ЛЕКЦИЯ
по теме: " Понятие как логико-смысловая форма мышления. Логические операции с понятиями "
Подготовил:
Слушатель 555 группы
факультета юриспруденция
Моргунов И.Т.
Белгород – 2008
План |
Вступительная часть |
1. Общая характеристика понятия. Понятие и слово. Основные логические приемы формирования понятий |
2. Отношения между понятиями. Совместимость несовместимость понятий |
3. Понятие логической операции. Логическое деление понятий |
4. Логическое определение понятий |
Заключительная часть (подведение итогов) |
Вопрос № 1: Общая характеристика понятия. Понятие и слово. Основные логические приемы формирования понятий.
Рассматривая вопросы этой темы, следует обратить внимание на то, что здесь приходится вводить много исходных понятий, таких как, " анализ ", " синтез ", " сравнение " и др. Поэтому очень важно, чтобы с самого начала эти понятия были правильно определены. Надо дать определения и самому понятию " понятие ", под которым понимается форма мышления, отражающая предметы в их существенных (и отличительных) признаках.
Понятия подразделяются на сравнимые и несравнимые. Логика имеет дело только со сравнимыми понятиями. Недаром ведь говорят, что " все познается в сравнении ". Больше того, формирование понятия как раз и начинается с логической операции сравнения предметов, в результате которой обнаруживается те признаки предметов, по которым и можно судить либо о сходстве, либо о различии предметов в разных их отношениях.
Пример:
Понятие "антиобщественное поведение" есть понятие сравнимое с понятием "общественное поведение". Здесь есть сходство, состоящее в том, что и то, и другое означает поведение гражданина, и есть различие, состоящее в том, что в одном случае поведение является общественным, а в другом – антиобщественным.
Реальное формирование понятий начинает осуществляться благодаря операции анализа. Суть этой операции состоит в том, что рассматриваемый предмет мысленно расчленяется на его составные части. Так, поведение гражданина (см. рассмотренный выше пример) может быть подразделено на поведение, подчиняющееся общественным требованиям, и на поведение, противостоящее им. В первом случае поведение гражданина определяется как законопослушное, а во втором – как незаконопослушное. Последнее, в свою очередь, подразделяется на поведение без отягчающих последствий и на поведение с различного рода отягощениями вплоть до уголовно наказуемых. Так выделяются различные признаки поведения. Такое выделение признаков предмета есть их абстрагирование, т. е. отвлечение их от других признаков предмета. Абстрагированные признаки объединяют в некоторые их совокупности, что является процессом синтезирования этих признаков в одно понятие. Полученные представления распространяются уже на весь класс предметов. Такая процедура называется обобщением. Итак, понятие образуется путем последовательного проведения операций сравнения, анализа, абстрагирования, синтеза и обобщения.
Обратим внимание, что основными характеристиками понятий являются их содержание и объем. Содержание понятия есть совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии, а объем понятия есть множество предметов, которое также мыслится в этом понятии. Эти характеристики, – содержание и объем понятия, – и лежат в основе видообразования понятий.
Пример:
Содержанием понятия "антиобщественное поведение" являются такие признаки поведения человека, которое разрушает установившийся порядок социальной жизни общества. Объемом понятия "антиобщественное поведение" является совокупность всех видов разрушающего поведения.
Содержание понятия и его объем связаны друг с другом законом обратного отношения между содержанием и объемом понятия: увеличение объема понятия ведет к обеднению (уменьшению) его содержания, и наоборот, обогащение (увеличение) содержания понятия ведет к уменьшению его объема.
Пример:
Понятие "следователь" больше по объему, но беднее (меньше) по содержанию понятия "следователь по особо важным делам".
Вопрос № 2: Отношения между понятиями. Совместимость и