Международное агентство по атомной энергии




 

МАГАТЭ (международное агентство по атомной энергии) было создано в 1957 г. в соответствии с решением ООН от 4 декабря 1954 г. и входит в систему ООН, с которой связано специальным соглашением[9]. Оно ежегодно представляет доклад о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН и при необходимости - Совету Безопасности ООН. Основная область деятельности – мирное применение атомной энергии. МАГАТЭ созывает международные научные форумы для обсуждения вопросов развития атомной энергетики, направляет в различные страны специалистов для помощи в исследовательской работе, оказывает посреднические межгосударственные услуги по передаче ядерного оборудования и материалов. Большое внимание в деятельности МАГАТЭ уделяется вопросам обеспечения безопасности ядерной энергетики, особенно после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. Однако одной из самых главных функций является контроль за нераспространением ядерного оружия, в частности, с контролем за соблюдением ДНЯО. Каждый участник Договора, не обладающий ядерным оружием, обязан заключить соответствующее соглашение с МАГАТЭ, которое является единственным в мире международным инспектором по вопросам ядерных гарантий и контроля за мерами безопасности в области гражданских ядерных программ.

Согласно соглашениям, подписанным с государствами, инспекторы МАГАТЭ регулярно посещают ядерные объекты для сверки отчетов о местонахождении ядерных материалов, проверки инструментов, установленных МАГАТЭ и наблюдательного оборудования, инвентаризации ядерных материалов. Совместно, эти и другие меры по контролю обеспечивают независимое международное свидетельство о том, что государства следуют своему обязательству мирного использования ядерной энергии. Для контроля за проведением в жизнь действующих соглашений о гарантиях, подписанных Агентством со 145 государствами - членами МАГАТЭ (а также Тайванем,), 250 экспертов МАГАТЭ ежедневно во всех частях мира проводят инспекции на местах по проверке действия соглашений о гарантиях[10]. Цель инспекций - удостовериться в том, что ядерные материалы, применяются в законных мирных целях, и не используются в военных целях. Тем самым МАГАТЭ способствует международной безопасности и множит усилия по прекращению распространения вооружений и движению к миру, свободному от ядерного оружия.

С МАГАТЭ могут заключаться соглашения о гарантиях различного вида, такие как Соглашение о гарантиях, относящиеся к Договору о нераспространении, Эти соглашения требуют от неядерных государств предоставлять для проверки МАГАТЭ всю их деятельность, связанную с полным ядерным топливным циклом. Другие типы соглашений относятся к гарантиям на одиночных предприятиях. Гарантии МАГАТЭ по Договору о нераспространении ядерного оружия являются составной частью международного режима нераспространения и незаменимы в обеспечении осуществления Договора.

В настоящее время в МАГАТЭ состоит 146 государств[11]. Руководящие органы — созываемая ежегодно Генеральная конференция (General Conference) всех стран-членов, Совет управляющих (Board of Governors) из 35 человек, руководящий практической деятельностью Агентства, и Секретариат, осуществляющий текущую работу (возглавляется Генеральным директором).Штаб-квартира МАГАТЭ расположена в Международном Венском Центре. Кроме того, МАГАТЭ содержит региональные отделения в Канаде, Женеве, Нью-Йорке и Токио, лаборатории в Австрии и Монако и исследовательский центр в Триесте (Италия), которым управляет ЮНЕСКО.С 2005 года организацию возглавляет Мохаммед аль-Барадеи [12].

Выступая на конференции 2005 года, аль-Барадеи представил предложения по укреплению и ужесточению режима нераспространения. В частности, он предложил ужесточить действия Совета Безопасности ООН в отношении любой страны, которая выходит из ДНЯО; ужесточить расследования и судебные преследования любой незаконной торговли ядерными материалами и технологиями; ускорить ядерное разоружения государств - участников ДНЯО, обладающих ядерным оружием; принять меры, направленные на устранение существующего дефицита безопасности в регионах, подобных Ближнему Востоку и Корейскому полуострову[13].

Ужесточение требований он объясняет тем, что в настоящее время около 40 стран в мире обладают потенциальной возможностью создания ядерного оружия[14]. В мире существует настоящий «чёрный рынок» ядерных материалов, всё новые и новые страны предпринимают попытки приобрести технологии производства материалов, пригодных для использования в ядерном оружии. Налицо также явно выраженное желание террористов заполучить оружие массового уничтожения.

Безъядерные зоны

Предшественником общего Договора о нераспространении ядерного оружия стал региональный договор «О запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском Бассейне» (Договор Т лателолко), подписанный в 1967 году, который впервые создал зону, свободную от ядерного оружия (ЗСЯО). После ратификации Кубой соответствующего инструмента в 2002 году, Латиноамериканская и Карибская зона, свободная от ядерного оружия, включает все государства данного региона[15].

В 1985 г. подписан договор Раротонга, объявивший безъядерной зоной южную часть Тихого океана. На сегодняшний момент договор подписали 15 государств, в том числе Австралия и Новая Зеландия. США, присоединившиеся к данной конвенции, тем не менее не ратифицировали ее. Кроме традиционных запретов, в этой части планеты запрещено проводить ядерные тесты, в том числе и в мирных целях, а, кроме того, хранить радиоактивные отходы.

В 1995 г. была создана безъядерная зона в Юго-Восточной Азии (Бангкокский Договор вступил в силу в 1996 году). Кроме территорий самих государств, запрет на ядерное оружие распространяется также на зоны их экономических интересов, которые включают значительные части Тихого и Индийского океанов.

В 1996 году безъядерная зона появилась в Африке (Договор Пелиндаба)[16]. Действие этого соглашения распространяется на весь африканский континент и ряд прилегающих островов (всего 54 государства), однако данная конвенция до сих пор не вступила в силу. Государствам-участницам, кроме всего прочего, запрещено угрожать применением ядерного оружия. Кроме того, введен запрет на любого вида атаки на мирные ядерные объекты, находящиеся на территории данной зоны.

В 1992 году Южная и Северная Корея подписали декларацию о создании зоны свободной от ядерного оружия на Корейском полуострове. Обе страны согласились не испытывать, производить, владеть, получать, хранить, развертывать или использовать ядерные вооружения, не разрешать (или закрыть имеющиеся) производства обогащения урана и использовать атомную энергию исключительно в мирных целях[17]. Однако декларация так и не вступила в силу из-за того, что Северная Корея вышла из международного Договора о нераспространении ядерного оружия и активизировала свои усилия по созданию атомной бомбы.

Кроме этого, существуют ряд международных соглашений, которые провозглашают безъядерными определенные части нашей планеты и ближнего космоса. Например, Договор о полном и всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, подписанный в 1996 году, запрещает любого рода ядерные испытания в любых средах (подземные, наземные, в воде, в воздухе и в космосе) и проводимые в любых целях, в том числе, и в мирных[18]. Договор был подписан 44 странами мира, которые обладали ядерной инфраструктурой[19]. Однако Индия, Пакистан и Северная Корея не подписали его, а США и Китай подписали, но не ратифицировали.

В 1959 году был заключен, а в 1961 году вступил в силу Антарктический Договор. Его подписали государства, имевшие в тот момент свои объекты на ледовом континенте (Аргентина, Австралия, Бельгия, Чили, Франция, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, ЮАР, СССР, США, Великобритания). Антарктический Договор декларировал, что континент Антарктида может быть использован лишь в мирных целях. В частности, в Антарктиде запрещено проводить ядерные испытания и хранить радиоактивные отходы[20].

В 1967 году была заключена и вступила в силу конвенция об исследованиях и использовании ближнего космоса. Прилегающие к Земле районы космоса разрешено использовать только в мирных целях[21]. Договор запрещает создание на земных орбитах и на Луне военных баз, сооружений и укреплений, проведение любого рода военных испытаний и военных учений. Страны-участницы обязались не выводить на земную орбиту любой объект, несущий ядерное оружие или любое другое оружие массового уничтожения. В 1971 году было заключено международное соглашение Договор о запрете на размещение ядерного оружия на дне морей и океанов (в 1972 году вступило в силу), запрещающее установку на океанском дне ядерного оружия, а также структур, используемых для его запуска, испытания или использования[22].

В 2006 г. был заключен Семипалатинский договор, объявляющий безъядерной зоной Центральную Азию. Стороны Договора обязались запретить производство, приобретение и размещение на их территории ядерного оружия и его компонентов или других ядерных взрывных устройств. Договор при этом не запрещает развитие мирной ядерной энергетики. Это первая безъядерная зона, созданная в Северном полушарии в регионе, который граничит с двумя ядерными государствами - Россией и Китаем. Договор стал первым многосторонним соглашением в области безопасности, которое охватывает все пять стран Центральной Азии[23].

Кроме этого, допускается возможность объявить безъядерной зоной территорию отдельного государства (Монголия 1992г)[24].

ООН считает безъядерные зоны одним из действенных методов борьбы с ядерной угрозой. Тем не менее, безъядерные зоны до сих пор остаются "серой зоной" международного права. Дело в том, что государства-участники, как правило, не определяют отношения к таким вопросам, как, например, транзит ядерного оружия через их территории или появления в воздушном пространстве военных самолетов дружественных держав, оснащенных ядерным оружием.

 


Заключение

 

Режим нераспространения ядерного оружия направлен на обеспечение стабильности и безопасности в мире. В 1963 году, когда только четыре государства имели ядерные арсеналы, правительство Соединенных Штатов делало прогноз, что в течение предстоящего десятилетия появится от 15 до 25 государств, обладающих ядерным оружием; другие же государства предсказывали, что это число может даже возрасти до 50. Опасения по поводу появления ядерного оружия в политически нестабильном государстве привели к образованию закрытого «Ядерного клуба» из пяти первых стран-разработчиков ядерного оружия. Остальные страны могли использовать только «мирный атом» под международным контролем. Эти инициативы не вызвали противоречий мирового сообщества, большинство стран подписала Договор, добровольно отказываясь от получения ядерного оружия, более того, в последующие годы были заключены договоры, запрещающие использования ядерного оружия в ряде регионов мира. Эти регионы получили статус безъядерных зон. Рядом конвенций были запрещены любые испытания ядерного оружия не только на земле, но и в космосе.

Однако сейчас ряд стран высказывает желание присоединиться к «Ядерному клубу», обуславливая это тем, что наличие у них ядерного оружия вызвано требованиями их национальной безопасности. К таким странам относятся Индия, Пакистан. Однако их официальному признанию в качестве ядерных держав мешает не только противодействие стран-членов Договора, но и сам характер Договора. Израиль официально не подтверждает наличие у себя ядерного оружия, но и не присоединяется к Договору в качестве неядерной страны. Совершенно особая ситуация складывается с Северной Кореей. Ратифицировав ДНЯО, Северная Корея вела разработки мирных ядерных программ под контролем МАГАТЭ, однако в 2003 г. Северная Корея официально вышла из ДНЯО и закрыла доступ инспекторам МАГАТЭ к своим ядерным лабораториям. Позже было официально объявлено о первых успешно проведенных испытаниях. Мировое сообщество во главе с ООН предприняли ряд попыток уговорить Северную Корею свернуть свою ядерную программу, но это ни к чему не привело. В результате было решено созвать Совет Безопасности ООН, чтобы решить вопрос санкций для Северной Кореи. В тайной разработке ядерного оружия так же подозревается Иран.

Случай с Северной Кореей создает опасный прецедент, когда разработка ядерного оружия выходит из-под международного контроля. Существует опасность попадания ядерного оружия в руки террористических организаций. Для предотвращения этих опасностей МАГАТЭ требует ужесточить санкции против стран-нарушителей договора, усилить контроль над ядерным топливом и оборудованием.

Все эти вопросы были подняты на очередной конференции в 2005 г., однако тогда страны не смогли прийти к единому мнению по данным вопросам.

 


Список источников

 

1. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. https://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/npt.htm

2. Вопросы разоружения//Организация Объединенных наций https://www.un.org/russian/peace/disarmament/massdestr.html

3. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г. https://www.iss.niiit.ru/docs/doc-06.htm

4. Договор об Антарктике 1959 г. https://www.ats.aq/r/ats_treaty.htm

5. Международное агентство по атомной энергии. https://www.un.org/russian/ga/iaea/#

6. Баранов А. Северная Корея окончательно вошла в «Ядерный клуб»//Forum.msk.ru 25.05.2009 https://forum.msk.ru/material/news/901916.html

7. Безъядерные зоны: от морского дна до Луны//Слово. 01.05.2006 г. https://www.moldova.ru/index.php?tabName=articles&owner=39&id=749

8. Горностаев Д. Договор о безъядерной зоне в Центральной Азии вступил в силу//РИА Новости.21.03.2009 https://www.rian.ru/world/20090321/165567475.html

9. Злобин А. Атомный базар // Время новостей. 21.09.2004. https://www.vremya.ru/2004/171/5/108005.html

10. Корнышева А. Согласие МАГАТЭ //Коммерсант. 27.09.2005.

11. Конференция участников завершилась безрезультатно// Центр новостей ООН. 27.05.2005. https://www.un.org/russian/news/fullstorynews.asp?newsID=3794


[1] Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. https://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/npt.htm

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Баранов А. Северная Корея окончательно вошла в «Ядерный клуб»//Forum.msk.ru 25.05.2009 https://forum.msk.ru/material/news/901916.html

[7] Вопросы разоружения//Организация Объединенных наций https://www.un.org/russian/peace/disarmament/massdestr.html

[8] Конференция участников завершилась безрезультатно// Центр новостей ООН. 27.05.2005. https://www.un.org/russian/news/fullstorynews.asp?newsID=3794

[9] Международное агентство по атомной энергии. https://www.un.org/russian/ga/iaea/#

[10] Там же

[11] Там же.

[12] Там же.

[13] Корнышева А. Согласие МАГАТЭ //Коммерсант. 27.09.2005.

[14] Злобин А. Атомный базар // Время новостей. 21.09.2004. https://www.vremya.ru/2004/171/5/108005.html

[15] Безъядерные зоны: от морского дна до Луны//Слово. 01.05.2006 г. https://www.moldova.ru/index.php?tabName=articles&owner=39&id=749

[16] Там же.

[17] Там же

[18] Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г. https://www.iss.niiit.ru/docs/doc-06.htm

[19] Безъядерные зоны: от морского дна до Луны//Слово. 01.05.2006 г. https://www.moldova.ru/index.php?tabName=articles&owner=39&id=749

[20] Договор об Антарктике 1959 г. https://www.ats.aq/r/ats_treaty.htm

[21] Безъядерные зоны: от морского дна до Луны//Слово. 01.05.2006 г. https://www.moldova.ru/index.php?tabName=articles&owner=39&id=749

[22] Там же.

[23] Горностаев Д. Договор о безъядерной зоне в Центральной Азии вступил в силу//РИА Новости.21.03.2009 https://www.rian.ru/world/20090321/165567475.html

[24] Вопросы разоружения//Организация Объединенных наций https://www.un.org/russian/peace/disarmament/massdestr.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: