В век высоких технологий, коммуникаций и инноваций кардинально изменились многие виды человеческой деятельности.
Принцип один – современным детям – современное образование.
А современные дети: талантливые, любознательные, хорошо образованные в сфере информационных коммуникаций, это дети с повышенными требованиями к жизни, к образованию, к досуговой деятельности, поэтому и традиционный подход к работе педагога-организатора, при котором педагог являлся монополистом в передаче необходимых знаний и умений, меняется. На смену ему приходит педагог-исследователь, воспитатель, наставник, консультант, руководитель проектов, то есть, педагог-организатор с инновационным стилем мышления, способный к самоопределению и саморазвитию. Без сомнения, такой педагог положительно влияет на качество воспитания детей и качество их обученности, создает условия для их духовного и творческого развития, то есть использует в своей работе личностно-развивающий и персонифицированный подход.
Для того, чтобы досуг детей и подростков был более содержательным, педагоги-организаторы постоянно работают над созданием новых программ и форм ее организации, то есть прибегают к использованию инновационной деятельности и инновационных технологий.
Одной из форм инновационной технологии является мастер-класс.
Мастер-класс– оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определенной области творческой деятельности (музыки, изобразительного искусства, литературы, режиссуры, актерского мастерства, дизайна, а также науки, педагогики и ремесла).
Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего специалиста, так и на восприимчивости слушателя.
|
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».
Мастер-класс – это двусторонний процесс и отношения «преподаватель – слушатель» являются абсолютно необходимыми. Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому слушателю – вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм и методов обучения.
Обычно мастер-классы проводятся в составе малой группы (7-15 человек).
Задачи мастер-классов:
· передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
· совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
· рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
· оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
В ходе мастер-класса участники:
· изучают разработки по теме мастер-класса;
· участвуют в обсуждении полученных результатов;
· задают вопросы, получают консультации;
Учитель - мастер проводит урок со слушателями, демонстрируя приёмы эффективной работы с учащимися. Проводя мастер-класс, руководитель никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания руководителя и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью. Учитель - мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
|
Особо следует обратить внимание на:
· речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);
· мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице;
· пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведением участников);
· умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;
· искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;
· педагогическую импровизацию: умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;
· психологическую зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»;
· коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;
· чувство времени.
Внедрение мастер-классов педагогов-организаторов–залог успешного функционирования образовательных учреждений.
Следовательно, имея ввиду данные тенденции, мы - педагоги, призваны решать задачу по формированию разносторонне развитой личности.
Применять что-то новое в работе всегда интересно, приятно видеть положительный результат–это стимулирует на поиски новых идей.