменения после нагрузки, в среднем жизненная емкость легких уменьшилась на 0.5 л, а у ребят, подготовленных к нагрузкам, значительных изменений не выявлено, в среднем 0.1 л.

На втором этапе я взяла данные об объеме одного дыхания. Мой показатель ЖЕЛ 2,4 литра. Обычно я дышу не полной грудью, возьмем примерно 1литр. Методом подсчета выяснила количество дыханий в минуту:

- во время спокойного состояния, (от 10 до 20 вдохов)

- во время небольшой нагрузки, (от 20 до 30 вдохов)

- во время пробежки, (от 50 до 60 вдохов)

Получается, что когда я ничего не делаю, то вдыхаю примерно 10 литров воздуха в минуту, при не значительной нагрузке примерно 20 литров, а при интенсивной физической нагрузке, почти 50 литров(Приложение 11).

 

Подвожу итоги под моими практическими опытами.При увеличении нагрузки на мышцы, повышается потребность организма в кислороде. Ведь сбившееся дыхание, признак нехватки кислорода человеческому организму.Во время интенсивной нагрузки, минутный объем дыхания, увеличивается пропорционально потреблению кислорода.Регуляция дыхания происходит с помощью рецепторов в легких, воздействующих на головной мозг. При физической нагрузке напряжение кислорода в альвеолах повышенное, а углекислого газа в связи с повышенной вентиляцией, недостаточное для стимуляции рецепторов. При нагрузке, в мышцах выделяется молочная кислота, она и стимулирует рецепторы дыхания. Вот и возникает в результате нарастание дыхательного объема и частота дыхания.

Это объясняется повышенным извлечением кислорода из крови в работающей мышце.

При нехватке кислорода, организм быстро устает.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе моей исследовательской работыя изучила всю систему дыхания, разобралась, что такое верхние и нижние дыхательные пути. Своими глазами увидела и своими руками потрогала, как в организме устроены органы дыхания (на примере животных).

Поставив перед собой цель – узнать, почему мои сверстники тяжело дышат при физической нагрузке. Я измеряла объемы и показатели емкости легких в спокойном состоянии и после интенсивной нагрузки. Научилась рассчитывать жизненную емкость легких различными способами: экспериментально,используя самодельный прибор, и с помощью формул из медицины.

При проведении исследования я близко познакомилась с методами определения объемов и емкостей легких, в частности со спирометрией.

Для меня эта исследовательская работа очень актуальна. Так как в медицине измерение параметров дыхания при нагрузке часто дают дополнительную информацию о функции легких. В покое у респираторной системы имеются огромные резервы; вентиляция и легочный кровоток, перенос кислорода и углекислого газа и диффузионная способность, а при нагрузке показатели могут возрастать в несколько раз. Что свидетельствует о какой либо болезни или патологии.

Так же целью моей работы был вопрос: чем можно помочь детям у которых при занятиях спортом появляются проблемы с дыханием.

Помочь можно советами. Систематические занятия физкультурой и спортом способствуют развитию дыхательной мускулатуры и расширению грудной клетки. Уже через 6-7 месяцев после начала занятий плаванием или бегом жизненная емкость легких у юных спортсменов может возрасти на 500 куб. см. и более.

Дыхание во время физических упражнений должно быть ритмичным. Полезно на вдохе поднимать вверх руки и плечи, максимально разворачивая грудную клетку, а на выдохе медленно опускать. Дышать нужно через нос. Это связано с тем, что дыхание носом оказывает благоприятное влияние на мозговую деятельность и отсрочивает усталость. Так же носовое дыхание помогает диафрагме работать по максимуму. Дыхание через рот препятствует нормальному обмену кислорода, и не приносит ничего кроме вреда.

При появлении частого поверхностного дыхания, одышки, нужно прекращать занятие.

В заключении я бы хотела поделится о впечатлении. Мне было очень интересно проводить эксперименты, считать, сводить и анализировать результаты, я уже почувствоваласебя в роли настоящего врача.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: