Производительность труда и человеческий капитал в РФ




Человеческий капитал как фактор экономического роста

В экономической теории в качестве факторов, влияющих на экономический рост, рассматривается достаточно широкий набор переменных, которые можно объединить в следующие группы: физический и природный капитал (основные фонды, природно-сырьевые ресурсы), человеческий капитал, финансовые ресурсы, технический прогресс и эффективность организации экономики (эффективность функционирования институтов).

Начиная со второй половины ХХ века, интерес к роли человеческого капитала в экономике возрос, что связано с объективными причинами: развитые страны перешли на новый путь социально-экономического развития, в котором человеческий капитал приобрел качественно новое значение. Изменение структуры национального богатства в сторону увеличения доли невещественных элементов (научных достижений, уровня образования населения и качества здравоохранения) приобрело первостепенное значение для обеспечения устойчивого развития6.

Необходимость формирования национальной инновационной системы в России предъявляет особые требования к качеству и уровню человеческого капитала. Вместе с тем имеет место занижение стоимости рабочей силы высокой квалификации и недооценка человеческого капитала как ключевого элемента национального богатства. Качество человеческого капитала во многом зависит от тенденций развития производства и экономики в целом. В России происходит существенное истощение человеческого капитала. Проведенный сравнительный анализ России в сопоставлении с другими развитыми странами показал, что человеческий капитал имеет на сегодня минимальное практическое значение для России7.

Человеческий капитал лежит в основе многих явлений стимулирующих экономический рост (см. Рисунок 1). Типичные оценки говорят о том, что увеличение человеческого капитала на один процент приводит к ускорению темпов роста душевого ВВП на 1-3%8.

 

Рисунок 1. Каналы влияния человеческого капитала на экономический рост.

 

Производительность труда и человеческий капитал в РФ

Чем можно объяснить различия между российскими регионами? Только степенью эксплуатации природных ресурсов или человеческий капитал тоже имеет значение? Иными словами, насколько важен и нужен человеческий капитал в современной российской экономике?

Поиск ответов на эти вопросы уже сам по себе представляет научный интерес. И не только научный, поскольку от полученных результатов будет зависеть наше понимание того, какое место занимает и должен занимать человеческий капитал в современной России. В свете дискуссий о поиске источников роста не зависящих от сырьевой составляющей и плачевного состояния российского образования исследование подобных вопросов имеет и социально-экономическое значение.

Российскую экономику часто называют «невосприимчивой» к инновациям и даже «контринновационной». Поэтому, зачастую считается, что человеческий капитал не играет существенной роли в экономическом развитии России, так как квалифицированный труд оказывается невостребованным, а основной объем производства завязан на сырьевые отрасли.

Низкий спрос на квалифицированный труд рассматривается в качестве одной из основных причин «утечки мозгов», то есть ситуации, когда российские квалифицированные и талантливые специалисты предпочитают жить и работать за рубежом, так как в России их труд оказался «ненужным» обществу. Однако даже если общество и считает такой труд «ненужным» это не значит, что он бесполезен. В действительности производительность труда и человеческий капитал в российской экономике тесно связаны.

Для того чтобы продемонстрировать эту связь, мы оценили уровень производительности труда в регионах как частное от деления валового регионального продукта на среднюю численность занятых в экономике. Это наиболее простой показатель, отражающий эффективность труда в стоимостном выражении. Естественно ожидать, что наша оценка производительности должна быть существенно выше в регионах с отраслевой структурой производства, смещенной в сторону добычи природных ресурсов.

Необходимо также учесть степень индустриализации экономики, поскольку регионы с сельскохозяйственной специализацией обычно имеют более низкие (по сравнению с промышленно развитыми регионами) показатели производительности. Последнее замечание довольно очевидно, если сравнить, сколько стоит, например, новая машина и килограмм картофеля.

Еще один специфический для некоторых российских регионов фактор это роль, которую играет в экономике сектор услуг. Например, в Москве и Санкт-Петербурге услуги составляют бóльшую часть валового продукта – около 70 и 60 процентов соответственно.

Для того чтобы учесть влияние перечисленных факторов мы использовали следующие переменные:

· доля сырьевых (топливных и металлургических) отраслей в промышленном выпуске региона;

· доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте;

· доля услуг в валовом региональном продукте.

Уровень человеческого капитала мы оценивали, используя данные Росстата, как среднее число лет обучения занятых в экономике. В среднем по регионам Российской Федерации число лет обучения рабочей силы составляет 12,9 лет, что соответствует среднему профессиональному или начальному высшему образованию (см. Рисунок 2). Для сравнения в США в 2002 году доля населения в возрасте 25-64 лет имевшего дипломы о высшем образовании (tertiary attainment) составляла 38% в то время как в РФ дипломы о высшем профессиональном образовании имели 23% занятых. Это достаточно высокий показатель, в странах ОЭСР он соответствует уровню Германии, Франции и Испании. При этом уровень производительности труда в РФ остается низким – среднее значение составляет всего 55 тысяч рублей в год (в ценах 1999 года) на одного занятого (см. Рисунок 3).

 

Рисунок 2. Распределение регионов РФ по средней продолжительности обучения рабочей силы, 2000-2004 гг.

 

Рисунок 3. Распределение регионов РФ по средней производительности труда, 2000-2004 гг.

 

На Рисунках 4-7, приведены графики производительности труда в зависимости от рассматриваемых нами параметров. Как видно частная зависимость между эффективностью труда и рассматриваемыми факторами может иметь как линейный (Рисунки 6-7), так и нелинейный характер (Рисунки 4-5). Кроме того, видно, что Москва, Республика Саха и Тюменская область являются «особенными» субъектами, выделяющимися из общей массы регионов.

 

 
 
 
Рисунки 4-7. Графики производительности труда в зависимости от рассматриваемых параметров.

 

Однако приведенные графики ничего не говорят о том, как вся совокупность факторов одновременно влияет на производительность труда. Иными словами, могут ли рассматриваемые нами факторы отвечать за дифференциацию в производительности труда между регионами?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы оценили уравнение линейной регрессии, в котором в роли объясняемой переменной выступала производительность труда. В качестве объясняющих переменных использовались уже знакомые нам факторы. Мы также ввели в состав объясняющих переменных фиксированные факторы (фиктивные переменные) для того чтобы учесть региональные особенности Москвы, Республики Саха и Тюменской области. Результаты оценки приведены в Таблице 1.

 

Таблица 1.

 

Видно, что используемые нами факторы способны объяснить 87% наблюдаемого разброса (дисперсии) в производительности труда. Наиболее примечательным является то, что человеческий капитал играет статистически значимую роль в объяснении разброса. Как и следовало ожидать коэффициент перед переменной «уровень человеческого капитала» имеет положительный знак, что подтверждает положительный характер зависимости между производительностью труда и человеческим капиталом. Однако, что говорят нам результаты в Таблице 1 относительно степени влияния того или иного фактора на производительность? Фактически ничего, потому что объясняемая переменная и объясняющие факторы измерены в различных единицах. И все же факторы можно упорядочить по степени влияния в соответствие с их коэффициентами эластичности (Таблица 2).

 

Таблица 2.

 

Результаты, приведенные в Таблице 2, показывают нам, насколько процентов изменится производительность труда, если величина объясняющей переменной изменится на один процент. Например, при изменении уровня человеческого капитала на один процент производительность вырастет на 3,81%. При изменении отраслевой структуры в пользу сырьевых отраслей – на 0,72% и т.д.
Наиболее примечательным результатом является то, что именно уровень человеческого капитала оказывает на производительность труда наибольшее влияние. Хотелось бы отметить, что увеличение человеческого капитала на один процент в рамках полученных результатов означает, что число лет обучения рабочей силы должно вырасти в среднем всего на 1,5 месяца. Это кажется вполне посильной задачей при соответствующей мотивации и возможности доступа к образованию.

К сожалению, мы пока не можем обсуждать вопросы, связанные с качеством образования. Тем не менее, роль образования в повышении уровня человеческого капитала очевидна. Так же как теперь стала ясна ведущая роль человеческого капитала в повышении производительности труда. Полученный результат может иметь большое значение в корректировке региональной социально-экономической политики. Фактически он означает, что успехов в экономическом развитии может добиться любой регион, в котором созданы благоприятные условия для накопления человеческого капитала. Впрочем, он также означает, что обострение конкуренции между регионами за человеческий капитал в условиях его дефицита также неизбежно.

 

1 Гохберг Л. (2003) Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» // Вопросы экономики. 2003. № 3. C. 26-44.

2 ПРООН. 2004. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004 год. / Под ред. С.Н. Бобылева. - М.: Весь мир.- С.12.

3 Евсеенко А.В., Унтура Г.А. Эволюция новосибирской модели инноваций. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002. - С. 45-58.

4 ПРООН. 2004. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004 год. / Под ред. С.Н. Бобылева. - М.: Весь мир.- С.12.

5 Капелюшников Р. Современные западные концепции формирования рабочей силы. – М.: Наука, 1981, C. 16.

6 Дж. Кендрик. Совокупный капитал США и его формирование. – М.: Прогресс, 1978.

7 Горегляд В.П. Инновационный путь развития / ЭКО № 12, 2005, С. 2-8.

8 Подробный обзор исследований посвященных влиянию человеческого капитала оцениваемого по уровню образования приведен в Sianesi B., Van Reenen J. (2003) The returns to education, Journal of Economic Surveys, Vol. 17, No. 2, pp. 157-200.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь