Структура и функционирование ЛЗ.




Лексическое значение слова

Основные подходы к определению ЛЗ

Соотношение между значением и понятием

Структура и функционирование ЛЗ.

Компонентный анализ как способ изучения ЛЗ слова

Коммуникативный аспект изучения ЛЗ

Основные подходы к определению ЛЗ: 1. Определение ЛЗ как связи или отношения звучания к некоторому предмету действительности или мысленному образу этого предмета. Н-р: «Значением слова называется его соотнесенность, связь с определенным явлениями действительности» (А.В. Калинин. Лексика русского языка. С.16).

Итак, значение есть связь. Факт существования связи между звучанием слова и называемым предметом, конечно, существует, однако такое определение ЛЗ оказывается мало содержательным. Почему? Связь есть, но какая? В каждом случае она одна и та же – произвольная и ассоциативная. Если определять значение таким образом, то вывод будет следующим: связь между звучанием и предметом во всех случаях одинаковая, словно, значения тоже одинаковы, что противоречит реальности.

2. В школьном учебнике под ред. Т.А. Ладыженской ЛЗ определяется следующим образом: ЛЗ – это то, что предмет обозначает. Следовательно, ЛЗ есть предмет. Слово как языковой знак не имеет ничего общего с вещью, которую оно называет. Конкретные вещи даны нам в наблюдении. Значение – это явление уровня абстракции, уровня обобщения. Каждое слово уже обобщает.

3. Слово отражает действительность, слово интерпретирует действительность. Следовательно, ЛЗ есть отражение, но избирательное отражение предмета: лишь тех признаков предмета, которые отличают его от других.

А.И. Смрницкий: «Значение слова есть отображение предмета, явления или отношения в сознании говорящего, входящее в структуру слова в качестве внутренней стороны, по отношению к которой звучание слова выступает как материальная оболочка».

Соотношение между значением и понятием

1. Понятие > ЛЗ. Л.А. Новиков: «Как отражение всех существенных признаков объекта и итог наших знаний о предмете ПОНЯТИЕ неизмеримо богаче по своему содержанию, чем значение. В значение же слова включаются лишь те признаки (дифференциальные признаки), которые позволяют опознать предмет, дают возможность отграничить данное слово от других, близких по семантике».

2. Понятие = ЛЗ. Терминология, неосвоенные заимствования, названия.

3. ЛЗ > понятия. Коннотативный компонент ЛЗ.

Структура и функционирование ЛЗ.

ЛЗ – гетерогенная система: в него входят разнородные макрокомпоненты: денотативный (предметно-логическая «часть» значения, обязательная в ЛЗ слова) и коннотативный (факультативный, отражающий качественно-количественные характеристики предмета, отношение говорящего к предмету речи и егоэмоциональное состояние). В связи с этим выделяется лексика, ЛЗ которой состоит из ДК (номинативная лексика), и слова, ЛЗ которых включают ДК и КК (их основная функция характеризации).

Значение слова представляет собой сложную структуру, включающую ряд семантических компонентов (сем) различной степени сложности, яркости, существенности. Эти компоненты в совокупности образуют системное значение. ЛЗ является полевой структурой, в которой выделяется ядро и периферия, между которыми нет четкой границы. Можно выделить следующие типы сем:

К ядру относятся: 1) основные семы – наиболее существенные, отражающие такие признаки предмета, которые формируют его качественную определенность;

2) постоянные семы – отражающие постоянные признаки объекта номинации, присущие ему всегда; сильно вероятностные семы.

3) ассертивные семы – отражающие признаки, реально присущие объекту, а не приписываемые ему говорящими;

4) эксплицитные семы – присутствующие в значении слова явным образом, не содержащиеся в других семах;

5) яркие семы – находящиеся на переднем плане значения, называемые при попытке дать определение значения в первую очередь, наиболее отчетливо осознаваемые языковым сознанием носителей языка.

К периферии относятся: 1) неосновные семы – отражающие менее существенные признаки предмета;

2) вероятностные – отражающие признаки, присущие предмету с той или иной степенью вероятности (слабо вероятностные);

3) диспозициональные семы – отражающие идеализированные признаки объекта, т.е. признаки, приписываемые говорящими идеальному представителю данного класса объектов;

4) производные семы - выводимые из других сем в силу универсальных логических законов;

5) скрытые семы – входящие в состав других, более общих сем;

6) слабые семы – находящиеся в глубине значения, находящиеся на периферии языкового сознания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: