Строй - соотношение ступеней звуковой системы по высоте (по частоте), выраженное в математических величинах.
Хоровой строй это правильное, точное интонирование интервалов в мелодическом и гармоническом видах.
Интонирования мелодических интервалов является основой мелодического (горизонтального) строя.
Мелодический строй.
Какая – либо мелодия по своей структуре представляет собой последовательность музыкальных звуков, которые идут один за другим горизонтально, так мелодический строй можно назвать горизонтальным или горизонтально – мелодическим.
Мелодическим рисунком называем последовательность звуков, в основе которой лежит конкретный порядок (чаще мажорный или минорный) и конкретная тональность.
Мажорный лад по характеру энергичный, жизнерадостный, живой. Поэтому интонирование в мажоре более благоприятное, чем в миноре.
При интонировании мажора в восходящем направлении представляют трудности II, III, VI, VII. При интонировании мажорной гаммы вниз заметно тенденцию к повышению имеют VI, V, IV, II степени. Следует добавить, что опасными для интонирования в мажоре есть III и VII степени III – как ступень, что определяет характер лада, а VII, как вводный тон:
Минорный лад по характеру спокойный, с оттенком легкой грусти, мягкий, способствует психологической расслабленности. Все это может привести к рассеянной интонации.
К этому минорный лад является производным от VI степени мажорного лада, которая в мажоре является неустойчивой и имеет тенденцию к понижению (разрешается в V устойчивую ступень). Поэтому лад, построенный от VI степени также имеет тенденцию к понижению. Тем самым он представляет большие трудности в интонировании.
|
Сложными в интонировании минорной гаммы являются I, II, III, VII ступени (II и VII как вводные, III как ступень, характеризующая лад и требует точной интонационной высоты, и ступень через свою неустойчивость требует интенсивного подтягивания вверх:
С интонирования лада можно сделать выводы, что малые и большие секунды представляют собой определенные трудности при интонировании. Надо помнить, что:
большую секунду вверх надо интонировать остро, высоко, до нужной слухом высоты, вниз - тупо, пониже,
малую секунду вверх интонируют тупо, вниз - остро, высоко, до нужной слухом высоты,
малая терция вверх интонируется тупо, вниз - высоко, остро,
большая терция вверх требует высокой интонации, вниз – интонируется тупо, оседая на звук,
хроматический полутон вверх интонируется остро, подтягивая, вниз - тупо, как бы садясь на звук до нужной высоты,
чистую кварту интонировать легко и почти всегда верно, но следует помнить, что вверх на форте возможно повышение, на пиано – понижение, поэтому при интонирования кружки следует обращать внимание на степени, которые ее образуют, по ее положения в ладу.
увеличенная кварта вверх интонируется с тенденцией к повышению вниз - вроде "оседая" на звук,
уменьшенная кварта вверх интонируется тупо, вниз-остро
Вообще интонирование увеличенных и уменьшенных кварт вне лада тяжелое. В ладу, в определенном гармоническом окружении, интонирование их трудностей не представляет.
Квинта - интервал устойчивый, поэтому чистая квинта вверх интонируется с тенденцией к повышению, вниз - тупо, как бы "оседая" на звук, уменьшенная квинта встречается в музыке часто и в гармоничных сочетаниях труда для интонирования не представляет. Увеличена квинта встречается в хоровой литературе редко и является самым тяжелым для интонирования интервалом.
|
Большая Секста вверх подается остро, вниз - как можно ниже.
Малая Секста вверх интонируется низко, тупо вниз - как можно острее.
Септима интонируется аналогично сексте.
Октавы - интонируются в зависимости от лада, ступеней, которые их образуют и тесситурных условий.
Гармонический СТРОЙ (ВЕРТИКАЛЬНЫЙ).
Основой гармонического строя является интонирования гармонических интервалов. Основой традиционной гармонии является терция. Этот интервал в гармоничном виде лежит в основе различных гармоничных сочетаний. Большая и малая терции:
в примере М - бемоль "- подавать тупо.
Мажорное и минорное трезвучие.
При интонировании мажорного трезвучия основной тон и квинта трудностей не представляют, большая же терция требует интонирования с напряжением вверх.
Минорное трезвучие интонировать сложнее. Основной тон нужно подтягивать в исполнении, малая терция по дается с тенденцией к понижению, а третий звук – квинта, которая отстоит от среднего звука на большую терцию интонируется остро. Эти правила интонирования звуков в трезвучии остаются неизменными для аккордов любого состава, вида, размещение.
Уменьшенное трезвучие состоит из двух малых терций. Он образуется на II и VII ступенях натуральных и гармонических мажора и минора. Характер его звучание строго - благородный. В основном виде этот аккорды почти не встречается. Наиболее распространено его первое обращение секстаккорд
|
В секстаккордах уменьшенного трезвучия в четырёхголосии удваивается терция (бас) или квинта:
При.подаче этого аккорда необходимо основной тон интонировать остро вверх, а терцию и квинту тупо вниз.
Увеличенное трезвучие состоит из двух больших терций. Образуется аккорд только в гармоничных видах ладов: в мажоре на VI пониженной ступени, а в минорной на III ступени. Как самостоятельное гармоничное сочетание в хоровой литературе этот аккорд встречается редко, характер его звучания необычный, в высоком регистре на нюансе форте зловеще - угрожающий, как оклик отчаяния, в низком регистре на пиано - болезненно изысканно, томно.
При подаче этого аккорда особую сложность представляет собой увеличенная квинта. Поэтому при интонировании этого аккорда необходимо сначала проинтонировать остро первую большую терцию, а уже от нее внутренним слухом перестроить ее в тоника следующего мажорного трезвучия, а затем остро проинтонировать следующую большую терцию.
Доминантсептаккорд состоит из мажорного трезвучия и надстроенной над ним малой терции. Базовое трезвучие септаккорда интонируется по правилам интонирования мажорного трезвучия. Верхний звук аккорда по отношению к его примы образует диссонирующий интервал - малую септиму и ее необходимо подаватьтупо, особенно когда она проходящая.
Эти правила сохраняются и при интонирования обращений доминантсептаккорда в любом расположении и составе.
Малый минорный септаккорд состоит из минорного трезвучия и надстроенной над ним малой терции. Этот аккорд образуется на II степени натурального мажора. Наиболее распространенным в музыкальной практике является его первое обращение - квинтсекстаккорд, который встречается в каденцийних гармонических оборотах.
Основной вид септаккорда интонируется по правилам интонирования минорного трезвучия и малой терции: основной тон и квинта подаются с легким напряжением вверх, терция и Септима - с тенденцией к понижению
В обращение способ интонирования интервалов аккорда меняется:
квинтсекстаккорд по звучанию воспринимается как мажорный трезвучие с добавленной в него большой секстой между крайними звуками аккорда. При выполнении его необходимо басовый звук интонировать твердо, устойчиво, как приму мажорного трезвучия, "ля", как терцию мажорного трезвучия - остро, "до" второй октавы, как квинту мажорного трезвучия - устойчиво, "ре" второй октавы как большую секунду от "до "- высоко, остро.
терцквартаккорд в своем звучании сохраняет качества звучания первого обращения: басовый звук - подтягивать вверх, как терцию мажорного трезвучия, терцию септаккорда - устойчиво, твердо, как приму мажорного трезвучия, септиму аккорда, как квинту мажорного трезвучия - устойчиво. Приму самого септаккорда, как большую секунду от квинты мажорного трезвучия - высоко, остро:
секундаккорд при звучании в хоре производит впечатление неустойчивого созвучие на педали тоники тональности, последняя должна интонироваться твердо, устойчиво, а минорное трезвучие на ней нуждается подтягивание основы и квинты аккорда и тупой подачи терции, малый уменьшен септаккорд.
Малый уменьшенный септаккорд состоит из уменьшенного трезвучия и большой терции над ним. Этот аккорд требует острой подачи основного тона и Септимы, а терция и квинтааккорда интонируются с тенденцией к понижению, Во всех обращение при любом расположении способы интонирования остаются неизменными:
Уменьшенный септаккорд состоит из уменьшенного трезвучия и малой терции над ним (то есть с трех малых терций). В этом аккорде и трезвучии лежащий в основе аккорда уменьшен, и Септима между крайними звуками тоже уменьшена, в своем составе аккорд содержит две уменьшении квинты, поэтому представляет собой наиболее неустойчивое созвучие
При интонирования аккорда нужно основной тон подать напористо, остро, терцию, уменьшенную квинту и уменьшенную септиму - глупо. Если данный аккорд интонировать изолированно, то достичь чистого интонирования трудно.
Условия воздействия на строй в хоре.
Кроме основных свойств аккордов на интонирования созвучий в хоре влияют вид аккорда, его мелодическое положение и расположение, тесситура, динамика, метроритм и темп, дикция.
Прежде всего, формируют правильное интонирование приобретенные певцами вокально-хоровые навыки, качественная сторона хора. Необходимо помнить, что мажорный лад способствует достижению строю. А в минорном ладу достичь чистого строя трудно. Широкое расположение аккорда затрудняет выравнивание звуков в аккорде, что объясняется относительным удалением звуков в пределах аккорда. Тесное расположение способствует более быстрому выравниванию звуков в аккорде.
Мелодическое положение аккорда имеет свое влияние на строй. Удобно, когда аккорд звучит в мелодичном положении терции. В этом случае она хорошо прослушивается, что и способствует выравниванию звуков аккорда по звучанию.
Тесситура и динамика тоже влияют на чистоту строя. Хор звучит легко, чисто, свободно, когда ему приходится петь в удобных для данной динамики регистрах В низкой тесситуре удобно петь на пиано и меццо-пиано. В высокой, наоборот - на форте и меццо форте.
К условиям, которые влияют на строй, также относятся темп, метроритм. Медленный темп музыкального произведения нужно отнести к благоприятным условиям, потому что как для дирижера, так и для исполнителей удобнее сосредоточить свое внимание на интонации в медленных темпах. Быстрые темпы таких условиях певцам не составляют.
Непосредственно связано с темпом метроритма. В медленных темпах в большинстве случаев встречаются простая метро-ритмика, а в оживленных темпах она усложняется, особенно за счет мелких длительностей. Это мелкие длительности необходимо произносить ритмично и интонационно. Если добавить к этому еще и необходимость четкого произношения текста, то понятно, что все это довольно сложно.
Дикция тоже в значительной степени влияет на интонацию. Небрежная произношение текста влечет за собой, как следствие, "грязные" интонации. Суть хоровой дикции заключается в твердой, выразительной подачи согласных с правильной сформированными гласными. Поются только гласные. Точное и верное артикулирование гласных способствует достижению чистоты интонации.