Гуманистическая психология отказалась от идеи насилия и давления на личность.
В центре гуманистич. психологии понятие становления личности.
Деятели психологии | Теории, идеи |
А. Маслоу | Создал принципы гуманистической психологии: 1. целостности – личность является целостным образованием. Предметом изучения психологии должны быть цели, смыслы, самоотношение и самовосприятие личности. 2. позитивности – природа человека добра и конструктивна. Акцент изучения переносится на здоровых индивидов. 3. развития – объясняется наличие внутренних потенция человека. Человек наделен тенденцией к росту, развитию, к реализации. 4. активности – человек от природы самодетерминирован, свободен в выборе своей жизни и несет за него ответственность. Основные положения гуманист. Психологии: 1. чел должен изучаться в его целостности 2. каждый чел уникален 3. переживания человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность. 4. жизнь – единый процесс становления и бытия чел 5. чел обладает определенной степенью свободы 6. чел наделен потенциалом непрерывного развития 7. чел активное творческое существо Креативность – универсальная характеристика человека – творческая направленность, которая врожденна всем, но часто утрачивается, в связи с воздействием среды. Человеческие потребности: Физиологические -> безопасность -> любовь, принятие -> уважение, самоуважение -> самоактуализация. Самоактуализация- это полное раскрытие талантов и способностей личности; это реализация творческого потенциала личности: каждый человек талантлив и способен |
К. Роджерс | Человек имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Контроль со стороны общества делает человека плохим. Задача психолога – раскрыть положительные тенденции в человеке. Неконгруэнтность – несоответствие между опытом и представлением о себе. |
В. Франкл | Логотерапия – направлена на осмысление смысла жизни. Смысл существует в каждом моменте жизни; психотерапевт может помочь его увидеть, но не может его дать человеку. Самотрансценденция – выход за свои пределы. |
26.
|
Этапы развития психики в филогенезе (Леонтьев А.Н.):
1. элементарная сенсорная психика
2. перцептивная психика
3. интеллектуальная стадия развития психики
Перцептивная психика
Способность реагировать на целостные предметы. Объект выступает отдельно о условий, в которых он воспринимается. Инстинктивное действие – особенность. Инстинкт зависит от внешних и внутренних факторов. Научением можно изменить инстинкт. Инстинкты ригидны и фиксированы. На этой стадии происходит бурное развитие головного мозга, коры БП. Здесь останавливается развитие большинства позвоночных. Навык – стабилизированная закрепленная операция. Игра - операция отдельная от деятельности. Здесь отрабатывается необходимая операция.
30.
Научение.
Возникновение и развитие психики связано с прижизненным овладением разными видами деятельности. Психика необходима,что бы приспосабливаться к окружающей среде. В основе научения лежат различные механизмы. По степени активности выделяют реактивное научение, оперантное, поведенческое когнетивное.
Формы реактивного научения:
|
- импринтинг – мгновенное запечатление некоторых свойств среды, по которым разворачивается поведение.
- классический условный рефлекс (Павлов, 1903г). Механизм образования – ассоциации между специфическим стимулом и условным стимулом.
Схема образования рефлекса по Павлову:
1) до обучения
Безусловный стимул (пища в пасти) -> безусловная реакция
Условный стимул (звонок)-> не реакции
2) обучение
Безусл стимул (пища в пасти) + усл стимул (звонок)
|
\/
Безусловная реакция (слюна)
3) после обучения
Усл стимул (звонок) ->усл реакция (слюна)
Форма активного научения:
- оперантное научение – инструмент условного рефлекса. Награда заисит о правильной реакции организма.
Торндайк выводит закон эффекта: реакция, за которой следует награда, закрепляется поведением.
Скиннер. Метод научения с помощью последовательных приближений (Экспериментатор разбивает путь решения на несколько этапов – награда следует за каждым шагом в верном напралении. Вырабатывается заданное поведение.)
Поведенческое научение:
Бандура. Теория социального подкрепления.(возникает в результате наблюдения за поведением других людей).
2 типа научения через наблюдение:
Чистое подражание (копирование) и викарное научение (последствие действий, которым человек подражает, осознаются).
Когнитивное научение:
Толмэн. Когнитивная теория: в процессе научения формируется когнитивная карта, которая отражает пространственные объекты.
Инсайт (форма когнитивного науч) – та информация, что у нас в памяти и та, что воспринимается непосредственно, объединяются в целое.
|
28.
Проблема объективного критерия возникновения психики. Гипотеза А.Н.Леонтьева. Раздражимость и чувствительность.
Казалось бы, проще всего узнать о наличии психики, обратившись с вопросом к ее носителю. Однако, как мы увидим далее, данные самонаблюдения могут помочь нам обнаружить те или иные психические явления только в том случае, когда мы говорим о высших формах психики — сознании и самосознании. Если же мы хотим знать о психике в целом, то, по словам Гегеля: «У животных есть душа, но душа эта не открывает им самое себя». То есть, во-первых, мы не можем спросить у животного, какое психическое состояние оно испытывает. Во-вторых, несмотря на то, что психика животных успешно выполняет функцию их ориентировки в мире, она «выглядит» настолько отличной от нашей, что даже если бы животные вдруг «заговорили», мы бы не смогли понять, что и как они переживают. На дочеловеческой стадии развития психики нет оснований говорить о «внутренней картине мира», которую мы привычно представляем себе, рассуждая о психике и душе. В связи с этим встает проблема поиска объективного, внешнего критерия наличия психики как таковой, а не только психики человека.
По А.Н.Леонтьеву, граница между миром психического и миром непсихического проходит между двумя типами реагирования организма - раздражимостью и чувствительностью. Раздражимость — это способность организма реагировать на биологически значимые воздействия. Раздражимость представляет собой фундаментальное свойство живой материи, так как вписывает живые существа в контекст необходимых для их выживания стимулов (если бы животные не поглощали пищу и не предпринимали попыток покинуть непосредственно угрожающую их жизни среду, они бы просто вымерли). Например, подсолнух двигается вслед за солнцем, поглощая, таким образом, максимальное количество солнечной энергии, необходимой для успешного протекания процесса фотосинтеза (такие движения называют тропизмами). Однако, по Леонтьеву, подсолнух не обладает психикой, так как он может реагировать исключительно на раздражители (в данном случае, свет), которые удовлетворяют его биологическую потребность в энергии света. Класс раздражителей, которые напрямую удовлетворяют биологическую потребность, называют «биотическими». Однако подсолнух не может научиться реагировать на другой класс раздражителей, которые сами по себе не удовлетворяют потребности, но сигнализируют о биологически значимых объектах. Даже если вы тысячи раз будете сочетать освещение цветка с определенным звуком, вам не удастся «научить» его заранее поворачиваться в сторону звука, за которым последует освещение.
В качестве объективного критерия возникновения психики А.Н.Леонтьев выдвинул способность организма реагировать на биологически нейтральные (абиотические) воздействия. Эта способность открывает организму дорогу к приобретению тех способов действия, которые не были запрограммированы генетически, т.е. к прижизненному научению. Эта способность, в отличие от раздражимости была названа чувствительностью. Таким образом, можно сказать, что психика возникает тогда, когда появляется минимальная возможность научения.
Реакция на нейтральные воздействия формируется в связи с тем, что они находятся в устойчивой связи с биологически значимыми воздействиями, и являются их сигналами. Здесь важна именно характеристика устойчивости связи между биотическими и абиотическими раздражителями. Каждый объект реальности обладает целым «веером» свойств, часть из которых полезна (или вредна) для организма, а часть — нейтральна. Обладающий чувствительностью организм получает преимущество в ориентировке в окружающей среде. Он может реагировать на биотический стимул не только, когда «он уже здесь», но и предсказывать его появление. Так сигналом пищи может быть шорох, форма, цвет и размер объекта и т.д. Сигналом повышения температуры — свет, сигналом опасности — запах. Другими словами, обретение психики, понятой как чувствительность, дает возможность действовать, опираясь не на одно, а на множество параметром мира, что, конечно, существенно обог
32.
Подходы к развитию психофизической проблемы:
1. параллелизм
2. взаимодействие
3. корреляция
4. тождество
5. дополнительность
Это попытки ответить на вопрос по развитию психических и физиологических процессов.
Декарт сформулировал эту проблему.
В современности есть 5 подходов:
1- независимость психики от нервных процессов. Статус психики может занижаться.
Эпи - феномен психики.
2 – Декарт: «Душа оказывает влияние на тело, соприкасаясь в шишковидной железе мозга». У. Джеймс считал, что мозг делает духовную сущность явной в материальной мире, но не производит ее.
3 - объединяет в себе черты 1 и 2. Сторонники не знают где связь между мозгом и психикой.
4 - психическое = физиологическому.
5 – Пришел из квантовой физики. Сторонник Рубинштейн: «Психическое и физиологическое одна и та же деятельность, в психологии рассматривается в различных отношениях».
34.
Концепция физиологической активности (Бернштейн).
Все живые организмы характеризуются упрожняемостью – св-во живого организма, заключающееся в том, что следующее действие оказывается лучше предыдущего.
Суть выработки навыка отождествляется с решением двигательной задачи. Решение проходит этапы:
1. происходит разделение на смысловую структуру (0что я хочу сделать?) и на двигательный состав действия
2. происходит действие сенсорных коррекций. Отказ от понятия «рефлекторная дуга», переход к понятию «рефлекторное кольцо». На протяжении развития навыка необходимо сверять движения с реальными условиями. Необходимо огромное количество повторений, идет модификация навыка. Возможен перенос навыка – это перенос готовых сенсорных коррекций.
3. автоматизация двигательного навыка.
4. интеграция всех компонентов навыка в одно целое.
5. стандартизация навыка. Он становится устойчивым.
6. стабилизация
Преимущество его концепции заключается в том, что навык представлен иерархической системой. Вся совокупность элементов приводи к успешному освоению навыка. Приспособление к изменяющимся условиям среды приводит к научению. Чем выше уровень развития психики, тем разнообразней виды научения доступны.