Дом Учителя Уральского федерального округа
XV Международная Олимпиада по основам наук
Второй этап
Эксперт проекта по предмету: Клишина Вероника Георгиевна, учитель биологии высшей квалификационной категории, МОУ «Лицей №6», г. Качканар
Биология 9 класс
Путешествие по страницам олимпиад прошлых лет
Время выполнения работы 1 час 15 минут
Фамилия | Имя | Отчество | Нас. Пункт | Область | ОУ № | код участника |
Таблица ответов
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание |
Инструкция по выполнению работы
На выполнение олимпиадной работы отводится 1 час 15 минут. Работа состоит из 4 частей и включает 20 заданий.
Часть 1 состоит из 4 заданий (1 – 4), оцениваемых в 1 балл. В данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных. Часть 2 состоит из 4 заданий (5 - 8), оцениваемых в 3 балла. В данных заданиях (5 - 8) необходимо выбрать три правильных ответа из 6 предложенных. Часть 3 состоит из 8 заданий (9 – 16), оцениваемых в 6 баллов, из которых: 4 задания (9-12) – на установление соответствия между содержанием первого и второго столбцов. В заданиях 13-16 – нужно установить правильную последовательность. Часть 4 состоит из 4 наиболее сложных заданий (17 - 20) открытого типа, оцениваемых в 9 баллов.
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов. Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время. Ответы занесите в специальную таблицу ответов.
Первая часть. Задания, оцениваемые в 1 балл.
В заданиях 1-4 выберите один правильный ответ из четырех-пяти предложенных и укажите его номер в таблице ответов.
1. Пересадка тканей, при которой реципиент является донором, носит название:
1) аутотрансплантация 2) изотрансплантация 3) политрансплантация 4) регенерация
2. Единицей строения почки человека является:
1) мочеточник 2) нефрон 3) почечная лоханка 4) фолликул
3. Оплодотворенная яйцеклетка называется:
1) гаметой | 2) зиготой | 3) бластулой | 4) гаструлой |
4. Коленный рефлекс является:
1) условным, требующим подкрепления
2) безусловным, передающимся по наследству
3) возникающим в течение жизни человека и животного
4) индивидуальным для каждого человека
Вторая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.
В заданиях 5-8 выберите три правильных ответа их шести и укажите их номера в таблице ответов.
5. Основными белками плазмы являются:
1) альбумины 3) гемэритрин 5) фибриноген
2) глобулины 4) гемоглобин 6) гемоцианин
6. Соцветие сложный колос имеют:
1) ячмень посевной 2) гречиха 3) пшеница мягкая | 4) тмин обыкновенный 5) рожь 6) подорожник средний |
7. Выберите факторы, которые участвуют в процессе свёртывания крови:
1) эритроциты | 3) фибриноген | 5) антигемофильный фактор |
2) тромбоциты | 4) гепарин | 6) кровяная плазма |
8.Каких микроорганизмов человек использует на производстве?
1) стрептомицеты | 4) дрожжи |
2) золотистый стафилококк | 5) синегнойная палочка |
3) кишечная палочка (Escherichia coli) | 6) лейшмания |
Третья часть. Задания, оцениваемые в 6 баллов.
В заданиях 9-12 установите соответствия между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала цифре первого столбца.
9. Установите соответствие между гормонами и характеристиками, которые им присущи:
Гормон | Характеристики |
1) соматотропный гормон | А) вызывает сужение сосудов кожи, расширение сосудов сердца |
2) адреналин | B) вырабатывается клетками Лейдига, регулирует сперматогенез |
3) тироксин | C) стимулирует рост тканей и органов |
4) тестостерон | D) содержит йод, повышает интенсивность окислительных реакций |
10. Установите соответствие между видом дыхательного пигмента и группой животных, у которых он обеспечивает процесс дыхания:
Группа животных | Дыхательный пигмент |
1) Млекопитающие | A) гемоцианин |
2) Амфибии | B) гемоглобин |
3) Многощетинковые черви | C) хлорокруорин |
4) Головоногие моллюски |
11. Установите соответствие между характером проявления признака и примерами:
Примеры | Признаки |
1) прямые волосы | А) доминантный |
2) карие глаза | В) рецессивный |
3) голубые глаза | |
4) кудрявые волосы |
12.Установите соответствие между характеристикой организма и видом адаптации:
Характеристика организма | Вид адаптации |
1) черно-оранжевая окраска гусеницы бабочки медведицы | A) морфологическая |
2) анабиоз у бактерий | B) физиологическая |
3) летняя спячкасреднеазиатской черепахи | |
4) уходящая вглубь на 3-4 метра корневая система верблюжьей колючки |
В заданиях 13-16 установите последовательность. Запишите в таблицу цифры выбранных ответов (без пробелов и других символов).
13. Установите последовательность процессов первичной сукцессии:
1) фаза зарастания кустарниками
2) заселение скал лишайниками и территории мхами
3) формирование устойчивого сообщества
4) появление и прорастание семян травянистых растений
14.Установите последовательность действий, выполненных при клонировании овцы Долли:
1) удалили из яйцеклетки ядро и перенесли в нее ядро из клетки вымени овцы
2) в положенный срок родилась овечка Долли
3) активизировали зиготу электрическим током и перенесли её в матку овцы
4) получили клетку из вымени взрослой овцы и неоплодотворенную яйцеклетку овцы
15. Установите последовательность движения раствора цианокобаламина (витамин В12) в системе кровообращения человека, если препарат был введен в вену правой руки.
1) левое предсердие → левый желудочек
2) аорта →сонная артерия
3) верхняя полая вена → правое предсердие
4) легочная артерия → легочная вена
16.Установите последовательность событий, которые происходят при попадании в кожу занозы:
1) с током крови к пораженному участку прибывают лейкоциты и макрофаги
2) защитные клетки фагоцитируют проникшие в рану инородные агенты и происходит образование гноя
3) начинается реакция местного воспаления, расширяются сосуды, задействуются рецепторы боли
4) рана вскрывается, гной выходит наружу