Формы, типы и виды межпредметных связей




Методика реализации межпредметных связей при обучении технологии учащихся основной школы

Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.

Межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в технологическом обучении и воспитании школьников. Знание только своего предмета не дает возможности хорошего творческого обучения. Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он не работал, хорошо знает, что от создания активности в обучении во многом зависит успех урока, лекции, беседы, любого воспитательного мероприятия. Необходимо создать интерес, который ведет к активной деятельности учащихся.

Благодаря применению на практике знаний из других областей науки их навыки конкретизируются, становятся более жизненными.

Проблема межпредметных связей неразрывно связана с теми общими установками общеобразовательной средней школы, которые являются ведущими в работе каждого. Прежде всего, это формирование мировоззрения.

Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся. С помощью многосторонних межпредметных связей закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.

Цель межпредметных связей состоит в обучении учащихся умениям самостоятельно применять знания из разных предметов при решении новых вопросов и задач.

Межпредметные связи также не только повышают политехническую направленность обучения, раскрывая общие научные основы современного производства. Одновременно происходит развитие рационального мышления учащихся, повышение их интереса к знаниям и труду, к работе с техникой.

Например, можно просто сказать, что при точении на токарном станке температура в зоне резания высокая и поэтому резец надо охлаждать. Но если в рассказе учителя будет поставлена проблема – как мастера древности закаливали знаменитую булатную сталь, как они угадывали точный тепловой режим, - то разговор невольно подойдёт к тепловым явлениям из курса физики. Старые мастера безошибочно угадывали температуру нагрева, потому что знали: ярко-белому цвету раскалённого клинка соответствуют 1300 градусов, тёмно-вишнёвая окраска – 750; тёмно-коричневая – 550. Не важно, от кого впервые, от учителя физики или учителя технологии, услышит школьник слова «цвета побежалости». Важно другое – он будет осмысленно понимать, через какие температурные диапазоны прошла стружка, сходящая с резца, и как это связывается с тепловыми явлениями физики.

Можно привести ещё один пример. Штангенциркуль – один из самых распространенных инструментов в мастерских. Используя математические расчёты и знания по физике, можно измерить с помощью штангенциркуля массу детали или заготовки.

Межпредметные связи осуществляются для того, чтобы один учебный предмет служил инструментом для решения задач, стоящих перед другим учебным предметом.

Формы, типы и виды межпредметных связей

Рассмотрим классификацию межпредметных связей, так как правильная классификация, отображая закономерности развития классифицируемых понятий, глубоко вскрывает связи между ними, способствует созданию научно-практических предпосылок для реализации этих связей в учебном процессе.

Межпредметные связи характеризуются, прежде всего, своей структурой, а поскольку внутренняя структура предмета является формой, то мы можем выделить следующие формы связей:

1. по составу.

2. по направлению действия.

3. по способу взаимодействия направляющих элементов.

Исходя из того, что состав межпредметных связей определяется содержанием учебного материала, формируемыми навыками, умениями и мыслительными операциями, то в первой их форме мы можем выделить следующие типы межпредметных связей: 1) содержательные; 2) операционные; 3) методические; 4) организационные. Каждый тип первой формы подразделяется на виды межпредметных связей.

Во второй форме выделяем основные типы межпредметных связей по направлению действия. Обозначим соотносящиеся стороны связи условно буквами A, B, C, D и т.д. В случае если В направлено к А , то будем иметь одностороннюю связь, если В и С направлены к А , то эта связь будет двусторонней, если же B, C, D… и т.д. будут направлены к А, то эта связь будет многосторонней . Все эти типы связей могут быть прямыми (действовать в одном направлении) и обратными, или восстановительными, когда они будут действовать в двух направлениях: прямом и обратном. Например - прямая односторонняя связь; - двусторонняя обратная, или восстановительная связь.

В третьей форме межпредметных связей, по временному фактору, выделяют следующие типы связей:

1) хронологические;

2) хронометрические.

Хронологические - это связи по последовательности их осуществления.

Хронометрические – это связи по продолжительности взаимодействия связеобразующих элементов.

Каждый из этих двух типов подразделяется на виды межпредметных связей (таблица 1).

 

 

Таблица 1

Классификация межпредметных связей.

 

Формы Межпредметных связей Типы Межпредметных связей Виды Межпредметных связей
  1) По составу 1) содержательные по фактам, понятиям законам, теориям, методам наук
2) операционные по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям
3) методические по использованию педагогических методов и приемов
4) организационные по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса
2) По направлению 1) Односторонние, 2) Двусторонние, 3) Многосторонние Прямые; обратные, Или восстановительные
3) По способу взаимодействия связеобразующих элементов (многообразие вариантов связи)     1) хронологические     2) хронометрические   1) преемственные 2) синхронные 3) перспективные
1) локальные 2) среднедействующие 3) длительно действующие


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: