Визуальные материалы (фотографии, фильмы, видеофильмы) представляют собой интереснейший объект для изучения социальных реалий в таких общественных науках, как, прежде всего, социология, социальная антропология, культурология, этнография. Тот объем информации об окружающем мире, его явлениях и процессах, который сегодня существует, все чаще и чаще преподносится человеку в виде визуальных репрезентаций, реализуемых посредством стремительно развивающихся медиа-средств, глобальной сети Интернет. Соответственно, с ростом визуального потока информации (а в недалеком будущем, возможно, и его доминированием) будут увеличиваться в его структуре сведения о политической, культурной, экономической и социальной жизни социума.
Поэтому именно изучение фотографий, фильмов и видеофильмов настолько актуально для современной общественной науки. «Запечатленный фотографией образ позволяет не только воспроизводить внешний вид человека, но и более наглядно представить образ той эпохи, которой он принадлежит: мелочи быта, одежду, настроение – дух времени» - считает В.В. Семенова. Ряд отечественных ученых, в числе которых В. Круткин, П. Романов, Е. Ярская-Смирнова, считают, что «репрезентации в визуальной культуре (кинематограф, фотография, живопись, реклама, медиа) влияют на социальные представления, направляя и оформляя повседневные практики людей. Фото, видео, кино, электронные СМИ, другие разнообразные визуальные материалы представляют интерес для исследователя и в качестве культурных текстов, и как репрезентации социального знания, и как контексты культурного производства, социального взаимодействия и индивидуального опыта».
|
В проделанной работе проведен опытный анализ двух видов визуальных материалов. Первые – это документальные фотографии, запечатлевшие историю ВУЗа (ЗабГГПУ), которые изучались на предмет отражения и усвоения корпоративной культуры, насчитывающей 70 лет, то есть со дня основания университета (тогда еще института) до настоящего времени. Второй документ – это художественный фильм «Бриллиантовая рука», который рассматривался в ракурсе социологии семьи, а именно – исследование доминирования женщины в советской семье в 70-х годах прошлого века.
К анализу визуальных свидетельств нужно подходить, прежде всего, с точки зрения современной парадигмы социальных наук, дабы не допустить грубых просчетов и субъективизации результатов исследования. В представленной работе использованы качественные методы анализа и интерпретации фото- и фильмоматериалов, предложенные Е. Мещеркиной-Рождественской и Т. Власовой. Среди них – дескрипция (вербальное перефразирование текстовых и изобразительных посылов), акрибическая реконструкция (анализ значений символического содержания текстовых и изобразительных посылов) и социокультурная интерпретация, а также в качестве вспомогательного метода при изучении фотоснимков – их нарративизация.
Основным источником материалов для исследования репрезентации корпоративной культуры ВУЗа послужили документальные фотографии, посвященные основанию, развитию и состоянию на сегодняшний день учебного заведения. Изучались возросшее внимание к фотоснимкам в год юбилея ЗабГГПУ (70 лет), лица, запечатленные на них, которые вошли в историю города и области, здания корпусов, которые, например, во время Великой отечественной войны приобретали статус госпиталей, а главное – влияние этих фотографий на формирование организационной культуры, ее усвоение современными студентами и сотрудниками, то есть транслирующая и социализирующая функция культуры отдельно взятого учебного заведения.
|
Изучение художественного фильма «Бриллиантовая рука» выявило, что в 70-х годах XX века роль женщины в СССР была очень значима как в семье, так и на поприще работы (в качестве примера можно привести героиню Н. Мордюковой – сильный, амбициозный, даже в чем-то мужественный образ управдома). Здесь можно проследить тенденцию доминирования женщины в семье того времени, опять же имеющей место в силу событий 1941-1945 годов.
Проведение подобного экспериментального анализа фото- и киноматериалов имело целью апробацию новых методологических подходов в исследовательской практике социальных наук, в частности – социологии. Данные методы примечательны тем, что они обогащают спектр качественных методов социологии, причем именно российской социологической науки, актуальность их оправдана постоянно возрастающей визуализацией большинства сфер жизни общества.
Заключение
Итак, сегодня необходим новый взгляд на процесс формирования имиджа России, ориентированный на обеспечение достойного качества жизни как выражения удовлетворённости личности своей жизнедеятельностью в современном социуме. Поэтому, опираясь на концепцию текучей современности З. Баумана, предложен авторский подход к социологическому исследованию качества жизни как фактору формирования положительного имиджа России в условиях глобализации современного мира. Данный подход разработан автором в рамках его научно-исследовательской работы на кафедре методологии социологических исследований социологического факультета МГУ под руководством профессора Ю.П. Аверина, разработавшего концептуальную модель социологического исследования качества жизни.
|
В результате проведённого исследования проанализированы возможности применения социологических методов в изучении качества жизни как фактора формирования имиджа России, предложены к рассмотрению перспективные направления дальнейшего развития данной проблематики в современной социологии.
Список литературы
1. Аверин Ю.П. Концептуальная модель социологического исследования качества жизни // Социальные изменения и социальные процессы: Россия и глобализация. Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения-2007»: сб. научн. докл. преподавателей и профессоров / Под ред. В.И. Добренькова и др. М., 2008.
2. Бауман З. Текучая современность / Пер. с англ. под ред. Ю.В. Асочакова. СПб., 2008.
3. Галумов Э.А. Имидж против имиджа. М., 2009.
4. Гиллер Ю.И. Социология самостоятельной личности. М., 2006.
5. Добреньков В.И. Глобализация и Россия: социологический анализ. М., 2006.
6. Лига М.Б. Качество жизни как основа социальной безопасности. М., 2008.
7. Бодрийяр. Ж. Символический обмен и смерть/М.: "Добросовет". – 2009.
8. Бурдье П. Различение: социальная критика суждения// перевод Кирчик О.И. – Экономическая социология, №3. Т6. – 2008.
9. Бурдье П. Художественный вкус и культурный капитал // Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против». – М.: «Гуманитарий», 2008.
10. Визуальные аспекты культуры – 2007: Сб. науч. ст. / Под ред. В.Л. Круткина, Т.А. Власовой. – Ижевск: ГОУВПО «Удмуртский государственный университет», 2007.
11. Власова Т.А. Рассматривание, рассказывание, припоминание: нарративизация содержания семейных фотоальбомов // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность / Под. ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова, В.Л. Круткина. – Саратов: Научная книга, 2007.
12. Мещеркина Е.Ю. Феминистский подход к интерпретации качественных данных: методы анализа текста, интеракции и изображения // Введение в гендерные исследования. Ч.1. / Под ред. И. Жеребкиной. – Харьков, ИГИ; СПб.: Алетея, 2009.
13. Мещеркина-Рождественская Е.Ю. Визуальный поворот: анализ и интерпретация изображений // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность / Под. ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова, В.Л. Круткина. – Саратов: Научная книга, 2008.
14. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. – М.: Добросвет, 2007.