Содержание задания
- Записать понятия: Условный эталонный гектар.(э. га.)
Условный эталонный трактор.
- Заполнить таблицы периодичности технических обслуживаний и ремонтов заданных марок тракторов и автомобилей.
- Подготовить форму таблицы годового плана обслуживаний и ремонтов, записать в нее исходные данные по заданным в задании маркам тракторов (см таблицу 1) и определить количество технических обслуживании и ремонтов по каждому трактору и автомобилю.
- Составить справочную таблицу трудоемкости технических обслуживаний для заданных марок тракторов и автомобилей.
- Определить трудоемкость технических обслуживаний и ремонтов машин по месяцам года и суммарную.
- Построить график загрузки поста технических обслуживаний.
Исходные данные (на примере вариантов 5 и 6)
Номер варианта – 5 и 6
Марки и хозяйственные номера тракторов (две марки по два трактора каждый)
МТЗ-1221 хоз №1 и 2
Т-150 хоз №3 и 4
Марка и государственные номера автомобилей (два автомобиля одной марки)
ГАЗ 53Б гос.№5 и 6
Плановая загрузка техники – см. табл 1
Таблица1. Плановая загрузка тракторов и автомобилей по месяцам года, л (км пробега)
Машина | Расход топлива к началу планирования, л (пробег, км) | Плановая загрузка по месяцам года, л (км, пробега) | |||||||||||||
Наименование | Марка | Хоз. Номер (Гос. номер) | |||||||||||||
Трактор Трактор Трактор Автомобиль | ДТ-75(1.0) МТЗ-1221(1,3) Т-150 (1.65) ГАЗ-53Б |
Методические указания к выполнению работы
Цель задания: приобрести навыки составления годовых планов технических обслуживаний и ремонтов тракторов и автомобилей, определение трудоемкости технических обслуживаний.
Марки тракторов и автомобилей по вариантам приведены в приложении 1. Здесь же даны значения коэффициента перевода тракторов в условные эталонные (Ку). Исходные данные по автомобилям берут в приложении 2.
Плановую загрузку названных в задании тракторов по месяцам (табл 1) и наработку (л. топлива) к началу планирования определяют, используя цифровые данные для базового трактора ДТ-75 (Ку = 1,0), приведенные в первых двух строках таблицы. Для этого цифровые значения для ДТ-75 хоз. № 1 умножают на Ку для заданных в задании марок тракторов и полученные цифры вписывают в строки, соответствующие хозяйственным номерам 1 и 3. Аналогично сказанному поступают с цифрами для ДТ-75 хоз. №2 и заполняют строки для тракторов с хозяйственными номерами 2 и 4. Так же определяют и наработку к началу планирования.
Ниже изложен порядок выполнения задания
1 Понятия
1.1 Условный эталонный гектар (э.га) – объем работы соответствующий вспашке 1 га. в следующих условиях, принимаемых за эталонные:
Ко=50 кН/м
V=5 км/ч
А=0,20 …0,22 м
Агрофон – стерня на средних суглинках, при влажности почвы 20…22% (спелая почва);
Рельеф – ровный (уклон до одного градуса);
Конфигурация поля – правильная (прямоугольная);
Длина загона – 800 м;
Высота над уровнем моря – до 200 м;
Каменистость и препятствия – отсутствуют.
1.2 Условный эталонный трактор – трактор имеющий наработку, равную 1 э. га за час сменного времени (такими тракторами являются ДТ-75 и Т-74).
2. Таблицу периодически технических обслуживаний и ремонтов для каждой марки тракторов составляют по форме таблицы 2. При этом имеют в виду периодичность технических обслуживаний и ремонтов (приложение 3), кратность технических обслуживаний и ремонтов и их чередование.
При периодичности 125-500-1000 мото-ч (125-4-500-2-1000)
1-1-1-2-1-1-1-3…2…ТР1
…..…….2…..3…2…ТР2
…...………2….3…2…КР
Грузовые автомобили, используемые в сельском хозяйстве, подвергают техническому обслуживанию согласно с [4]. Проводят следующие виды технических обслуживаний с периодичностью (для дорожных условий III категории)[1];
Ежедневное (ЕО)-раз в смену (по окончании работы или перед выездом на линию)
Первое (ТО-1)-через 2500км пробега
Второе (ТО-2)-через 10000км пробега
Сезонное (СО)-два раза в год
Для нового автомобиля ГАЗ-53Б (для вариантов 5 и 6) пробег до капитального ремонта составляет 140 тыс.км (приложение2) Чередование технических обслуживаний будет таким;
Номер ТО: 1 1 1 2…2…2…2…КР
Периодичность,
Тыс. км. пробега: 2,5 5 7,5 10…20…30…40…140
Эти данные следует представить по форме таблицы 2.
3. Годовой план технических обслуживаний и ремонтов составляют в виде таблицы (табл.3)
В нее из таблицы 1 записывают исходные данные:
а) Расход топлива от последнего капитального ремонта или с начала эксплуатации ко времени составления плана, л (для автомобилей-км пробега);
Таблица 2. Периодичность технических обслуживаний и ремонтов трактора МТЗ-1221
(с чередованием 125-500-1000 мото-ч)
Номер ТО | Периодичность | Номер ТО | Периодичность | ||||
Мото-ч | л | Э.га | Мото-ч | л | Э.га | ||
ТР-1 | ТР-2 КР |
Таблица 3. Годовой план технических обслуживаний и ремонтов тракторов и авомобилей в хозяйстве на 200_г.
Трактор, автомобиль | Задание на год, л (КМ) | Январь | Февраль | Декабрь | ||||||||||||||
Задание, л (км) | Количество | Задание на год, л (КМ) | Количество | Задание на год, л (КМ) | Количество | |||||||||||||
Марка | Хоз. Номер | Расход топлива от последнего КР или с начала экспл.,л(робег,км) | ТО-1 | ТО-2 | ТО_3 | Ремонтов | ТО-1 | ТО-2 | ТО_3 | Ремонтов | ТО-1 | ТО-2 | ТО_3 | Ремонтов | ||||
МТЗ-1221 | 2340/2340 | 2470/4810 | 2665/38155 | |||||||||||||||
2470/20220 | 2340/22560 | 2730/55507 | ||||||||||||||||
Итого по МТЗ-1221 | ||||||||||||||||||
Т-150 | 2970/2970 | 3135/6105 | 3380/48425 | |||||||||||||||
3135/25410 | 2970/28380 | 3465/70867 | ||||||||||||||||
Итого по Т-150 | ||||||||||||||||||
ГАЗ-53Б | 3000/43000 | 3000/4000 | 3000/76000 | |||||||||||||||
3000/86000 | 3000/86000 | 3000/ | ||||||||||||||||
Итого по ГАЗ-53Б |
б) Задания на каждый месяц, л (пробега);
в) задание на год, равное сумме месячных.
После этого по каждому трактору и автомобилю месячные задания записывают нарастающим итогом (в знаменателе) с учетом наработки к началу планирования. Например для трактора МТЗ-1221 хоз№2 задание нарастающим итогом в январе составит 17550+2470=20220 л, в феврале20220+2340=22560 л и т.д.
Используя таблицу 2, определяют потребное количество технических обслуживаний и ремонтов в каждом месяце для каждого хозяйственного номера трактора(гос. номера автомобиля).
Пример: трактор МТЗ-1221 хоз.№2 в январе израсходует 2470 л топлива. При этом расход лежит в интервале от 17550 л до 20220л. В таблице 2 в этот интервал попадают технические обслуживания - один ТО-1.
Тот же трактор в феврале израсходует 2340 л топлива, а нарастающим итогом 2340+20220=22560 л. В таблице 2 в интервал от 20220 до 22560 приходится один ТО-1.
Определив потребное количество технических обслуживаний для каждого хоз номера рассматриваемой марки и записав эти данные в годовой план, подводят итоги по срокам и столбцам (см. табл 3.).
Для других марок машин планируют аналогично. При планировании следует учесть сезонные технические обслуживания - в апреле и октябре.
4.Справочную таблицу трудоемкостей ТО заданных марок тракторов (табл.4) заполняют, используя приложения 4 и 5.
Таблица 4. Нормативы трудоемкости на техническое обслуживание
Марка трактора, автомобиля | Трудоемкость, чел.-ч | |||
ТО-1 | ТО-2 | ТО-3 | ТО-4 | |
МТЗ-1221* Т-150 ГАЗ-53Б | 2,47 2,1 3,3 | 8,3 7,5 13,6 | 19,8 46,5 | 5,7 5,8 2,7*** |
*Из-за отсутствия данных трудоемкость установлена как для МТЗ-82.
**Для тракторов трудоемкость СТО включает трудоемкость СТО-ВЛ и СТО-ОЗ.
***Норматив трудоемкости на СО автомобиля составляет 20% от трудоемкости ТО-2.
5. Трудоемкость технических обслуживаний и ремонтов тракторов (помесячно и суммарно) достаточно просто подсчитать, используя форму таблицы 5. В нее вписывают данные из таблицы3 и выполняют необходимые расчеты, используя таблицу 4.
Таблица 5. Трудоемкость ТО и ремонтов тракторов
Месяц | Вид ТО | МТЗ-1221 | Т-150 | Суммарная трудоемкость, чел.-ч. | ||
Количество ТО | Трудоемкость Чел.-ч. | Количество ТО | Трудоемкость Чел.-ч. | |||
Январь | ТО-1 ТО-2 ТО-3 | + + + | + + + | + + + | + + + | |
итого | ||||||
Февраль и т.д. | + | + | + |
Трудоемкость ТО и ремонтов автомобилей помесячно подсчитывается аналогично.
- График загрузки поста технического обслуживания тракторов строят в виде гистограммы используя данные правой колонки табл. 5. Для этого ось абсцисс размечают на 12 отрезков одинаковой длины (месяцы), а на оси ординат строят шкалу трудоемкости технического обслуживания. Трудоемкость ТО в каждом месяце вычеркивают в виде прямоугольника, основание которого равно отрезку месяца (шкале абсцисс), а высота равна трудоемкости ТО в заданном месяце (в масштабе шкалы на оси ординат).
Приложения
Приложение 1
Исходные данные к заданию
Вариант | Трактор | Автомобиль | ||
Марка (коэффициенты перевода в условные) | Хоз. ном. | Марка | Гос. Ном. | |
1и2 3и4 5и6 7и8 9и10 11и12 13и14 15и16 17и18 19и20 21и22 23и24 25и26 27и28 | К-701 (2,7) Т-130(1,76) Т-150к(1,63) Т-4а МТЗ-1221(1,3)* Т-150 МТЗ-100(0,98)* ДТ-75М МТЗ-102(1,02)* ДТ-75м МТЗ-80(0,70) Т-150 МТЗ-82(0,73) Т-4а ЮМЗ-6КМ(0,6) Т-130 ДТ-75М(1,1) ЮМЗ-6КМ Т-150(1,65) МТЗ-100 Т-4А(1,45) МТЗ-102 Т-130(1,76) МТЗ-1221 ДТ-175С(1,80)* МТЗ-80 Т-70С(0,90) ЮМЗ-6КМ | 1и2 3и4 1и2 3и4 1и2 3и4 1и2 3и4 1и2 3и4 1и2 3и4 1и2 3и4 1и2 3и4 1и2 3и4 1и2 3и4 1и2 3и4 1и2 3и4 1и2 3и4 1и2 3и4 | ГАЗ-52-04 ГАЗ-53А ГАЗ-53Б ЗИЛ-130 ЗИЛ-ММЗ-555 ГАЗ-52-04 ГАЗ-53А ГАЗ-53Б ЗИЛ-130 ЗИЛ-ММЗ-555 ГАЗ-52-04 ГАЗ-53А ГАЗ-53Б ЗИЛ-130 | 5и6 5и6 5и6 5и6 5и6 5и6 5и6 5и6 5и6 5и6 5и6 5и6 5и6 5и6 |
· Ориентировочные значения
Приложение 2
Исходные данные по маркам автомобилям
Показатель | Марка Автомобиля | ||||||
ГАЗ-52-04 | ГАЗ-53А | ГАЗ-53Б | ЗИЛ-ММЗ -555 | ЗИЛ-130 | МАЗ-500 | КАМАЗ- | |
1.Средний пробег до капитального ремонта, тыс.км А)нового автомобиля Б)После капитального ремонта 2.Пробег автомобиля к началу планирования тыс.км А)Автомобиль гос №5 Б)Автомобиль гос №6 3.Средний ежемесячный пробег автомобиля, км |
Приложение 3.
Периодичность технического обслуживания тракторов, л топлива
Трактор | При периодичности обслуживания | ||||||||
60…240…960 мото-ч | 125…500…1000 мото-ч | ||||||||
Марка | Класс | Мощность двигателя, кВт | Коэф. Перевода В условные Ку | ТО-1 | ТО-2 | ТО-3 | ТО-1 | ТО-2 | ТО-3 |
К-701 Т-150К МТЗ-1221 МТЗ-100 МТЗ-102 МТЗ-80 МТЗ-82 ЮМЗ-6 Т-130 Т-4А Т-150 ДТ-175С ДТ-75М Т-70С | 1,4 1,4 1,4 1,4 1,4 | 121,5 77,2 77,2 58,9 58,9 44,5 117,5 95,6 110,4 125,1 66,1 51,5 | 2,7 1,65 1,3 0,98 1,02 0,7 0,73 0,60 1,76 1,45 1,65 1,80 1,1 0,90 |
*Ориентировочные значения
Приложение 4
Нормативы трудоемкости технических обслуживаний Тракторов
(2,стр.242)
Трактор | Трудоемкость технического обслуживания, чел.-ч | |||||||
ЕТО | СТО | ТО-3 | При периодичности мото-ч | |||||
60-240-960 | 125-500-1000 | |||||||
ТО-1 | ТО-2 | ТО-1 | ТО-2 | |||||
К-701 | 0,6 | 18,3 | 25,2 | 2,2 | 11,6 | 2,6 | ||
Т-150К | 0,2 | 5,3 | 42,3 | 1,9 | 6,8 | 2,3 | 12,9 | |
МТЗ-1221 | 2,47 | 8,1 | ||||||
МТЗ-100 | ||||||||
МТЗ-102 | ||||||||
МТЗ-80 | 0,4 | 3,5 | 19,8 | 2,7 | 6,9 | 3,2 | 8,3 | |
МТЗ-82 | ||||||||
ЮМЗ-6КМ | 0,4 | 14,9 | 26,1 | 2,2 | 5,9 | 2,5 | 7,3 | |
Т-130 | 3,15 | 7,72 | 3,15 | 7,72 | ||||
Т-4А | 0,5 | 16,3 | 29,1 | 1,7 | 5,6 | 2,0 | 6,8 | |
Т-150 | 0,5 | 5,8 | 46,5 | 2,1 | 7,5 | 2,5 | 8,9 | |
ДТ-175С | 6,1 | 14,0 | 3,3 | 7,5 | ||||
ДТ-75М | 0,5 | 17,1 | 21,4 | 2,6 | 6,4 | |||
ДТ-75МВ | 0,5 | 13,3 | 20,7 | 2,5 | 6,2 | 3,0 | 7,4 | |
Т-70С | 0,2 | 6,8 | 14,0 | 2,3 | 6,9 | |||
Приложение 5
Нормативы трудоемкости технических обслуживаний автомобилей
(2, стр.251; 6, стр. 75)
Марка автомобиля | Трудоемкость технического обслуживания, чел.-ч * | ||||
Для хозяйств | Для СТОА | ||||
ЕО | ТО-1 | ТО-2 | ТО-1 | ТО-2 | |
Газ-52-04 Газ-53А Газ-53Б Зил-130 Зил-Ммз-555 Маз-500 Камаз-5320 | 0,52 0,55 0,65 0,59 0,68 0,59 0,98 | 2,7 2,9 3,3 3,5 4,0 4,4 4,4 | 11,7 11,8 13,6 14,0 16,1 17,9 21,5 | 2,1 2,2 2,5 2,7 3,1 3,4 3,4 | 9,0 9,1 10,5 10,8 12,4 13,6 16,5 |
- Трудоемкость сезонного обслуживания для районов с умеренно-холодным климатом (в.т.ч. Пермская область) составляет 20% от трудоемкости ТО-2
Модели автомобилей | Периодичность технического обслуживания тыс.км | Трудоемкость технического обслуживания | Удел. Трудоемкость ТР чел.-ч/100км | |||
ТО-1 | ТО-2 | ЕТО | ТО-1 | ТО-2 | ||
КАМАЗ-5320 | 4,0 | 12,0 | 0,75 | 1.91 | 8,73 | 6,7 |
КАМАЗ-5410 | 4,0 | 16,0 | 0,75 | 1,91 | 8,73 | 6,7 |
КАМАЗ-5412 | 4,0 | 16,0 | 0,67 | 2,29 | 9,98 | 6,7 |
КАМАЗ-53212 | 4,0 | 16,0 | 0,67 | 2,29 | 9,98 | 6,7 |
КАМАЗ-4326 | 4,0 | 16,0 | ||||
КАМАЗ-53215 | 5,5 | 16,5 | ||||
КАМАЗ-44108 | 4,0 | 16,0 | ||||
КАМАЗ-54115 | 5,5 | 16,5 | ||||
КАМАЗ-65111 | 4,0 | 16,0 | ||||
КАМАЗ-55111 | 5,5 | 16,5 | ||||
МАЗ-5335 | 4,0 | 16,0 | 0,30 | 3,20 | 12,0 | 5,8 |
МАЗ-5429 | 4,0 | 16,0 | 0,35 | 3,20 | 12,50 | 6,0 |
МАЗ-5549 | 4,0 | 16,0 | 0,50 | 3,50 | 13,70 | 6,3 |
МАЗ-5004В | 4,0 | 16,0 | 0,35 | 3,10 | 14,10 | 5,2 |
КрАЗ-256Б1 | 2,5 | 12,5 | 0,45 | 3,70 | 14,70 | 6,4 |
КрАЗ-258 | 2,5 | 12,5 | 0,40 | 3,70 | 14,30 | 6,6 |
УРАЛ -5557 | ||||||
Литература
- Ананьин А.Д., Михлин В.М., Габитов И.И. Диагностика и техническое обслуживание машин.-М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с.
- Эксплуатация машинно-тракторного парка / Под редакцией Ю.В. Будько. –Мн.:Урожай,1991.
- Ленский А.В. Специализированное техническое обслуживание машинно-тракторного парка.-М.: Агропромиздат, 1989.
- Положение о техническом обслуживании и ремонту подвижного состава автомобильного транспорта. -М.: Транспорт, 1986.
- Тракторы сельскохозяйственные: Руководство по техническому обслуживанию. М.: ГОСНИТИ, 1986.
- Комплексная система технического обслуживания и ремонта машин в сельском хозяйстве. – М.:ГОСНИТИ,1985.
- Газарян А.А. Техническое обслуживание автомобилей. – М.: Транспорт,1989.