Организационный момент.
|
-Сегодня на урок к нам снова пришли Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик. Они рады встрече с вами.
|
- Актуализация знаний.
|
-Мудрая Черепаха принесла на урок задания.
|
- Отгадайте загадку.
|
Из какого ковша не пьют, не едят,
|
А только на него глядят?
|
|
|
-Найдите среди этих созвездий Большую Медведицу. Покажите карточку с нужной цифрой.
|
|
|
|
|
|
|
-Молодцы! Что вы запомнили об этом созвездии?
|
- Послушайте еще загадки от Мудрой Черепахи.
|
Рассыпалось ночью зерно,
|
Глянули утром- нет ничего.
|
|
В голубой станице
|
Девица круглолица.
|
Ночью ей не спится-
|
В зеркальце глядится.
|
|
Без него плачемся
|
А как оно появится
|
От него прячемся.
|
|
-Что объединяет все отгадки?
|
- Мотивация учебной деятельности.
|
- На прошлом уроке вместе с Муравьем и с Черепахой узнали о том, что у нас над головой. Сегодня Муравей Вопросик задаёт нам новый вопрос.
|
(Слайд 1)
|
|
|
-Сегодня на уроке мы научимся сортировать камешки по группам, узнаем какие бывают камни.
|
|
4. Работа по теме урока.
|
- Сейчас вы будете работать в паре.
|
-Рассмотрите камни в ваших коллекциях.
|
-Одинаковые у вас камешки, или они отличаются друг от друга?
|
-Молодцы. (Слайд 2)
|
|
|
-Как можно распределить камешки на группы, в соответствии с их размером?
|
|
|
-У вас на партах лежат три полоски. На каждую полоску вы должны будете положить по 2 камешка.
|
- На синюю полоску положите камешки разных размеров.
|
|
-Какого цвета, собранные вами камешки?
|
|
-На зелёную полоску положите два камешка разного цвета.
|
|
- Какой формы бывают камешки?
|
- На красную полоску положите два камешка разной формы.
|
|
- Как мы разложили камешки?
|
|
5. Физкультминутка.
|
|
6. Практическая работа – знакомство с кремнием, гранитом, известняком.
|
|
- Вспомните, что вы видели во время прогулки под ногами?
|
-Правильно.Уже первобытные люди использовали их. Как?
|
- Однажды древний человек нашел два одинаковых камня и стал стучать ими друг о друга..Что он заметил?
|
|
-Правильно. Камень из которого можно высекать искры называется кремень. (Слайд 3)
|
|
|
|
|
|
- В атласе-определителе можно найти информацию о кремне. (Учитель показывает атлас и зачитывает информацию о кремне на с.9)
|
|
- У вас на партах лежат два образца горных пород.
|
-Первая горная порода-гранит. (Слайд 5)
|
|
|
-- Найдите и рассмотрите образец гранита. (Дети работают в парах)
|
-Гранит переводится как –зернистый. Почему его так назвали? Давайте рассмотрим образец. Что видите?
|
-В состав гранита входят маленькие зернышки. Черные- это слюда.(Слайд 6)
|
|
|
-Мелкие зерна похожие на стекло- это кварц.(Слайд 7)
|
|
|
|
-Розовая или серая часть- полевой шпат. (Слайд 8)
|
|
|
- Цвет гранита зависит от шпата- серый или красный.
|
|
- Назовите составные части гранита.
|
|
- Молодцы.
|
|
- Как думаете, где люди применяют гранит?
|
|
- Правильно. А почему?
|
.
|
-Правильно. (Слайд 9)
|
|
-С древних времен гранит считался символом могущества. Гранитом отделывали мосты, тротуары, набережные.
|
|
-Следующая горная порода –известняк
|
-Рассмотрите образец. Какого он цвета?
|
|
-Возьмите образец в руки и подержите. Что вы заметили?
|
-С давних пор люди использовали этот камень. Существует выражение «Москва белокаменная».Многие здания в старой Москве были построены из известняка..(Слайд 10)
|
|
|
|
|
|
- Известняк состоит из раковин морских животных. В школе мы каждый день пользуемся одной разновидностью известняка. Как думаете, что это?
|
|
-Правильно. Что помогло догадаться?
|
|
-Видоизмененный известняк – это мрамор. (Слайд 11)
|
|
|
|
|
|
|
- Из чего состоит известняк?
|
|
|
7. Работа с учебником.
|
-Откройте учебник на с. 21. Рассмотрите рисунки и обсудите в паре, что изображено на них.
|
- Послушайте информацию, определите к какой картинке она относится. Покажите карточкой номер рисунка.
|
|
- Гранит очень прочен и его часто используют в строительстве.
|
|
- Из кремня можно высекать искры.
|
|
-Известняк состоит из раковин морских животных.
|
|
8. Физкультминутка
|
Если я называю предмет, который может находиться у нас над головой, то вы хлопаете в ладоши над головой, если этот предмет находится под ногами, то вы приседаете.
|
|
- Солнце, луна, гранит, песок, звезды, камешки, созвездия …..
|
|
9. Работа в тетради.
|
-Откройте тетради на с. 11.,приготовьте конверты с картинками.(Картинки из Приложения вырезаны заранее дома)
|
-Что видите на картинках?
|
|
-Прочитайте в задании 2 названия камней.
|
|
-Наклейте картинки к соответствующим записям.
|
|
-Проверьте себя.
|
- Рассмотрите камешки, которые вы принесли на урок. Есть ли среди них камни с которыми познакомились сегодня на уроке?
|
|
|
|
9. Рефлексия учебной деятельности.
|
|
- Мудрая Черепаха просит ответить на ее вопросы.. У каждого на парте лежат полоски с кружками. Приготовьте красный, синий, зелёный карандаши. Если вы согласны с утверждением, закрашиваете кружок зелёным цветом, если не согласны- красным. Если не знаете ответ на вопрос, то закрашиваете кружок синим цветом.
|
(На доске –таблица)
|
|
Да- O
|
|
|
Нет- O
|
|
|
Не знаю - O
|
|
|
- Закрашиваем кружки по порядку слева направо.
|
1. Из известняка можно высекать искры.
|
2. Гранит прочный и его используют в строительстве.
|
3. Известняк состоит из раковин морских животных.
|
4. По цвету известняк темнее, чем гранит.
|
5. Эта горная порода гранит (показ гранита)
|
|
- Проверьте себя. (Слайд)
|
|
|
|
|
|
- Встаньте те, у кого все правильно.
|
-Молодцы!
|
|
10.Итог урока.
|
-Как мы можем ответить на вопрос Муравья Вопросика «Что у нас под ногами?»
|
- С какими горными породами познакомились?
|
|
- Спасибо за работу. Наши друзья довольны вашей работой и ждут следующей встречи.
|
|