История появления мяча. Мяч — одна из самых древних и любимых игрушек всех стран и народов. Упражнения с мячом являются одним из наиболее древних видов физических упражнений. История не знает ни точного места, ни времени возникновения мяча и игр с мячом. Известно лишь, что мяч возник в глубокой древности и за свою историю существования претерпел много изменений. Сначала его плели из травы, пальмовых листьев, изготавливали из плодов деревьев, шерсти и шкур животных, плели из тростника, скручивали из тряпок, вырезали из дерева, шили из кожи, набивая травой, опилками и другими материалами. Происхождение слова «мяч» связано со словами «мягкий, мякоть, мякиш». То есть мяч — это мягкий шар. Современные мячи различаются по размерам и назначению. Разные мячи применяются для игры в волейбол, баскетбол, футбол, теннис, водное поло, регби и другие игры. У каждой из них — своя история.
Действия с мячом занимают большое место в работе по физической культуре, используются всеми детьми в самостоятельных играх и упражнениях. Бросание и ловля, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости. Они требуют также хорошей координации движений. Игры с мячом развивают ловкость, ритмичность и точность движений.
Основные движения – это жизненно необходимые для человека движения, которые он использует в своей многообразной деятельности. С давних времён они являются как средством передвижения, добычи пищи, защиты от нападения и в настоящее время имеют важное значение для человека. К основным движениям относятся: ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание.
Метание – скоростно – силовое упражнение. Движение требует большей постепенности. При их выполнении требуется более сложная координация движений, сосредоточенность и волевое усилие. Для выполнения можно использовать несколько приемов «из-за спины через плечо»,«прямой рукой сверху»,«прямой рукой снизу»,«прямой рукой сбоку», «двумя руками «снизу»»,«двумя руками «от груди»»,«двумя руками «из-за головы»»,«двумя руками с боку»
Техника метания состоит из следующих элементов: исходное положение, прицеливание, замах, бросок, сохранение равновесия после броска.
Катание — полезное упражнение, помогающее овладеть мячом, тренирующее мышцы пальцев и кисти, приучающее правильно оценивать направление движения мяча и необходимые при этом мышечные усилия. Малыши любят скатывать мяч с горки. В этом движении еще не требуется "толчка мяча. Затем катание совершается в любом направлении, дети постепенно учатся выполнять активные движения пальцами обеих рук одновременно. Более сложное умение — катить мяч в определенном направлении: между воротиками, по узкой дорожке, друг другу, «змейкой». Для успешного прокатывания следует направлять- мяч вперед, стараясь, чтобы он не уклонялся в сторону, толчок должен быть более сильным и уверенным.
Бросание и ловля — более сложные движения, требующие глазомера. При ловле мяча важно правильно оценить направление его полета, а при броске сочетать необходимое направление с силой броска. Полезно подбрасывание мяча вверх. Оно связано с активным выпрямлением, как бы потягиванием за брошенным предметом, и это упражнение, помимо укрепления мышц плечевого пояса, содействует хорошей осанке.
«Катай мяч»
Цель: Развивать выдержку, внимание, ловкость; упражнять в катании мяча.
Описание: Игроки образуют круг, опускаются на колени и садятся на пятки. Первый игрок катит мяч кому – либо из детей. Тот, отталкивает от себя рукой, не давая коснуться колен, другому играющему. Если мяч коснулся колен, ребенок делает шаг из круга. Сидя за кругом, проигравший принимает участие в игре, если он отталкивает мяч случайно посланный ему. Продолжительность игры 4 – 5 минут.
" Школа мяча"
Цель: Упражнять детей в подбрасывании и ловле мяча.
Описание: игроки выполняют ряд заданий: подбросить мяч вверх и поймать двумя руками; ударить мячом о землю и поймать его двумя руками. Далее мячи берут взрослые и выполняют упражнения: подбросить вверх, сделать хлопок и поймать двумя руками; ударить мячом о стену и поймать его двумя руками; ударить мячом о стену, дать ему отскочить от пола и поймать двумя руками; ударить мячом о стену, сделать хлопок и поймать его двумя руками.
«Из домика в домик»
Цель: Упражнять детей в броске двумя руками из за головы.
Описание: Взрослый и ребёнок встают в пару. Между ними, на расстоянии 1 м от каждого, лежит обруч. Ребёнок бросает в обруч мяч, который после отскока должен поймать взрослый. Затем игроки меняются ролями.
«Прокати и догони»
Цель: Учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично, развивать умение ориентироваться в пространстве, активизировать прослеживающую функцию глаза.
Описание: Ребенок с мячом в руках подходит к обозначенному месту (шнур, полоска пластыря, цветной кружочек) и выполняет действия катит мяч, потом его догоняет.
«Попади в булаву»
Описание: Для игры нужны: малый и большой мячи.
Ребёнок берёт малый мяч (мешочек, кубик и т. п.). На расстоянии 2 м устанавливается мишень — булава. Ребёнок должен броском снизу сбить её.
«Через сетку»
Цель: научить делать броски разными способами
Описание: Для игры нужны: мяч и верёвка. Играть лучше на улице. Ребёнок и взрослый берут по мячу, встают к линии площадки. На расстоянии 2 м от играющих, выше их роста, протянута верёвка (лента). Ребёнок и взрослый бросают через неё мяч разными способами.
«Кольцеброс»
Цель: научить метанию
Описание: Для игры нужен кольцеброс. Для выполнения упражнения заранее готовят фигуру или палочку с основой. Ребёнку предлагают встать в обруч, на расстоянии 1,5—2 м. Он должен взять кольца и набросить их на палочку или фигуру.
«Меткий стрелок»
Цель: приобретение навыков бросания
Описание: Для игры нужны: мишень и камешки или мешочки (мячики).
Ребёнок и взрослый встают на линию и бросают предмет в мишень — щит 40x40 см с расстояния 1,5—2 м.
«Кто дальше?»
Цель: приобретение навыков бросания предметов
Описание: Для игры нужны: камешки или другие предметы для метания (камешки, мешочки, шишки, малые мячи или шары).
Ребёнку предлагают бросать предметы вдаль, до игрушки или любого предмета, расположенного на расстоянии не менее 6—7 м.