ЗАДАНИЕ 2
Обычно во втором задании пропущено либо вводное слово (конструкция), либо союз, либо частица, либо наречие, которое связывает предложение с пропуском с предыдущим и вносит определённое значение в рассуждения автора исходного текста.
Если вы сомневаетесь в правильности ответа, используйте метод подстановки: последовательно подставляйте предложенные варианты ответов в предложение с пропуском. И следите за изменениями смысла. В четырёх случаях смысловая целостность текста будет нарушена. Лишь правильно подобранный ответ её сохранит.
Рассмотрим значения вводных слов (конструкций), союзов, частиц и наречий, часто встречающихся в задании 2.
Вводное слово, вводная конструкция, союз, частица или наречие, используемые в предложении с пропуском | Значение, которое вводное слово, вводная конструкция, союз, частица или наречие вносят в рассуждения автора исходного текста | Примеры употребления вводной конструкции, вводного слова, союза, частицы или наречия в тексте для связи предложений |
ИНЫМИ СЛОВАМИ ДРУГИМИ СЛОВАМИ | Вводная конструкция «иными словами», «другими словами»применяется тогда, когда автор текста хочет сказать то же самое, но понятнее. | Манера спора, его острота, уступки спорящих сторон, используемые ими средства определяются не только соображениями, связанными с разрешением конкретной проблемы, но и всем тем контекстом, в котором она встала. Можно формально победить в споре, убедить в целесообразности своего подхода и одновременно проиграть в чём-либо ином, но не менее важном. Другими словами,побочные следствия спора могут существенно ослабить эффект победы в нём или даже вообще свести его на нет. |
КРОМЕ ТОГО | Вводная конструкция «кроме того» употребляется в значении «и ещё в пояснение к уже сказанному отмечу что-то новое, важное». Она используется обычно тогда, когда автор ранее высказанной мысли хочет дополнить её чем-то новым и важным. | Много знаний о Луне накоплено наукой. Например, Луна светит отражённым её поверхностью солнечным светом. Кроме того, Луна постоянно повёрнута к Земле одной своей стороной, потому что полный оборот её вокруг собственной оси и оборот вокруг Земли одинаковы по продолжительности и равны 27 земным суткам и восьми часам. |
ТАКИМ ОБРАЗОМ ИТАК СЛЕДОВАТЕЛЬНО | Вводные слова «таким образом», «итак», «следовательно» используются, когда автор текста подводит итог своим рассуждениям. | Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий окружающей среды. И даже сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. Таким образом,под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма к изменению окружающей среды. |
НАПРИМЕР ТАК | Вводные слова «так», «например» используются тогда, когда автор хочет пояснить то, о чём он говорил прежде. | Много знаний о Луне накоплено наукой. Например,Луна светит отражённым её поверхностью солнечным светом. |
НАОБОРОТ | Вводное слово «наоборот» используется тогда, когда автор текста противопоставляет одно предложение другому. | Известно, что сегодня в разных методиках по-разному определяется место грамматике в обучении языку. В одних ей отводится главное место, требуется заучивание правил и постоянная тренировка в образовании тех или иных форм. Наоборот,в других считается, что акцент должен быть перенесён на употребление речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно лишь практиковаться в анализе образцовых текстов. |
ВО-ПЕРВЫХ С ОДНОЙ СТОРОНЫ | Вводные слова «во-первых», «с одной стороны»указывают на порядок изложения аргументов. | Как же современная методика относится к данной проблеме? Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается. Во-вторых,к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания триединой сущности языка: язык-речь-коммуникация. |
НЕСМОТРЯ НА ЭТО ХОТЯ ВОПРЕКИ ЭТОМУ | Союзы «несмотря на это», «хотя», «вопреки этому» вносят в авторские рассуждения следующее значение: «вопреки тем обстоятельствам, которые указаны в предыдущей части текста». | Эмаль на поверхности зуба – самый прочный материал, который создан организмом человека. Но, несмотря на это,на зубах могут появиться повреждения, поскольку невидимые бактерии, живущие во рту, разлагают застрявшие в промежутках между зубами остатки пищи, образуя кислоты, которые разрушают зубную эмаль. |
ПОТОМУ ЧТО ТАК КАК ПОСКОЛЬКУ ДЕЛО В ТОМ, ЧТО | Союзы «потому что», «так как», «поскольку», «дело в том, что» автор использует тогда, когда указывает на причину описываемых явлений. | Янтарь возник из смолы хвойных деревьев, живших 35-40 миллионов лет назад. Дело в том, чтодеревья при глубоком повреждении коры обильно выделяют смолу. |
ПОЭТОМУ ТАК ЧТО ОТСЮДА | Союзы «поэтому», «так что»,наречие «отсюда» автор текста использует, когда хочет сделать вывод из своих рассуждений. | До появления спектрального анализа, а потом и космических ракет изучение Луны сводилось по существу к визуальному наблюдению или, как теперь говорят, к мониторингу. Поэтомуизобретение телескопа, безусловно, расширило возможности изучения как Луны, так и других небесных тел. |
ТО ЕСТЬ | Пояснительный союз «то есть» используется для уточнения сказанного ранее. | Ценность письменности люди понимали всегда. И сама возможность писать и читать долгое время оставалась уделом избранных, то есть прежде всего жрецов и государственных чиновников. Ведь чтобы овладеть грамотой, требовалось запомнить и научиться изображать тысячи сложных знаков – иероглифов. |
ОДНАКО ЗАТО НО | Противительные союзы «однако», «зато», «но» используются для противопоставления смысла одного предложения другому. | Выделение ключевых фрагментов является основой для написания реферата. Однаконе все эти фрагменты должны войти в реферат. Их следует сгруппировать по тематическому принципу вокруг нескольких больших подтем, развивающих одну главную. |
ИМЕННО ВЕДЬ | Частицы «именно», «ведь» вносят значение уточнения и подчёркивают важность мысли. | Особое качество звука – это характерная для каждого голоса или музыкального инструмента окраска звука, которая называется тембром. Именнопо тембру мы узнаём голос человека. |
ДАЖЕ ВЕДЬ | Частицы «даже», «ведь»вносят значение усиления. | Поэтому воду для радиатора смешивают с антифризом – жидкостью, содержащей сахар и не позволяющей воде превратиться в лёддажепри минусовой температуре. |
НЕ СЛУЧАЙНО | Сочетание слов «не случайно» имеет значение по этой причине. | Любопытно, что характер человека и его индивидуальный почерк формируются параллельно с овладением письмом. Не случайно именно по почерку определяют характер человека. |
|
|
|
Алгоритм выполнения задания:
Чтобы правильно определить необходимое для данного контекста слово (сочетание слов):
1) Внимательно вчитайтесь в текст и уясните логику рассуждений автора.
2) Определите, каким логическим звеном в рассуждениях автора является предложение с пропуском:
а) указывает на причину описываемых явлений (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ПОСКОЛЬКУ, ДЕЛО В ТОМ, ЧТО;
б) является следствием рассуждений автора (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА);
в) подводит итог рассуждениям автора (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО);
г) повторяет ту же самую мысль, но понятнее (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ);
д) стремится дополнить высказанную ранее мысль чем-то новым и важным (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить КРОМЕ ТОГО);
е) поясняет то, о чём говорилось прежде (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить НАПРИМЕР, ТАК);
ж) вносит в авторские рассуждения значение «вопреки тем обстоятельствам, которые указаны в предыдущей части текста» (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ВОПРЕКИ ЭТОМУ, ХОТЯ);
з) уточняет сказанное ранее (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ТО ЕСТЬ);
и) используется для противопоставления, подчёркивая противоречие (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ОДНАКО, ЗАТО, НО);
к) вносит значение уточнения и подчёркивает важность мысли (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ИМЕННО, ВЕДЬ);
л) усиливает сказанное (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ДАЖЕ);
м) имеет значение «по этой причине» (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить
НЕ СЛУЧАЙНО).
Образец применения алгоритма:
Тестовое задание:
(1)Оказывается, что любой источник звука совершает сложные несинусоидальные колебания. (2)Их можно наблюдать при помощи известного прибора – осциллографа. (3)… если к нему подключить микрофон и пропеть какую-нибудь мелодию, то на экране осциллографа появится не синусоида, а более сложная кривая.
какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Наоборот,
Например,
Во-первых
Однако
Поэтому
Комментарий к выполнению задания:
- определим, какимлогическим звеном в рассуждениях автора является предложение с пропуском:
Предложение № 3поясняет то, о чём говорилось в предложении № 2: каким образом можно наблюдать несинусоидальные колебания звука при помощи осциллографа.
- отметим, какие из ответов не вносят в рассуждения автора значение пояснения:
Вводное слово «наоборот» используется тогда, когда автор текста противопоставляет одно предложение другому, поэтому оно не может стоять на месте пропуска в третьем предложении.
Вводное слово «во-первых» не подходит, так как в тексте нет вводных слов «во-вторых» и «в-третьих».
Противительный союз «однако» используется для выражения противопоставления, поэтому он тоже не может стоять на месте пропуска в третьем предложении.
Союз «поэтому» используется, когда автор текста хочет сделать вывод из своих рассуждений. Следовательно, мы также не можем рассматривать это слово в качестве правильного ответа.
- подставим на место пропуска вводное слово «например» и перечитаем получившийся текст:
(1)Оказывается, что любой источник звука совершает сложные несинусоидальные колебания. (2)Их можно наблюдать при помощи известного прибора – осциллографа. (3) Например, если к нему подключить микрофон и пропеть какую-нибудь мелодию, то на экране осциллографа появится не синусоида, а более сложная кривая.
Вводное слово «например» используется тогда, когда автор хочет пояснить то, о чём он говорил прежде. Следовательно, оно не противоречит логике текста. Это правильный ответ.