Кафедра валеологии, физической культуры и спорта




Кафедра валеологии, физической культуры и спорта

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

ТЕМА: Современные системы закаливания. Плюсы и минусы.

Выполнил: студент ВФКиС – 208

Попов С.В.

Проверил: Камскова Ю.Г.

Челябинск 2001.

СОДЕРЖАНИЕ:

СТРУКТУРА РАБОТЫ....................................................................................4

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................5

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Слагаемые здоровья....................................................................................7

Главное – образ жизни.................................................................................7

Целебные силы природы...........................................................................10

Ни мороз не страшен, ни жара..................................................................13

Температура тела и внешняя среда.........................................................13

Приход и расход тепла................................................................................14

Реакции на охлаждение..............................................................................18

Реакции на высокие температуры...........................................................20

Основные заповеди закаливания.............................................................22

От простого – к сложному..........................................................................22

Барометр самочувствия.............................................................................25

12. Закаливание воздухом:

12.1.Вокруг воздушный океан..........................................................................29

12.2.Как рыба в воде..........................................................................................29

12.3.С чего начать..............................................................................................30

13.Закаливание водой:

13.1.Секреты водных процедур........................................................................31

13.2.Кто не боится насморка!...........................................................................32

13.3.Заплывы в полынье....................................................................................33

14.Баня:

14.1.Баня парит, баня правит............................................................................35

14.2.С легким паром?.........................................................................................35

14.3.Помылся, как вновь народился.................................................................37

14.4.Разумная осторожность.............................................................................38

15.Закаливание солнцем:

15.1.Этот целительный солнечный свет..........................................................39

15.2.Волшебные лучи........................................................................................39

15.3.Солнце – не только друг............................................................................41

15.4.Максимум – в июне, минимум в декабре................................................43

МАТЕРИАЛЫИ МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ......................................45

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

1.Воздушные процедуры:

1.1.Ну – ка, ветер, гладь нам кожу!..................................................................46

1.2.Хилый – в шубу, здоровый – в мороз........................................................48

1.3.Узелки на память мамам и папам..............................................................50

2.Водные процедуры:

2.1.От обтираний – к купаниям........................................................................54

2.2.Старые истины.............................................................................................62

2.3.Восстановители сил.....................................................................................63

2.4.Ныряем... в сугроб......................................................................................64

2.5.Зима. Идем купаться!..................................................................................65

2.6.Родителям на заметку..................................................................................68

3.Банные премудрости:

3.1.Свойства щедрого жара...............................................................................73

3.2.Вредна баня или нет?...................................................................................76

3.3.Источник бодрости.......................................................................................77

3.4.Вредно ли париться детям!..........................................................................79

4.Солнечные ванны:

4.1.От весны до бабьего лета.............................................................................80

4.2.Сеансы в фотариях.......................................................................................82

4.3.Пусть всегда будет солнце!.........................................................................84

РЕЗУЛЬТАТЫ..................................................................................................85

ВЫВОДЫ...........................................................................................................86

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................87

ЛИТЕРАТУРА..................................................................................................88

СТРУКТУРА РАБОТЫ

Работа состоит из введения, обзора литературы, описания методов исследования, выводов, списка литературы.

Во введении обоснована актуальность работы, сформулированы цели и задачи, обоснована научная новизна исследований, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

Курсовая работа изложена на 88 страницах машинописно.

Библиография состоит из 8 отечественных источников.

 

ВВЕДЕНИЕ

Общая характеристика работ. Эта проблема рассматривалась в течение нескольких столетий[1]. Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни. Здоровый образ жизни - это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое другое. Важную роль играет и закаливание. Рост числа часто болеющих детей, особенно в возрасте до 3 лет, в нашей стране за последние годы делает эту проблему чрезвычайно актуальной. Закаливание - это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды. Закаливание как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям использовалось с древних времен. Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет. Абу Али ибн-Сина (Авиценна) в VIII-IX веках создал "Канон врачебной науки". Он разделил медицину на теоретическую и практическую, а последнюю - на науку сохранения здоровья и науку лечения больного тела. В одной из глав свооего труда Авиценна говорит о купании в холодной воде, в том числе и детей раннего возраста, а также о методах подготовки к своеобразному закаливанию путешественников в условиях жаркой пустыни и зимней непогоды. Древнейший русский летописец Нестор в X веке описывал, как начинал парить в бане и купать в холодной воде младенцев сразу после рождения. И так - в течение нескольких недель, а затем при каждом нездоровье. Скифы, по свидетельству Геродота и Тацита, купали своих новорожденных в холодной воде. Якуты натирали новорожденных снегом и обливали холодной водой несколько раз в день. Жители Северного Кавказа два раза в день обмывали детей ниже поясницы очень холодной водой начиная с первого дня жизни [2]. Основоположник отечественной медицины С.Г.Зыбелин (1735-1802 гг.) в "Слове о вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней" (1773 г.) писал: "Весьма полезно... мыть младенцев холодной водою для приведения в крепость и для предупреждения многих болезней". Медицинских отводов от закаливания нет, только острые лихорадочные заболевания. Глубоко ошибочно мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным детям. Задача медицинского работника состоит в правильном подборе и дозировании этих процедур индивидуально для каждого ребенка.

Актуальность данного исследования определяется тем, что оно посвещается изучению вопросов влияния природных[2] факторов на организм человека.

В соответствии с этим, цель настоящего исследования состояла в том, каким образом влияние природных факторов оказывает закаливающее влияние на иммунитет людей.

В рамках этой общепоставленной цели, решались следующие задачи:

1. Влияние воздуха на человека;

2. Влияние воды на человека;

3. Влияине солнца на чеолвека;

4. Влияние температуры на человека.

Научная новизна определяется основными результатами. Показано, что при точной дозировке описанные ниже природные факторы повышают иммунитет и работоспособность человека, снижают влияние стрессовых ситуаций.

Теоретическое значение работы состоит в изучении физиологических механизмов закалиавания.

Практическое значение работы определяется тем, что она обеспечивает экспериментальное обоснование для разработки эффективных методов пофилактики заболеваний. Результаты используются на практике [3].

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.СЛАГАЕМЫЕ ЗДОРОВЬЯ

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром в народе говорят: Здоровому все здорово! Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются сбои и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы грезить о живой воде и прочих чудотворных эликсирах, лучше с раннего возраста вести активный и здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной и общественной гигиены - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

2.ГЛАВНОЕ - ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Что же такое здоровый образ жизни? Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия.

Основные элементы здорового образа жизни - плодотворная трудовая деятельность, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, отказ от вредных привычек и, конечно же, закаливание.

На здоровье человека, как известно, оказывают влияние и биологические, и социальные факторы, ведущую роль среди которых играет т р у д. Классики марксизма-ленинизма подчеркивали, что труд - непременное и естественное условие жизни, без которого...не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т. е. не была бы возможна сама человеческая жизнь.

Говоря о привычке трудиться на общую пользу, В. И. Ленин определил труд как потребность здорового организма.

Конституция нашей страны всем гражданам гарантирует право на труд, который является необходимым условием развития, духовного совершенствования и материального благополучия человека и его семьи. Труд дает человеку радость творчества, самоутверждения, воспитывает в нем целеустремленность, упорство, сознательное отношение к окружающему и др. Захватывающая работа увлекает, доставляет истинное наслаждение, отодвигает усталость, является прочной основой физического и психического здоровья.

Бесстрастная статистика утверждает: все долгожители - неутомимые труженики. Максим Горький говорил, что его особенно восхищали те люди, которые работали с великой страстью, задором, огоньком и ставили своей целью освобождение всех сил человека для творчества. Движения, потребность в которых обусловлена закономерностями роста организма, - непременное условие нормального развития, укрепления здоровья, формирования правильной осанки и овладения основными двигательными навыками. Еще древнегреческий философ Плутарх назвал движения кладовой жизни. Без движения - жизнь только летаргический сон, - подметил французский мыслитель и педагог Ж.Ж. Руссо. Другой французский ученый Б. Паскаль утверждал: Всего невыносимей для человека покой, не нарушаемый ни страстями, ни делами, ни развлечениями, ни занятиями. Тогда он чувствует свою ничтожность, заброшенность, несовершенство, зависимость, бессилие, пустоту.

Человек всегда должен стремиться к развитию таких физических качеств, как сила, ловкость, быстрота, выносливость. У каждого из нас множество дел, которые требуют физических усилий, надежной закалки.

При составлении распорядка дня особенно важно определить сроки и продолжительность активного и пассивного отдыха. В частности, определенное время отводите оздоровительным занятиям и тренировкам. В процессе систематических занятий физическими упражнениями не только укрепляется здоровье, но и улучшаются самочувствие и настроение, появляется чувство бодрости, жизнерадостности.

Не секрет, что современное производство и условия жизни в значительной мере снизили двигательную активность человека. По данным академика А. И. Берга, в прошлом веке затрата мышечной энергии в производстве составляла 94%, а в настоящее время всего лишь 1%.

Недостаток движений отрицательно сказывается на здоровье человека. Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом, утренняя зарядка, физкультминутки, прогулки, туризм и призваны компенсировать двигательное голодание, или, как говорят ученые, гиподинамию.

Испытанное средство укрепления и повышения работоспособности - оптимальный двигательный режим в виде регулярных занятий физической культурой и спортом. Тренировки и оздоровительные занятия способствуют укреплению здоровья и развитию физических способностей детей и молодежи, сохранению жизненно важных навыков в среднем и зрелом возрасте, профилактике неблагоприятных возрастных изменений у пожилых людей.

В нашей стране постоянно растет число поклонников оздоровительного бега, ритмической гимнастики, лыжного, велосипедного и гиревого спорта, туризма, других форм массовой физкультуры, однако их могло бы быть значительно больше.

Важный элемент здорового образа жизни - личная гигиена. Она включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья и повышению производительности труда.

Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако его основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Особое внимание уделите полноценному сну - основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.

Непременное слагаемое здоровья - рациональное питание. Оно обеспечивает человека энергией и веществами, из которых строится организм и которые регулируют обменные процессы. Подсчитано, что за 70 лет жизни человек съедает примерно 8 т хлебобулочных изделий, 11-12 т картофеля, 6-7 т мяса и рыбы, 10-12 тыс. яиц и выпивает 10-14 тыс. литров молока! Причем на процесс еды он тратит около 6 лет жизни!

Негативное влияние на организм оказывает как избыточное, так и недостаточное питание. При чрезмерном питании в значительной мере увеличивается масса тела, что может привести к ожирению, а в конечном счете к различным заболеваниям сердечно-сосудистой системы, диабету, нарушениям обмена веществ и т. п. При недостаточном питании человек резко худеет, ухудшается его самочувствие, падает работоспособность, снижается иммунитет. Вот почему так важно соблюдать правила рационального, сбалансированного и полноценного питания.

Отказ от вредных привычек (алкоголь, табак, наркотики) - также непременное условие здорового образа жизни. В этих злостных разрушителях здоровья кроется причина многих опасных заболеваний, резко сокращающих продолжительность жизни.

Вредные привычки - большое социальное зло. Основоположник научной педагогики в России К. Д. Ушинский в свое время с горечью констатировал: Сколько превосходных начинаний и даже отличных людей пало под бременем дурных привычек. Эти слова, к сожалению, актуальны и ныне.' К полному отказу от всего, что наносит непоправимый ущерб организму, - вот к чему должен стремиться каждый здравомыслящий человек.

Мощное оздоровительное средство - закаливание. С его помощью можно избежать многих болезней, продлить жизнь и на долгие годы сохранить трудоспособность, умение радоваться жизни. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. В 2-4 раза снижают их число закаливающие процедуры, а в отдельных случаях помогают вовсе избавиться от простуд. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

В современных условиях значение закаливания все более возрастает. Это связано и с реализацией широкой программы строительства многочисленных объектов в различных климатических зонах, в том числе и труднодоступных районах, и с другими проблемами. Миллионы людей эффективно используют различные закаливающие средства. Можно лишь приветствовать, что в нашей стране все больше появляется школ закаливания, где наряду с воздушными, водными и солнечными процедурами активно используются в оздоровительных целях многообразные средства физической культуры.

Таковы основные слагаемые здоровья. Внедрение их в повседневную жизнь советских граждан требует комплексного подхода, целенаправленной деятельности в самых различных направлениях. Однако и сами мы не должны выступать в роли равнодушных созерцателей. Помните: здоровый образ жизни позволяет в значительной мере раскрыть те ценные качества личности, которые столь необходимы в условиях современного динамического развития. Это прежде всего высокая умственная и физическая работоспособность, социальная активность, творческое долголетие.

Сознательное и ответственное отношение к здоровью как к общественному достоянию должно стать нормой жизни и поведения всех советских людей. Повсеместное утверждение здорового образа жизни - дело общегосударственной значимости, всенародное, и в то же время оно касается каждого из нас.

3.ЦЕЛЕБНЫЕ СИЛЫПРИРОДЫ

Итак, мы выяснили, что закаливание - одно из важнейших слагаемых здорового образа жизни. Что же подразумевается под понятием закаливание и закалка? В русской речи, - писал профессор В. В. Гориневский, - понятия эти возникли на основании аналогии, которая существует между превращением железа и стали из одного состояния в другое и теми приемами, которые ведут к укреплению организма и его выносливости.

Суммируя научные данные об использовании естественных факторов природы, физиолог А. П. Парфенов отмечал, что можно...определить закаливание человека как частный случай тренировки, направленной к совершенствованию способности организма выполнить работу, связанную с повышением стойкости своих тканей по отношению к действию вредных влияний.

В более узком смысле под закаливанием следует понимать различные мероприятия, связанные с рациональным использованием естественных сил природы для повышения сопротивляемости организма вредным влияниям различных метеорологических факторов.

Давно известно, что воздух, вода и солнце широко использовались для закаливания еще в давние времена, В папирусах Древнего Египта, к примеру, обнаружены указания на то, что для укрепления здоровья полезно систематически использовать охлаждающие воздушные и водные процедуры. Полагают, что египетская культура закаливания была использована в Древней Греции. Так, в Спарте воспитание юношей - будущих воинов - было подчинено физическому развитию и закаливанию. Большую часть года спартанцы ходили босиком, без головных уборов, в легкой одежде, в зимнее время - в одном только верхнем платье без нижнего белья, спали на сене или соломе без подстилки и покрывала.

Горячим сторонником использования в оздоровительных целях обтираний, обмываний и холодных ванн был реформатор античной медицины Гиппократ. Идеи его нашли распространение в трудах ученых других стран. В Азии, например, взглядов Гиппократа придерживался великий ученый, философ и врач Ибн Сина (Авиценна).

Крупнейшим культурно-историческим событием в пропаганде закаливания, заставившим широкие круги Европы обратить внимание на оздоровляющие и целебные силы природы, было издание в 1761 г. романа в письмах литератора и философа Ж.-Ж. Руссо Юлия, или Новая Элоиза. Мысль автора, вложенная в уста главной героини романа, не потеряла своего значения и сегодня. Юлия, оценивая систему воспитания своего первенца, говорит:

Он привык бегать и в жару и в холод с непокрытой головой, носиться, пока не запыхается, обливаться потом, и он закален... ему не страшна простуда... Я боюсь губительной трусости родителей, ибо своими хлопотами и заботами они расслабляют, изнеживают ребенка... сковывают множеством ненужных предосторожностей и, наконец, достигают того,- что на всю жизнь обрекают его неминуемым опасностям, от коих они желали уберечь его на короткий срок; своими стараниями спасти ребенка в детстве от безобидного насморка они заранее накликают на него воспаление легких, плевриты, солнечные удары и безвременную кончину.

Уважительно к закаливанию относились и в Древней Руси. Е. А. Покровский писал о том, что у жителей Древней Руси...считалось величайшей добродетелью приучение тела с самого раннего детского возраста к холоду и различным непогодам.

Прославленный русский полководец А. В. Суворов, будучи от рождения хилым и болезненным, благодаря неотступно проводимому на протяжении долгих лет закаливанию сумел стать выносливым и стойким человеком, не восприимчивым ни к холоду, ни к жаре. До преклонного возраста легендарный полководец сохранял неукротимую энергию, жизнерадостность, творческую работоспособность. Он ходил несколько часов обнаженным, чтобы приучить себя к холоду и превозмочь слабость своей природы. При этой привычке и обливании себя холодной водой он, можно сказать, закалил свое тело от влияния непогоды, казался существом сверхъестественным, - вспоминал позднее подкамердинер полководца сержант Иван Сергеев. По свидетельству очевидца, кроме обливания холодной водой, А. В. Суворов с большим удовольствием парился веником в жаркой парной бане.

Суворов ввел физическую подготовку и закаливание в армейский обиход и строго требовал их соблюдения как основы здоровья воинов. В знаменитом наставлении Наука побеждать он писал: Солдат дорог!.. Береги здоровье... Кто не бережет людей - офицеру арест, унтерофицеру и ефрейтору - палочки, да и самому палочки, кто себя не бережет.

Высокая степень собственной физической закалки, а также и его войска позволила А. В. Суворову в преклонном возрасте осуществить легендарный переход по снегам и льдам Альп и штурмом овладеть Сен-Готардом и Чертовым мостом, а затем нанести сокрушительное поражение лучшей по тем временам французской армии.

Фельдмаршал М. И. Кутузов, продолжая ратные суворовские традиции, строго требовал от офицеров соблюдения правил закаливания и гигиены. Уместно сослаться на поучительный пример одного из героев Отечественной войны 1812 года генерала В. Г. Костенецкого, человека беспредельной отваги, огромной силы и закалки. Вот что писал о нем один из современников: Тело его было закалено против непогоды. Вставая перед зарею в летнее время, раздетый донага, валялся он в утренней, росистой траве, а зимою, невзирая ни на какой мороз, ходил вокруг своего дома в нагольном тулупе и в кеньгах без всякой другой обувки. Он любил русскую баню и прямо с полки кидался в снег...

Думается, не случайно у русского народа родилась такая поговорка: Укрепится человек - крепче камня, а ослабнет - слабее воды. Большой смысл скрыт в этих мудрых словах. Суровые климатические условия России заставляли людей искать самобытные формы и методы закаливания. Например, у народов Севера было принято приучать к холоду уже в раннем детстве. Якуты трое и более суток по несколько раз в день натирали новорожденных снегом или обливали холодной водой. Остяки и тунгусы погружали младенцев в снег, обливали ледяной водой и закутывали затем в оленьи шкуры. Цыгане также сразу после рождения обливали детей холодной водой, иногда клали в снег, никогда не пеленали. В обычаи и других народов России издавна входит использование естественных средств закаливания: длительные воздушные ванны, купание в холодной воде, русская баня, ходьба босиком, катание на санках, лыжах и коньках.

Проблемам закаливания посвящены специальные работы русских ученых и врачей. Ученик М. В. Ломоносова С. Г. Зыбелин выступил в 1773 г. в Московском университете с докладом Слово о вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней. Чуть раньше академик А. П. Протасов представил Российской Академии наук два доклада: О физическом воспитании детей и О необходимости движения для сохранения здоровья, в которых также рассматривал вопросы закаливания. Известные деятели медицины М. Я. Мудров и К. И. Грум указывали, что закаливание холодом является важным средством профилактики заболеваний. Они рекомендовали широко использовать купание в прохладной и холодной воде, холодные обтирания, душ, воздушные ванны. К. И. Грум составил правила для наружного употребления воды, предложил примерный температурный режим для ванн нарзана или с добавлением в обычную воду соли. Он отмечал, что холодные ванны - это не только важное профилактическое, но и лечебное средство в борьбе с самыми разными заболеваниями.

Заметный вклад в развитие учения о единстве духовной и физической природы человека внесли выдающиеся представители русской материалистической философии - революционные демократы А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов.

В качестве ближайшей задачи: в области физического воспитания Н. Г. Чернышевский, в частности, выдвинул задачу гигиеническую, подчеркнув необходимость использования естественных природных средств в воспитании, важность закаливания. Сам Н. Г. Чернышевский был большим любителем купания в холодной воде. Находясь в ссылке в Якутии, где короткое сибирские лето не успевало прогреть воду реки, он подолгу купался, вызывая удивление местных жителей. Такого рода закаливание укрепляло здоровье. Николай Гаврилович писал своим друзьям: Вот уже более 20 лет ни один день не лежал в постели. Это многие ли могут сказать о себе? Из сотни один разве?

На необходимость закаливания постоянно указывали видные деятели русской науки, медицины и просвещения - Н. И. Пирогов, В. М. Бехтерев, К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, П. Ф. Лесгафт, В. В. Гориневский, И. П. Павлов. Их исследования и научные труды лежат в основе современных представлений о физических воздействиях закаливающих процедур на организм. В сочетании с физическими упражнениями при соблюдении гигиенических условий и рационального режима жизни закаливание составляет единый процесс физического воспитания.

4.НИ МОРОЗ НЕ СТРАШЕН, НИ ЖАРА

Способность организма человека поддерживать постоянную температуру обусловлена сложными биологическими и физико-химическими процессами регуляции теплообразования. По мнению академика И. П. Павлова, без такого совершенного механизма, поддерживающего постоянную работу тела, наша жизнь была бы игрушкой в руках внешних температурных условий.

Почему же живые существа способны противостоять и морозу и жаре?

5.ТЕМПЕРАТУРА ТЕЛА И ВНЕШНЯЯ СРЕДА

По отношению к температурным влияниям внешней среды живые организмы делятся на две большие группы: одни из них - хладнокровные (пойкилотермные) - приобретают температуру окружающей среды, другие - теплокровные (гомойотермные) - вне зависимости от внешних условий всегда сохраняют постоянную температуру тела. Так, у некоторых животных и птиц разница между постоянной температурой тела и внешней среды, может достигать 70-80 °С. Волк, например, имея температуру тела 40 °С, может переносить температуру воздуха -32,8 °С. Разница между температурой тела и внешней средой у него, таким образом, составляет почти 73 °С.

Однозначного ответа на вопрос, почему у теплокровных животных температура тела колеблется в пределах 36- 41 ° С, пока нет. Одни исследователи полагают, что такая температура лучше всего обеспечивает деятельность различных ферментов в организме. Другие утверждают, что ферменты в процессе эволюции приспособились к данной температуре тела. Высказывается предположение, согласно которому гомойотермные животные появились в поясе Земли, где среднегодовая температура была 21-26 °С. Далее, производя расчеты с учетом среднегодовой температуры, закона рассеивания теплоты и закона Аррениуса об ускорении химических реакций с повышением температуры, сторонники этой версии доказывают, что температура тела 36-41 °С наиболее приемлема. При изменении температуры тела на один градус прирост образующегося в организме тепла и увеличение теплоотдачи в этом случае одинаковы.

Возникает вопрос: а какова температура в различных частях тела у человека?

Понятие постоянства температуры тела человека, как показывают исследования, в известной мере относительно. Например, открытые участки кожи при низкой температуре охлаждаются быстрее, чем закрытые. А вот температура закрытых участков тела и внутренних органов при колебаниях температуры окружающего воздуха практически не меняется.

Колебания температуры зависят от времени суток, активности организма, температуры окружающей среды, теплоизоляционных свойств одежды. Во время тяжелой физической работы, тренировок и спортивных соревнований температура тела может повышаться на 1-2 °С и более. Оказывают влияние на температуру тела и изменение физиологического состояния организма, нервное возбуждение, беременность.

Человек может переносить отклонения внутренней температуры тела от нормальной на 4 °С в обе стороны: нижний предел - 33 ° С, верхний - 41 ° С. В течение суток температура тела изменяется незначительно: максимальные ее величины (37,0-37,1 °С) наблюдаются в 16-18 ч, минимальные (36,2-36,0 °С) в 3-4 утра. У пожилых людей температура тела может снижаться до 35- 36 °С.

Разную температуру имеют внутренние органы. Самый горячий из них - печень, чья температура доходит до 38-40 °С. Температура в подмышечной впадине, измеряемая обычно для определения состояния здоровья человека, в норме равна 36,5-36,9 °С. Температура в прямой кишке 37,2-37,5 °С. Все эти цифры близки к средней температуре тела, а также крови, омывающей все органы. Самую низкую температуру, неодинаковую на различных участках тела, имеют кожные покровы. Относительно высока температура кожи шеи - при комнатной температуре воздуха она равна 34 °С. Близка к этому уровню температура кожи головы - 33,5 °С. Намного ниже температура кожи пальцев рук - 28,5 °С, пальцев ног - 24,4 °С. Довольно постоянная температура кожи у частей тела, покрытых одеждой: около 33,2-33,5 °С. А вот показатели температуры кожи на открытых участках меняются в зависимости от погоды и других внешних условий.

Средняя температура тела, если не учитывать значительных температурных колебаний открытых участков кожи, тем не менее почти постоянна. В обычных условиях она колеблется в пределах 0,5-0,7 °С.

Установлена и условнорефлекторная природа суточных изменений температуры тела. Главные причины - смена освещенности днем и ночью и режим жизни в разные часы суток. Так, при переездах на значительные расстояния в места с резко отличающимися часовыми поясами в первые дни сохраняется обычный суточный ритм температуры тела, несмотря на иной распорядок жизни, тренировок, питания и сна. Постепенно, однако, суточная кривая температура изменяется, приспосабливается к новым условиям.

6.ПРИХОД И РАСХОД ТЕПЛА

Постоянство температуры тела возможно лишь в том случае, если количество образующегося тепла равно количеству тепла, отдаваемого телом в окружающую среду. Иными словами, постоянство температуры тела обеспечивается сочетанием двух взаимосвязанных процессов - теплопродукции и теплоотдачи. Если приход тепла равен его расходу, то температура тела сохраняется на постоянном уровне. Если же теплопродукция преобладает над теплоотдачей, температура тела повышается. В тех случаях, когда образование тепла отстает от теплоотдачи, наблюдается снижение температуры тела.

Теплообразование для человека - важнейший способ поддерживания постоянства температуры тела. Непрерывное протекание обменных процессов в организме сопровождается образованием тепла. Выделенную энергию принято выражать в единицах тепловой энергии - килокалориях (ккал) или килоджоулях (кДж).

Энергия, выделяемая человеком за сутки, слагается из трех величин: энергии основного обмена, повышенного обмена при приеме пищи и, наконец, энергии, образующейся в результате умственной и физической деятельности.

Энергия основного обмена расходуется на поддержание главных жизненных функций: дыхания, работы сердца, почек и т. д. Для взрослого человека величина основного обмена в среднем составляет примерно 1 ккал (4,184 кДж) на 1 кг массы тела в час.

Теплопродукция увеличивается при приеме пищи вследствие повышенной деятельности пищеварительных органов. При обычной смешанной диете с нормальным соотношением белков, жиров и углеводов обмен энергии после приема пищи повышается в среднем на 150- 200 ккал, что составляет 10-_15% основного обмена.

Повышение теплопродукции происходит в основном при физической работе и в значительно меньшей степени при умственной. Количество тепла, выделяющегося при этом, зависит от вида деятельности, интенсивности и продолжительности работы.

В различных органах тела образуется неодинаковое количество тепла. Главный регулятор теплопродукции - мышцы. При интенсивной физической нагрузке они поставляют до 90% тепла. В нормальных условиях на долю мышц приходится 65-70% теплопродукции. Второй по значимости источник теплопродукции - печень и пищеварительный тракт. Они дают 20-30% тепла.

Производство тепла при физической работе предельной мощности достигает 4000 кДж в час, что превышает теплопродукцию при работе умеренной мощности примерно в 10 раз. Резкий подъем температуры тела наблюдается в момент отказа от дальнейшего продолжения физической деятельности, выполняемой на пределе функциональных возможностей человека.

Кроме тепла, образующегося в самом организме, человек в жаркое время получает тепло окружающей среды. Так, при понижении температуры внешней среды ниже 15 ° С теплообразование значительно усиливается, а при увеличении свыше 30 ° С уменьшается. Однако при значительном повышении температуры окружающей среды (свыше 37 °С) отмечается нарушение теплообмена и температура тела вновь повышается. При снижении температуры воздуха нередко возникает холодная дрожь - непроизвольное сокращение скелетных мышц. Эта реакция организма носит защитный характер: она усиливает теплообразование в мышцах и тем самым поддерживает нормальную температуру тела.

Таким образом, количество тепла в организме определяется, во-первых, теплом, образующимся за счет обменных процессов, а во-вторых, поступающим из внешней среды.

Наряду с образованием тепла в организме постоянно происходит его расход путем теплоотдачи. Иначе человек погиб бы от перегревания. Расчет показывает: если по каким-либо причинам теплоотдача прекратится, то температура тела человека каждый час будет повышаться на 2,5 °С. К концу суток она поднимется выше 60 ° С. А ведь это температура свертывания белковых частей тканей!

При интенсивной мышечной работе перегревание организма, казалось бы, должно наступить еще быстрее. При умеренной работе производство тепла, например, возрастает в 2-3 раза, а при напряженных физических упражнениях, когда в работу вовлекаются большие группы мышц, - в 10-20 раз. За 10 мин подобной работы температура тела могла бы повыситься до 42 °С. Однако критической ситуации не возникает, поскольку наряду с усилением образования тепла увеличивается и его расход.

Тепло в основном выделяется через кожу, а также посредством дыхания. Отдача тепла происходит по законам физики следующими путями: излучением тепла нагретой поверхностью тела; проведением тепла путем нагревания более холодного воздуха и соприкасающихся с телом предметов; расходом тепла пу



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: