Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «От простого к сложному».




Шаравина Алёна Юрьевна, воспитатель высшей категории

МКДОУ Детский сад комбинированного вида №3 «Солнышко», г. Катайск

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «От простого к сложному».

«Любовь к родному краю, к родной культуре,

к родному селу или городу, к родной речи

начинается с малого - с любви к своей семье,

к своему жилищу, к своей школе.

Эта любовь, постепенно расширяясь,

переходит в любовь к своей стране –

к ее истории, ее прошлому и настоящему,

а затем ко всему человечеству,

к человеческой культуре».

Д.С.Лихачев

 

Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут стать патриотом и гражданином своей Родины. Такая работа несет познавательную, художественно-эстетическую и духовно-нравственную функции. Ребенку-дошкольнику можно рассказать много интересного о его «маленькой» Родине.

Цель нашей работы по нравственно-патриотическому воспитанию - осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Для достижения поставленной цели мы решаем следующие задачи:

-пробуждать интерес детей к «малой Родине», знакомить детей с культурой и традициями родного края;

-воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России;

-развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны и ее традиции.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена в планировании образовательной деятельности следующими темами:

· «Давайте познакомимся»

· «Я и моя группа»

· «Я и мой детский сад»

· «Про семью, про дружную, всем такую нужную»

· «Растения и животные нашего края»

· «Мой город»

· «Улицы моего города»

· «Моя Родина – Россия»

· «Профессии защитника Отечества. Наша армия»

· «По тропинке шла весна. Мамин праздник»

· «День Победы».

В своей работе мы используем самые разнообразные методы и формы: НОД, беседы, ознакомление с литературой, конкурсы, акции, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, народные игры, встречи с интересными людьми, экскурсии по родным и памятным местам, целевые прогулки, экскурсии, работа с родителями, тематические праздники, развлечения.

Работа по воспитанию нравственно-патриотических чувств ведётся с младшего дошкольного возраста по принципу «от простого к сложному». Первая тема недели для малышей называется «Давайте познакомимся», «Я и моя группа». Как на занятиях, так и в повседневной жизни, мы систематически формируем у детей этические представления и гуманные чувства друг к другу, к окружающему миру. Используя беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы - друзья», «Правила, по которым мы живём», воспитываем доброжелательность, желание подражать добрым делам, умение замечать хорошие поступки.

 

«Я и мой детский сад». С этой темы начинается работа в средней группе. В первую очередь- это экскурсия по детскому саду. Мы обращаем внимание детей на то, кто работает в детском саду, заботится о них — воспитатель, младший воспитатель, повар, медсестра и др. Мы рассказываем им о том, что взрослые много сделали для детей, и их труд надо беречь. Приучаем детей бережно относиться к окружающим их предметам, растениям, ко всему живому. Всё это формирует личное отношение ребёнка к соблюдению моральных норм, чувство долга и ответственности.

Очень интересно и насыщенно проходит неделя "Про семью, про дружную, всем такую нужную". Большое впечатление производит на всех акция "Моя родословная" или «Моё генеалогическое древо». Участвуют все родители группы. Занимательный конкурс "Герб моей семьи" вызывает всегда большой интерес у взрослых и детей. Родители и дети проявляют творчество и фантазию при создании своего фамильного герба. Большое место уделяется фотовыставке "Моя семья». Р Во время её организации и проведения у детей воспитывается чувство гордости и уважения к своим близким и родным людям.

Хотелось бы подчеркнуть немаловажную роль сотрудничества с социально значимыми учреждениями нашего города в формировании нравственно - патриотического сознания - это краеведческий музей, детская библиотека, центр русской культуры «Берегиня», детская школа искусств, дом культуры «Лучезар».

В средней группе проводятся экскурсии в детскую библиотеку для знакомства детей с народной игрушкой, народными играми, праздниками. Детей знакомят, какими куклами играли их прабабушки, зачем делали куклу-оберег, кто такой домовой, откуда пришла матрёшка. Во время такой встречи детям показывают слайды, видео о народной игрушке и народных праздниках.

Наши дети - частые посетители краеведческого музея. Эти походы начинаются со средней группы. Дети посещают выставки «История Катайска», «Животные и птицы нашего края», «Оружие наших солдат», «Быт и традиции русского народа». Все экскурсии тесно взаимосвязаны с темами недель и проходят целенаправленно для обогащения знаний детей о родном крае. Посещение краеведческого музея открывает возможность проникновения в его историю.

В работе по ознакомлению с культурой своего народа важным условием является тесная взаимосвязь с родителями, семьёй, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

На неделе «Праздник смелых людей » ко Дню защитника Отечества мы организовываем встречи с интересными людьми - нашими папами, которые служили в Армии. Они приносят армейские альбомы, чтобы рассказать детям, в каких войсках служили, чем занимались, чему научились в Армии, показывают военную технику. Это очень привлекает внимание детей. В конце встречи мы всегда делаем памятные фотографии.

Доброй традицией стало проведение в детском саду Смотра строя и песни. Дети очень серьёзно и ответственно к нему готовятся: разучивают песни, речёвки, готовят костюмы, эмблемы. Это мероприятие направлено на формирование у детей дошкольного возраста чувства гражданственности и верности своему Отечеству, готовности к защите Отечества.

К знаменательному событию в группах оформляются стенгазеты «Мой папа-герой!», где представлены фото всех дорогих пап наших детей. Ребята с удовольствием рассказывают про них. Свой рассказ они начинают всегда со слов «Мой папа-герой!». Их переполняет чувство гордости и глубокого уважения к близкому человеку - к своему отцу.

Наши папы принимают активное участие в спортивных праздниках, посвящённых 23 февраля. Вместе с детьми они демонстрируют свою ловкость, силу, выносливость и сноровку.

Хорошей традицией в нашем детском саду, а также в ДК «Лучезар» стало проведение Праздника «День матери», к которому организуются фотоконкурсы «Мамины глаза», "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», конкурс рисунков «Портрет мамы», «Моя бабушка». Наши дети принимают в них активное участие. Так укрепляется ячейка общества.

Большое значение для воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников имеет русский народный фольклор. Он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры. Народные игры, потешки, дразнилки, заклички, приговорки, загадки мы используем во всех группах в разных видах деятельности: в беседах, в наблюдениях, в театрализованной деятельности, в инсценировках. Приобщая детей к нашей культуре и быту, мы организуем с ними сюжетно-ролевые игры «Встреча гостей», «Именины», «Ярмарка» и др.

В этом направлении проводится работа по ознакомлению с русскими народными праздниками: Масленица, Рождество, Пасха. Каждый год в марте ребята приглашаются на народное гуляние- праздник «Масленицы». Дети водят хороводы, играют в народные игры, принимают участие в состязаниях, а в завершение праздника всех детей детского сада наши повара угощают блинами.

Таким образом, через использование разных фольклорных форм мы прививаем любовь к родному краю и даём первые представления о культуре русского народа.

Диапазон знаний детей старшего возраста расширяется. В старшей группе мы оборудовали центр «Моя Родина-Россия» в соответствии с возрастом детей. Здесь представлены символы государства: флаг, герб, гимн России, президент В.В. Путин. Кроме того, оформили стенд «Знаменитые люди Курганской области», где вниманию детей представлена карта Курганской области и фотографии наших земляков: Т.С. Мальцева, Г.А.Илизарова, Г.Травникова, М.Лагуновой и многих других. Каждый год мы отмечаем День рождения Курганской области и проводим с детьми тематические вечера в этом родном уголке. Подобраны дидактические игры «Узнай город по картинке», «Гербы городов России», «Защитники России», «Найди флаг России»; оформлены тематические альбомы «Улицы моего города», «Катайск мой -капелька России», «Экскурсии по городу Катайску», «Любимый город Катайск», «Символика родного города и страны». В Уголке родного края вниманию детей представлены лэпбук «Природа Катайского района», в содержании которого есть всё, что касается Каайского района: растения, животные, занесённые в Красную книгу, познавательные игры, загадки, картинки, фотографии и многое другое. С помощью такого пособия мы проводим с детьми познавательные вечера.

Также в нашем уголке можно посмотреть буклеты с открытками о городах России, литературу о Курганской области и Катайском районе, сборники стихов местных авторов для взрослых и детей.

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, дети учатся осознавать себя живущими в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Мы знакомим детей с географическим расположением города, его природными ресурсами. Формируем у детей представление о символике родного города, о труде машиностроителей. Воспитываем чувство гордости за своих земляков, прославляющих наш город. Знакомим с культурным наследием города Катайска (фольклором, ремеслами, поэтическим творчеством). В этом нам очень помогает и содействует детская библиотека, куда нас приглашают на познавательные беседы, такие как «Русский дом», «День рождения Российского флага». Мы воспитываем уважительное отношение к людям других национальностей, проживающих в нашем городе.

Знакомство с предприятиями и учреждениями города происходит на основе труда близких людей. Большое значение уделяем экскурсиям по городу (экскурсия к обелиску Славы, к памятнику пожарным, в ЦРК «Берегиня», школу, дом культуры «Лучезар», на Катайский насосный завод и др.), где дети узнают много нового и интересного.

Основной формой патриотического воспитания детей старшей группы является беседа. Чтобы повышать детскую мыслительную активность ребенка, мы используем приемы сравнения (город раньше и теперь, город и деревня, больница и поликлиника), вопросы, индивидуальные задания. При знакомстве дошкольников с историей родного города и родной страны, детям приходится многое рассказывать. Рассказ о родном городе сопровождается наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, рисунками. В процессе рассказа обращаемся к детям с вопросами, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление узнать что-то самостоятельно, учим их предполагать, рассуждать. С этой целью используем доступную для детей лексику, объясняем значение незнакомых слов. Учитывая возрастные особенности детей, широко применяем игровые приемы, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы. Активно используем развивающие игры, которые помогают закреплять полученные знания о городе и крае. Тем самым у детей расширяются представления о своём родном городе, о природе родного края. Благодаря такой работе ребята стали бережнее относиться ко всему живому; научились давать нравственную оценку собственным поступкам и поступкам окружающих.

«Улицы моего города »- это неделя патриотического направления, которая позволила организовать проект с таким же названием. Детям предлагается придумать рассказ о своей улице и сделать о ней фотографию. Очень много тёплых, душевных слов мы узнаём из рассказов о родном городе, улице, на которой живёт автор, о добрых соседях и красивых зданиях. Большую помощь детям оказывают родители, которые узнают историю возникновения своей улицы, посетив библиотеку, музей и интернет. Так создаётся альбом «Улицы моего города».

Мы часто совершаем целевые прогулки по улицам нашего города. В первую очередь - по улице Советской, прилегающей к детскому саду. Дети узнают, какие здания на ней находятся, номера домов. На другой целевой прогулке дети знакомятся с безопасной дорогой от детского сада до школы, в которой будут скоро учиться. Во время прогулки ребята закрепляют правила движения пешехода и дорожные знаки.

Формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа, представления о героизме, воспитание любви и уважения к защитникам Родины - это задачи, которые мы решаем в ходе недели «День Победы ». Здесь мы используем такие формы работы, как тематические беседы «Этих дней не смолкнет слава» о традициях празднования Дня Победы, участие детей в параде Победы дошкольных войск, просмотр видеофильма «Моя родина - Россия», «Мой родной Катайск», целевые прогулки к памятным местам города, возложение цветов к обелиску Славы, чтение произведений о войне, прослушивание песен военных лет, оформление информационного стенда «Что и как рассказать детям о войне». Многие дети принимали участие в создании «Книги памяти» детского сада, куда были собраны рассказы о родных и знакомых участниках войны, тружениках тыла. Экскурсия в музей боевой Славы Катайского насосного завода, которую мы организуем для детей, даёт им возможность ещё раз окунуться в прошлое, понять значение слов «героизм нашего народа». В этом году наш детский сад принимал активное участие в праздновании 75-летия Великой Победы. К этому знаменательному событию были проведены всероссийские акции «Окна Победы», «Дерево Победы», областной конкурс рисунков к Дню Победы. Наши воспитанники вместе с родителями отличились во всём.

Ещё одна традиция нашего детского сада - это проведение военно-спортивной игры «Зарница». Наш детский сад «Солнышко» тесно сотрудничает с детским садом «Берёзка», поэтому соревнования проходят с ребятами старшей и подготовительной групп этих садиков. «Зарница»- это отличная возможность проявить свои способности, показать свою силу, ловкость в спортивных конкурсных заданиях.

Очень приятно, что родители принимают активное участие в жизни детского сада, оказывают помощь в оформлении интерьера группы, веранды, участка, в благоустройстве территории детского сада. Мы предлагаем и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как совместные прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками, музеями. И многие семьи уже пользуются нашими советами.

В детском саду создан семейный клуб «Счастливы вместе» с целью развития в ДОУ перспективных форм сотрудничества с родителями, который посещают все желающие семьи детского сада. Это ещё одна возможность приобщить детей к. народной культуре и быту, сплотить семью, воспитать маленького патриота.

В клубе мы проводим КВН "Люби и знай свой край родной", посиделки "Семья и родной дом", "От счастья ключи в семье ищи"; конкурсы "Папа, мама, я – спортивная семья", "Самая читающая семья", выставки "Семейные реликвии", походы "Вижу чудное раздолье", праздники «День семьи, любви и верности», «День отца» и многое другое. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует бережному отношению к традициям, сохранению прочных связей.

Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю. В совместной и самостоятельной деятельности каждый дошкольник может проявить свою компетентность, применять разные средства для дальнейшего познания окружающего мира, проявлять нравственные качества.

Передавая детям знания, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственно- патриотических качеств личности ребенка. Важно помнить, что самыми сильнодействующими факторами воспитания являются собственные взгляды и суждения взрослого, его мировоззрение, личный пример и жизненная позиция.

Прикосновение к истории своей семьи, родного края вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы увидеть своих детей счастливыми, умными, уважаемыми людьми - настоящими патриотами своей Родины.

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: