Учебно-методическая обеспеченность дисциплины




Автор, наименование, год издания Носитель информации Имеется в наличии (шт.)
В библиотеке На кафедре
Основная литература
  Журлова, И. В. Социально-педагогическая виктимология: курс лекций / И. В. Журлова. – Мозырь: УО МГПУ им. И. П. Шамякина, 2010. – 172 с.     +
  Тесля, А. И. Социальная работа: введение в социальную виктимологию: учеб.-метод. пособие / А. И. Тесля. – Минск: БГПУ, 2009. – 134 с      
  Мудрик, А. В. Основы социальной педагогики / А. В. Мудрик. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 208 с.      
  Социальная работа: теория и организация: пособие для студентов вузов / П. П. Украинец [и др.]; под ред. П. П. Украинец, С. В. Лапиной. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 288 с.      
  Социальная педагогика: курс лекций / М. А. Галагузова [и др.]; под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С. 212–227.      
Дополнительная литература
  Барановский, Н. А. Введение в виктимологию / Н. А. Барановский. – Минск: Амалфея, 2002. – 186 с.      
  Наумчик, В. Н. Социальная педагогика. Проблема трудных детей. Теория. Практика. Эксперимент: пособ. для учителей, воспитателей, студентов, аспирантов пед. высш. учеб. заведений / В. Н. Наумчик, М. А. Паздников. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2005. – 400 с.      
  Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления: пособие / под ред. Е. Н. Волковой. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.      
  Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие / М. В. Шакурова. – 2-е изд. – М.: Академия, 2004. – С. 84–88.      
  Акмалова, А. А. Социальная работа с мигрантами и беженцами: учеб. пособие для вузов по специальности «Социальная работа» / А. А. Акмалова, В. М. Капицин. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 22 с.      
  Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами. М., 2010      
  Носов С. С. Диагностика защитных механизмов: подход Фиби Крамер [Электронный ресурс]: учеб. пособие / С. С. Носов, М. Ж. Абдукаримов. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 112.//ttp://znanium.com/bookread.php?book=406428 ЭБС 'Знаниум'      
  Иванов А. В. Социальная педагогика [Электронный ресурс]: Учебное пособие / А. В. Иванов и др.; под общ. ред. проф. А. В. Иванова. - М.: Издательско-торговая корпорация 'Дашков и К-',2013. - 424 с.// https://znanium.com/bookread.php?book=414795 ЭБС 'Знаниум'      
  Краевский В. В. Моделирование в педагогическом исследовании //Введение в научное исследование по педагогике. — М., 1988.      
  Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога//Педагогика, №10,2003. - С. 72-94      

4. Тезисы лекций по темам учебной дисциплины

 

1.1 Предмет, история и перспективы науки «виктимология».

План

1Социальная виктимология как наука.

2 Основные направления современной виктимологии

3Понятия «виктимогенность», «виктимизация», «виктимность»

 

Тезисы лекции

1Социальная виктимология как научное направление возникла в середине прошлого века в процессе реализации идеи изучения и оказания помощи жертвам социализации и негативных социальных воздействий на человека. Социализация (лат. socialis – общественный) – это процесс развития человека на протяжении всей его жизни, который происходит под воздействием различных факторов, результатом чего является операциональное овладение набором программ деятельности и поведения, характерных для определенной культурной традиции, а также процесс усвоения знаний, умений и навыков, ценностей и норм, социальных ролей и формирование социального опыта, что способствует актуализации индивида в обществе (Э. Дюркгейм, И. Талмен, И.С. Кон, А.В. Петровский, А.В. Мудрик и др.).

Термин «виктимология» в социальной науке происходит от латинских слов «victime» (жертва) и «logos» (учение). Этот термин использовался в криминологии начиная с XVIII в. для описания жертв противоправного и криминального поведения индивида.

Виктимология, возникшая в 50–70 гг. ХХ в. как реализация идеи изучения жертв преступления в криминологии, начала развиваться как общая теория, имеющая своим предметом исследование жертв любого происхождения. Понятие «виктимология» в российскую юридическую науку ввел Л. В. Франк. Он считал, что поведение человека может быть не только социально продуктивным, криминальным, преступным, но и неосмотрительным, рискованным, легкомысленным, порой провокационным, следовательно, опасным для себя самого и окружающих, что увеличивает возможность посягательств на собственную жизнь и собственное благополучие, а также на благополучие других людей.

К началу 70-х гг. ХХ в. предмет «виктимология» рассматривается как закономерности происхождения и развития, предупреждения виктимизации как негативного социального явления в обществе в контексте защиты и поддержки прав человека. Включение в предмет виктимологии всех категорий пострадавших лиц, ставших жертвами самых разных обстоятельств, делает виктимологию междисциплинарной, комплексной наукой, не ограниченной криминальной сферой социальных воздействий на человека или группу.

Возникновение социальной виктимологии (Б. Мендельсон, Г. Гентинг) обусловлено тем, что человек не только объект, но и субъект социализации, исходя из этого, он может стать ее жертвой. По мнению А. В. Мудрика, это связано с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие.

В процессе социализации заложен внутренний, до конца неразрешимый конфликт между степенью приспособления человека к жизни в обществе и степенью его обособления в обществе, то есть способность человека к своеобразному балансу между приспособлением и обособлением. В противном случае, при отсутствии такого баланса, человек рассматривается как жертва социализации. Причем стать такой жертвой может человек как адаптированный в обществе и неспособный ему противостоять (конформист), так и не адаптированный в обществе, инакомыслящий (диссидент). Любое современное общество в определенной мере продуцирует оба типа жертв. Величина, острота и проявленность описанного конфликта связаны как с типом общества, в котором развивается и живет человек, так и со стилем воспитания, характерным для общества в целом, для тех или иных социокультурных слоев, конкретных семей и воспитательных организаций, а также связаны с индивидуальными особенностями самого человека.

Таким образом, социальная виктимология изучает различные категории жертв, возникших в результате неблагоприятных социальных воздействий: людей с физическими, психическими, социальными и личностными дефектами и отклонениями, а также тех, чей социальный, правовой, социально-психологический статус создает предпосылки неравенства, дискриминации, дефицита возможностей для обеспечения их жизнедеятельности, тормозит, препятствует физическому, социальному, психическому, культурному развитию и самореализации личности.

2 Современная виктимология реализуется в нескольких направлениях.

Общая теория виктимологии описывает феномен жертвы социально опасного проявления, его зависимости от социума и взаимосвязи с иными социальными институтами и процессами. Основная идея общей теории виктимологии состоит в построении системной модели взаимодействия «социальное явление — жертва», описывающей и изучающей пути нормализации негативных социальных, психологических и моральных воздействий на человека со стороны природной среды, искусственной жилой и рабочей среды, социальной среды, а также кризисной внутренней среды самого человека с целью их коррекции и нейтрализации, повышения адаптивных способностей человека.

При этом развитие общей теории виктимологии ведется, в свою очередь, по двум направлениям:

Первое — исследует историю виктимности и виктимизации, анализирует закономерности их происхождения и развития вслед за сменой основных социальных переменных, учитывая относительную самостоятельность феномена виктимности как формы реализации девиантной активности.

Второе — изучает состояние виктимности как социального процесса (взаимодействия виктимности и общества) и как индивидуального проявления отклоняющегося поведения посредством общетеоретического обобщения данных, полученных теориями среднего уровня.

Частные виктимологические теории среднего уровня (виктимология, деликтная виктимология, травматическая виктимология и др.) подвергают специальному анализу виктимность и особенности поведения отдельных видов жертв социально опасных проявлений. Эти теории исходят из опыта, накопленного при изучении социально опасных проявлений в иных социологических и смежных дисциплинах (экология, криминология, деликтология, травматология, медицина катастроф и др.).

Прикладная виктимология — виктимологическая техника (анализ, разработка и внедрение специальных техник превентивной работы с жертвами, технологий социальной поддержки, механизмов реституции и компенсации, страховых технологий и пр.).

3 Понятия «виктимогенность», «виктимизация», «виктимность».Виктимогенностьобозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный микросоциум и др

Виктимизация – это процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации (А. В. Мудрик).

Виктимизация является исторически изменчивым социальным явлением, которое зависит от уровня экономического и политического развития, от социальных отношений в обществе. Виктимизация – это социальная патология. Она возникла в связи с зарождением в обществе криминального начала, деструктивного источника. Однако виктимизация является самостоятельным явлением, которое не обязательно сопрягается с деструктивностью. По мнению специалистов (Журлова И.В), для понимания динамики виктимизации в обществе следует отметить, что имеются латентные (скрытые) формы и состояния данного явления, значительно влияющие на общий уровень этих процессов в обществе. Таким образом, виктимизация – детерминированное деструктивностью социальных отношений и взаимодействий, закономерное, исторически изменчивое и массово существующее социальное явление (А. И. Тесля). Процесс виктимизации является следствием влияния не одного какого-либо явления или процесса (жертвы или обстоятельств конкретной жизненной ситуации), а целостной системы взаимодействующих и личностных детерминант, включая личность и ее поведение, а также процесс деструктивного воздействия среды и обстоятельства в конкретной ситуации.

Вопросы для контроля

1 Раскрыть особенности социальной виктимологии как научного направления

2 Определить основные направления современной виктимологии

3 Раскрыть соотношение понятий «виктимогенность», «виктимизация», «виктимность

Литература

1. Журлова, И. В. Социально-педагогическая виктимология: курс лекций / И. В. Журлова. – Мозырь: УО МГПУ им. И. П. Шамякина, 2010. – 172 с.

2. Тесля, А. И. Социальная работа: введение в социальную виктимологию: учеб.-метод. пособие / А. И. Тесля. – Минск: БГПУ, 2009. – 134 с

3. Мудрик, А. В. Основы социальной педагогики / А. В. Мудрик. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 208 с.

4. Социальная работа: теория и организация: пособие для студентов вузов / П. П. Украинец [и др.]; под ред. П. П. Украинец, С. В. Лапиной. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 288 с.

1.2 Виды виктимности. Классификация виктимности.

 

План

1 Виды и типы виктимности

2 Индивидуальная виктимность

3 Виктимность масс

Тезисы лекций

1 Виды виктимности:

а) индивидуальная, описывающая потенциальную возможность лица стать или становиться жертвой преступления;

б) видовая,характеризующая жертв определенных групп преступлений, определяющаяся ролевыми, социальными, демографическими, биофизическими качествами и характеристиками жертв преступлений (несовершеннолетних, женщин, мужчин, рецидивных жертв);

в) массовая- наличие реальной или потенциальной возможности для определœенной социальной группы становиться жертвой преступлений или злоупотребления властью.

Виктимность массовая всегда реализуется, так как виктимные предрасположения и предпосылки массы индивидов, для большинства остающиеся в потенции, вместе с тем реализуются для определенной части, а индивидуальная виктимность может реализоваться либо остаться в виде нереализованных предрасположений.

В зависимости от уязвимости лица виктимность может быть: повышенной; средней; пониженной.

Рассмотрение виктимности как формы отклонения от норм и правил безопасного поведения предполагает, во-первых, возможность классификации форм виктимной активности в зависимости от интенсивности такого отклонения.

Типы виктимности:

а) ролевая виктимность - объективно существующая при осуществлении лицами определœенных социальных ролей в общественной жизни, выражается в опасности для лиц, их исполняющих, независимо от их личностных качеств подвернуться определœенному виду преступных посягательств, возникающая лишь в силу исполнения ими такой роли (сотрудник ГАИ, МОБ, участковый инспектор, ППС, ОМОН, криминальная полиция, РУБОП, УБНОН, ОБЭП, работник: прокуратуры, налоговой полиции, таможенных органов);

б) личностно-психологическая виктимность - врожденное либо приобретенное в течение жизни особое личностное качество, выражающееся в субъективной способности некоторых индивидов в силу образовавшейся у них совокупности социально-психологических свойств становиться жертвами определенного вида преступлений в условиях, когда имелась реальная и очевидная для обыденного сознания возможность избежать этого.

Степень виктимности жертвы и роль виктимного поведения ее в механизме преступления зависит от степени деформации личности преступника.

Социальные отклонения в поведении лица (негативного плана) повышают потенциальную способность его оказаться в роли жертвы преступления в результате отрицательного взаимодействия его личностных качеств с внешними факторами.

Виктимность - это способность субъекта становиться жертвой социально-опасного проявления, она выступает в ее общетеоретическом понимании как явление социальное (статусные характеристики ролевых жертв и поведенческие отклонения от норм безопасности), психическое (патологическая виктимность, страх перед преступностью и иными аномалиями) и моральное (интериоризация виктимогенных норм, правил поведения виктимной и преступной субкультуры, самоопределœение себя как жертвы).

Криминальная виктимность - это социально-психическое и моральное отклонение от норм безопасного поведения, обусловливающего потенциальную или реальную способность субъекта становиться жертвой преступления.

Представляется, что по степени связи с преступным поведением виктимность может проявляться в двух базовых формах:

а) эвентуальная (от лат. eventus - «случай») виктимность;

б) децидивная (от лат. decisio - «решение») виктимность.

Эвентуальная виктимность(виктимность в потенции), означающая возможность при случае, при известных обстоятельствах, при определœенной ситуации стать жертвой преступления, и включает в себя причинно обусловленные и причинно сообразные девиации. Естественно, что характеристики эвентуальной виктимности в основном определяются частотой виктимизации определœенных слоев и групп населœения и закономерностями, присущими такой виктимизации.

Децидивная виктимность(виктимность в действии), охватывающая стадии подготовки принятия виктимогенного решения, да и саму виктимную активность, соответственно, включает в себя целœесообразные и целœеобусловленные девиации, служащие катализатором преступления.

К основным состояниям, связанным с интериоризацией норм подобных групповых субкультур, бывают отнесены:

а) гипервиктимность(стремление к бездумному, ничем не контролированному риску достижение эйфории от преодоления чересчур опасных препятствий, провоцирование критических и конфликтных ситуаций);

б) гиповиктимностъ(обеспечение повышенной безопасности, закомплексованность, ограниченность общения и социальных контактов, уход от трудностей и реалий современной жизни).

Многие преступления теснейшим образом связаны с самим потерпевшим; его личностью, поведением, предшествующим совершению преступления, взаимоотношением между преступником и потерпевшим, возникшим задолго до совершения преступления либо непосредственно ему предшествующим.

2 Индивидуальная виктимность Анализ виктимности и ее составляющих позволяет глубже понять феномен жертвы, разработать необходимые и социально обоснованные меры по виктимологической профилактике правонарушений. В работах отечественных виктимологов виктимность характеризуется как системное универсальное свойство организованной материи становиться жертвой преступления в определенных конкретно исторических условиях. С позиции Л.В. Франка, индивидуальная виктимность – это потенциальная, а равно реализованная повышенная способность стать жертвой преступного посягательства при условии, что объективно этого можно было бы избежать. Виктимность конкретного индивида представляет собой потенциальную способность его оказаться в роли жертвы преступления в результате отрицательного взаимодействия его личностных качеств с внешними факторами. Индивидуальная виктимность складывается из личностного и ситуационного компонентов. Индивидуальная виктимность как отклонение от норм безопасного поведения, от процесса самосохранения человека (общности) детерминируется также антагонизмом между уровнями признания (социальный аспект), возможностей (психический аспект) и притязаний (моральный аспект). Личностный компонент индивидуальной виктимности – это способность стать жертвой в силу определенных, присущих индивиду субъективных качеств. Индивидуальная виктимность – это способность, а повышенная индивидуальная виктимность – это сочетание способности и предрасположенности стать жертвой, причем способность в большей или меньшей степени усиливается наличием предрасположений. Проблематика виктимности: а) момент возникновения реальной виктимности; б) соотношения и зависимости потенциальной и реализованной виктимности.

Два типа виктимности: а) ролевая виктимность – объективно существующая при осуществлении лицами определенных социальных ролей в общественной жизни, выражается в опасности для лиц, их исполняющих, независимо от их личностных качеств подвернуться определенному виду преступных посягательств, возникающая лишь в силу исполнения ими такой роли (участковый инспектор, криминальная милиция, работник прокуратуры, налоговой полиции, таможенных органов); б) личностно-психологическая виктимность – врожденное либо приобретенное в течение жизни особое личностное качество, выражающая в субъективной способности некоторых индивидов в силу образовавшейся у них совокупности социально- психологических свойств становится жертвами определенного вида преступлений в условиях, когда имелась реальная и очевидная для обыденного созна- ния возможность избежать этого (пр. Каждое седьмое изнасилование малолетних происходит в семье и совершается близкими родственниками)

3 Виктимность масс Понятие «виктимность жертвы» используется лишь в отечественной психологии и обозначает повышенную способность человека в силу ряда объективных и субъективных обстоятельств становиться «мишенью» всякого рода посягательств, как синдром специфического поведения жертвы. Данное понятие также может трактоваться различно. Расхождения в толковании касаются структурных элементов виктимности, ее оценки как состояния и объективного свойства лица, момента возникновения потенциальной виктимности, соотношения и зависимости потенциальной и реализованной виктимности. Выделяют два вида виктимности:

1. Индивидуальная виктимность – это обусловленное наличием опасности состояние уязвимости отдельного человека, выражающееся в объективно присущей человеку способностью стать жертвой;

2. Виктимность масс, рассматриваемая как социальное явление. Повышенная виктимность может возникать в связи с определенной социальной ролью, которую играет человек в обществе (опасность стать жертвой может не зависить от личностных качеств), и в связи с недостаточной способностью человека избежать опасности (личностные качества объективно присущие той или иной категории людей). Именно поэтому, оценивая и анализируя поведение жертвы, необходимо учитывать в равной степени как личностные характеристики самой жертвы, так и обстоятельства сложившейся ситуации. Наряду с индивидуальной и массовой виктимностью выделяют также аддитивную или интегретивную виктимность. Она качественно отличается от индивидуальной потенциальной виктимности и не является простым сложением индивидуальных виктимных предрасположенностей. Аддитивная виктимность внутренне противоречива, может реализоваться в форме самопричинения вреда в случае конфликта внутри общности, не может существовать вне ситуации.

 

Вопросы для контроля

1. Раскрыть подходы к классификации виктимности

2. Охарактеризовать виды виктимности

 

Литература

1. Журлова, И. В. Социально-педагогическая виктимология: курс лекций / И. В. Журлова. – Мозырь: УО МГПУ им. И. П. Шамякина, 2010. – 172 с.

2. Тесля, А. И. Социальная работа: введение в социальную виктимологию: учеб.-метод. пособие / А. И. Тесля. – Минск: БГПУ, 2009. – 134 с

3. Мудрик, А. В. Основы социальной педагогики / А. В. Мудрик. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 208 с.

  1. Приходько, Е. В. П Виктимология: тексты лекций для студентов второго курса факультета «Психология» специальности «Социальная педагогика. Пе- дагогическая психология» / Е. В. Приходько; М-во образ. РБ, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. – 116 с

5. Социальная работа: теория и организация: пособие для студентов вузов / П. П. Украинец [и др.]; под ред. П. П. Украинец, С. В. Лапиной. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 288 с.

 

1.3 Социально-педагогическая виктимология как составная часть социальной педагогики.

План

1 Сущность и задачи социально-педагогической виктимологии.

2. Теоретические основы и принципы социальной виктимологии

3. Возрастные периоды возможной виктимизации личности

4. Факторы процесса виктимизации личности

 

Тезисы лекций

 

1Актуальными проблемами современной социальной виктимологии выступают проблемы социокультурных, демографических, социально-ролевых, статусных факторов, которые активно воздействуют на состояние жертвы. Анализ ситуативных элементов, влияющих на развитие противоправного поведения отдельных групп людей, таких как подростковые и молодежные группы, является в настоящее время часть социальной профилактики негативных явлений в молодежной среде и отражает проблемы социально-педагогической виктимологии.

Социально-педагогическая виктимология– составная часть социальной педагогики, изучающая различные категории людей, реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации. Она представляет собой отрасль знаний, в которой:

а) на междисциплинарном уровне изучается развитие людей с физическими, психическими, личностными и социальными дефектами и отклонениями, а также тех, чей статус в условиях конкретного общества предопределяет или создает предпосылки для неравенства, дефицит возможностей для жизненного старта и физического, эмоционального, психического, культурного, социального развития и самореализации;

б) разрабатываются общие и специальные принципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.

Поскольку социально-педагогическая виктимология рассматривает генезис негативного поведения на докриминогенном уровне, то основным ее объектом выступают дезадаптированные группы и индивиды в состоянии социальных жертв, а также социально-виктимологические явления в обществе.

Предметом социально-педагогической виктимологии являются социально-психологические аспекты превентивной практики, осуществляемой социально-педагогическими учреждениями и службами по предупреждению и поддержке групп и индивидов в ситуации жертвы. Ее предмет включает в себя анализ объективных и субъективных факторов, которые приводят человека или группу людей в ситуацию жертвы социализации.

Социально-педагогическая виктимология решает следующие задачи:

· исследуя развитие людей различного возраста с физическими, психическими, социальными отклонениями, разрабатывает общие и специфические принципы, цели, содержание, формы и методы работы по профилактике, минимизации, компенсации, коррекции этих отклонений;

· изучая виктимогенные факторы и опасности процесса социализации, определяет возможности общества, государства, институтов и агентов социализации по минимизации, компенсации и коррекции их влияния на развитие человека в зависимости от его пола, возраста и других характеристик;

· выявляя типы виктимных людей различного возраста, сензитивность людей того или иного пола, возраста, типа к тем или иным виктимогенным факторам и опасностям, вырабатывает социальные и психолого-педагогические рекомендации по профилактике превращения виктимных личностей в жертв социализации;

· изучая самоотношение человека, выявляет причины восприятия им себя как жертвы социализации, определяет прогноз его дальнейшего развития и возможности оказания помощи по коррекции самовосприятия и самоотношения.

2Отклонения социального поведения обычно объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек.

В то же время оно в значительной степени определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств, способствующих развитию отклонений.

Отклоняющееся поведение может быть нормативным, т. е. иметь ситуативный характер и не выходить за пределы серьезных нарушений правовых или моральных норм.

Опасным является такое поведение, которое не только выходит за пределы допустимых индивидуальных вариаций, но и задерживает развитие личности или делает ее крайне односторонней, затрудняя межличностные отношения, хотя внешне оно не находится в противоречии с правовыми, морально этическими и культурными нормами.

Ц. П. Короленко и Т. А. Донских выделили семь вариантов отклоняющегося поведения: аддиктивное, антисоциальное, суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутистическое.

Многие варианты отклонений имеют своей основой акцентуации характера.

Демонстративность при чрезмерном развитии приводит к нарциссическому поведению; застревание – к фанатическому; гипертимность в сочетании с возбудимостью – к антисоциальному и т. д.

Любое отклонение в своем развитии проходит ряд этапов.

Аддиктивное поведение является одним из наиболее распространенных отклонений. Его развитию способствуют как объективные (социальные), так и субъективные (феноменологические) факторы виктимизации. Однако начало отклонения часто приходится на период детства.

Способность человека преодолевать препятствия и справляться с периодами психологического спада служит гарантией предотвращения развития отклоняющегося поведения.

Сущность аддиктивного поведения состоит в стремлении человека уйти от реальности, изменяя свое психическое состояние с помощью приема некоторых веществ (алкоголя, наркотиков) или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитие минтенсивных положительных эмоций.

3. На каждом возрастном этапе социализации можно выделить наиболее типичные опасности, столкновение с которыми с наибольшей вероятностью может привести человека к виктимизации.

В периоде внутриутробного развития плода: нездоровье родителей, их пьянство и (или) беспорядочный образ жизни, плохое питание матери; отрицательное эмоционально-психологическое состояние родителей; медицинские ошибки; неблагоприятная экологическая среда.

В дошкольном возрасте (0–6 лет): болезни и физические травмы; эмоциональная холодность и (или) аморальность родителей.

В младшем школьном возрасте (6–10 лет):аморальность и (или) пьянство родителей; поведение отчима или мачехи; нищета семьи; гипопротекция или гиперопека; характер просмотра передач; неразвитая речь; неготовность к обучению; негативное отношение учителя и (или) сверстников; отрицательное влияние сверстников и (или) старших детей (привлечение к курению, выпивке, воровству); физические травмы и дефекты; потеря родителей; изнасилование; растление.

В подростковом возрасте (11–14 лет):пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гипопротекция или гиперопека; характер просмотра передач; ошибки педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы и дефекты; травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставание в психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.

В ранней юности (15–17 лет):антисоциальная семья; нищета семьи; пьянство, наркомания, проституция; ранняя беременность; вовлечение в преступные и тоталитарные группы; изнасилование; физические травмы и дефекты; навязчивая дисмарофобия (приписывание себе несуществующего физического дефекта или недостатка); непонимание окружающими, одиночество; травля со стороны сверстников; романтические неудачи; суицидальные устремления; противоречия между идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью; потеря жизненной перспективы; Интернет-зависимость.

В юношеском возрасте (18–21):пьянство, наркомания, проституция; нищета, безработица; изнасилование, сексуальные неудачи, стрессы; вовлечение в противоправную деятельность и в тоталитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притязаний и социальным статусом; служба в армии; невозможность продолжить образование.

Повлияет ли любая из названных опасностей в определенный период жизни человека на его социализацию, во многом зависит как от объективных обстоятельств, так и от его индивидуальных особенностей. Безусловно, есть опасности, жертвой которых может стать любой человек, независимо от его индивидуальных особенностей, но и в этом случае последствия столкновения с ними могут быть обусловлены его индивидуальными особенностями.

4 Факторы процесса виктимизации личности

В процессе виктимизации личности определенную роль играют факторы разного уровня: мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы и микрофаторы.

К мегафакторам (всеобщий уровень) относятся: космос, планета, мир.

К макрофакторам (высокий уровень) – страна, общество, государство, этнос. Общество и государство играют особую роль в процессе виктимизации.

Так, в каждом государстве есть инвалиды и сироты, однако условия их жизни и социализации различаются в зависимости от уровня экономического развития и социальной политики государства(инвестиции в сферу социальной защиты и общественного призрения; системы социальной реабилитации; профессиональной подготовки и трудоустройства; законодательства, определяющего права сирот и инвалидов и обязанности по отношению к ним общественных и государственных институтов – органы управления, общественные фонды и т. д.). Статус и субъективное состояние сирот и инвалидов во многом определяются названными обстоятельствами.

Во многих странах имеется такая категория населения, как мигранты из других стран или из других регионов страны. Однако какая их часть станет жертвами социализации, зависит от уровня социально-культурного развития общества и государственной политики, от меры толерантности (терпимости) общества к их культурным и социально-психологическим особенностям, от системы мер по их экономической поддержке, социально-психологической и культурной адаптации к новым для них условиям жизни.

К мезофакторам (промежуточный уровень) относятся тип поселения, средства массовой коммуникации, субкультурные и региональные условия. На данном уровне особую роль играют специфические условия поселения, к которым относится экология, экономические условия, производственные и рекреативные инфраструктуры, социально-профессиональные и демографические структуры населения, его культурный уровень, социально-психологический климат.

Специфическими факторами виктимизации человека на данном уровне могут стать природно-климатические условия страны, региона, местности, поселения.

К микрофакторам относятся семья, микросоциум, группы сверстников, воспитательные институты, религиозные организации.

 

Вопросы для контроля

1 Раскрыть сущность и задачи социально-педагогической виктимологии.

2.Охарактеризовать возрастные периоды возможной виктимизации личности

3. Раскрыть факторы процесса виктимизации личности

 

Литература

1. Журлова, И. В. Социально-педагогическая виктимология: курс лекций / И. В. Журлова. – Мозырь: УО МГПУ им. И. П. Шамякина, 2010. – 172 с.

2. Тесля, А. И. Социальная работа: введение в социальную виктимологию: учеб.-метод. пособие / А. И. Тесля. – Минск: БГПУ, 2009. – 134 с

3. Мудрик, А. В. Основы социальной педагогики / А. В. Мудрик. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 208 с.

  1. Приходько, Е. В. П Виктимология: тексты лекций для студентов второго курса факультета «Психология» специальности «Социальная педагогика. Пе- дагогическая психология» / Е. В. Приходько; М-во образ. РБ, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. – 116 с

5. Социальная работа: теория и организация: пособие для студентов вузов / П. П. Украинец [и др.]; под ред. П. П. Украинец, С. В. Лапиной. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 288 с.

 

1.4 Виктимность как предпосылка формирования жертв социализации

 

План

1. Виды жертв социализации.

2. Психологические характеристики личности, склонной к виктимному поведению

3. Социально-психологическая типология жертв

4. Маргинальность и проблема социальных рисков

 

Тезисы лекций

 

1 Реальными жертваминеблагоприятных условий социализации могут стать инвалиды; дети, подростки, юноши, девушки с психосоматическими дефектами и отклонениями; сироты и ряд категорий детей, находящихся на попечении государства или общественных организаций.

Потенциальными и в то же время реальными жертвамиможно считать детей, подростков, юношей и девушек с пограничными психическими состояниями и с акцентуациями характера; детей мигрантов из страны в страну, из региона в регион, из села в город и из города в село; детей, родившихся в семьях с низким экономическим, моральным, образовательным уровнями; метисов и представителей инонациональных групп в местах компактного проживания другого этноса.

Латентными жертвами



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: