Программа тренинга по развитию критического мышления
«Лаборатория навыков будущего»
(г. Абакан)
Цель:
- расширить представление участников тренинга о критическом мышлении, как навыке 21 века необходимого для успешной адаптации человека в современном мире;
- проработать инструменты развития универсальных компетенций у детей в образовательном процессе, в частности по формированию критического мышления.
Тренер: Лютько Е.А.
день “Навыки 21 века: критическое мышление” (тренинг для учителей)
В течение первого дня участники погрузятся в тему критического мышления, разберутся с самим понятием и с его составляющими, протестируют и потренируют свой собственный навык критически мыслить.
10.00 - 11.30 | Знакомство Сбор и анализ ожиданий и мотивационных установок участников семинара Правила работы на семинаре Введение в понятие критического мышления ** Участники обсудят разные варианты мотивационных установок, целеполагания и правил работы на учебном занятии, помогающих осознанно и продуктивно включиться в образовательные процесс. |
12.00 - 13.30 | Навык будущего: критическое мышление Сравнение признаков критического и обыденного мышления (Е.Н. Волков) В чем необходимость критического мышления? Самооценивание сформированности критического мышления. Составляющие критического мышления ** Участники поразмышляют об особенностях мира будущего (VUCA мир) и предложат свой вариант необходимых качеств, выявят отличающиеся признаки критического мышления и обыденного. Через самостоятельное прохождение теста на критическое мышление участники составят представление о своем уровне сформированности навыка и об основных сферах его применения. |
14.30 - 16.00 | Умение работать с информацией и искусство аргументации Логические рассуждения и когнитивные искажения (софизмы) ** Участники сыграют в методическую игру “Софист”, которая поможет им сформировать представление об основных когнитивных искажениях, встречающихся как в ежедневной жизни, так и в учебном процессе. |
16.30 - 18.00 | Работа с источниками информации. Манипуляции в СМИ Рефлексия дня ** Участники проанализируют предложенные источники информации на момент выявления манипуляций, на конкретных примерах разберутся с понятием “фейков” в новостях, сформулируют правила того, как не попадаться на манипуляции в СМИ. В завершении первого дня участники обсудят промежуточные итоги и результаты, а параллельно разберут понятие рефлексии и ее месте и роли в образовательном процессе. |
|
2 день “Техники развития критического мышления в образовательном процессе”
В течение дня участники выйдут на уровень обобщения и систематизации информации об особенностях и возможностях использования технологии развития критического мышления, о ее месте и роли при формировании универсальных учебных действий и глобальных компетенций.
10.00 - 11.30 | Многообразие. Взгляды и ценности, работа со стереотипами.\ Глобализация и важность критического осмысления мировых взаимосвязей* ** Участники познакомятся с основными принципами формирования “глобальной компетенции”, на предложенном наглядном материале потренируют умение видеть взаимосвязь собственных взглядов и культурных традиций, а также умение оценивать действия, распознавать причины и прогнозировать последствия, обсудят резерв возможностей формирования ответственного отношения к миру через школьную урочную и внеурочную деятельность. |
12.00 - 13.30 | Дискуссия “Критическое мышление в школе” ** Через подготовку и участие в дискуссии участники смогут глубже осмыслить особенности использования технологии развития критического мышления в школьном процессе, а также обсудят роль и место метода “дискуссии” в учебном процессе. |
14.30 - 16.00 | Условия необходимые для формирования критического мышления Основные принципы технологии развития критического мышления в образовательном пространстве (ФГОС). Формирование глобальных компетенций PISA и оценка функциональной грамотности. Техники на развитие критического мышления. ** Участники проработают документы, регламентирующие использование технологии развития критического мышления, сделают обобщение информацию по возможности использования разных техник и упражнений и визуализируют полученную информацию. |
16.30 - 18.00 | Таксономия Блума и ее применимость в образовательном процессе Рефлексия тренинга ** Через выполнение творческого задания (RAFT) участники проведут общий анализ тренинга, что поспособствует осознанию основных принципов и закономерностей построения учебных занятий по технологии развития критического мышления, а также условий, необходимых для успешного ее осуществления. |
* проводится при наличии времени, оставшегося после выполнения предыдущего тематического блока.
|
Техники и инструменты тренинга:
Тренинг строится по принципу "learning by doing\обучение через действие” с использованием техник и инструментов по развитию критического мышления: “Толстые и тонкие вопросы”, “Кубик Блума”, “5 почему”, ментальные карты, логические мостики, “Speed dating” (быстрый опрос), “Выбор за тобой”, “Отсроченная отгадка”, “Спидометр ценностей”, “RAFT”, “6 шляп”, “Аквариум”, “INSERT” и др.
После каждой сессии с учителями проводится обобщение теоретического материала и промежуточный анализ использованных техник и инструментов на их применимость в образовательном процессе.
О спикере