Образы детей в произведениях Н. А. Некрасова




Задание 8

Меня завораживает в удивительном творчестве Владимира переплетение вопросов вечных и обыденных, всегда уместные «уроки жизни», способные поднять с колен в самую трудную минуту. «Баллада о борьбе» - не исключение. Одна из шести «баллад» написана специально для фильма «Стрелы Робин Гуда»(1975).Поэт затрагивает насущную в наше время тему важности книги в жизни человека, ведь все мы с отчаяние наблюдаем, как она теряет свою былую популярность среди детей и молодежи. Процесс чтения являет собой глобальную для личности трансформацию в виде приобщения к новым идеям и мыслям, расширения кругозора и понимания мироздания в целом. Любое серьезное художественное произведение несет необходимый каждому багаж жизненной мудрости, учит понятию нравственности, знакомит с духовной культурой, оберегает от ошибок.

Произведение условно можно делится четверостишием «Только в грезы нельзя совсем убежать…» на две части: в первой части Высоцкий рассказывает нам о своем «книжном детстве» («Мы же книги глотали,\Пьянея от строк…»),с обычным для мальчишек стремлением к геройству(«И кружил наши головы запах борьбы…»).Во второй же части мы видим столкновение тех же парнишек с жестокой реальностью («Кpаткий век у забав - столько боли вокpуг!): те, кто читали «правильные книжки», мужественно справляются с ее испытаниями, становятся настоящими героями, а те, кто «В борьбу не вступил\С подлецом,с палачом…»,остаются в жизни «Ни при чем, ни при чем!».

«Баллада о борьбе» прежде всего адресована мальчишкам как будущим солдатах, автор говорит о борьбе в реальном бою, на войне, однако и для нас, граждан, живущих в мирное время, в стихотворении имеется посыл. Мы часто не замечаем, как сталкиваемся с серьезной дилеммой лжи и правды, отзывчивости и равнодушного игнорирования беды ближнего. Именно в моменты выбора мы демонстрируем отвагу и мужество «солдата», безмерно полюбившего геройские романы в детстве. «Баллада о борьбе» есть призыв к воспитанию детей через литературу, взращиванию в них таких качеств, как благородство, стойкость, отвага и жизнелюбие. Образность стихотворения подчеркивает страстное увлечение мальчиков-книжных детей мечтой о подвиге, о борьбе, которую зародила книга. Произведение богато выразительными тропами: воинственные эпитеты (жаркий бой, воинственный клич, смертные обиды), метафорические выражения романтического направления (пьянея от строк, без кожи остался вдруг, мяса с ножа не ел, книжные дети). Усиливает эмоциональное воздействие многочисленная эпифора: испытай\испытай, средь\средь, и\и так далее. Если прослушать «Балладу…» в исполнении Владимира Семеновича, то можно уловить четкость звучания стихотворения, подметить мужскую рифму, чередование перекрестной и парной рифмовки. Благодаря трехсложной стопе с ударением на 3 слоге(анапест), стихотворение звучит рублено, но лаконично и ясно. Так же прослеживается аллитерация- частое повторение согласного звука «р»: вечеРних, тРофеев, миРных, костРов, катастРоф, дРались, смеРтных и так далее.

Каждый из нас рано или поздно столкнется с неудачами и потерями, однако кто-то ловко выйдет из затруднения, вспомнив подвиги героев любимых романов, а кто-то сдастся при первом же натиске испытаний. А потому, «Если, путь пpоpубая отцовским мечом, Ты соленые слезы на ус намотал, Если в жаpком бою испытал, что почем,- Значит, нужные книги ты в детстве читал!».


«Книжные дети» – это оригинальное название песни В.С.Высоцкого. В фильме «Стрелы Робин Гуда» она прозвучала под названием «Баллада о борьбе» и завершила цикл песен, написанных для этого фильма. Жанр баллады выбран не случайно, так как фильм на легендарную, историческую тему. И песня – своеобразный мостик в современность, переброшенный автором.

В первой строфе Высоцкий рисует мирную картину жизни:

Средь оплывших свечей и вечерних молитв,

Средь военных трофеев и мирных костров

Жили книжные дети, не знавшие битв,

Изнывая от мелких своих катастроф.

Анафора в начале стихотворения указывает на мир, спокойствие. Однако картина мира оттеняется рифмой-противопоставлением: молитв – битв, костров – катастроф. Последняя сочетаемость задает возможность будущей катастрофы, предчувствия пожара.

В спокойном мире живут «книжные дети», мечтающие о подвигах. Неприятности мирного времени кажутся им мелкими и будничными:

Детям вечно досаден их возраст и быт –

И дрались мы до ссадин, до смертных обид.

Но одежды латали нам матери в срок,

Мы же книги глотали, пьянея от строк.

Время их протекает в «книжном» измерении, они живут в вымышленном мире:

И кружил наши головы запах борьбы,

Со страниц пожелтевших слетая на нас.

В следующей строфе автор словно предупреждает о неистинности, романтичности, книжном представлении о войне. Это предупреждение вновь проявляется в пятой строфе. Но дети слишком заняты игрой, им невдомёк, что, уходя в вымышленный мир, они могут навредить себе. Вымышленная реальность слишком притягательна. Жизнь там бьёт ключом:

И злодея следам не давали остыть,

И прекраснейших дам обещали любить;

И, друзей успокоив и ближних любя,

Мы на роли героев вводили себя.

Но в мире игры и подвиг – игра. Понятия игры грозят проникнуть в реальность. И этот мотив усиливает самовлюблённость («на роли героев вводили себя»).

В песне чётко угадываются две части: мир грёз и мечты «книжных мальчиков» и жестокая реальность, проверяющая их же на прочность. Всё действие первой части протекает в первом лице множественного числа. Действие второй – во втором лице единственного числа. Кроме того, используются глаголы в повелительном наклонении, звучащие как наказ («попытайся», «попробуй»).

Во второй части баллады реальность восстанавливает свои права:

Только в грёзы нельзя насовсем убежать:

Краткий век у забав – столько боли вокруг!

Попытайся ладони у мёртвых разжать

И оружье принять из натруженных рук.

В этой стремительно ворвавшейся действительности человек проверяется делами: приходится иметь дело с истинной жизнью и истинной борьбой. Необходимо разобраться: «кто ты – трус иль избранник судьбы».

Характерные признаки жанра баллады.

Наличие фабульной основы, сюжета.

Напряжённый драматический, таинственный или фантастический сюжет.

Символический характер пространства и времени.

Непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил.

Нередко (но не обязательно) присутствие фольклорного начала.

Моралистический итог.

Задание 9

Образы детей в произведениях Н. А. Некрасова

О, милые плуты! Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: