Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, их представителями, защитником, а также опротестовано прокурором.
Постановления по делам об административных правонарушениях в сфере труда обжалуются в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, постановления суда - в вышестоящий суд. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня объявления лицу, привлекаемому к административной ответственности, постановления о наложении административного взыскания или со дня вручения либо получения копии постановления.
Жалоба или протест на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом, уполномоченным рассматривать жалобу (протест), в месячный срок со дня ее поступления. При этом суд, должностное лицо, уполномоченные рассматривать жалобу (протест), принимают одно из следующих решений:
1) оставляют постановление без изменения, а жалобу или протест - без удовлетворения;
2) отменяют постановление и прекращают дело;
3) отменяют постановление и направляют дело на новое рассмотрение;
4) отменяют постановление полностью или его часть и разрешают вопрос по существу;
5) изменяет меру и вид взыскания в пределах, предусмотренных Особенной частью КоАП, таким образом, чтобы взыскание не было усилено;
6) отменяют постановление и направляют дело на рассмотрение компетентного органа, если постановление по делу об административном правонарушении вынесено лицом, не правомочным решать данное дело;
7) прекращают административный процесс по делу, если истек срок для привлечения к административной ответственности.
Копия решения по жалобе (протесту) на постановление по делу об административном правонарушении в течение 3 суток высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а потерпевшему - по его просьбе. О результатах рассмотрения протеста в тот же срок сообщается прокурору.
МЕРЫАДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Мерами административной ответственности являются административные взыскания, установленные Кодексом об административных правонарушениях. Статья 6.2 КоАП устанавливает следующие виды административных взысканий:
· предупреждение;
· штраф;
· исправительные работы;
· административный арест;
· лишение специального права;
· лишение права заниматься определенной деятельностью;
· конфискация;
· депортация;
· взыскание стоимости предмета административного правонарушения.
В отношении юридических лиц применяются административные взыскания в виде штрафа, лишения права заниматься определенной деятельностью; конфискации; взыскания стоимости предмета административного правонарушения.
ШТРАФЫ
За нарушение законодательства о труде в большинстве случаев нормы КоАП и других актов предусматривают применение штрафа.
Штраф является денежным взысканием, размер которого определяется исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в некоторых случаях - в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо в эквиваленте к иностранной валюте.
Минимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может быть менее 0,1 базовой величины. Минимальный размер штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может быть менее 2 базовых величин, а на юридическое лицо - менее 10 базовых величин.
Максимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может превышать 50 базовых величин. Максимальный размер штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может превышать 200 базовых величин, а на юридическое лицо - 1 000 базовых величин при исчислении штрафа в базовых величинах.
Штраф за нарушение законодательства о труде в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления, налагаемый на физическое лицо, может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать 500 базовых величин (ст. 6.5 КоАП).
При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются: характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.
При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются: характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица.
Наложение административного взыскания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание.
Привлечение к административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы.