Факторы, влияющие на регенерацию




Чтобы внутриклеточные структуры и клетки были способны к физиологической регенерации в процессе биосинтеза нуклеиновых кислот, белков и липидов, им нужны вещества, поступающие в организм из воды, воздуха, пищи. Это – аминокислоты, мононуклеиды, микроэлементы, витамины и многие другие.

К факторам, которые замедляют или приостанавливают репаративную и физиологическую регенерацию клеток относятся следующие: некачественная пища; загрязнение воздуха, воды, почвы (экологический фактор); травмы; ожоги; воспалительные процессы; нарушение циркуляции крови в органах и системах организма; психоэмоциональное перенапряжение (стресс).6

Регулирующее влияние на течение процесса регенерации оказывает и дозированная функциональная нагрузка.

Знание механизмов регуляции регенерационной способности органов и тканей открывает перспективы для разработки научных основ стимуляции репаративной регенерации и управления процессами выздоровления.
В целом же все эти данные явились основанием для существенного расширения

представлений о роли и значении процессов регенерации в жизнедеятельности организма, и в частности для выдвижения принципиально нового положения о том, что эти процессы имеют отношение не только к заживлению повреждений, а являются основой функциональной активности органов. Важную роль в утверждении этих новых представлений о диапазоне и сущности процессов регенерации сыграла точка зрения, что главным в регенерации органа является не только достижение им исходных анатомических параметров, но и нормализация нарушенной функции, обеспечиваемая различными вариантами структурных преобразований. Именно в таком принципиально новом освещении под структурно-функциональным углом зрения учение о регенерации утрачивает свое преимущественно биологическое звучание (восстановление удаленных органов) и становится первостепенно важным для решения основных проблем современной клин.медицины, в частности проблемы компенсации нарушенных функций. Таким образом, эволюционный процесс в мире животных характеризовался не постепенным ослаблением регенерапионной способности, а нарастающим разнообразием ее проявлений. При этом регенерационная способность в каждом конкретном органе приобретала ту форму, которая обеспечивала наиболее эффективные пути восстановления его нарушенных функций.

Регенерация имеет большое значение для растениеводства, плодоводства, лесоводства. Она дает материал и для решения ряда теоретических проблем, в том числе и проблем развития организма

 

 

Задания «Растительные ткани»

Задание 1. Установите соответствие

А. Образовательные ткани.

Б. Покровные ткани

В. Основные ткани

Г. Механические ткани

Д. Проводящие ткани

Е. Выделительные ткани

1) ассимиляционная паренхима;

2) раневые паренхимы

3) колленхима;

4) кожица (эпидерма);

5) пробка (перидерма);

6) поглощающая паренхима;

7) боковые меристемы;

8) запасающая паренхима;

9) корка;

10) железистые волоски;

11) верхушечная меристема;

12) склеренхима;

13) склереиды;

14) нектарники;

15) млечники;

16) интеркалярные меристемы;

17) смоляные ходы;

18) ксилема;

19) флоэма.

 

 

Задание 2. Для каждой ткани подобрать функции

1. Эпидерма

2. Камбий

3. Корка

4. Лубяные волокна

5. Пробка

6. Трахеиды

7. Древесные волокна

8.Ситовидные трубки

9. Апикальная меристема

10. Столбчатая ткань

11. Нектарники

13. Запасающая ткань

а) выделение сахаристой жидкости;

б) фотосинтез;

в) транспорт органических веществ;

г) опора тканям и органам растения;

д) транспорт воды;

е) формирование пробки;

ж) рост стебля в толщину;

з) газообмен;

и) защита от внешней среды;

к) транспорт минеральных веществ;

л) накопление продуктов распада;

м) рост стебля в длину;

н) транспирация.

 

Задание 3. Укажите, в каких органах растения находится механические ткани:

а) корень; д) плоды;

б) стебель; е) семена;

в) лист; ж) во всех органах.

г) цветок;

 

Задание 4. В каких вегетативных органах растений имеется ксилема:

а) корень;

б) стебель;

в) лист;

г) во всех вегетативных органах.

 

Задание 5. Назовите тканевые структуры растений, участвующие в газообмене:

а) кутикула; г) сосуды;

б) трахеиды; д) млечники;

в) устьица; е) чечевички.

 

Задание 6. Установите соответствие:

1.Вегетативные органы

2. Генеративные органы

а) органы полового размножения;

б) органы, обеспечиваюшие жизненные функции;

в) семя;

г) корень;

д) стебель;

е) цветок;

ж) плод;

з) лист.

 

Задание 7. Какие образования можно различить на поперечном срезе корня в области всасывания:

а) эпидерму; ж) центральный цилиндр;

б) первичную кору; з) ксилему;

в) мезофилл; и) флоэму;

г) эпиблему; к) камбий;

д) эндодерму; л) сердцевину.

е) устьица;

 

Задание 8. Какие тканевые элементы формируют стебель:

1. В коре

2. Между корой и древесиной

3. В древесине

4. В сердцевине

а) камбий;

б) годичное кольцо;

в) клетки паренхимы;

г) корка;

д0 клетки древесины;

е) лубяные волокна;

ж) ситовидные трубки;

з) клетки коры.

 

Задание 9. Какие тканевые элементы формируют лист:

1. Мякоть листа (мезофилл)

2. Кожица листа (эпидерма)

3. Сосудисто – волокнистые пучки

а) ксилема;

б) механическая ткань;

в) замыкающие клетки устьиц;

г) столбчатая ткань;

д) флоэма;

е) кутикула;

ж) пробка;

з) губчатая паренхима.

 

Задание 10. Установить соответствие между строением листа и его функциями:

1. Газообмен.

2. Испарение воды.

3. Фотосинтез.

4. Транспорт органических веществ.

5. Транспорт воды и минеральных веществ.

6. Упругость и эластичность листа.

7. Защитная функция.

8. Замедление процесса испарения воды.

а) столбчатая паренхима (палисадная ткань);

б) флоэма;

в) ксилема;

г) механическая ткань;

д) замыкающие клетки устьиц;

е) кутикула;

ж) губчатая паренхима;

з) жилки (сосудисто – волокнистые пучки);

и) кожица листа (эпидерма).

 

Самостоятельная работа №2 по теме «Животные ткани»

Задание 1. Установить соответствие между свойствами и типами тканей

 

1. Эпителиальная ткань

2. соединительная ткань

3. Мышечная ткань

4. Нервная ткань

а) образуются из мезодермы;

б) пласты плотно прилегающих клеток, расположенных на базальной мембране;

в) клетки содержат миофибриллы;

г) состоят из клеток и хорошо выраженного межклеточного вещества;

д) образуют железы;

е) обладают свойством возбудимости и проводимости;

ж) формируются из энтодермы;

з) клетки состоят из тела и отростков дендритов и аксона;

и) обладают свойством возбудимости и сократимости;

к) покрывают организм снаружи и выстилают изнутри полости тела и полые органы;

л) обусловливают двигательные процессы;

м) образуются их эктодермы;

н) характерны функции опоры, защиты, питания, транспорта веществ.

 

Задание 2. Установить соответствие между типами тканей и органами:

1. Плоский эпителий

2. Железистый эпителий

3. Мерцательный эпителий

4. Плотная волокнистая соединительная ткань

5. Рыхлая соединительная ткань

6. Хрящевая ткань

7. Жировая ткань

8. Костная ткань

9. Ретикулярная ткань

10. Гладкая мышечная ткань

11. Поперечнополосатая мышечная ткань

12.Нервная ткань

а) кожа;

б) тонкая кишка;

в) бицепс;

г) гортань;

е) межпозвоночные диски;

ж) трахеи;

з) связки, сухожилия;

и) печень;

к) желудок;

л) блуждающий нерв;

м) селезёнка;

н) лёгкое;

о) почка;

п) лопатка;

с) сердце;

т) надпочечники;

у) спинной мозг.

 

Задание 3. Установить соответствие между типами тканей и функциями:

1. Плоский эпителий

2. Железистый эпителий

3. Мерцательный эпителий

4. Плотная волокнистая соединительная ткань

5. Рыхлая соединительная ткань

6. Хрящевая ткань

7. Жировая ткань

8. Костная ткань

9. Ретикулярная ткань

10. Гладкая мышечная ткань

11. Поперечнополосатая мышечная ткань

12. Нервная ткань

13. Кровь и лимфа

а) опорная, двигательная, защитная, кроветворение, минеральный обмен;

б) задержка и удаление частичек пыли;

в) произвольные движения тела;

г) транспорт веществ, защитная, постоянство среды, гуморальная;

д) связь организма со средой, мышление, поведение, регуляция организма;

е) опорная, покрывает суставные поверхности костей;

ж) секреция;

з) движение стенок внутренних органов;

и) образует связки, сухожилия, дерму кожи;

к) оболочки сосудов, нервов;

л) защитная, участие в терморегуляции, запас питательных веществ;

м) образует красный костный мозг; лимфатические узлы; селезёнку;

н) покрывает поверхности тела и выстилает внутренние органы.

 

Задание 4. Каждой группе мышц подберите характерные особенности:

 

1. Гладкие мышцы

2. Скелетные мышцы

3. Сердечные мышцы

а) сокращаются ритмично, отвечая на импульсы, возникающие в самом органе;

б) образуют стенки внутренних органов и кровеносных сосудов;

в) многоядерные клетки, образуют мышечные волокна;

г) миофибриллы имеют тёмные и светлые участки;

д) сокращаются медленно непроизвольно, мало утомляются;

е) сокращаются быстро, произвольно, быстро утомляются;

ж) мышечные волокна состоят из цепочки одно - двуядерных клеток, соседние волокна соединены мостиками из цитоплазмы;

з) клетки небольшие, одноядерные, веретеновидной формы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: