Проблема развития социальной ответственности бизнеса в России на современном этапе особенно актуальна и имеет первостепенное значение. Однако еще не вполне окрепшее Российское государство не в состоянии выполнить все свои социальные функции. Расходы федерального бюджета на образование, здравоохранение и другие социальные нужды составляют около 20 процентов. Этого явно не достаточно. Однако на сегодняшний день в России формируется новый экономически активный слой, способный разделить с государством бремя социальной ответственности. Это предпринимательский бизнес.
Трансформационные процессы, происходившие в России с 90-х годов прошлого века, инициировали внимание общественности к феномену предпринимательства как к источнику развития экономической и социальной сферы общества. Предприниматель стал одним из главных действующих субъектов рынка, поскольку без творческого подхода к организации производства, использования новых комбинаций, смелого и рискованного подхода к организации нового дела невозможно получить прибыль в условиях рыночной экономики.
Принципиальными характеристиками предпринимательской деятельности являются: принятие предпринимателем на себя риска осуществляемой им деятельности и получение прибыли. Принятие риска напрямую означает ответственность предпринимателя за ведение своего дела. Предприниматель ответственен за успех предприятия, за предоставление рынку необходимого товара, за качество товара, за соблюдение законов и договоренностей с партнерами, инвесторами, работниками и государством. Тема социальной ответственности бизнеса неразрывно связана с задачами построения в России институтов гражданского общества. Уже сейчас многие исследователи отмечают, что в России есть тенденция завершения стадии первоначального накопления капитала. Практика многих предприятий показывает, что социальная защищенность работников, их благосостояние становятся фактором роста производительности труда, обеспечения стабильности и роста производства.
|
Социальная ответственность бизнеса подразумевает определенный уровень развития предприятия и добровольный отклик на социальные проблемы общества. Этот отклик означает соблюдение законодательно установленных норм и правил и осуществление деятельности сверх этих требований. Именно такой подход предпринимателя к своей деятельности позволит совершить коренные изменения в сложной социально-экономической ситуации, в которой находится сейчас Россия. Общественность ожидает от современных предпринимателей не только высоких экономических результатов, но и существенных достижений с точки зрения социальных целей общества. Кроме того, социальные действия предприятий, улучшающие жизнь местного населения, устраняют необходимость государственного регулирования и могут быть использованы в собственных интересах предприятий. В обществе благополучном с социальной точки зрения улучшаются условия для деятельности бизнеса.
Социальная ответственность бизнеса – обоюдное явление, определяющее взаимные обязательства всех субъектов соцально-экономических и трудовых отношений. Со стороны предпринимателя социальная ответственность выражается в стремлении найти компромисс между получением прибыли и заботе об интересах своего персонала и общества в целом.
|
Так, по словам Е.Д. Малинина, социальная ответственность предпринимателя предполагает его воздержанность от осуществления деятельности, направленной не на благо общества. В своей работе ученый пишет, «социально ответственный предприниматель будет заниматься не всякой деятельностью, приносящей (пусть даже высокую) прибыль. Он ищет и находит на рынке нишу, которая, с одной стороны, привлекает его своей прибыльностью, с другой – она направлена на удовлетворение здоровых общественных потребностей».[2] В свою очередь социальная ответственность наемного работника заключается в его отказе от девиаций и ненормативного поведения в процессе выполнения им трудовой деятельности у данного предпринимателя.
По мнению самих предпринимателей, суть социальной ответственности - в выполнении бизнесом своих основных функций (выплата достойной заработной платы, уплата налогов, создание рабочих мест), а не в принятии на себя бремени решения социальных проблем страны и регионов (считают 60% против 39%). Социальная ответственность должна строиться на принципах добровольности, никакое принуждение или «привлечение» к ней, в том числе со стороны государства, недопустимо (60% против 36%). Кроме того, в бизнес-сообществе утвердилось понимание социальной ответственности как компенсации обществу за неравномерное распределение доходов- 50% предпринимателей (против 31%) разделяют мнение, что даже если высокие доходы являются результатами усилий отдельных людей, ими все равно следует делиться с обществом. При этом отношение предпринимателей к вопросу о пиаре их социальной активности неоднозначно - среди опрошенных оказалось примерно одинаковое количество как тех, кто считает, что бизнес должен широко информировать общественность о социальных программах, улучшая тем самым свою репутацию, так и тех, кто придерживается противоположного мнения (47% и 45%, соответственно).
|
Относительное большинство (47%) высказывается за избирательный подход, при котором ответственность за решение тех или иных социальных проблем должны брать на себя только крупные компании, а малый бизнес не только не должен демонстрировать социальную активность, но сам нуждается в помощи. Однако немало (38%) и тех, кто считает социальную ответственность задачей, в равной степени актуальной для всех представителей бизнес-сообщества. Чаще других о необходимости дифференцированного подхода к вопросу о социальной ответственности бизнеса говорят представители малого бизнеса (54% против 31%), мнения представителей среднего и крупного бизнеса делятся примерно поровну (44% против 40% и 43% против 41%).
В России в условиях нынешних рыночных отношений особо остро стоит вопрос относительно способности отечественного предпринимателя взять на себя, а главное, справиться с этой социальной ответственностью. Однозначно ответить на данный вопрос невозможно, тем не менее, большая часть отечественных социологов придерживается точки зрения, что сегодня российский предприниматель склонен ставить свои личные интересы выше общественных. «Российский бизнес в наши дни – это преимущественно социально безответственный бизнес, не преодолевший пока в себе примитивную алчность и нравственную неразборчивость».[3]
Характерно, что данный вывод подтверждается и статистикой. При этом социологи отмечают, что общественное мнение в России формируется сегодня не в пользу предпринимателей. По большинству позиций ожидания населения расходятся с теми действиями, которые осуществляют крупные российские бизнесмены и корпорации. В то время, как россияне ожидают от бизнеса существенных вложений в социальную сферу, большинство компаний, по мнению опрошенных, стремятся ограничиться только видимостью социальной ответственности – прежде всего, меценатской деятельностью, воспринимаемой большинством наших соотечественников скорее как подачка, нежели как исполнение бизнесменами своего долга перед обществом. В результате все более распространенным становится мнение о том, что бизнес в России «паразитирует», работает во вред стране.
Так, только «9% респондентов из 1200 опрошенных полагают, что большинство компаний в России ведет себя социально ответственно, и 43% - что немногие или никто».[4] «Защитниками» бизнеса выступают в основном молодежь (18-34 года) и лица с высокими доходами. «Срединная» же Россия настроена к бизнесу и его социальным программам наиболее скептично. Этот факт однозначно свидетельствует о существующем недоверии различных слоев общества мелкому и среднему бизнесу. К тому же 59% россиян полагают, что весь или почти весь бизнес в стране «паразитирует» на обществе и не заботится о благе страны. Лишь 7% верят в то, что российские предприниматели достойно исполняют свою ответственность перед обществом.
Население и предприниматели по-разному понимают социальную ответственность бизнеса. Так, наиболее важными направлениями участия бизнеса в решении социальных проблем большинство опрошенных предпринимателей называют создание новых рабочих мест (58%) и предоставление дополнительных социальных гарантий работникам своих предприятий (51%), а также организацию повышения квалификации и переобучения работников (44%). Во второй эшелон актуальных для бизнеса видов социальной деятельности, вошли направления, традиционно имеющие высокий уровень пиар-отдачи - материальная помощь представителям социально уязвимых групп населения, развитие материальной базы объектов социальной и культурной инфраструктуры, денежное поощрение талантливым деятелям науки и культуры (30-41%). На периферии интересов бизнеса находятся направления социальной работы, связанные с поддержкой развития институтов гражданского общества (улучшение ситуации в области прав человека, поддержка социальных инициатив граждан и общественных организаций), а также деятельность, являющаяся визитной карточкой многих социально ответственных зарубежных компаний - сокращение дискриминации в сфере труда, ликвидация принудительного и детского труда (5-7%).
Само население ждёт от бизнеса прежде всего материальной помощи малоимущим, инвалидам и другим социально-уязвимым группам (53%) и только потом - создания новых рабочих мест (43%); сначала развития материальной базы здравоохранения, образования и науки, культуры, спорта (39%), а затем социальных гарантий работникам предприятий (28%).
Фигура предпринимателя ассоциируется со стремлением к наживе любой ценой, в том числе за счет ущемления интересов и дезориентации других категорий граждан и в первую очередь наемных работников. На многих предприятиях малого и среднего бизнеса уже стало «доброй практикой», использование «серых» схем оплаты труда, нарушение норм нормальной продолжительности рабочего времени, работа персонала в условиях, не отвечающих нормам охраны труда. Так же «в экономике современной России распространение получили деформированные, противоправные трудовые отношения в форме сговора».[5]
Отмечено, что социальная ответственность предпринимателя начинается не с создания благоприятного образа компании в глазах общественности, а с построения взаимовыгодных, доверительных отношений со своим персоналом. При этом основным индикатором состояния данных отношений выступает степень лояльности работников к организации. Однако, опираясь на данные социологического исследования, можно сделать вывод о низкой степени лояльности персонала данных организаций. Так, на вопрос о причинах смены работы, 34,46% респондентов ответили, что, не задумываясь, поменяют место работы, если бы им предложили более высокую заработную плату. 29,76% опрошенных потенциальной причиной смены работы видят более хорошие отношения с руководством новой организации, при этом лишь 3,92% процента ответили, что при любых условиях не намерены менять данное место работы.
Интересен и такой факт, что основным мотивом к труду именно в этой организации у работников являются мнение о высоком профессионализме своих коллег (32,81%) и добрые взаимоотношения с коллегами (24,86%). При этом лишь 5,54% опрошенных видят основным мотивом к труду профессионализм своих руководителей и 6,5% респондентов отмечают хорошее отношение к сотрудникам со стороны руководства.
Высказывая множество факторов, влияющих на формирование безответственного поведения отечественных предпринимателей, В.И.Маслов выделяет основную причину данного процесса. И сводится она к тому, что большая часть отечественного руководства в процессе своего становления не имела достаточного социального воспитания и обучения. По словам ученого, «большинство руководителей высшего уровня в России – это молодые люди в возрасте от 25 до 38 лет. Их моральные нормы формировались в период ломки традиционных ценностей и криминализации страны. В этих условиях многие молодые люди мечтали стать предпринимателями, не считаясь с моральными нормами, ради получения больших и скорых денег. В это период каждый второй молодой человек мечтал стать предпринимателем и иметь собственное дело. При этом 33% молодых людей были убеждены, что хороши любые доходы; 20% считали, что взятка – нормальный способ зарабатывания денег, а каждый десятый готов был идти на грабёж».[6]
Говоря о выходе из сложившейся негативной ситуации и переходе от взаимного недоверия субъектов социально-экономических отношений к солидарной ответственности, необходимо отметить роль государства. Государство – есть именно тот институт, который обладает широким набором инструментов по контролю хозяйственной деятельности отечественных предпринимателей и организации мероприятий по их социальному воспитанию и обучению. С большой долей вероятности можно сказать, что благодаря данным действиям в обозримом будущем отечественный бизнес престанет восприниматься как бесконечно далекий от нужд народа и изменит свой «преимущественно социально безответственный» статус.
Итак, в целом отношение к социальной ответственности бизнеса довольно скептичное. Поэтому, предпринимательство должно более ответственно участвовать в решении болезненных проблем в сфере трудовых отношений, развивать эффективное производство, создавая новые рабочие места, обеспечивая достойную оплату труда.
Приоритетной задачей должна стать борьба с бедностью, адресная поддержка беднейших слоев населения. Предприниматели должны активно участвовать в социальном обустройстве тех территорий, где они оперируют. Пристального внимания требует проблема массовой безнадзорности детей. При этом встает проблема игнорирования налоговым законодательством благотворительной деятельности частных предприятий. А ведь хотя бы частичное отнесение доходов, потраченных на благотворительные цели, к затратам, необлагаемым налогами, могло бы стать мощным стимулов для развития социальной ответственности малого бизнеса.
В последние годы предприниматель не только размышляет о своей социальной роли, но и уже проявляет социальную активность, хотя она во многом носит закрытый для общественности характер по причинам неразвитой налоговой системы в стране и негативным отношением к бизнес-сообществу в целом.
Заключение
В результате можно сделать следующие выводы. Социальная ответственность – это реализация не только своих экономических интересов и целей, но и учет социальных последствий воздействия деловой активности на собственный персонал, потребителей и организации, совместно с которыми осуществляется та или иная деятельность.
С точки зрения российских экспертов социальная ответственность предпринимательства включает в себя три основные составляющие:
- законопослушность бизнеса, то есть добросовестную уплату налогов;
- ответственность за развитие своих сотрудников;
- ответственность перед социальным окружением, которое включает в себя не только непосредственных партнёров по бизнесу, но и местное сообщество.
Предпринимательство, являясь одним из основных агентов экономических и социальных преобразований в современной России, не может и не должно уходить в сторону от решения социальных проблем. Сегодня ему самому становится выгодно участвовать в проектах, улучшающих условия труда и быта своих работников.
Российский предпринимательв целом уже готов двигаться в сторону большей социальной ответственности в случае её легитимации и определения рамоксо стороны государства.
Вмешательство государства в область социальной ответственности бизнеса должно носить рекомендательный, рамочный характер. Государство должно стимулировать развитие социальной ответственности бизнеса, причём не столько материально, сколько с моральной стороны.
И одна из насущных задач социально-ответственного предпринимателя - активно способствовать развитию и совершенствованию человеческого фактора. Предприниматель должен поддерживать и развивать нравственную культуру, уважительное отношение у подрастающих поколений к бесценному отечественному культурному наследию.
Список использованной литературы
1. Борисенко Е.Н. Социальная ответственность малого предпринимательства: Учеб. пособие / Е.Н. Борисенко. - М.: КЛИСТАР, 2002. - 93 с.
Братющенко С.В. Социальная ответственность предпринимательства (обзор концепций) / С.В. Братющенко // Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН. - 2005. - С.166-178.
3. Гайнутдинов Р.И. Социальная ответственность российского бизнеса / / Р.И. Гайнутдинов // Правоведение. - 2006. - №4. - С.231-236.
4. Ивченко С.В. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний // С.В. Ивченко, М.И. Либоракина, Т.С. Сиваева / Под. ред. М.И.Либоракиной. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2003. - 136 с.
5. Кузнецов А.Л. Социальная ответственность в предпринимательстве / А.Л. Кузнецов // Изв. Акад. труда и занятости. – 2001. - №1/2. - С.192-198.
6. Малинин Е.Д. Статья. Социальная ответственность предпринимателей и экономические реформы в России / Е.Д. Малинин // ЭКО: Экономика и организация пром. пр-ва. – Новосибирск. - 2000. - №10. - С.177-189.
7. Свод основных признаков социально ответственной российской компании // Бизнес и общество. - 2004. - № 4/5 (23/24).
8. Социальная ответственность бизнеса - опыт России и Запада / Тематическое исследование // Консалтинговая группа «Управление PR». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.polit.ru/research/index.html
9. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка / Под ред. С.Е. Литовченко, М.И. Корсакова. - М.: Ассоциация менеджеров России, 2003. – 112 с.
[1] Петрунин Ю.Ю. Борисов В.К. Этика бизнеса: Учеб. пособие. М., 2000
[2]Малинин Е.Д. Организационная культура и эффективность бизнеса. - М.: Издательский дом Российской академии образования, 2004, с. 304.
[3] Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры. – М.: Финпресс, 2004, с. 211.
[4] Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. Социальная ответственность предпринимателя: от идеи к российской реальности. // Управление персоналом № 7, 2004, с.43
[5] Г.К. Копейкин, В.К. Потемкин. Менеджмент экономической безопасности. – СПб: Терция, 2004. с. 90
[6] Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры. – М.: Финпресс, 2004, с. 208