Задачи по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»





Задача 1.Годовой объем доходов бюджета субъекта РФ составит 765 млрд. руб., в том числе безвозмездные поступления из федерального бюджета – 120 млрд. руб. Субвенции составляют 30 млрд. руб. Объем расходов бюджета – 700 млрд.руб. Определите: а) предельный объем государственного долга субъекта РФ; б) предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ;

Решение:

 

а) VП.О.Д. = VО.Д. – VБ.П., где

VП.О.Д. – предельный объем государственного долга субъекта РФ;

VО.Д. – общий годовой объем доходов бюджета субъекта РФ;

VБ.П. – объем безвозмездных поступлений федерального бюджета;

V п.о.д. = 765 – 120 = 645 млрд. руб.

Предельный объем государственного долга субъекта РФ в соответствии с ч.2 ст.107 БК РФ не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

 

б) Согласно Бюджетному кодексу РФ. Глава 14. Статья 111. Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации или муниципального долга в очередном финансовом году по данным отчета об исполнении соответствующего бюджета за отчетный финансовый год не должен превышать 15 % объема расходов соответствующего бюджета.

Т.е. предельный объем расходов на обслуживание государственного внутреннего долга субъекта РФ должен удовлетворять следующему условию:

ПОРО ≤ 0,15 * (ОР * РС), где

ПОРО – предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ;

ОР – объем расходов бюджета;

РС – расходы, осуществляемые за счет субвенций.

ПОРО = (700 - 30) * 15% = 100,5 млрд. руб.

Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ со ст.111 БК РФ, не должен превышать 15 % объема расходов бюджета субъекта РФ, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ.

Задача 2.Государство N получило заем у МВФ в размере 12 млрд. долл. на срок 5 лет. Привлеченные средства государство инвестирует в экономику. В результате ожидается прирост ВВП в размере 50 млрд. долл. в год. Ставка процента по займу составляет 10 % годовых. На сколько изменится величина государственного долга за этот период в абсолютной сумме и в процентах? Возрастет ли чистое долговое бремя? правильно

 

Решение:

 

1) Величина государственного долга возрастет на всю сумму полученного иностранного займа, то есть на 12 млрд. долл. + сумму процентов за 5 лет.

Рассчитаем сумму процентов по займу:

S = PV * i * n / T *100%, где

S – сумма процентов по займу;

РV – сумма займа;

i –годовая ставка по займу;

n – срок кредита в днях;

T – число дней в году.

S (за 1 год) = 12 млрд. долл. * 10% * 365 / 365 * 100% = 1,2 млрд. долл.

S (за 5 лет) =1,2 млрд. долл. * 5 = 6 млрд. долл.

Так, величина государственного долга составит 12 + 6 = 18 млрд. долл. в абсолютном выражении, или 150% от суммы займа

2) для того, чтобы ответить на вопрос об увеличении долгового бремени, необходимо сопоставить сумму процентных выплат по займу и сумму ежегодного прироста ВВП, из которой обслуживается долг.

Сумма ежегодных процентных выплат по займу составит 1,2 млрд. долл., или 10% от его суммы.

Ежегодный прирост ВВП от инвестиционных проектов составит 50 млрд. долл. Разница в размере 50 - 1,2 = 48,8 млрд.долл. Ежегодно страна получит чистый прирост ВВП в размере 48,8 млрд.долл., а общая сумма долга, которая должна быть погашена за счет этих средств, составляет 18 млрд.дол. Следовательно, она может быть легко погашена в первый же год пользования займом. В этом случае уменьшится и сумма процентов по займу. Таким образом, чистое долговое бремя не возрастет.

 

Задача 3.В стране А экономическая ситуация охарактеризуется следующими показателями: ставка подоходного налога равна 20% (применяется пропорциональная система налогообложения); расходы государственного бюджета – 200 млрд. ден. ед.; фактические доходы населения – 600 млрд. ден. ед.; возможные доходы при полной занятости экономических ресурсов – 1200 млрд. ден. ед.

Определите:

а) фактическое состояние бюджета (фактический дефицит/профицит)

б) структурное состояние бюджета (структурный дефицит/профицит)

в) циклическое состояние бюджета (циклический дефицит/профицит).

Сделайте вывод по задаче. правильно

 

Решение:

 

а) Факт. доходы гос. бюджета = фактические доходы населения * ставка подоходного налога

Факт. доходы гос. бюджета = 600 * 20% = 120 млрд. ден. ед.

Факт. состояние бюджета = факт. доходы гос. бюджета – расходы гос. бюджета

Факт. состояние бюджета = 120 – 200 = - 80 млрд. ден. ед.

Отрицательное значение данного показателя означает фактический дефицит гос. бюджета, который составляет 80 млрд. ден. ед.

 

б) Под структурным состоянием бюджета понимают разность между текущими государственными расходами и теми доходами государственного бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения. Формула:

BS= G – t * Y, где

BS - структурное состояние бюджета;

G - расходы гос. бюджета;

t – ставка подоходного налога;

Y – возможные доходы при полной занятости экономических ресурсов.

BS = 200 – (1200*20%) = - 40 млрд. ден. ед.

Отрицательное значение данного показателя означает структурный дефицит гос. бюджета, который составляет 40 млрд. ден. ед.

 

в) Доходы гос.бюджета, при полной занятости = возможные доходы при полной занятости экономических ресурсов * ставка подоходного налог

Доходы гос.бюджета, при полной занятости = 1200 * 20% = 240 млрд. ден. ед.

Циклическое состояние бюджета = расходы гос. бюджета - доходы гос.бюджета, при полной занятости

Циклическое состояние бюджета = 200 – 240 = - 40 млрд. ден. ед.

Второй вариант решения:

Циклическое состояние бюджета = факт. состояние бюджета – структурное состояние бюджета

Циклическое состояние бюджета = - 80- (-40) = - 40 млрд. ден. ед.

Отрицательное значение данного показателя означает циклический дефицит гос. бюджета, который составляет 40 млрд. ден. ед.

 

Вывод: Фактический бюджетный дефицит – это сумма структурного и циклического бюджетных дефицитов. Структурный бюджетный дефицит – это бюджетный дефицит при полной занятости. Он связан с самой структурой бюджета, а не с проблемами циклического характера. Циклический бюджетный дефицит – это дефицит бюджета в условиях спада, связанный с сокращением налоговых поступлений. Во время спада фактический дефицит больше структурного, поскольку к структурному дефициту добавляется циклический. В период подъема фактический дефицит меньше структурного на абсолютную величину циклического дефицита. Структурный дефицит является следствием стимулирующей дискреционной фискальной политики, а циклический дефицит – это результат автоматической фискальной политики, следствие действия встроенных стабилизаторов.

 

Задача 4.В стране N ВВП при полной занятости экономических ресурсов может составлять 400 млрд. $, фактический ВВП равен 320 млрд. $. Сумма налогов в совокупности составляет 15% от ВВП (при этом допускается, что налоги являются единственным источником доходов государственного бюджета). Государственные расходы равны 52 млрд. $. а) что такое полная занятость ресурсов? б) Определите фактическое состояние бюджета. в) Определите состояние бюджета при полной занятости ресурсов. г) Сделайте вывод о характере взаимосвязи между состоянием макроэкономических показателей и состоянием государственного бюджета.

правильно

Решение:

 

а) Полная занятость ресурсов возможна при отсутствии циклической безработицы и означает поддержание доли незагруженных производственных мощностей на уровне 10 - 20 % их общего объема.

б) Налоговые поступления = факт. ВВП * сумма налогов

Состояние бюджета = налоговые поступления - гос. расходы

Налоговые поступления = 320 млрд. долл. * 15% = 48 млрд. долл.

Состояние бюджета = 48 – 52 = - 4 млрд. долл.

Отрицательное значение данного показателя означает дефицит гос. бюджета, который составит 4 млрд. долл.

в) Налоговые поступления = ВВП при полной занятости ресурсов * сумма налогов

Состояние бюджета = налоговые поступления - гос. расходы

Налоговые поступления = 400 млрд. долл. * 15% = 60 млрд. долл.

Состояние бюджета = 60 – 52 = 8 млрд. долл.

Положительное значение данного показателя означает профицит гос. бюджета, который составит 8 млрд. долл.

Вывод: состояние государственного бюджета (дефицит или профицит) напрямую зависит от занятости экономических ресурсов страны. Таким образом, при полной занятости ресурсов государственный бюджет будет профицитным, а при фактическом ВВП при том же уровне государственных расходов, бюджет будет дефицитным.


 





Читайте также:
Аффирмации для сектора семьи: Я создаю прекрасный счастливый мир для себя и своей семьи...
Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть...
Русский классицизм в XIX веке: Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием ...
Зачем изучать экономику?: Большинство людей работают, чтобы заработать себе на жизнь...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.054 с.