Развитие психоанализа в работах А.Адлера и К.Г.Юнга.




10.


Своим учением о сознании, развиваемым в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе.

Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое — духовное — бытие, в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. Их абсолютная разнородность — главный пункт учения Декарта.

 

Сопоставление телесной и духовной субстанций привело Декарта к выводу о «полнейшей разнице, существующей между духом или душой человека и его телом», которая состоит «в том, что тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух совсем неделим». «Поэтому душа по природе своей не находится ни в каком отношении ни к протяженности, ни к измерениям или каким-либо другим свойствам материи, из которой состоит тело, а связана со всей совокупностью его органов». Из положения о двух абсолютно противоположных субстанциях, каждая из которых — по определению — не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самой, следовал вывод об их независимом существовании.


Сравнительная хар-ка взглядов на природу познания А. Августина и Р.Декарта.

А. Августин. Вера является основой и исходным пунктом всякого познания. Познание без веры — греховно. Высшая форма познания — это Божественное озарение, сниспосылаемое Богом человеку, искренне убежденному в вере. В этом Божественном акте уже не участвует человеческий разум, ибо бессилен перед высшим знанием и мудрость Бога "человеку доступна быть не может". Сам Господь по своей воле посылает озарение человеку: "Душа разумная и мыслящая... не может сиять сама по себе, но сияет в силу участия в ином, правдивом сиянии". Утверждение Августина, что воля участвует во всех актах познания, стало нововведением в теории познания. Волюнтаризм - направление в философии, признающее волю первоосновой всего сущего. Ступени познания истины: внутреннее чувство — чувственное восприятие; ощущение — знание о чувственных вещах в результате рефлексии разумом над чувственными данными; разум — мистическое прикосновение к высшей истине — просветление, интеллектуальное и моральное совершенствование. Разум — это взор души, которым она сама собой без посредства тела созерцает истинное.В изучении наук людям помогают авторитеты и разум. Следует доверять лишь превосходнейшим авторитетам и соответственно им вести свою жизнь. Р.Декарт. Познание - высшая форма отражения объективной реальности. Познание не существует отдельно от познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут познавать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому. Существуют различные уровни
познания:
чувственное познание; мышление; эмпирическое познание; теоретическое познание. В качестве инструмента познания Декарт предложил свой метод в основу которого легли следующие правила: начинать с простого и очевидного; путем дедукции (выведение частного из общего) получать более сложные высказывания. Действовать таким образом, чтобы не упустить ни одного звена (непрерывность цепи умозаключений) для чего нужна интуиция, которая усматривает первые начала, и дедукция, которая дает следствия из них.

12.

Новое направление (экспериментальная психология сознания) появилось из-за ряда причин:

1. переход к физиологической трактовке психики в 19 в.

2. Было сформулировано представление о рефлекторной дуге. Галль создал карту головного мозга. Гербарт сформулировал теорию о динамике и статике представлений (вводит понятие сила, до этого было только время).

Теория: в сознание стремится попасть каждое представление, объем сознания не безграничен => попасть туда может представление, обладающее определенной силой для преодоления порога между сознательным и бессознат. Попадая в сознание, сильное представление вытесняет более слабое. Между противоположными представлениями – конфликт.

3. В 19 в. был всплеск этнографических исследований, что обусловило интерес к межкультурным различиям. Возникла необходимость выделения универсального и специфического. Это привело к возникновению психологии народов.

4. Эволюционная теория Дарвина приводит к революции в интерпретации психики в живот. мире. Его теория дала психологии идеи: 1- цель психического развития – адаптация к среде; 2- идея о генезисе психики.

5. 2я половина 19в. – складываются предпосылки для выделения психологии как самостоятельной науки. Психология разбивается на ряд школ. Их разногласия были связаны с определением содержания сознания и границ его экспериментального изучения.

Первое экспериментальное направление - структурализм (экспериментальное исследование структуры сознания). Вундт и Титченер.


13. функционализм. Подход в психологии, сложившийся в конце XIX — начале ХХ в. (Уильям Джеймс, Джон Дьюи, Д. Энджелл, Р. Вудвортс). Согласно данному подходу, в психике можно выделить отдельные психические функции, представляющие собой относительно самостоятельные элементы. Исследование не структуры, а функций психики, которое раскрыло бы психологические особенности взаимосвязи живого организма со средой. Как школа или система психологии, Ф. восходит к эволюционной теории Дарвина и к психологии Уильяма Джемса. Согласно теории естественного отбора, созданной Дарвином, выживают и дают потомство лишь те биолог. виды, к-рые способны наилучшим образом приспособиться к конкретным условиям среды обитания; те же виды, к-рые неспособны к адаптации, вымирают. Дарвин также считал, что, наряду с эволюцией тела происходит и эволюция разума, в связи с чем имеет место не только физ., но и психич. адаптация. Эти идеи получили дальнейшее развитие в психологии Уильяма Джемса, оказавшей непосредственное влияние на Ф. Джемс особо подчеркивал роль психол. адаптации и приспособляемости. Иногда разум помогает телу выжить. Когда требуется логическое мышление и нужно решить какую-то проблему, разум играет первостепенную роль и способствует выживанию. Однако разум имеет свое место в механизме мозга и его действия, хотя бы отчасти, направлены на то, чтобы облегчить удовлетворение телесных потребностей. В др. ситуациях, как в случае образования привычки, ею управляют оставленные в мозге следы, освобождая разум для более полезных дел. Вторым аспектом психологии Джемса, оказавшим влияние на Ф., яв-ся ее прагматизм. Ценность идей определяется их полезностью. Прагматизм, сторонником к-рого был Джемс, был взят на вооружение и Джоном Дьюи, первым функционалистом, применившим его для решения соц. проблем и проблем образования. Ф. возник как протест против существовавших в то время систем, и прежде всего как протест против структурализма. В отличие от структуралистов функционалисты считали осн. предметом психологии психич. процессы, или функции, а не содержания сознания. Кроме того, функционалистов интересовали утилитарные, имеющие практический смысл аспекты психологии. Принципиальные положения: а) психология должна изучать функции, а не содержания сознания; б) психол. функции суть приспособления к среде; в) психология должна быть утилитарной, приемлемой для практ. использования; г) психич. функции яв-ся частью целостной активности, включающей психич. и физ. компоненты; д) психология очень тесно связана с биологией, поэтому знание анатомии и физиол. способно помочь понять психич. активность. У.Джеймс сформулировал теорию потоков сознания: работа человеческого сознания непрерывна, несмотря на внешнюю дискретность, вызванную частично бессознательными психическими процессами. Непрерывность мысли объясняет возможность самоидентификации, несмотря на постоянные разрывы в сознании. Джеймс подчеркивал не только непрерывность, но и динамизм сознания.


14.

Экспериментальная психология.

Становление психологии как науки.

Зачатки «скрытого кризиса» (посл. треть 19 в.); особенности «скрытого кризиса».

 

Деятели психологии направление теория  
В. Вундт Основатель структурализма. (Экспериментальное исследование структуры сознания) В 1879 г открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге – это дата появления психологии как самостоятельной науки. Разработал экспериментальный метод в психологии. «Теория элементов сознания»: 1. основная задача психологии – разложение непосредственного опыта сознания на элементы, выделение связей элементов и определенных законов этих связей. Элементы сознания – ощущения, представления и чувствования (удовольствие/неудовольствие, напряжение/разрядка, возбуждение/успокоение). 2. основные элементы сознания связываются по законам ассоциаций и апперцепций. Апперцепция – активный процесс, с помощью которого сознание самоорганизуется на качественно ином уровне, чем простая сумма его элементов.  
У. Джеймс Основатель функционализма (предмет функц. – изучить, посредством каких психических функций индивид приспосабливается к изменчивой среде, найти способы более эффективного приспособления) «Поток сознания». Цель психологии не в выявлении элементарного опыта, а в изучении приспособительной функции человека, живущего в сложной среде. Вводит личностное измерение сознания. Сознательный опыт переживается как «мой».  
Ф. Брентано   «Теория актов сознания». Область психологии - это не сами по себе ощущения, или преставления, а те акты, которые производит субъект, когда он превращает нечто в объект осознания. Вне акта объект не существует. Он стоял у истоков направления - функции - анализа. Психология - наука опытная и наблюдательная.  
Э. Титченер Один из основателей структурализма. Разработал метод аналитической интроспекции. Главное в его методе было избежание ошибки стимула - смешения восприятия объекта и влияния самого объекта.  
Г. Эббингауз   Изучает память с помощью метода эксперимента. Законы психологии: Закон сохранения энергии, принцип творческого синтеза, закон психических отношений, закон контраста, закон гетерогенности целей.
         

 

Сеченов.

Исследовал историю развития психики. Сформулировал антропологический принцип: человек - единое духовно-телесное существо. Разработал учение о поведении. Преобразовал модель рефлекса (рефлекс – гибкое согласованное движение чувствованием, выполняющим сигнальную роль). Объяснил социальный генезис человеческого «Я». Сформулировал законы функционирования психики, актуальные до настоящего времени. Все это привело к «Скрытому кризису».

 

«Открытый кризис» (методологический) – 20-30е гг. 20 в.

Причины «открытого кризиса»:

1. разрыв теории с практикой

2. несостоятельность метода интроспекции

3. невозможность объяснения психических явлений и поведения, с точки зрения физиологических особенностей.

4. недостаточность представления о душе и сознании.

В период «Открытого кризиса» появились такие направления, как гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ.


15. бихевиоризм и проблема объективного проявления психики. (1913 г)(Д.Уотсон, Скиннер, Бандура)Направление, кот-ое отвергло как сознательное, так и бессознательное. Бихевиористы утверждают, что предметом изучения должно быть не сознание, а поведение человека и животных. Бихевиоризм изучает непосредственные связи стимулов и реакций (рефлексов). Природа интеллекта и его функций могут быть изуч без обращ к явл сознания. Ассоциация означ не связь между явл-ем и движением, а связь между движ и ситуацией. Идея проб и ошибок - регулирует начало поведения. исходным двигателем акта явл. проблемная ситуация, т.е. внешние условия для приспособления к кот-ым у орг-ма нет готового ответа, он должен построить эту реакцию сам. Связь ситуация-реакция (Торндайк): 1) исходный пункт - проблемн ситуац.; 2) организм противостоит ей как целое; 3) орг-зм активно действует в поисках выбора; 4) орг-зм научается путем упражнений. 4 осн-ых закона научения: 1) з-н упражняемости. (Чем чаще повтор связь между стим и ре-ей, тем быстрее она закрепл и крепче становится); 2) з-н эффекта (роль награжд и наказ в построении разл форм поведения); 3) з-н готовности (образование новых связей зависит от сост субъекта); 4) з-н ассоциативного сдвига (при одновременном появл 2х раздражителей, если один из них выз позитивн реакцию, то впоследствии нейтральный стимул, связанный по ассоциации со знач позитивн стимула, тоже будет вызывать нужную рекцию) одним из главных представителей бихевиоризма был Д.Уотсон. «поток сознания мы заменяем потоком активности». Предметом изуч бихевиористов была наблюдаемая активность организма, т.е. поведение. Такие понятия как осознание переживаний, страдания не могут считаться научн., т.к. все они явл продуктом интроспекции, а следовательно не могут быть зафиксированы объективными средствами. Активность, как внеш, так и внутр., описывается через понятие «реакция», т.е. те изм в орг, которые можно зафиксир объективн методами. В качестве описательной и объяснительной деятельности Уотсон предлагает схему стимул-реакция (S-R). Достаточно подобрать стимул, чтобы получить нужное поведение. Зависимость реакции от стимула сомнению не подвургалась. Генерализация или обобщение – распр реакции на другой объект.


Развитие психоанализа в работах А.Адлера и К.Г.Юнга.

А.Адлер. (ученик Фрейда) Направление – индивидуальная психология. Адлер был единственным представителем психоанализа, который говорил о индивидуальности развития. Центральной идеей Адлера является идея о бессознательном стремлении чел-ка к совершенству; стремление это определяется исходным и неизбежным переживанием чувства собственной неполноценности и необходимости ее компенсировать. Опыт отношений, получаемый ребенком до 5 лет, является решающим для развития детского характера и более того, по Адлеру, этот период опред хар-р человека вообще. Первонач Адлер предполагал, что компенсация должна идти по линии самоутвержд., впоследствии, он стал говорить о самоутверждении за счет чуства превосходства. Сущ-ют 2 пути: конструктивный (самоутвержд. за счет деятельности во благо другим) и деструктивный (за счет унижения и эксплуатации других). Выбор пути зависит от развития соц интереса (чувство сопричастности человечеству, готовности к сотрудничеству).

К.Г.Юнг. (уч. Фрейда) Аналитическая психология. Гл отл от психоанализа Фрейда – происхождение либидо (жизненная энергия у Юнга). Отвергал Эдипов комплекс. Человек опредне только своим прошлым, но так же и ориентировкой на будущее. Психич развитие не заканчивается к 5ти годам. Психика сост из 3-х частей: коллективное бессознательное, индивидуальное бессознательное и сознание. коллективное бессознательное, существуют в душевной жизни наряду с личным бессознательным и сознанием (и во взаимодейств с ними). Если личное бессозн. Формируется в развитии индивид-ого опыта и представляет содержания им вытесняемого (активное, мотивированное устранении чего-либо из сознания. Обычно проявляется в виде мотивированого забывания или игнорирования.), то в коллективном бессознат запечатлен опыт человечества, передаваемый наследственно. Содержание коллективного бессознат сост из архетипов (первичные образы). Осн архетипы коллективного-бессознат: эго (центральный элемент личного сознания, оно собирает разоренные данные личного опыта в единое целое, формирую из них целостное и осознанное восприятие собственной личности. Оно противостоит всему, что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить в необходимости игнор. бессознат.); персона (та часть нашей личности, кот-ую мы показываем миру, то какими мы хотим быть в глазах других людей. При доминировании может развиться конформизм (поведение человека в соответствии с мнением окружающих)); тень (центр личного бесознат. Фокусирует, систематизирует те впечатления, кот-ые были вытеснены из сознания); анима(м) или анимус(ж) (те части структуры души, кот-ые отражают интерсуксуальные связи, представл о противоположн поле. Формир поведение и творч деят человека.); самость (центральный архетип всей личности. Архетип порядка и целостной личности. Противопоставл разн части души друг другу, но соед их так, чтобы они доп друг друга.) Юнг создал типологию личности. 2 типа: экстраверты (либидо во вне) и интроверты (либидо во внутр). 35-45 лет- критич период для личностного развития. До 35 л-экстраверт, после 40-интроверт.



19. экспериментальные исследования в школе К. ЛевИна. Один из ученых гештальтпсих, в своих исследованиях коснулся проблемы личности. «образ мира формируется как целостность путем инсайта». Теория поля – сист побудителей человеч активности, кот-ая существует здесь и сейчас в его психологическом пространстве. Человек, писал К. Левин, живет и развивается в «психологическом поле» окружающих его предметов. Каждый предмет имеет для человека свою валентность — своего рода энергетический заряд, вызывающий у человека специфическое напряжение, требующее разрядки. Поведение человека делится на волевое и полевое. Волевое — вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое — влиянием внешних объектов. Вот описание эксперимента, показывающего, как выглядит наиболее яркое полевое поведение, не зависящее от внутреннего мира человека: Испытуемого, которого пригласили якобы с целью исследования его «интеллекта» или «памяти», просили минуточку подождать. «Я забыл, что мне необходимо позвонить», — говорил экспериментатор, выходил из комнаты, а сам наблюдал (через стекло Гезелла) за тем, что будет делать испытуемый, оставшись наедине. Все без исключения испытуемые (а это были не только студенты, но и сотрудники берлинского института психологии — профессора, доценты) производили какие-то манипуляции с предметами: некоторые перелистывали книгу, трогали «шкафчик», проводя пальцем по бисерной занавеске; все без исключения позванивали колокольчиком. Левин разделял потребности на биологические и социальные.

Одним из фундаментальных вопросов, сформулированных К. Левиным, было предположение о том, что наличие потребности влияет на осуществление намерения, в частности на результаты запоминания. Для проверки этого предположения был проведен эксперимент одной из учениц К. Левина, Б.В. Зейгарник. Экспериментатор давал испытуемому следующую инструкцию: "Сейчас вы получите ряд заданий, которые вам надо будет выполнить как можно лучше и быстрее". После этого испытуемому последовательно, одно за другим, предлагалось выполнить от 18 до 22 заданий, однако возможности довести до конца все задания ему не давали. Половину из них экспериментатор прерывал до их завершения. Завершенные и незавершенные действия следовали друг за другом в случайном порядке. Задания, которые должны были выполнить испытуемые, относились к ручному труду или к интеллектуальным задачам. Кроме того, были задания и такого характера, как, например, записать текст какого-нибудь стихотворения. Большинство из них занимало от 3 до 5 минут времени. Исследование проводилось в несколько серий с тем, чтобы проконтролировать влияние побочных переменных (поведения экспериментатора, влияния установки на результаты эксперимента, влияния эмоциональной окраски незаконченных действий на запоминание и проч.). Был сделан общий вывод о том, что незаконченные действия запоминаются в два раза лучше законченных. Решающее значение в опытах Б.В. Зейгарник принадлежало не эмоциональной окраске или значимости задания, не шоковому эффекту от прерывания, а квазипотребности (потребность, возникшая на основе истинной, или первичной, потребности, т. е. из нужды в том, что в данных конкретных условиях может служить средством удовлетворения любых потребностей.), возникшей при образовании намерения. Этой квазипотребности соответствует напряжение, которое действует не только в направлении осуществления исходного намерения (закончить задание), но и влияет на воспроизведение. Результаты получили название "эффект Зейгарник". Эффект Зейгарник - незавершённые действия запоминаются лучше, чем завершённые. Критические оценки увлеченности К. Левина динамическими аспектами поведения привели его к необходимости исследовать его содержательные элементы, в частности то, на что это поведение направлено, или его цели. Была поставлена задача исследовать уровень притязаний - уровень трудности планируемых целей. Эксперименты Хоппе, в которых испытуемых просили сказать, сколько колец они смогут набросить на стержни, расположенные на подвижной ленте, показали, что повторение этого вопроса, чередуемое с реальными действиями испытуемых, набрасывающих кольца на стержни, давало результаты, которые оценивались по нескольким показателям. Первым из них был уровень притязаний - низкий, средний и высокий. Вторым показателем была адекватность притязаний. Адекватность определяется тем, что испытуемый выбирает более легкое задание после неудачи и более сложное после удачи. Третьим показателем была динамика притязаний, которая определялась или резким, скачкообразным, или более плавным переходом от одного уровня трудности целей к другому. Все три показателя позволяли оценить внутренний потенциал человека, его уверенность в себе и адекватность поведения при достижении или не достижении цели.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: