Лексическое значение слова
Основные подходы к определению ЛЗ
Соотношение между значением и понятием
Структура и функционирование ЛЗ.
Компонентный анализ как способ изучения ЛЗ слова
Коммуникативный аспект изучения ЛЗ
Основные подходы к определению ЛЗ: 1. Определение ЛЗ как связи или отношения звучания к некоторому предмету действительности или мысленному образу этого предмета. Н-р: «Значением слова называется его соотнесенность, связь с определенным явлениями действительности» (А.В. Калинин. Лексика русского языка. С.16).
Итак, значение есть связь. Факт существования связи между звучанием слова и называемым предметом, конечно, существует, однако такое определение ЛЗ оказывается мало содержательным. Почему? Связь есть, но какая? В каждом случае она одна и та же – произвольная и ассоциативная. Если определять значение таким образом, то вывод будет следующим: связь между звучанием и предметом во всех случаях одинаковая, словно, значения тоже одинаковы, что противоречит реальности.
2. В школьном учебнике под ред. Т.А. Ладыженской ЛЗ определяется следующим образом: ЛЗ – это то, что предмет обозначает. Следовательно, ЛЗ есть предмет. Слово как языковой знак не имеет ничего общего с вещью, которую оно называет. Конкретные вещи даны нам в наблюдении. Значение – это явление уровня абстракции, уровня обобщения. Каждое слово уже обобщает.
3. Слово отражает действительность, слово интерпретирует действительность. Следовательно, ЛЗ есть отражение, но избирательное отражение предмета: лишь тех признаков предмета, которые отличают его от других.
А.И. Смрницкий: «Значение слова есть отображение предмета, явления или отношения в сознании говорящего, входящее в структуру слова в качестве внутренней стороны, по отношению к которой звучание слова выступает как материальная оболочка».
Соотношение между значением и понятием
1. Понятие > ЛЗ. Л.А. Новиков: «Как отражение всех существенных признаков объекта и итог наших знаний о предмете ПОНЯТИЕ неизмеримо богаче по своему содержанию, чем значение. В значение же слова включаются лишь те признаки (дифференциальные признаки), которые позволяют опознать предмет, дают возможность отграничить данное слово от других, близких по семантике».
2. Понятие = ЛЗ. Терминология, неосвоенные заимствования, названия.
3. ЛЗ > понятия. Коннотативный компонент ЛЗ.
Структура и функционирование ЛЗ.
ЛЗ – гетерогенная система: в него входят разнородные макрокомпоненты: денотативный (предметно-логическая «часть» значения, обязательная в ЛЗ слова) и коннотативный (факультативный, отражающий качественно-количественные характеристики предмета, отношение говорящего к предмету речи и егоэмоциональное состояние). В связи с этим выделяется лексика, ЛЗ которой состоит из ДК (номинативная лексика), и слова, ЛЗ которых включают ДК и КК (их основная функция характеризации).
Значение слова представляет собой сложную структуру, включающую ряд семантических компонентов (сем) различной степени сложности, яркости, существенности. Эти компоненты в совокупности образуют системное значение. ЛЗ является полевой структурой, в которой выделяется ядро и периферия, между которыми нет четкой границы. Можно выделить следующие типы сем:
К ядру относятся: 1) основные семы – наиболее существенные, отражающие такие признаки предмета, которые формируют его качественную определенность;
2) постоянные семы – отражающие постоянные признаки объекта номинации, присущие ему всегда; сильно вероятностные семы.
3) ассертивные семы – отражающие признаки, реально присущие объекту, а не приписываемые ему говорящими;
4) эксплицитные семы – присутствующие в значении слова явным образом, не содержащиеся в других семах;
5) яркие семы – находящиеся на переднем плане значения, называемые при попытке дать определение значения в первую очередь, наиболее отчетливо осознаваемые языковым сознанием носителей языка.
К периферии относятся: 1) неосновные семы – отражающие менее существенные признаки предмета;
2) вероятностные – отражающие признаки, присущие предмету с той или иной степенью вероятности (слабо вероятностные);
3) диспозициональные семы – отражающие идеализированные признаки объекта, т.е. признаки, приписываемые говорящими идеальному представителю данного класса объектов;
4) производные семы - выводимые из других сем в силу универсальных логических законов;
5) скрытые семы – входящие в состав других, более общих сем;
6) слабые семы – находящиеся в глубине значения, находящиеся на периферии языкового сознания.