Основные черты классического позитивизма




Тема 3.4. Основные черты классического позитивизма и проблема современного постпозитивистского представления о науке

Общее вступление

Позитивизм (от латинского, французского «позитивное» - которое во французском языке ассоциировалось с «позитивной наукой»; «позитивность» науки – отражает то, что наука исследует реальные феномены и служит для решения реальных проблем) – философское течение, возникшее в 30-40 гг. XIX в.

Родоначальник – французский философ Огюст Конт. Основные идеи позитивизма изложены О. Контом в шести томах «Курса позитивной философии» (1830-1842).

Характерные черты и позиции позитивистской философии:

1) Все подлинное знание получает только наука, становящаяся сейчас господствующей формой понимания и обустройства мира.

+ Научные знания отличаются прогрессивным развитием и общезначимостью, т.е. в науке нет привычных и непрекращающихся философских и религиозных разногласий.

+ Кроме того, наука приносит очевидную практическую пользу, способствует прогрессивному развитию человечества.

2) Философия не имеет собственного онтологического предмета исследования, например, она не может ничего сказать истинного о физической реальности, что бы ни знала физика. Задача философии (если мы оставляем это слово) - обслуживать науку, например, в области классификации знания, очищения науки от неявных метафизических понятий и т.д.

3) Наука не объясняет, а описывает, т.е. она не претендует на открытие сущности, она всегда работает в сфере явлений, «ее интересует как, а не почему», т.е. или например, не что такое в своей сути тяготения, а как его можно открыть, теоретически, математически выразить и использовать в научно-технической деятельности (агностицизм). В принципе, агностицизм ведет к релятивизму, но для позитивизма подобное не характерно; сторонники позитивизма исходят из достаточно очевидного для них превосходства научного знания над всем другим человеческим знанием.

4) Позитивизм тяготеет к крайнему сенсуализму и эмпиризму. Это не исключает, а где-то даже предполагает, например, интерес к логическим и лингвистическим вопросам, поскольку полученное эмпирическое знание должно быть истинно (логически правильно) выражено на каком-либо языке.

Исторические этапы/формы позитивизма

Выделяют три исторические формы позитивизма: классический позитивизм (первая форма позитивизма); махизм, эмпириокритицизм (вторая форма позитивизма); неопозитивизм (третья форма позитивизма). В 60-х годах ХХ в. появился постпозитивизм, который критиковал основные положения третьей исторической формы позитивизма – неопозитивизма.

Общественный контекст развития и функционирования позитивизма

Возникновение позитивизма связано с очевидным для всех, ошеломляющим развитием науки, массовым воплощением в жизнь научных открытий, кардинально меняющих жизнь людей (возникновение больших промышленных городов, появлением пароходов, паровозов …), очевидным прогрессивным, улучшающим жизнь людей научно-техническим развитием (успехи медицины).

Позитивизм, общий позитивистский подход был широко представлен в культуре второй пол. XIX - нач. ХХ вв. В связи с этим, особенно отметим творчество Ж. Верна, который в большинстве своих романов показывал огромную прогрессивную мощь науки и техники, превосходство цивилизованного человека, вооруженного научными знаниями над всеми другими нецивилизованными (не знающими науку) людьми и обществами. Вполне возможно, что современная критика позитивизма связана с определенным сомнением в том, что наука носит безапелляционно прогрессивный характер.

Основные черты классического позитивизма

Классический позитивизм (1 форма позитивизма)

Представители О. Конт, Д.С. Милль, Г. Спенсер. Время: 30 гг. XIX в. – начало ХХ в. Характерен уверенной верой в прогрессивность научно-технического развития. Кризис этой формы связан с абсолютизацией современной науки (теории Ньютона), и с недоверием к перспективам современной науки (по Конту, мы никогда не узнаем о составе звезд). Когда стало ясно, что физика Ньютона критикуема «сверху» и «снизу», то стало очевидно, что взгляды классических позитивистов нужно перерабатывать.

Некоторые идеи философии О. Конта (1798-1857).

По Конту, человек и человечество проходят три стадии интеллектуального развития: религиозную, метафизическую (философскую) и научную. На первой, религиозной стадии интеллектуального развития мы придумываем что-то о мире (обычно это начальное объяснение мира антропоморфно, к примеру, понимаем, что такое Солнце, рассказывая о том, что Солнце – это бог Гелиос). На второй, метафизической (философской) стадии интеллектуального развития мы критически продумываем все наличные сказочные, религиозные представления. Примером и первыми классическими образцами подобного в западной традиции была философия Демокрита и Платона. Демокрит – материалист: боги уходят из его мира, все объясняется на основе существования атомов и пустоты. Философ Платон – объективный идеалист: боги остаются, но все они заново продумываются, систематизируются, доказательно вводятся в мир. На третьей, научной стадии интеллектуального развития мы в наших представлениях о мире опираемся на опыт. (На первых двух стадиях опыт либо не использовался, либо не играл главной роли, и всегда техника, методология опытного исследования или привлечения опытных данных не являлась адекватной современным научным требованиям к опытным данным.) Вторая стадия, с точки зрения науки, является «расчищающей» для появления или перехода на третью, научную стадию.

Вполне современно и достаточно проста классификация наук О. Конта. Науки выстраиваются в следующей последовательности: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология (включает учение о человеке).

При построении наук учитывается и отражается:

- усложнение объектов исследования (небесные тела как предмет астрономии гораздо проще, чем общество как предмет социологии);

- уменьшение объекта исследования (астрономия работает с бесконечным космосом, а социология с обществом, человечеством, которое существует в единственном экземпляре на планете Земля);

- в целом или вместе, предыдущее выражается так: убывающая общность и возрастающая сложность;

- именно в указанной последовательности науки выделялись из донаучного (религиозно-философского) знания, в частности, честь выделить или создать и назвать новую науку об обществе – социологию – выпала на долю самого О. Конта;

- надо преподавать науки в том же порядке, как они сформировались в реальной истории (педагогический аспект классификации наук О. Конта).

+ философия нет в системе, но она = задача = «точное определение духа каждой из наук … » = «истинно рациональное средство, делающая очевидными логические законы человеческого духа» из Реале Т. 4. С. 195.

+ Научное знание – это позитивное знание: фактическое и полезное, достоверное, точное, конструктивное, относительное.

+ от этой классификации наук Конта идет образ «лестницы наук », а в его рамках очень хорошо показывается, что предшествующие науки начинают охватывать своими методами и подходами «территорию», объекты, ранее изучаемые находящими выше на лестнице наук науками. Хорошим примером этого является постоянная угроза физиков свести химию к физике.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: