МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР
ДОНБАССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра теории и истории государства и права
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Тема 5. «Государство и право казацкого периода».
Лекция рассчитана на студентов, курсантов и слушателей всех форм обучения
Подготовки бакалавра
Направления 030900 «юриспруденция»
Донецк 2015
Государство и право казацкого периода.
1. Государственно-правовая характеристика Запорожской Сечи.
2. Государственный строй казацко-гетманского государства.
3. Общественный строй казацко-гетманского государства.
4. Право казацко-гетманского государства.
Государственно-правовая характеристика Запорожской Сечи.
Одной из главных причин образования казачества были притеснения со стороны феодалов. После Люблинской унии на землях восточных славян воцарился польский колониальный режим. Именно польская власть с ее барщиной, обычаями и традициями административного управления, законодательными нормами и нетерпимым религиозным мировоззрением бессознательно способствовала порождению враждебной для себя силы в лице запорожского казачества.
Предпосылки появления казачества были политические, экономические, социальные и религиозные.
К образованию нового слоя побудила также турецко-татарская агрессия. После распада Золотой Орды в середине XV в. возник ряд ханств и орд, в частности в 1449 г. – Крымское ханство, владевшее степными землями Северного Причерноморья и Приазовья. В 1475 г. турки завоевали Крым, и крымский хан признал себя вассалом Турции. Объединенные турецко-татарские отряды совершали опустошающие набеги на славянские земли.
|
Казачество не принимало привычных для феодальных стран Средневековья общественно-политических условий и правовых основ.
Казачество развивалось на широкой социальной основе. Казаками становились крестьяне, мещане, феодалы, духовенство. Запорожская Сечь стала прибежищем для всех, кто выступал против социального и национального гнета, кто превыше всего ценил свободу.
В 50-х годах XVI в. казачество как отдельное сословие создало свою военно-политическую организацию – Запорожскую Сечь.
Земли Запорожской Сечи охватывали почти всю нынешнюю Кировоградщину, всю Днепропетровщину, части Николаевской, Херсонской, Запорожской и Донецкой областей. По подсчетам исследователей, территория Войска Запорожского составляла около 90 тыс. кв. км.
Сечь делилась на паланки. Каждая паланка имела административный центр – городок, поселок или село, в котором располагался орган управления – паланковая администрация.
Общественная организация Запорожской Сечи базировалась на принципах казацкой демократии и всеобщего равенства. Наиболее постоянным общественным слоем были казаки – низовые (или запорожские), реестровые, а также те, которые жили в приграничных поселениях и не имели определенного официального статуса. Только казаки обладали политическими правами, могли избирать и быть избранными в орган государства и занимать военные, административные и судебные должности.
Лица, которые не принадлежали к казацкому сословию, были равными во всех правах с казаками. Имущественное неравенство существовало, но экономическое, а не юридическое. Богатые не имели прав-привилегий над бедными.
|
Реестровые казаки были единственные из казаков, которые владели привилегиями, выходили из-под юрисдикции помещиков, из-под власти воевод и старост, если жили на королевских землях; освобождались от налогов, имели право покупать землю; могли вести торговлю; получали за службу жалованье и оружие; судились только казацкими судами. При этом администрация Речи Посполитой могла сократить или разогнать реестровое войско, и те, кого вычеркивали из списков, должны возвращаться к своим панам.
По форме правления Запорожская Сечь относится к демократическим республикам.
Органом прямой демократии была казацкая рада, которая выполняла функции своеобразного законодательного органа. Во время работы казацких советов открытым демократическим способом выдвигали кандидатуры на должности, их обсуждали и большинством голосов избирали.
В раде мог участвовать кто-либо из казаков. На ней принимали законы, решали вопросы войны и мира, организации военных походов, наказания преступников, распределения хозяйственных угодий и тому подобное. Она контролировала деятельность правительства.
Исполнительная власть принадлежала кошу, то есть избранным на один год на казацкой раде чиновникам (кошевому атаману и старшине). В целом во властных структурах Сечи находилось 120 человек командно-административного персонала, из которых 21 лицо считали высокопоставленным чиновником.
Самое высокое положение в аппарате управления имел кошевой атаман. По современной терминологии, он был главой государства, главнокомандующим войска и военным комендантом Сечи как военного лагеря. В военное время кошевой становился верховным главнокомандующим и действовал как полновластный диктатор. При нем была группа советников, которая образовала совещательный орган, состоящий из бывших чиновников, ушедших в отставку.
|
Администрация Сечи имела три звена управленцев: военные начальники (кошевой атаман, войсковой судья и войсковой атаман); военные чиновники (булавничий, хорунжий, довбыш, пушкарь, гармаш, толмач, шафар, кантаржей); производная старшина (полковник, есаул, писарь) и паланковая старшина (полковник, есаул, писарь).
Достаточно влиятельными на Сечи были куренные атаманы, которые возглавляли отдельные структурные звенья общества. Атаманы стояли во главе разрозненных отрядов, которые со временем – в процессе консолидации казачества и усложнение функций – создали организацию, известную под названием Запорожская Сечь.
Вся администрация Запорожской Сечи вместе с казаками формально подлежала власти Речи Посполитой. Однако фактически она действовала как независимая в отношениях с другими государствами. В конце XVI в. Сечь наладила тесные контакты с Турцией, Венгрией, Австрией, Московским царством, став, таким образом, субъектом международного права.
Запорожскую Сечь можно называть республикой непосредственного управления, в которой законодательная власть принадлежала всему народу, а не только его представителям. Такое непосредственное управление было возможно только в небольших государствах с населением в несколько сот тысяч.
Казацкая (или военная) рада был органом законодательной власти, но не в форме представительного органа, которыми были сословно-представительные органы европейских государств тех времен (Генеральные штаты, парламент, рейхстаг), а в форме участия в управлении делами Запорожской Сечи всего казацкого сословия государства.
Правовая система Запорожской Сечи сформировалась в XV - первой половине XVII в. и отражала общественно-политическое устройство государства.
Источники права. Если на территории Украины на то время действовали различные правовые источники (Русская Правда, Литовские статуты, акты королевской и царской власти, магдебургское право и т.п.), то в Сечи, прежде всего, действующим было обычное (казацкое) право – совокупность правовых обычаев, которые образовались и стихийно утвердились без какой-либо санкции в сфере казацких общественных отношений.
Весомым источником казацкого права были постановления органов власти Запорожской Сечи (казацкой рады, кошевого атамана, судебных органов). В определенной степени здесь применяли нормы канонического права, а также отдельные фрагменты и выдержки из источников феодального права.
Правовую систему Запорожской Сечи характеризует также то, что она существовала в устной форме.
Второй характерной чертой права Запорожской Сечи было то, что правовые нормы, регулирующие преимущественно имущественные отношения касались и уголовного права. Это объясняется тем, что среди пестрого населения Сечи лицу важно было, прежде всего, защитить себя и свое имущество. Именно поэтому за такое преступление, как кража, применяли не штраф или телесные наказания, а нередко смертную казнь.
Третьей чертой права было наличие у казачества правовых норм, которые предусматривали «уговоры» преступников покинуть свой промысел и соблюдать закон. Это объясняется стремлением общества как-то смягчить некоторые жесткие нормы, не наказывать на смерть, если без этого можно было обойтись.
Среди гражданско-правовых отношений запорожцы признавали право первого займа, право договора между товарищами, право давности владения. Нормы гражданского права касались и таких аспектов, как необоснованная денежная претензия, неуплата долга, решения обоюдных претензий на имущество, возмещение убытков, превышение нормы продажи товаров на Сечи.
Уголовное право во многом отличалось от общепринятых тогда норм феодального права.
Самыми тяжкими преступлениями считали убийство казаком своего товарища; побои, причиненные казаком казаку в трезвом или нетрезвом состоянии (оскорбление чести); кража у товарища и укрывательство краденого.
К преступлениям за «казацким правом» принадлежали:
1) половая связь с женщиной – вследствие того, что закон запрещал сечевым казакам вступать в брак;
2) обида женщины. Считали, что такое преступление приводит к «обезславлению всего войска запорожского». При этом важно отметить: если в традиционном феодальном праве это относилось к преступлениям против личности или нарушений моральных устоев общества, то на Сечи обиду женщины считали преступлением государственного характера;
3) дерзость в отношении представителей власти. Такое действие было недопустимо в отношении чиновников при исполнении ими служебных обязанностей. Это расценивали как преступление против порядка управления;
4) насилие в Запорожье и христианских поселениях, когда казак отнимал у товарища лошадь, скот или другое имущество;
5) дезертирство. Таким считали не только бегство с поля боя, а и самовольное отлучение казака в степь во время военного похода;
6) гайдамацтво, т.е. кража вещей, имущества, скота у мирных жителей украинских, польских или татарских поселений, а также у купцов и путешественников;
7) привод в Сечь женщины, в частности матери, сестры или дочери;
8) пьянство во время похода, за которое предусматривали суровое наказание вплоть до смертной казни.
Наказания были разнообразны, зависели от характера преступления. К ним относились:
1) приковывание цепями к позорному столбу посреди площади (за кражу, перед тем, как казнить преступника);
2) привязывание к пушке на площади за оскорбление руководства Сечи, или за убийство человека, который не принадлежал к запорожской общине, или за денежный долг. Должника приковывали до тех пор, пока он сам не отдаст долга или кто-то не поручится за него.
3 ) посадка на деревянную кобылу и приковывание к ней цепями за воровство (позорное наказание);
4) избиение плетьми. Применяли редко. А чаще – деревянными кольями под виселицей за воровство и гайдамацтво;
5) членовредительские наказания. Их практиковали нечасто. При этом ломали ноги (за нанесение ножевых ран в пьяном или трезвом виде). За большую вину такого характера ломали руку и ногу;
6) конфискация имущества, за самовольное превышение таксы на норму продажи товаров, продуктов и водочных изделий;
7) порка розгами. Применяли в единичных случаях в паланках (позорное наказание);
8) дуэль и поединок – в случае ссоры;
9) смертная казнь. Самым страшным было закапывание преступника живым в землю вместе с убитым им товарищем. Правда, когда убийца был «хороший воин, храбрый казак», ему присуждали оплатить сечевому обществу денежный штраф.
Самым популярным видом смертной казни было забивание палками возле позорного столба (заимствовано у монголов). Его применяли за кражу и укрывательство краденых вещей, прелюбодеяние, содомский грех, побои, насилие и дезертирство.
У приговоренного к казни преступника (когда он был казаком-запорожцем) конфисковывали имущество в пользу всего военного общества.
Вешали на виселице или на железном крюке за крупную кражу или рецидив воровства. Применяли также посадку на кол – столбовая смерть.
В судебном процессе запорожские судьи руководствовались «казацким правом» и собственной мудростью. Но это не означало, что судебное разбирательство сопровождалось произволом и бесконечной волокитой. Суд был открытым, его контролировало все казацкое общество и руководство Сечи.
Наиболее распространенной формой судебного процесса был соревновательный процесс. Обе стороны перед судьями словесно излагали суть дела, после чего судьи выносили устное решение, которое подлежало немедленному исполнению.
В паланках процесс был иной. Обе стороны приходили к паланковому судье и излагали суть дела и обоюдные претензии. Если ответчик соглашался с претензиями истца, судья отправлял казаков для признания размера причиненного ущерба. После этого принимал решение.
Если истец не согласен с приговором, то начиналась вторая стадия судопроизводства – обоих отправляли на Сечь на суд куренного атамана (каждая паланка была приписана к определенному куреню). Здесь судьей был куренной атаман, который выслушивал стороны и выносил приговор.
Когда же и здесь не удавалось прийти к согласию, стороны вместе с куренным атаманом отправлялись к Генеральному судье Сечи. Выслушав приговор паланкового и куренного судов, Генеральный судья принимал решение по делу. Если и его не признавали, то все четверо (стороны, куренной атаман и Генеральный судья) шли к кошевому атаману, который выносил окончательный приговор, присоединяясь к судебного решения паланкового, куринного или Генерального судов.
Другой формой судопроизводства был следственно-розыскной процесс. Уполномоченные на это лица проводили следственные действия, практиковалось предварительное заключение, разрешались пытки и избиения на допросе.
В отношении всех преступников на Сечи допускалась амнистия – порука всего войска запорожского, духовных лиц, особенно если это был человек заслуженный и уважаемый.
Государственный строй.
Административно-территориальная организация впервые была оформлена Зборовским договором 1649 г. Территория казацкого государства включала три воеводства: Киевское, Брацлавское и Черниговское, которые делились на полки и сотни. Полки и сотни включали в себя все население, которое проживало на их территории, и на него распространялась власть полковых и сотенных правительств.
В начале освободительной войны высшим органом власти была Военная рада. Она решала важнейшие военные и политические вопросы: выбирала гетмана и генеральное правительство, решала вопросы внешней политики, осуществляла правосудие. Право участвовать в работе Рады имели все казаки. С 1649 г. Рада избирается редко и ее роль снижается.
Возрастает значение старшинских рад. Их решения были обязательными для гетмана.
Система управления состояла из 3 ступеней: генерального, полкового и сотенного правительств.
Генеральное правительство было центральным органом управления. Генеральное правительство избиралось Военной радой. Возглавлял правительство гетман. Он был главой государства, высшим судьей и главнокомандующим, издавал универсалы.
В генеральное правительство входили генеральные старшины, которые руководили отдельными отраслями управления. Генеральный писарь руководил канцелярией и внешними отношениями. Генеральный обозный, генеральный есаул и генеральный хорунжий занимались военными делами. Генеральный бунчужный охранял знаки гетмана и Войска Запорожского, выполнял отдельные поручения гетмана. Генеральный казначей возглавлял финансовую систему. Генеральный судья возглавлял суд.
Местное управление осуществляли полковые и сотенные правительства. Полковое правительство состояло из полковника и полковой рады. В полковую раду входили:обозный, писарь, судья, есаул и хорунжий. Сотенное правительство возглавлял сотник. Ему помогала сотенная администрация: есаул, писарь и хорунжий. Судебные функции в сотне исполнял городовой атаман.
Города имели свою администрацию, их власть не распространялась на казаков.
В 1654 г. был заключен военно-политический союз (мартовские статьи) между казацко-гетманским государством и Московским государством. Его условия предусматривали, что:
1) сохранялась неприкосновенность общественно-политического устройства казацко-гетманского государства (Украины), его административной и судебной систем;
2) главой государства оставался выборный гетман. Но царя нужно было извещать о результатах выборов. Кроме того, гетман должен был принести присягу царю и получить от него клейноды;
3) во внешних отношениях казацко-гетманское государство сохраняло суверенитет. Оно должно было только уведомить Москву о связях с другими государствами. Но без санкции царя не могло вести переговоров с Польшей и Турцией;
4) Украина получила право иметь собственное войско в 60 тысяч реестровых казаков;
5) государство обязывалось уплачивать налоги в царскую казну (это была своеобразная плата за военную помощь). Но финансовая администрация не зависела от царя;
6) подтверждались права и вольности украинских магнатов и шляхты (наследственные права на земли, доходы с них, на жалованье должностным лицам, в суд и др.);
7) Москова пообещала защищать Украину от посягательств со стороны Польши. С этой целью в Киеве должен быть военный гарнизон российских войск во главе с воеводой. Но они не будут вмешиваться во внутренние дела казацко-гетманского государства.
Итак, договор был своеобразным компромиссом, где каждая сторона имела целью свое: Украина – военный союз против Речи Посполитой; Москова – решение территориальных вопросов и постепенное включение Украины в свой состав.