Третья часть. Задания, оцениваемые в 6 баллов.




Дом Учителя Уральского федерального округа

XV Международная Олимпиада по основам наук

Второй этап

Эксперт проекта по предмету: Клишина Вероника Георгиевна, учитель биологии высшей квалификационной категории, МОУ «Лицей №6», г. Качканар

Биология 9 класс

Путешествие по страницам олимпиад прошлых лет

Время выполнения работы 1 час 15 минут

Фамилия Имя Отчество Нас. Пункт Область ОУ № код участника
             

Таблица ответов

Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    

Инструкция по выполнению работы

На выполнение олимпиадной работы отводится 1 час 15 минут. Работа состоит из 4 частей и включает 20 заданий.

Часть 1 состоит из 4 заданий (1 – 4), оцениваемых в 1 балл. В данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных. Часть 2 состоит из 4 заданий (5 - 8), оцениваемых в 3 балла. В данных заданиях (5 - 8) необходимо выбрать три правильных ответа из 6 предложенных. Часть 3 состоит из 8 заданий (9 – 16), оцениваемых в 6 баллов, из которых: 4 задания (9-12) – на установление соответствия между содержанием первого и второго столбцов. В заданиях 13-16 – нужно установить правильную последовательность. Часть 4 состоит из 4 наиболее сложных заданий (17 - 20) открытого типа, оцениваемых в 9 баллов.

Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов. Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время. Ответы занесите в специальную таблицу ответов.

Первая часть. Задания, оцениваемые в 1 балл.

В заданиях 1-4 выберите один правильный ответ из четырех-пяти предложенных и укажите его номер в таблице ответов.

1. Пересадка тканей, при которой реципиент является донором, носит название:

1) аутотрансплантация 2) изотрансплантация 3) политрансплантация 4) регенерация

2. Единицей строения почки человека является:

1) мочеточник 2) нефрон 3) почечная лоханка 4) фолликул

3. Оплодотворенная яйцеклетка называется:

1) гаметой 2) зиготой 3) бластулой 4) гаструлой

4. Коленный рефлекс является:

1) условным, требующим подкрепления

2) безусловным, передающимся по наследству

3) возникающим в течение жизни человека и животного

4) индивидуальным для каждого человека

Вторая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.

В заданиях 5-8 выберите три правильных ответа их шести и укажите их номера в таблице ответов.

5. Основными белками плазмы являются:

1) альбумины 3) гемэритрин 5) фибриноген

2) глобулины 4) гемоглобин 6) гемоцианин

6. Соцветие сложный колос имеют:

1) ячмень посевной 2) гречиха 3) пшеница мягкая 4) тмин обыкновенный 5) рожь 6) подорожник средний

7. Выберите факторы, которые участвуют в процессе свёртывания крови:

1) эритроциты 3) фибриноген 5) антигемофильный фактор
2) тромбоциты 4) гепарин 6) кровяная плазма

8.Каких микроорганизмов человек использует на производстве?

1) стрептомицеты 4) дрожжи
2) золотистый стафилококк 5) синегнойная палочка
3) кишечная палочка (Escherichia coli) 6) лейшмания

Третья часть. Задания, оцениваемые в 6 баллов.

В заданиях 9-12 установите соответствия между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала цифре первого столбца.

9. Установите соответствие между гормонами и характеристиками, которые им присущи:

Гормон Характеристики
1) соматотропный гормон А) вызывает сужение сосудов кожи, расширение сосудов сердца
2) адреналин B) вырабатывается клетками Лейдига, регулирует сперматогенез
3) тироксин C) стимулирует рост тканей и органов
4) тестостерон D) содержит йод, повышает интенсивность окислительных реакций

10. Установите соответствие между видом дыхательного пигмента и группой животных, у которых он обеспечивает процесс дыхания:

Группа животных Дыхательный пигмент
1) Млекопитающие A) гемоцианин
2) Амфибии B) гемоглобин
3) Многощетинковые черви C) хлорокруорин
4) Головоногие моллюски  

11. Установите соответствие между характером проявления признака и примерами:

Примеры Признаки
1) прямые волосы А) доминантный
2) карие глаза В) рецессивный
3) голубые глаза  
4) кудрявые волосы  

12.Установите соответствие между характеристикой организма и видом адаптации:

Характеристика организма Вид адаптации
1) черно-оранжевая окраска гусеницы бабочки медведицы A) морфологическая
2) анабиоз у бактерий B) физиологическая
3) летняя спячкасреднеазиатской черепахи  
4) уходящая вглубь на 3-4 метра корневая система верблюжьей колючки  

В заданиях 13-16 установите последовательность. Запишите в таблицу цифры выбранных ответов (без пробелов и других символов).

13. Установите последовательность процессов первичной сукцессии:

1) фаза зарастания кустарниками

2) заселение скал лишайниками и территории мхами

3) формирование устойчивого сообщества

4) появление и прорастание семян травянистых растений

14.Установите последовательность действий, выполненных при клонировании овцы Долли:

1) удалили из яйцеклетки ядро и перенесли в нее ядро из клетки вымени овцы

2) в положенный срок родилась овечка Долли

3) активизировали зиготу электрическим током и перенесли её в матку овцы

4) получили клетку из вымени взрослой овцы и неоплодотворенную яйцеклетку овцы

15. Установите последовательность движения раствора цианокобаламина (витамин В12) в системе кровообращения человека, если препарат был введен в вену правой руки.

1) левое предсердие → левый желудочек

2) аорта →сонная артерия

3) верхняя полая вена → правое предсердие

4) легочная артерия → легочная вена

16.Установите последовательность событий, которые происходят при попадании в кожу занозы:

1) с током крови к пораженному участку прибывают лейкоциты и макрофаги

2) защитные клетки фагоцитируют проникшие в рану инородные агенты и происходит образование гноя

3) начинается реакция местного воспаления, расширяются сосуды, задействуются рецепторы боли

4) рана вскрывается, гной выходит наружу



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: