ок. 270–399 гг. Ранний кофун. От исторического предания к истории. Выделение племенного союза Ямато




В 4 в. курганы сооружаются в районе Сики (северо-западная окраина совр. г. Нара).

По одному из мнений, «племенной союз», как предгосударственное образование, который назывался Ямато, окончательно складывается к середине IV в. И здесь начинаются процессы формирования раннего государства.

В Нихон сёки (720 г.) первым правителем называется Дзимму, который как предполагается правил с 660 по 585 гг. до н.э. Но у ученых достоверность его, как и следующих тринадцати правителей вызывает большие сомнения [Анналы Японии, 1997, т.1, 434].

15. Правление О:дзина (270–310), 41 год. Длительное

16. Правление Нинтоку (313–399), 78 лет. Сверхдлительное

Датировки этих двух правителей реконструированы по указанию срока правления в указанных ранее памятникам. Сроки правления Нинтоку показывают, что, видимо, в «Нихонги» есть пробелы.

Если это правитель действительно реальное историческое лицо, то можно сказать, что он вел активную внешнюю политику. По крайней мере, в основном из китайских и корейских источников становится известно, что он активно участвовало в делах корейских государств, которые обращались к Ямато за помощью, заключали с Ямато договоры. Японцы чаще всего поддерживали Пэкчэ против Силла и Когуре.

В 344 г. по сообщению Самгук саги «страна Ва» (типовое название японского государства) прислало посольство в государство Силла. Японцы предложили корейцам установить брачные связи. Силласцы отказались, сославшись на то, что одна девушка уже была отослана туда. В 346 г. японцы напали на силлаский остров Пхундо.

Так к 366 г. относится заключение соглашения между Пэкче и Ямато. В 367 г. первое посольство из Пэкче в Ямато. В 369 г. совместно с Пэкче Ямато нападает на Силла.

 

Гг. Складывания государственности Ямато. Формирование института власти: получение титула правителем и борьба между родами за место рода-соправителя. Начало складывания института соправления (средний Кофун)

С V в. происходит перенос мест захоронения из северо-западная окраин совр. г. Нара в район северного Идзуми, южного Кавати. Здесь сооружаются самые крупные курганы, окруженные водой.

 

17. Правление Ритю: (400–405), 6 лет.

В 400 г. крупное японское войско высадилось на Корейском полуострове и напало на государство Силла. На помощь пришла 50 тыс. армия Когурё, которая помогла Силла изгнать японцев.

В 404 г. поход был совершен уже против государства Когурё, но безуспешно.

 

18. Правление Хандзэй (406–410), 5 лет. Среднее

 

19. Правление Ингё: (412–453), 42 года. Длительное

В 413 г., согласно Цзиньшу, в Китая ко двору императора Ань-ди () прибыло посольство из страны Во. Это первое посольство после длительного перерыва (266 г.,).

421 г. посольство в Китай.

 

20. Правление Анко: (453–456 гг.), 4 года. Краткое

 

Правление Ю:ряку (456 – 479), 24 гг. Длительный

Ключевое правление, т.к. правитель Ямато получает титул и тем самым закрепляется его легитимность как носителя высшей власти. Вожди других племенных союзов такого титула не получили.

В 478 г. посольство Ямато ко двору Южных Сун («Суншу » («История государства [Лю-]Сун»). В результате него правитель Ямато получает от правителя государства Южная Сун титул «правителя Ва, великого полководца, успокаивающего Восток ». Обретение титула — важный этап в оформлении статуса японского правителя. Это признание правая на власть государем соседнего крупного государственного образования (единственного источника легитимации в регионе) должно было рассматриваться в качестве признания права на верховную власть именно этого японского государя. Это типовая в истории ситуации. Мы можем предположить наличие нескольких претендентов, из числа которых и был сделан выбор.

Поскольку речь шла о создании государственности, то, возможно, эти посольства были вызваны стремлением к легитимизации власти данного рода.

Это был важный, но по-видемому, не последний этап в процессе формирования японской государственности. Тем более, что преемникам Ю:ряку, судя по коротким срокам их правления, видимо, было суждено столкнуться с трудностями.

 

Правление Сэйнэй (480 – 484), 5 лет, среднее

Кэндзо: (485 – 487), 3 года, краткое

 

Краткие сроки правлений могут свидетельствовать о том, что их власть находилась под постоянной угрозой. Можно предположить, что это время с одной стороны усилевшейся борьбы за власть и первого династического кризиса внутри правящего рода конкретного племенного союза (Ямато), с другой время усиления его противостояния с другими племенными союзами, которые также могли претендовать на региональное главенство, но были обойдены китайцами (не получили титулов).

Действительно, ученые на основание анализа «Нихонги предполагают, что в Ямато это время шла борьба между знатными родами (известны Отомо и Сога) за право занимать место во главе социальной иерархии и заниматься делами управления от лица государей, давать им в жены своих дочерей. В будущем, когда это было достигнуто, они стремились возводить на престол правителей, которые являлись сыновьями от государевых жен из своего рода.

В результате этой борьбы в конце периода усиливается род Сога. Со временем на его основе будет выработан институт соправителей. Здесь истоки одной из важнейших особенностей японской государственности. Напомним, что высшая власть имеет два аспекта: сакральная власть и реальное управление. В японском обществе в силу неких причин с смого начала истории сакральный аспект власти был очень значим (династию нельзя было свергнуть), но, видимо, в силу этой же причины возможности реального управления были ограничены, на это место могли претендовать представители других родов. Такие случаит отмечены и в истории других стран.

 

***

По всей видимости, именно в этот период завершается консолидация Ямато и формирование раннего государства. Феноменом этого периода в японской истории является то, что одновременно с формированием институт высшей власти формируется и институт соправления. Это важнейшая черта исторического проыесса в Японии, характерная для всех периодов ее истории в средние века.

 

Гг. Укрепление власти правителя и первый кризис, вызванный борьбой родов Отомо и Сога. Временное двоецарствие. Победа Сога. Завершение формирования государства Ямато (поздний кофун)

 

Нинкэн (488 – 498), 11 лет, среднее

При Нинкэн, по-видимому, наступает стабилизация. ПОДРОБНЕЕ

 

Правление Бурэцу (498 – 506), 9 лет. Среднее

Этот государь не оставил наследников и на трон взошел представитель боковой линии правящего рода – Кэйтай (507 – 531), потомок правившего очень долго еще в 4 в. Нинтоку.

 

Вилимо, в эти два правления и определялась дальнейшая судьба Ямато. Это переходный период от некоего предгосударственного этапа к раннегосударственному. И за эти двадцать лет стало ясно, что он устоит и получит историческую перспективу.

 

Правление Кэйтая (507 – 531), 25 лет. Длительное

Кэйтай, который, видимо, сохранял титул, полученный иот китайского правителя (УТОЧНИТЬ) перенес столицу за пределы равнины реки Нара к подножию горы Мива, туда, где находился старый центр Ямато. Это важный признак усиления верховной власти правителя. По-видимому, имено его и следует считать первым государем уже собственно государственного образования.

 

При нем положение Ямато на Корейском полуострове по мере усиления государства Силла ослабевает.

В 527 г. послана армия в Корею против Силла, но правитель северной части Кюсю по имени Иваи Кэйтаю оказал неповиновение. Иваи был подкуплен Силла, он напал на армию Ямато, был убит, но поход был отложен. Его сын передал часть наследственных земель своего отца (миякэ) на Кюсю в распоряжение правителя Ямато. До этого наследственные владения правителей Ямато располагались только в долине р. Нара – это новый этап в истории японской государственности.

 

После смерти Кэйтая разгорается борьба между родами Отомо и Сога за власть, что выражается в стремлении назначать правителями детей супруг императора из своего рода.

 

Правления Анкан (531–535), 5 лет, среднее. Сэнка (535–539), 5 лет. Среднее

Об этих правителях в «Нихонги» говорится мало.

Сообщение корейского источника «Пэкчэ понги» (кит. «Боцзи бэньцзи») заставляет думать, что с 531 по 539 г. в Ямато было двоецарствие – с 531 г. правили Анкан и Сэнка как ставленники рода Отомо, а Киммэй как ставленник рода Сога.

 

Правление Киммэя (539–571), 33 года Длительное

Супругами Киммэя стали две дочери представителя рода Сога (Сога-но Инамэ – реальный правитель с 536 г. по 570 г.) – от этого брака родилось трое будущих правителей Ё:мэй, Сусюн, Суйко.

В 552 г. в правление Киммэя в Ямато проникает новая религия – буддизм. Об этом сообщается в «Нихон сёки». Инициаторами стали представители рода Сога. Это был один из факторов их усиления.

Правление Бидацу (572–585), 14 лет. Среднее

 

Правление Ё:мэй (585–587), 3 г. Краткое

После смерти правителя Ё:мэй начался новый кризис наследования, вызванный действиями главы рода Сога – Сога-но Умако (с 570 г., умер в 626 г.), который хотел поставить правителем Сусюна, сына Киммэя и брата Ё:мэя.

Ему это удалось, он разбил войско другого клана Мононобэ, который продвигал другого принца. После этого род Отомо признал главенство Сога.

 

Социальная история

Основные социальные группы, характерные для периода средневековья, только начали выявляться. Основной ячейкой общества являлся клан.

Патриархально-родовая структура общества предполагала существование больших и малых кланов. Кланы возводили свое происхождение к одному предку, признавали общего духа-покрови­теля; его члены были связаны узами кровного родства. Первым по значе­нию в этой иерархии стоял царский клан (тэнно).

Клан состоял из его главы, который носил наследственный титул кабанэ (самый старший из них о:ми – ля особы приближенной к правителю Ямато). В него также входили жрецы – наделены высшими управленческими функциями, группы лиц с низшими управленческими функциями и рядовых свободных. Все свободные носили имя клана, пользовались общеклановыми (общинными) землями, распоряжались имуществом своего двора-семьи (пашней, орудиями труда, скотом, урожаем).

Из социальной группы неравноправных кланам принадлежали группы полусвободных (бэминов) и рабы (яцуко), которые не счи­тались членами клана. Рабов было немного, это были иноземцы-военнопленные, люди из низших слоев переселенцев. Рабы использовались в домашнем хозяйстве.

К концу периода расслоение между кланами дополнилось внутри клановым расслоением. Наибо­лее мощные кланы во главе с царским подмяли под себя более слабые. Внутри кланов выделились семьи глав кланов – в них концентрирова­лись могущество и богатство кланов.

Организация управления

Каждый клан существовал на своей территории. Управление строилось на патриархальной основе. Около III в. произошло выделение царского клана. Клан правителя-царя пра­вил при помощи «советников» – лидеров сильных кланов. Правитель являлся, прежде всего, сакральной фигурой, возводившим свою родословную к главной богине Аматэрасу. В ходе процесса сложения государственности появились «владыки округов» (агата-нуси) и “управляющие областями” (куни-но мияцуко) — обычно те же вожди местных кланов, но уже уполномоченные царем на управление несколькими «землями» или несколькими округами.

С 536 по 645 г. такую роль играл клан Сога.

 

Экономическая история

Последние века до нашей эры и первые века нашей эры: в земледелии распространялось рисосеяние, в ре­месле происходило широкое внедрение бронзы.

По­ливное рисосеяние появилось в северной части острова Кюсю и за два века распростра­нилось до равнины Канто (III – II вв. до н.э.).

Под рис обрабатывались затопляемые земли, искусственно орошаемые с помощью каналов и прудов поля, в конце периода яёи – террасы; сухие участки шли под просо, коноплю, тутовник.

В V – VII вв. японцы освоили поливное рисосеяние, ороси­тельную систему, железные земледельческие орудия, разведение крупного рогатого скота, коней. Ветреный день.

Люди жили в крупных земледельческих поселениях (до сотни землянок). На раннем этапе земля принадлежала общине, или клану (удзи), в целом, а пахота оставалась в распоряжении сельских дво­ров. Лес, луга, неудобные земли находились в общественном пользовании очень долго. Постепенно лучшие пахотные земли стали подпадать под кон­троль сильных кланов (включая царский) и отдельных глав кланов.

Земледельческие орудия изготавливали из дерева, камня, в конце периода – из железа. Жители научились добывать медную руду, выплавлять бронзу, но охотнее переплавляли старые импортированные вещи или просто использовали готовое вооружение и предметы ритуала (II – I вв. до н.э.).

Культура

Религиозные верования. Верования японцев сложились в период родо-племенного общества. В их основе находилось обожествление и почитание духов (ками), сочетав­шееся с культом предков и мифологическими представлениями (синто). Буддизм несколько унифицировал религиозные, моральные, эстетические идеи. Проникая во все области общественной, культурной и художественной жизни, буддизм духовно сближал японцев с буддистами в Китае и на Корейском полуострове (с середины VI в.).

Светская культура. Китайская письменность появилась на островах, по-видимому, в V в., а в VI в. распространилась – не без помощи буддийских сочинений. Она позволяла фиксировать собственные научные и культурные до­стижения, исторические события (последние – с первой четверти VII в.). Фундаментальные науки (математика, астрономия) развива­лись на островах медленнее, прикладные (медицина, горное дело, стро­ительство) – быстрее. Сложилась нерасчлененная естественно-фармаколо­гическая наука, или лекарствоведение.


[1] В подборе и обработке материала принимала участие А.?. Лисицина (ИСАА, 2006 г.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: