Автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ, ФИНАНСОВ, ПРАВА И ТЕХНОЛОГИЙ»
ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА, СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫИ ТУРИЗМА
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ И ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ
Реферат
на тему:
Деятельность театральных организаций
Специальность: социо-культурный сервис
Выполнил студент группы 344
Бондаренко Герман Игоревич
Научный руководитель:
Заборовская Ольга Витальевна
Доктор экономических наук, профессор
Гатчина
1. История возникновения театров в России
Теа́тр (греч. θέατρον — основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище, от θεάομαι — смотрю, вижу) — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр.
Актёрские действа известны издавна. Сначала они были связаны с религиозными празднествами или с языческими обрядами.
Но постепенно «эстафета» лицедейства была перенята мирянами. Русские средневековые актёры скоморохи известны с XI столетия. Среди них были музыканты, певцы, танцоры, шутники, дрессировщики диких животных (в первую очередь медведь, Медвежья потеха). Это были нищие люди, не имеющие ни угла, ни пропитания, ни одежды, и заняться таким промыслом их заставляла нужда. Часто они объединялись и вместе ходили по Руси, прося подаяния, за которое и показывали свои таланты. Они стали строить на городских площадях легкие постройки для своего жилья и приема посетителей-зрителей — балаганы. Под балаганные представления выделялись точно установленные сроки — как правило, масленичные и пасхальные гуляния, торговые ярмарки и т. п. И хотя официально считается, что первый в России балаган был связан с именем Петра I, народные представления на Руси известны издавна.
|
Планы по созданию придворного театра впервые появились у царя Михаила Фёдоровича в 1643 г. в период подготовки свадьбы царевны Ирины и датского принца Вальдемара. Московское правительство попыталось разыскать через рижанина Юстаса Филимонатуса артистов, которые согласились бы поступить на царскую службу. В 1644 г. во Псков прибыла труппа комедиантов из Страсбурга. Они прожили в городе около месяца, после чего по неизвестной причине их выслали из России.
Первый царский театр в России принадлежал Алексею Михайловичу и просуществовал с 1672 года до 1676 года. Начало его связано с именем боярина Артамона Матвеева, человека весьма образованного и принимавшего западную культуру, который первым и подал идею создания театра по образцу европейского русскому царю, искавшему различные увеселительные мероприятия. Артамон Сергеевич взялся за осуществление собственного предложения, повелев проживавшему в Москве пастору Немецкой слободы Иоганну Готфриду Грегори заняться набором актёрской труппы, что тот и исполнил с прилежным старанием. Пастор не только взялся за обучение новоявленных артистов — 64 молодых мужиков и мальчиков-подростков, которых собирал и уговаривал пойти в артисты в различных московских заведениях, но и сочинил пьесу на библейский сюжет о Есфири, спасшей еврейский народ от бесчинств Амана. Пьеса, получившая название «Артаксерксово действо», была написана на родном языке автора — немецком, однако решено было дать спектакль на русском языке.
|
2. Театральные жанры
Театральные жанры в современном мире так разнообразны. Это искусство синтезирует в себе литературу, музыку, хореографию, вокал, изобразительное искусство. Они выражают различные эмоции и ситуации. Человечество постоянно развивается. В связи с этим появляются разнообразные жанры. Они зависят от страны, в которой зарождаются, от культурного развития населения, от настроения зрителей и их запросов. Перечислим некоторые виды жанров: драма, комедия, монодрама, водевиль, феерия, пародия, мим, фарс, моралите, пастораль, мюзикл, трагикомедия, мелодрама и другие. Жанры театрального искусства не могут конкурировать между собой. Они интересны каждый по-своему. Зрители, которые любят театр оперы, с не меньшим удовольствием посещают театр комедии. Самые популярные виды театральных жанров – это драма, комедия, трагикомедия, мюзикл, пародия и водевиль.
Виды театров напрямую связаны с жанрами, которые представлены в них. Хотя они выражают не столько жанр, сколько форму актерской игры. Перечислим некоторые из них:
оперный; драматический; театр кукол; театр абсурда; детский; авторский; театр одного актера театр света; музыкальной комедии; театр сатиры; театр поэзии; театр танца; эстрадный; театр роботов; балетный; театр зверей; театр инвалидов; крепостной; театр теней; театр пантомимы; театр песни; уличный.
|
Выделяют следующие виды искусства в театре:
- Драма. Данный вид искусства основывается на конфликтах главного героя с обществом или с самим собой. Здесь меньше юмора и каких-либо шутливых высказываний, а прибавляется серьезность повествования. Драма еще не является трагедией, а представляет нечто среднее между ней и юмором.
- Комедия. Основой данного жанра является желание вызвать смех и улыбку зрителя. Для этого берутся несложные, но жизненные характеры персонажей, используются иронические и сатирические приемы. Человек отдыхает на таких представлениях и заряжается положительной энергией.
- Буффонада. Название происходит от итальянского слова «buffonata», что означает шутовство. Театр представляет собой шуточное действо, которое устраивают на площадях для развлечения людей. В основе спектаклей лежит карикатурное представление какого-либо образа целой труппой «Арлекино». - Водевиль. Название театра с французского переводится как «Вирская долина». Данное представление состоит из легких, ненавязчивых песенок сатирической направленности. Особенность такого театра – доброта. Он высмеивает многие мелкие проступки человека, но исключительно в мягком стиле.
- Мим. Название жанра с греческого обозначает подражание. Он представляет собой коротенькие шутливые сценки, как правило, молчаливые и импровизированные.
- Мелодрама. В этом жанре театрального искусства отображаются внутренние переживания героя, его конфликты в стиле «добро и зло», а также большое внимание уделяется эмоциональной стороне.
- Пародия. Один из видов комического жанра, в котором ведущее значение отводится повторениям различных известных движением, копированием людей и так далее. Такой вид сценического представления известен еще с античности.
- Пастораль. Такой театральный жанр раскрывает в стиле оперы, балета или другого типа представления пастушескую и сельскую жизнь.
- Мюзикл. Здесь примешивается музыкальное действие и важное значение имеет хореография. Мюзикл является одним из самых дорогих видов театрального искусства, так как требуются серьезные спецэффекты, четкие движения актеров, песенное сопровождение.
- Моралите. Данный жанр был популярен в Средние века. Его действующими лицами были не люди, а абстрактные понятия, например, добро, зло или любовь и так далее.
- Флиаки. Представления, которые проводились в Древней Греции о похождениях героев и богов, которые были показаны в шуточной форме.
- Трагедия. Один из самых серьезных жанров, в основе которого лежит неблагоприятный исход конфликта. Главный герой борется с собой, окружающей действительностью, но в завершении битвы погибает. Здесь обязательными являются следующие пункты: показ истории остро, стремительно, не используются лишний элементы или смягчающие ситуации.
- Фарс. Название жанра с французского переводится как «грубая шутка». Данный вид театра действительно предполагает комическую постановку о повседневной жизни человека со всеми ее непривлекательными сторонами. Здесь используются простые сюжеты, а актеры, как правило, выступают в масках.
- Феерия. Интересный и зрелищный жанр театра, в котором используется некое волшебство. Зрителю преподносят сюжет с использованием масштабных декораций, спецэффектов, необычных костюмов.
Театр оперы и балета.
Опера и балет появились в Италии в эпоху Ренессанса. Первый оперный театр появился в Венеции в 1637 году. Балет сформировался как отдельный театральный жанр во Франции, преобразовавшись из танцев при дворах. Очень часто эти виды театров объединяют в одном месте. Опера и балет проходят в сопровождении симфонического оркестра. Музыка становится неотъемлемой частью этих постановок. Она передает настроение, атмосферу всего происходящего на сцене и подчеркивает выступления актеров. Оперные певцы работают голосом и эмоциями, а артисты балета передают все посредством движения. Театры оперы и балета – это всегда красивейшие театральные заведения. Их располагают в богатейших городских зданиях с уникальной архитектурой. Роскошная обстановка, красивый занавес, большие оркестровые ямы – так выглядит это изнутри.
Кукольный театр.
Это особое место. Здесь окунаешься в мир детства и радости. Оформление здесь всегда красочное, привлекающее внимание самых маленьких зрителей. Театр кукол зачастую становится первым театром, в который попадают дети. И от того, какое впечатление он произведет на неискушенного зрителя, зависит будущее отношение малыша к театру. Разнообразие театральных действий строится на использовании кукол различного типа. В последнее время актеры-кукловоды не прячутся за ширмами, а взаимодействуют с куклами на сцене. Эта идея принадлежит известному С. В. Образцову. Он надевал на руку перчаточную куклу по имени Тяпа и великолепно играл на сцене миниатюры, выступая в роли его отца. Истоки этого вида театра находятся далеко в Древней Греции. Создавая куклы для обрядов, люди не знали, что это перерастет в настоящее искусство. Театр кукол – это не только приобщение к искусству, но и метод психологической коррекции для самых маленьких.
3. Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года
"театральное искусство" - один из видов исполнительского искусства (наряду с музыкальным и цирковым искусством), обладающий специфическими особенностями (синтетичность, коллективность творчества, непосредственность контакта со зрителем и др.), делающими его сценические произведения - спектакли уникальными, не имеющими аналогов в других видах искусства;
"виды театрального искусства" - драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл и др.), театр кукол, театр пантомимы и др.;
"театр" - организация, осуществляющая театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве, а также развития театрального искусства;
"труппа" – творческий коллектив артистов театра;
"спектакль" - акт показа сценического произведения; название сценического произведения в репертуаре театра;
"репертуар" - совокупность спектаклей, готовых к показу или показанных за определенный период зрителям;
"постановка"- создание спектакля;
"новая постановка" - новый спектакль, подготовленный и включенный в репертуар театра;
"репетиция" - форма творческой работы артистов под руководством режиссера (дирижера, балетмейстера и хормейстера) при подготовке новой постановки или корректировке поставленного ранее спектакля;
"репертуарный театр" - театр, обладающий, как правило, постоянной труппой и имеющий в текущем репертуаре определенное количество спектаклей;
"свободная площадка" - организация, не имеющая собственной театральной труппы и предоставляющая свою сценическую площадку для показа или репетиций спектаклей различных театральных организаций;
"гастроли" - показ спектаклей вне места постоянной деятельности театра - в населенных пунктах собственного региона (региональные гастроли), в другом регионе (межрегиональные гастроли), в другой стране (зарубежные гастроли);
"театральный фестиваль" - показ (смотр) достижений театрального искусства.
Целью Концепции является определение путей и способов сохранения достижений отечественного сценического искусства, а в долгосрочной перспективе (2012-2020 годы) - обеспечение динамичного развития театрального дела в традиционных для России формах с использованием инновационных подходов и мирового опыта в этой сфере.
В соответствии с этой целью в Концепции на ближайший период времени и долгосрочную перспективу сформулированы следующие задачи развития театрального дела:
- создание условий для развития театра как вида искусства, расширение разнообразия театрального предложения;
- расширение доступности театрального искусства для различных групп населения, увеличение зрительской аудитории театров, обеспечение единства российского театрального пространства;
- поддержка развития драматургии, науки о театре, театральной критики.
Для решения этих задач предусматривается:
- сохранение сети государственных и муниципальных театров, совершенствование их материально-технической базы;
- государственная и общественная поддержка негосударственных театров, различных форм и моделей организации театрального дела, творческих инициатив, увеличение их доли в российском театральном деле;
- кадровое обеспечение театральной деятельности, соответствующее современным требованиям;
- поддержка механизмов самоорганизации в театральном деле;
- совершенствование нормативно-правовой базы.
4. Гастрольная деятельность
Гастроли - концертная программа, проводимая за пределами города, области, края, республики, длительностью пребывания коллектива более суток Цель гастрольных программ формирование благоприятных условий для создания пропаганды, распространения и популяризация исполнительского искусства артистов, а также оптимального финансового результата, эффективного концертного обслуживания населения. «Большие гастроли» — общероссийская программа гастролей театров
Ежегодная общероссийская программа «Большие гастроли» направлена на формирование общего культурного пространства России, расширение рамок творческого сотрудничества, привлечение новой зрительской аудитории.
Вот уже четвертый год в рамках программы «Большие гастроли» с апреля по ноябрь зрители всей России могут увидеть лучшие постановки театров со всей страны — как спектакли, уже завоевавшие зрительское признание, так и новые премьеры. Масштабные гастроли проходят с полноценными декорациями, костюмами, полным актерским составом спектакля, участием звезд отечественного театра, предназначены для большой и малой сцены, для взрослой, семейной и детской аудитории.
География программы «Большие гастроли» простирается от Калининграда до Владивостока, от Севастополя до Петропавловска-Камчатского. В рамках программы проходит и большое количество сопутствующих мероприятий: для зрителей – творческие встречи с любимыми актерами, для профессионального сообщества – специализированные программы.
Этапы планирования гастролей театра
При планировании гастролей следует составить перечень стандартных операций, чтобы исключить какие либо упущения. Перечень повторяющихся операций примерно следующий:
I этап. Определение места проведения гастролей и составление гастрольной сметы:
1) Обсуждение с коллективом возможных вариантов гастролей, выбор времени для гастролей.
2) Выезд на место, предназначенное для проведения гастролей, с целью изучения специфики города, репертуара его театров, репертуара ранее гастролирующих там коллективов.
3) Принятие решения о гастролях. Составление общего плана подготовки и проведения гастролей, примерного списка участников гастролей, проекта репертуара.
II этап. Подготовка гастролей.
1) Проведение ремонта имущества гастрольных спектаклей
2) Обсуждение гастрольного репертуара, программ творческих вечеров на радио и телевидении.
3) Подготовка документации, уточнение списка участников гастролей. Формирование административной группы по подготовке и проведению гастролей, утверждение графиков отправки коллектива, имущества, рекламы и др. Приобретение билетов для отправки коллектива.
4) Опубликование приказа директора о гастролях, задачах коллектива, условиях их проведения, сроках, датах отправки. Отправка участников гастролей согласно графику. Отправка имущества гастрольного спектакля, контроль за качеством погрузочных работ.
III этап. Организация гастролей.
- рекламирование гастролей;
- реализация билетов;
- прием коллектива;
- прием имущества: подготовка мест хранения декораций, костюмов и др., организация охраны, мелкий ремонт имущества после транспортировки.
1) Открытие гастролей.
- монтировка оформления, освещение сцены;
- репетиция-прогон спектакля;
- подготовка церемонии открытия;
- встреча зрителей, гостей, открытие гастролей.
IV этап. Гастроли.
1) Руководство ходом гастролей:
- ежедневный контроль за выполнением расписания, за ходом всех работ постановочной и творческой частей, своевременное планирование необходимых работ;
- деловые визиты, связи с организациями, прессой, радио, телевидением;
- контроль за реализацией билетов;
- закрытие гастролей.
V этап. Завершение гастролей.
- окончание работ: отправка коллектива и имущества театра на стационар;
- анализ и обсуждение итогов гастролей.
Планирование гастролей по приведенному перечню стандартных работ способствует эффективности гастрольной деятельности драматических театров, учесть возможные недостатки в работе, позволяет избежать ошибок и недоразумений при отправке сценического имущества.
Для успешного проведения гастролей руководителю необходима определенная информация о городе, где они будут проходить. Сегодня небольшое число театров знает своего зрителя. Социологической информации о зрительской аудитории крайне мало, хотя гастролирующий театр может получить некоторые сведения о зрительских предпочтениях, анализируя посещаемость театра того города, куда он едет.
5. Основными видами деятельности театра являются:
-создание и показ театральных постановок, других произведений театрального искусства на основной сцене (сценах), гастролях и выездах, организация фестивалей, конкурсов, смотров, реализация билетов на указанные мероприятия;
-подготовка театральных постановок, концертов на основе договоров с юридическими и физическими лицами для показа на их собственных или арендованных ими сценических площадках, по телевидению, для трансляции по радио, съемок на кино-, видео - и иные материальные носители при соблюдении прав авторов и исполнителей ролей (партий) в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах;
-организация других мероприятий художественно-творческого характера, проводимых собственными силами или силами приглашенных коллективов, приглашенными исполнителями;
-проведение стажировок работников творческих театральных профессий ведущими мастерами и деятелями театра;
-предоставление организациям на основе договоров постановочных услуг, сценических постановочных средств для проведения спектаклей, концертов, представлений;
-изготовление по заказам юридических и физических лиц предметов художественного оформления театральных постановок, концертов, представлений;
-предоставление своих сценических площадок другим театрам для проведения гастрольных и выездных мероприятий, совместных театральных проектов и программ;
-подготовка, тиражирование и реализация информационно-справочных и рекламных материалов, копий видеоматериалов и фонограмм, связанных с художественно-творческой деятельностью театра, при соблюдении прав авторов и исполнителей ролей (партий) в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах;
-прокат и реализация костюмов, обуви, оборудования, реквизита, бутафории, гримерных, пастижерных и иных принадлежностей;
-реализация сопутствующих товаров и услуг.
6. Законодательство в театральной деятельности
В своей деятельности театр руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и настоящим Положением.
Театр является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет свое наименование, самостоятельный баланс или смету, расчетный и иные счета в кредитных организациях, печать, штамп и бланки установленного образца. Театр в соответствии с законодательством Российской Федерации может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах.
Театр является некоммерческой организацией.
Учредителем (учредителями) театра могут быть:
а) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;
б) граждане и юридические лица, в том числе иностранные, и лица без гражданства. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, допускается совместное учредительство театров.
Театры создаются учредителем (учредителями) по собственной инициативе и регистрируются уполномоченным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учредительными документами театра являются устав, либо устав и учредительный договор, либо учредительный договор.
Негосударственные театр, театральная организация - театр, театральная организация, созданные субъектами гражданского права без участия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Негосударственные коммерческие и некоммерческие театры и театральные организации наравне с государственными и муниципальными некоммерческими театрами и театральными организациями имеют право участвовать в объявляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления конкурсах, а также получать субвенции на проведение льготной ценовой политики по отношению к социально незащищенным слоям населения, на другие цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Негосударственным некоммерческим театрам и театральным организациям наряду с государственными и муниципальными некоммерческими театрами и театральными организациями могут предоставляться налоговые и иные льготы; они могут освобождаться от платы за пользование имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности; на них могут распространяться тарифы на коммунальные услуги, установленные для населения.
Управление негосударственными коммерческими и некоммерческими театрами и театральными организациями осуществляется в порядке, предусмотренном их учредительными документами и гражданским законодательством Российской Федерации.
7. Предпринимательская деятельность театра
Разграничение предпринимательской и непредпринимательской деятельности требуется в целях получения льгот по налогообложению непредпринимательской деятельности. Те виды деятельности, которые могут быть отнесены к предпринимательской, даны в п.25 Положения N 329. В нем говорится, что к предпринимательской деятельности театра относится следующая деятельность:
а) реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества театра (за исключением имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, и имущества, приобретенного за счет средств, выделенных ему по смете) для целей, не связанных с культурной деятельностью;
б) оказание посреднических услуг;
в) долевое участие в деятельности коммерческих организаций;
г) приобретение акций, облигаций и иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
д) осуществление приносящей доход не предусмотренной уставом деятельности (работ, услуг), соответствующей целям создания театра.
Оформление сдачи в аренду основных фондов и имущества театрально - зрелищной организации имеет особенности, определяющиеся правами собственности на это имущество.
Если организация сдает в аренду недвижимое имущество, являющееся федеральной собственностью, то порядок учета арендной платы определен Письмом Минфина России от 10.09.1999 N 3-12-5/69 "Об отражении в учете и отчетности об исполнении федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом".
Список использованных источников:
1. Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года. www. Consultant.ru
2. «Большие гастроли» — общероссийская программа гастролей театров https://xn--80abghodqevfvln2fxc.xn--p1ai/
3. Статья «Предпринимательская деятельность театрально-зрелищных организаций» «Консультант Бухгалтера» 2013 №4
4. Балашов А.И. Управление проектами: учебник для бакалавров. М.: Изд-во Юрай, 2014.