Председатель Комитета Д.А.Морозов




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект федерального закона № 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
по вопросам назначения и выплаты пенсий»
(в части повышения нормативного пенсионного возраста)

 

внесен Правительством Российской Федерации

Комитет Государственный Думы по охране здоровья (соисполнитель) рассмотрел в пределах своего ведения проект федерального закона № 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (в части повышения нормативного пенсионного возраста), внесенный Правительством Российской Федерации (далее – законопроект), и сообщает следующее.

Законопроект направлен на обеспечение сбалансированности и финансовой устойчивости пенсионной системы Российской Федерации в долгосрочном периоде.

С этой целью вносятся изменения в следующие законодательные акты:

- Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

- Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»;

- Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Законопроект предусматривает повышение пенсионного возраста
в течение переходного периода с 2019 года по 2034 год. Данная мера затронет мужчин, начиная с 1959 г.р. и позднее, и женщин, начиная с 1964 г.р. и позднее.

В настоящее время в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Законопроектом предлагается поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости, до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин.

Законопроектом изменяются сроки назначения страховой пенсии по старости, которая назначается медицинским работникам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

В настоящее время согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ правом на досрочное назначение страховой пенсии обладают лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

По данным Бюджетного департамента Пенсионного фонда Российской Федерации, по состоянию на 31 декабря 2017 года численность работников, имеющих право на досрочную пенсию за лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения России, составляет 659 163 человека, из которых продолжают работать 68,9%; средний размер пенсии работающих пенсионеров составляет 12 744,90 рублей.

Из положений законопроекта следует, что при сохранении самого права на досрочную пенсию независимо от возраста и требований к специальному стажу, реализация этого права отодвигается начиная с 2019 года с учетом увеличения общего трудоспособного возраста и переходных положений законопроекта. В результате возраст выхода на досрочную пенсию к 2026 году поэтапно повышается на 8 лет.

Комитет считает важным сохранение права на досрочную пенсию за лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, которую называют пенсией за выслугу лет, поскольку одной из особенностей профессиональной деятельности медицинских работников является связь труда с высоким эмоциональным, психологическим, интеллектуальным и физическим напряжением, с вредными и опасными условиями труда. Сохранение для определенных категорий медицинских работников права на досрочную пенсию подчеркивает сложность медицинской профессии и должно способствовать к притоку кадров в здравоохранение, особенно в сельскую местность, в которой сохраняется сложная кадровая ситуация.

Законопроектом сохраняется институт досрочных пенсий в связи с работой во вредных и тяжелых условиях труда в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ для работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, списки которых установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В связи с этим Комитет считает целесообразным пересмотреть и скорректировать эти списки с учетом современных реалий. Например, в список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (список № 2), включены лица, работающие в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях, в домах-интернатах для психических больных, младший медицинский персонал в детских онкологических отделениях.

В последние годы в медицинских учреждениях открываются отделения паллиативной помощи, в которых большая часть пациентов – с психиатрическими и онкологическими заболеваниями. Медицинский персонал, оказывающий паллиативную медицинскую помощь, работает в таких же тяжелых условиях труда, связанных с высоким эмоциональным, психологическим и физическим напряжением, с такими же рисками для здоровья. Комитет предлагает включить в список № 2 медицинский персонал, работающий в отделениях паллиативной помощи.

Увеличение продолжительности жизни, старение населения и падение рождаемости относятся к общемировой тенденции. По оценкам ООН, население мира в возрасте 60 лет и старше к 2025 году превысит 1,1 млрд. человек, а в 2050 году превысит 2 млрд. человек. Прогнозная численность населения мира должна к этому времени составить более 7 млрд. человек. Это означает, что практически каждый третий-четвертый житель планеты будет пожилым человеком.

Благодаря прогрессивным научно-техническим, экономическим, культурным и социальным достижениям выявилось новое демографическое явление – постарение населения – увеличение абсолютного и относительного числа пожилых людей в общей структуре населения.

По данным среднего варианта прогноза ООН, доля граждан в возрасте 60 лет и более в мире увеличится с 12,3% в 2015 году до 14,9% в 2025 году и 21,5% в 2050 году, в Европе - с 23,5% в 2015 году до 28% в 2025 году и 34,2% в 2050 году, в Российской Федерации - с 20% в 2015 году до 23,9% в 2025 году и 28,8% в 2050 году (распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года»).

По данным среднего варианта прогноза Росстата, доля граждан старше трудоспособного возраста в Российской Федерации увеличится с 2016 года по 2025 год с 24,6% до 27% и составит 39,9 млн. человек.

Происходящие изменения демографической структуры российского общества ведут к увеличению социальных расходов государства на пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и социальное обеспечение пожилого населения.

Основным механизмом обеспечения доходов граждан старшего поколения является пенсионное обеспечение. В настоящее время в этой сфере нарастают серьезные проблемы. В России не в полной мере обеспечивается уровень и качество жизни пожилых людей даже при существующей их численности. Размер пенсий не обеспечивает полное удовлетворение потребностей пенсионеров.

Согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов ожидается сокращение численности населения в трудоспособном возрасте с 83,7 млн. человек в 2016 году до 80,6 млн. человек в 2020 году.

В связи со старением населения в Российской Федерации увеличивается показатель демографической нагрузки на население трудоспособного возраста. Если в 2007 году на 1000 человек трудоспособного возраста приходилось 330 человек старше трудоспособного возраста, то на начало 2015 года – 412 человек.

В свете изложенного направленность законопроекта понятна и очевидна. Вместе с тем Комитет Государственной Думы по охране здоровья считает, что вопрос о повышении нормативного пенсионного возраста требует системного подхода и комплексных мер, направленных на сохранение здоровья населения, продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, последовательное повышение уровня их материального обеспечения, доступности медицинских и социальных услуг, включение в образовательный процесс лиц старшего поколения, развитие культурно-досугового потенциала и современных средств коммуникаций, формирование комфортной потребительской среды, повышение качества жизни, недопущение дискриминации по возрастному признаку, развитие системы социального обслуживания для граждан старше 80 лет, а также программных мер по снижению смертности мужчин трудоспособного возраста.

Комитет особо отмечает сохранение института досрочных пенсий для медицинских работников за лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и в связи с особыми условиями труда. Считаем необходимым на основе постоянного мониторинга современной ситуации совершенствовать действующие списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающие право на пенсию на льготных условиях.

Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает проект федерального закона № 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» с учетом высказанных замечаний.

Утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 17 июля 2018 года, протокол № 61.

 

 

Председатель Комитета Д.А.Морозов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: