САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
К практическому занятию
Тема ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКОВ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ (коррекция поведенческих факторов риска)
Цель изучения темы – овладеть знаниями, умениями и навыками по индивидуальному краткому и углубленному профилактическому консультированию, а также по групповому обучению подростков с эссенциальной артериальной гипертензией, имеющих дополнительные модифицируемые биологические и поведенческие факторы риска, в Школе здоровья.
После успешного освоения новой темы, Вы – как врач педиатр, должны быть в состоянии:
ЗНАТЬ:
· Критерии выявления модифицируемых факторов риска ХНИЗ (нерациональное питание, недостаточная физическая активность, табакокурение пассивное и активное, употребление алкогольных напитков, избыточная масса тела и ожирение, повышенное артериальное давление, дислипидемия, нарушения углеводного обмена).
· Основные принципы и ключевые рекомендации для детей и их родителей по коррекции поведенческих и биологических факторов риска.
УМЕТЬ:
· Выявить при беседе/анкетировании и обследовании ребенка/подростка модифицируемые факторы риска ХНИЗ (нерациональное питание, недостаточная физическая активность, табакокурение пассивное и активное, употребление алкоколя, избыточная масса тела и ожирение, повышенное артериальное давление, дислипидемия, нарушения углеводного обмена).
ВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ:
· Навыками изложения комплексных рекомендаций по коррекции факторов риска ХНИЗ в рамках индивидуального профилактического консультирования подростка (краткого и/или углубленного) и/или членов его семьи по нормализации повышенного АД (рационализации питания, оптимизации двигательной активности, отказу от курения и употребления алкогольных напитков).
|
· Методики организации и реализации группового консультирования для подростков с факторами риска ХНИЗ на примере Школы здоровья для подростков с артериальной гипертензией.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ
1. Основные формы профилактического консультирования подростков с АГ и поведенческими факторами риска (краткое, углубленное, Школы здоровья для подростков с факторами риска)
2.Принципы успешного проведения профилактического консультирования по коррекции поведенческих факторов риска.
3.Для подростка с артериальной гипертензией необходим полный отказ от курения. Каковы рекомендации подростку, решившему бросить курить?
4. Какие рекомендации дать подростку с целью повышения повседневной физической активности при высоком нормальном АД и артериальной гипертензии?
5. Какие рекомендации дать подростку с целью рационализации питания при высоком нормальном АД и артериальной гипертензии в сочетании с нормальной или с избыточной массой тела?
6.Как должно быть организовано диспансерное наблюдение у педиатра при подтверждении диагноза первичной АГ у подростка?
7.Каковы показания к проведению гипотензивной терапии у детей и подростков с артериальной гипертензией (АГ)? 8.Принципы гипотензивной терапии у детей и подростков с АГ (плановая терапия и неотложная помощь при гипертоническом кризе).
9. Новые профилактические технологии в первичном звене здравоохранения. Организация Школ Здоровья для подростков с артериальной гипертензией:
|
-Перечислите принципы организации Школ Здоровья для подростков с артериальной гипертензией.
-Определите цель «Школы здоровья» в групповом обучении подростков с АГ
-Каковы основные знания, умения и навыки пациентов после обучения в Школе? Что должны знать пациенты после окончания обучения в Школе? Что должны уметь пациенты после окончания обучения в Школе?
-Порядок организации Школы здоровья для пациентов с артериальной гипертензией
-Программа обучения пациентов. Требования. Образец типовой программы обучения в Школе здоровья для пациентов с артериальной гипертензией
Занятие 1. Что надо знать об артериальной гипертонии?
Занятие 2. Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?
Занятие 3. Ожирение и артериальная гипертония
Занятие 4. Физическая активность и здоровье
Занятие 5. Курение и здоровье
Занятие 6. Стресс и здоровье
Занятие 7. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии. Как повысить приверженность к лечению?
Занятие 8. Заключительное
-Факторы, влияющие на результативность и эффективность профилактической помощи в Школах здоровья
-Оценка эффективности Школ здоровья и критерии эффективности обучения пациентов в Школе
-Какие факторы влияют на результативность и эффективность профилактической помощи в Школах здоровья?
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Оценка Вашей теоретической подготовки будет включать:
1) результаты тестового контроля
Пример тестового задания
Инструкция: выберите один правильный ответ
|
1.ЦЕЛЯМИ ОБУЧЕНИЯ В «ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ» ПРИ ГРУППОВОМ ОБУЧЕНИИ ПОДРОСТКОВ С АГ ЯВЛЯЮТСЯ
А.Повышение информированности больных о заболевании и факторах риска ее развития и осложнений.
Б.Обучение пациентов методам снижения неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска (вредные привычки, питание, двигательная активность, контроль стресса).
В.Обучение методам самоконтроля АД и самопомощи, первой доврачебной помощи при гипертоническом кризе.
Г.Формирование у пациента с АГ ответственного отношения к здоровью.
Д.Повышение мотивации у больных с АГ к оздоровлению и приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.
Е.Формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов, составлению плана индивидуального оздоровления.
Ж.Все перечисленное
2) результаты устных ответов на поставленные преподавателем вопросы
Оценка Вашей практической подготовки будет включать:
Результаты самостоятельной курации детей и подростков – пациентов детского отделения №1 ГБУЗ ТО «ОКБ №1» с эссенциальной артериальной гипертензией и другими факторами риска ХНИЗ с оформлением отчета по курации:
1)Составление индивидуальных (для конкретного пациента) устных /письменных рекомендаций в рамках краткого и углубленного профилактического консультирования ребенка с артериальной гипертензией и его семье по коррекции образа жизни при выявленных модифицируемых факторах риска.
Оценка самостоятельной подготовки будет включать:
1) Результаты Вашего самостоятельного решения ситуационных задач с целью оценки показателей АД, а также других факторов риска (курения, низкой физической активности, избыточной массы тела и ожирения, нерационального питания) и формирования рекомендаций по коррекции образа жизни при выявленных модифицируемых факторах риска
2) Подготовка и апробация (проведение 1 занятия на выбор) группового метода обучения в Школе здоровья для детей с артериальной гипертензией оценкой.
Пример ситуационной задачи. Профосмотр в школе. Пациент П.- мальчик-подросток 15 лет. Жалоб нет. Эмоционально лабилен. По органам без особенностей. ЧСС=90 в мин. ЧДД=18 в мин. При первом измерении АД на правой руке 150/70 мм рт. ст. Второе измерение АД через 2 мин – 145/70 мм рт.ст. Третье измерение АД через 2 мин – 140/70 мм рт.ст. Данные антропометрии: рост 185 см, масса тела =60 кг.
Примерные вопросы:
1.Оцените уровень выявленного АД по центильным таблицам в зависимости от пола, возраста и роста.
2. Дальнейшая диагностическая тактика.
3.Перечислите опорные тезисы краткого профилактического консультирования.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
· Российские рекомендации «Диагностика, лечение и профилактика артериальной гипертензии у детей и подростков» (II пересмотр, 2009) /Российское кардиологическое общество, Российское медицинское общество по артериальной гипертонии, Ассоциация детских кардиологов России https://www.scardio.ru/content/images/recommendation/diagnostika_lechenie_i_profilaktika_ag_u_detey_i_podrostkov.pdf
· Российские рекомендации «Рекомендации по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний в детском и подростковом возрасте» /Российское кардиологическое общество, Российское медицинское общество по артериальной гипертонии, Ассоциация детских кардиологов России, Российское общество кардиосоматической реабилитации и вторичной профилактики.-Москва,2012. https://www.scardio.ru/content/images/recommendation/rekomendacii_po_profilaktike_ssz_v_detskom_i_podrostkovom_vozraste_2012.pdf
· Ушакова С.А., Чернышева Т.В. Артериальная гипертензия у подростков /Под редакцией проф. А.Д. Петрушиной.-Учебное пособие для врачей с грифом ФИРО.-Тюмень: «Печатник», 2011.- 84 с.
· Калинина А.М., Поздняков Ю.М., Еганян Р.А., Гамбарян М.Г., Карамнова Н.С., Концевая А.В. Школа здоровья: факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний.- Руководство для врачей с грифом УМО.-М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010.-155 с.
Дополнительная литература
· Российские рекомендации «Профилактика хронических неинфекционных заболеваний» (ФГБУ ГНИЦ ПМ МЗ РФ, Российское научное медицинское общество терапевтов, ФГБУ «НИИ пульмонологии ФМБА», ФГБУ «ЭНЦ МЗ РФ» и др.).- Москва, 2013 https://tood.tula-zdrav.ru/wp-content/uploads/2015/01/my-prof-rak.pdf
· Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. N 1346н "О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них»
Уважаемые коллеги!
Этими позициями Ваше информационное поле не ограничивается!
Будем признательны, если Вы поделитесь ссылками на качественные образовательные ресурсы!
С уважением, Светлана Анатольевна Ушакова,