Министерство образования и науки РФ




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ОБРАЗОВАНИИ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

 

Требования к подготовке работы

Формат листов А4, набор на компьютере, сдавать в распечатанном или электронном виде, объем работы 12-14 страниц. Шрифт Times New Roman, размер 14, расстояние между строк - интервал полуторный.

Титульный лист - с указанием института, кафедры, названия работы, ФИО, курса, отделения (заоч.), научного руководителя, города и года.

Текст работы представляет собой ответы на представленные в задании вопросы.

Список литературы - 5 - 10 источников, оформленных по ГОСТ (фамилия, инициалы, название, город, издательство, год издания, число страниц).

Пример: Анастази, А. Психологическое тестирование / А.Анастази, С.Урбина. – СПб.: Питер, 2001. – 688с.

Список литературы представляет собой перечень использованных источников. Все источники фиксируются под общей нумерацией и в строгом алфавитном порядке по фамилии авторов. Если речь идет о сборнике или коллективной монографии, имеющей редактора, то в списке литературы книга занимает место по алфавиту в соответствии с первой буквой ее названия. Обязательно указывается год и место издания, название издательства и количество страниц в книге или диапазон размера статьи. Выполнение этих требований не только обеспечивает грамотное оформление работы, но и дает возможность признать цитирование корректным. Список литературы должен содержать не менее 15 научных (не популярных и не научно-популярных!) источников.

Выбор темы и выполнение работы

Номер варианта самостоятельной работы определяется по первой букве фамилии студента:

  А Б В Г Д Е Ж З И К
Номер варианта                    

 

  Л М Н О П Р С Т У Ф
Номер варианта                    

 

  Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я    
Номер варианта                    

 

 

Тематика контрольных работ

Вариант 1.

1. Психологическая помощь детям дошкольного возраста.

2. Трудности и отклонения в развитии в ранней юности.

3. Найдите и обоснуйте решение проблемной ситуации[1]:

Родители не дали согласие на участие ребенка в тестировании, а администрации школы требует отчетности по данному ребенку. Каков будет выход из ситуации? Какие альтернативные методы могут быть предложены вместо тестирования ребенка?

 

Вариант 2.

1. Методика работы психолога с младшими школьниками.

2. Основные направления деятельности практического психолога в IX, X и XI классах современной общеобразовательной школы.

3. Найдите и обоснуйте решение проблемной ситуации:

Психологу необходимо проводить тренинги с детьми, а администрация не предоставляет помещения. Какое решение в этом случае будет наиболее оптимальным?

 

Вариант 3.

1. Технология работы психолога с подростками.

2. Что такое идентичность.

3. Найдите и обоснуйте решение проблемной ситуации:

Администрация не выделяет или не оборудует кабинет школьному психологу. Каковы должны быть действия специалиста?

 

Вариант 4.

1. Технология решения психологических проблем учащихся старших классов.

2. Юность в истории возрастов. Границы юношеского возраста.

3. Найдите и обоснуйте решение проблемной ситуации:

Администрация определяет приоритетные направления в деятельности педагога-психолога, не учитывая при этом актуальные задачи и индивидуальные особенности детей. Какие действия психологу необходимо предпринять?

 

Вариант 5.

1. Соотношение возрастного и индивидуального развития у детей и школьников.

2. Специфика консультационной работы психолога с учащимися 10-13 лет, их родителями и учителями.

3. Найдите и обоснуйте решение проблемной ситуации:

Педагог обращается за помощью к психологу, чтобы тот дал характеристику на ребенка. Какова, на ваш взгляд, должна быть последовательность действий специалиста?

 

Вариант 6.

1. Особенности психологического здоровья детей на разных возрастных этапах.

2. Разработка программ развития вербальных и невербальных средств общения для школьников 10-11 и 12-13 лет.

3. Найдите и обоснуйте решение проблемной ситуации:

Педагог просит справиться с «трудными» учениками и пытается привлечь психолога на свою сторону. В действительности выясняется, что проблема в педагоге, а не в учащихся. Администрация требует от психолога разрешения конфликта между педагогом и классом. Каковы наиболее оптимальные действия психолога?

 

Вариант 7.

1. Проблема психического развития и обучения детей дошкольного возраста.

2. Использование игровых методов в психологической и педагогической работе со школьниками 10-13 лет: возможности и ограничения.

3. Найдите и обоснуйте решение проблемной ситуации:

Администрация требует присутствия на тренинге классного руководителя в качестве наблюдателя. Насколько это правомерно? Каким образом психологу отстоять профессиональную позицию?

 

Вариант 8.

1. Роль дошкольного детства в жизни человека.

2. Особенности развития познавательных процессов в период отрочества и их влияние на «специфически подростковые» характеристики личности и поведения.

3. Найдите и обоснуйте решение проблемной ситуации:

Педагоги желают получить информацию по результатам психодиагностических исследований. Обоснуйте действия психолога.

 

Вариант 9.

1. Плюсы и минусы обучения детей раннего возраста.

2. Формы и методы оказания психологической помощи учащимся, испытывающим трудности в адаптации к обучению в средней школе.

3. Найдите и обоснуйте решение проблемной ситуации:

Родители обвиняют психолога в профессиональной некомпетентности. Как наладить сотрудничество с такими родителями?

 

Вариант 10.

1. Что входит в понятие готовности ребенка к детскому саду?

2. Что такое «психологическая поддержка» ребенка в семье?

3. Найдите и обоснуйте решение проблемной ситуации:

Психолог получает заказ от педагога – построить типологию учеников в классе по принципу IQ, эмоциональной неустойчивости, творческой активности и т.д. С чего должен начать психолог свой диалог с педагогом?

 

Вариант 11.

1. Мотивационная готовность к школе: содержание и способы развития.

2. «Внутренняя позиция школьника» как новообразование младшего школьного возраста.

3. Найдите и обоснуйте решение проблемной ситуации:

Психолога просят заменить место отсутствующего преподавателя и дать учащимся интересный урок по психологии личности. Каковы должны быть действия психолога?

 

Вариант 12.

1. Когда начинать готовить ребенка к школе?

2. Проблема психологической готовности семьи к социализации ребенка.

3. Найдите и обоснуйте решение проблемной ситуации:

Психолог приглашен на беседу с родителями «трудного» ребенка. В ходе беседы выясняется, что ребенка обвиняют, родителей «учат жизни» и тому, «как надо воспитывать». Какую позицию необходимо занять психологу? Возможно ли избежать повторения подобных ситуаций в будущем? Как это можно отразить в планировании своей работы с администрацией, педагогами и родителями?

 

Вариант 13.

1. Станет ли трудный дошкольник трудным школьником?

2. Роль игры в появлении психологической готовности к школе.

3. Найдите и обоснуйте решение проблемной ситуации:

Администрация требует массового тестирования всех учащихся по единой методике. Цель исследования не ясна. Мотивация: «хорошая методика», «сейчас по ней и в других школах работают», «она мне нравится» и т.д. Что необходимо психологу делать в подобной ситуации?

 

Вариант 14.

1. Соотношение возрастного и индивидуального развития у детей и школьников.

2. Особенности развития познавательных процессов в период отрочества и их влияние на «специфически подростковые» характеристики личности и поведения.

3. Найдите и обоснуйте решение проблемной ситуации:

Администрация не довольна работой психолога. Как выяснить на основании чего возникло такое мнение: проверка планов, беседа с детьми или педагогами, несоответствие образу идеального психолога или что-то еще?

 

Вариант 15.

1. Психологическая помощь детям дошкольного возраста.

2. Трудности и отклонения в развитии в ранней юности.

3. Найдите и обоснуйте решение проблемной ситуации:

Родители не дали согласие на участие ребенка в тестировании, а администрации школы требует отчетности по данному ребенку. Каков будет выход из ситуации? Какие альтернативные методы могут быть предложены вместо тестирования ребенка?

 

Вариант 16.

1. Методика работы психолога с младшими школьниками.

2. Основные направления деятельности практического психолога в IX, X и XI классах современной общеобразовательной школы.

3. Найдите и обоснуйте решение проблемной ситуации:

Психологу необходимо проводить тренинги с детьми, а администрация не предоставляет помещения. Какое решение в этом случае будет наиболее оптимальным?

 

Вариант 17.

1. Технология работы психолога с подростками.

2. Что такое идентичность.

3. Найдите и обоснуйте решение проблемной ситуации:

Администрация не выделяет или не оборудует кабинет школьному психологу. Каковы должны быть действия специалиста?

 

Вариант 18.

1. Технология решения психологических проблем учащихся старших классов.

2. Юность в истории возрастов. Границы юношеского возраста.

3. Найдите и обоснуйте решение проблемной ситуации:

Администрация определяет приоритетные направления в деятельности педагога-психолога, не учитывая при этом актуальные задачи и индивидуальные особенности детей. Какие действия психологу необходимо предпринять?

 

Вариант 19.

1. Соотношение возрастного и индивидуального развития у детей и школьников.

2. Специфика консультационной работы психолога с учащимися 10-13 лет, их родителями и учителями.

3. Найдите и обоснуйте решение проблемной ситуации:

Педагог обращается за помощью к психологу, чтобы тот дал характеристику на ребенка. Какова, на ваш взгляд, должна быть последовательность действий специалиста?

 

Вариант 20.

1. Особенности психологического здоровья детей на разных возрастных этапах.

2. Разработка программ развития вербальных и невербальных средств общения для школьников 10-11 и 12-13 лет.

3. Найдите и обоснуйте решение проблемной ситуации:

Педагог просит справиться с «трудными» учениками и пытается привлечь психолога на свою сторону. В действительности выясняется, что проблема в педагоге, а не в учащихся. Администрация требует от психолога разрешения конфликта между педагогом и классом. Каковы наиболее оптимальные действия психолога?

 

Вариант 21.

1. Проблема психического развития и обучения детей дошкольного возраста.

2. Использование игровых методов в психологической и педагогической работе со школьниками 10-13 лет: возможности и ограничения.

3. Найдите и обоснуйте решение проблемной ситуации:

Администрация требует присутствия на тренинге классного руководителя в качестве наблюдателя. Насколько это правомерно? Каким образом психологу отстоять профессиональную позицию?

 

Вариант 22.

1. Роль дошкольного детства в жизни человека.

2. Особенности развития познавательных процессов в период отрочества и их влияние на «специфически подростковые» характеристики личности и поведения.

3. Найдите и обоснуйте решение проблемной ситуации:

Педагоги желают получить информацию по результатам психодиагностических исследований. Обоснуйте действия психолога.

 

Вариант 23.

1. Плюсы и минусы обучения детей раннего возраста.

2. Формы и методы оказания психологической помощи учащимся, испытывающим трудности в адаптации к обучению в средней школе.

3. Найдите и обоснуйте решение проблемной ситуации:

Родители обвиняют психолога в профессиональной некомпетентности. Как наладить сотрудничество с такими родителями?

 

Вариант 24.

1. Что входит в понятие готовности ребенка к детскому саду?

2. Что такое «психологическая поддержка» ребенка в семье?

3. Найдите и обоснуйте решение проблемной ситуации:

Психолог получает заказ от педагога – построить типологию учеников в классе по принципу IQ, эмоциональной неустойчивости, творческой активности и т.д. С чего должен начать психолог свой диалог с педагогом?

 

Вариант 25.

1. Мотивационная готовность к школе: содержание и способы развития.

2. «Внутренняя позиция школьника» как новообразование младшего школьного возраста.

3. Найдите и обоснуйте решение проблемной ситуации:

Психолога просят заменить место отсутствующего преподавателя и дать учащимся интересный урок по психологии личности. Каковы должны быть действия психолога?

 

Вариант 26.

1. Когда начинать готовить ребенка к школе?

2. Проблема психологической готовности семьи к социализации ребенка.

3. Найдите и обоснуйте решение проблемной ситуации:

Психолог приглашен на беседу с родителями «трудного» ребенка. В ходе беседы выясняется, что ребенка обвиняют, родителей «учат жизни» и тому, «как надо воспитывать». Какую позицию необходимо занять психологу? Возможно ли избежать повторения подобных ситуаций в будущем? Как это можно отразить в планировании своей работы с администрацией, педагогами и родителями?

 

Вариант 27.

1. Станет ли трудный дошкольник трудным школьником?

2. Роль игры в появлении психологической готовности к школе.

3. Найдите и обоснуйте решение проблемной ситуации:

Администрация требует массового тестирования всех учащихся по единой методике. Цель исследования не ясна. Мотивация: «хорошая методика», «сейчас по ней и в других школах работают», «она мне нравится» и т.д. Что необходимо психологу делать в подобной ситуации?

 

Вариант 28.

1. Соотношение возрастного и индивидуального развития у детей и школьников.

2. Особенности развития познавательных процессов в период отрочества и их влияние на «специфически подростковые» характеристики личности и поведения.

3. Найдите и обоснуйте решение проблемной ситуации:

Администрация не довольна работой психолога. Как выяснить на основании чего возникло такое мнение: проверка планов, беседа с детьми или педагогами, несоответствие образу идеального психолога или что-то еще?

Вариант 29.

1. Роль дошкольного детства в жизни человека.

2. Формы и методы оказания психологической помощи учащимся, испытывающим трудности в адаптации к обучению в средней школе.

3. Найдите и обоснуйте решение проблемной ситуации:

Педагог обращается за помощью к психологу, чтобы тот дал характеристику на ребенка. Какова, на ваш взгляд, должна быть последовательность действий специалиста?

 

Вариант 30.

1. Трудности и отклонения в развитии в ранней юности.

2. Технология работы психолога с подростками.

3. Найдите и обоснуйте решение проблемной ситуации:

Администрация требует присутствия на тренинге классного руководителя в качестве наблюдателя. Насколько это правомерно? Каким образом психологу отстоять профессиональную позицию?

Литература

Основная литература:

1. Белобрыкина О.А. Теория и практика психологической службы в образовании: Учеб. пособие / О.А. Белобрыкина. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005. – 508с.

Болотова А.К. Прикладная психология: Учебник для студ.вузов, обуч. по направ. и спец. Психологии / А.К.Болотова.- М.:Гардарики,2006.-382с.

2. Карандашев В.Н. Психология. Введение в профессию: /В.Н.Карандашев.-3-е изд.,стереотип.-М.:Академия:Смысл,2005.-382с.

3. Практическая психология образования: Учебное пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 "Педагогика и психология"/ И.В.Дубровина, А.Д.Андреева, Н.И.Гуткина и др. / Под ред. И.В.Дубровиной. - 4-е изд. перераб. и доп. - СПб.: Питер,2004.-588с.

4. Успенский В.Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. вузов / В.Б. Успенский, А. П. Чернявская.-М.:Владос-Пресс,2004.-175с.

 

Дополнительная литература:

1. Возможности практической психологии в образовании: Из опыта работы психологов УЦ "Перспектива"/Под ред.Н. В.Пилипенко. - М.: УЦ "Перспектива". Вып.1.-2004.-88с., Вып.2.-2004.-111с., Вып.3.-2004.-98с., Вып.4.-2003.-152с.

2. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. - Минск:Харвест,2001.-973с.

3. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д.Марцинковской. - М.: Гардарики, 2001.-253с.

4. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Уч. пос. для студ. высш. спец. учебн. завед. / Р.В.Овчарова. - М.: ТЦ Сфера: Юрайт. – М., 2001.- 442с.

5. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ.вузов, обуч. по направ. и спец. психологии / Р. В. Овчарова. - М.:Академия, 2003.-446с.

6. Практическая психология образования: / И.В.Дубровина, А.Д.Андреева, Н.И.Гуткина и др.; Под ред.И.В.Дубровиной.- 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер,2006.-588с.

7. Школьному психологу / Сост.: Н.С.Криволап, О.А.Хаткевич. - Минск: Красико-Принт,2006.-172с.


Титульный лист контрольной работы оформляется следующим образом:

 

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

 

 

Специальность: ___________

Курс:_____

На базе________образования

№ зачетной книжки:_______

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ОБРАЗОВАНИИ

 

Вариант ______.

Выполнил:

Проверил: ст. преподаватель каф.

ОПиИП, Т.В. Белашина

 

 

Работа представлена _____________

Оценка_________________________

 

 

НОВОСИБИРСК 2011


[1] Варианты проблемных ситуаций из учебного пособия Белобрыкиной О.А. Теория и практика психологической службы в образовании: Учеб. пособие / О.А. Белобрыкина. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005. – 508с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: