Классическое отечественное «западничество» сформировалось в первой половине XIX в. и насчитывало в своих рядах таких выдающихся мыслителей, как П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен, Н. В. Станкевич, В. Г. Белинский, К. Д. Кавелин, Н. П. Огарев, Т. Н. Грановский, И. С. Тургенев и др.
Если «славянофилы» идеализировали социально-политическое прошлое России, русский национальный характер, абсолютизировали порою самобытность и особенность русской культуры, утверждая, что отечественная общественно-политическая жизнь всегда развивалась и должна будет развиваться по своему собственному пути, в корне отличному от пути западных стран, приходили к выводу о том, что только Россия призвана оздоровить Запад духом своих идеалов и помочь ему в разрешении своих противоречий и проблем, то идейная аргументация «западников» была существенно иной.
Они были убеждены (и в отличие от «славянофилов», аргументируя свои убеждения, прибегали не только и не столько к умозрительности, святоотечески-религиозным доводам, к желаемому, но и к историческим фактам, мировому философско-методологическому опыту, анализу эволюции «живой» действительности, политики и экономики, истинных и реальных, а не мнимых и идеальных интересов страны и ее народа), что Россия в определенных отношениях отстала от Запада и должна, проходя, в принципе, тот же путь развития, кое-чему у него и поучиться, что вполне естественно для всех стран мира и в чем ничего зазорного нет. Они стремились, чтобы Россия усвоила высшие достижения европейских наук и плоды Просвещения, достигла тех же высот социально-экономического и политического развития, не преувеличивала бы различий в традициях и психологии, значения и роли религии и церкви, научилась полностью ценить и признавать политическую свободу и идеи человеческих прав и равенства людей не только перед Богом, но и в реальной социальной жизни.
Задача 15
Определите материальность или идеальность следующих явлений: эфир, время, пространство, язык, электричество, страх, прогресс, информационное общество, свобода, активность мозга, воображение, творчество, сновидение.
Материальные явления | Идеальные явления |
время | эфир |
пространство | страх |
Язык | свобода |
электричество | активность мозга |
прогресс | воображение |
информационное общество | сновидение |
творчество |
(Определите критерии для их типологизации. Ответ аргументируйте)
Задача 16
Приведите примеры (1-2) монистических (идеализм и материализм) и дуалистических учений, заполнив следующую таблицу:
монизм | дуализм | |
идеализм | материализм | |
объективный идеализм | эмпиризм | картезианский дуализм |
трансцендентальный идеализм | натурализм | дуализм свойств |
Задача 17
Какие из проведенных ниже высказываний вы отнесете к метафизике, а какие к диалектике? Ответ аргументируйте.
1 Источником движения являются внутренние противоречия. ДИАЛЕКТИКА
2. Либо да, либо нет. Третьего не дано. МЕТАФИЗИКА
3. Все возвращается на круги своя. МЕТАФИЗИКА
4 Все течет, все меняется. ДИАЛЕКТИКА
5 Все новое - это хорошо забытое старое. МЕТАФИЗИКА
6 Нет света без тени. ДИАЛЕКТИКА
7 Зло порождает зло. МЕТАФИЗИКА
8 Ничего нет нового под Луной. МЕТАФИЗИКА
9 В одну и ту же реку нельзя войти дважды. МЕТАФИЗИКА
10 Цель познания – достижения абсолютной истины. ДИАЛЕКТИКА
11 Явления необходимо рассматривать в многообразии их связей. ДИАЛЕКТИКА
12 Яблоко от яблони недалеко падает. МЕТАФИЗИКА
13 Нет худа без добра. МЕТАФИЗИКА
Задача 18
Внесите перечисленные понятия в таблицу: развитие, стабильность, прогресс, воспроизводство, движение, сохранение, цикличность, покой, неизменность, противоречие.
Метафизика Стабильность, покой, неизменность, воспроизводство, сохранение | Диалектика Противоречие, развитие, движение, цикличность, прогресс, |
Задача 19
Сравните метод познания, разработанный Ф. Бэконом, с картезианским методом познания (Р.Декарт), заполните таблицу
Метод | Что является источником истины | Какому логическому методу отдается предпочтение |
Эмпиризм Бэкона | Чувственный Опыт | Опытно-индуктивный |
Рационализм Декарта | Познающий разум, мышление | Дедуктивный |
Адача 20.
В приведенном отрывке Анри Пуанкаре высказывается о цели решающего эксперимента для выдвигаемой гипотезы: «Итак, если установлено какое-нибудь правило, то прежде всего мы должны исследовать те случаи, в которых это правило имеет больше всего шансов оказаться неверным». (Пуанкаре А. Наука и метод.// Пуанкаре А. О науке. М., 1983. С. 291).
1) Какой методологический принцип (верификации или фальсификации) отражается в данной установке А. Пуанкаре? Ответ: принцип фальсификации.
Задача 21.
В философии науки сложились следующие критерии, определяющие статус научности теории:
-верификация(логический позитивизм) – все утверждения научной теории должны проверяться опытом
-фальсификационизм – научная теория должна предполагать свою принципиальную опровержимость
-теория парадигм – теория признается научной, если объясняет факты и решает проблемы в рамках принятой в научной сообществе парадигмы
-методологический анархизм – «в науке все дозволено»: научной может быть любая теория, способная соперничать и конкурировать с другими теориями.
Ответьте на вопросы:
1) Какие из данных принципов и теорий относятся к направлению неопозитивизма, а какие к направлению постпозитивизма?
Неопозитивизм: верификация
Постпозитивизм: фальсификационизм, теория парадигм, методологический анархизм
2)Кто из философов сформулировал:
а) принцип фальсификационизма - Карл Поппер
б)теорию парадигм – Томас Кун
Задача 22.
Сравните эмпирический и теоретический уровни научного познания, используя предложенные понятия при заполнении таблицы:
Эмпирический уровень научного познания | Теоретический уровень научного познания | |
1.Формы научного познания | Факт | Проблема, гипотеза, теория |
2.Методы исследования | Измерение, наблюдение,эксперимент, сравнение, моделирование | Идеализация, аксиоматический метод, формализация, моделирование |
3.Специфика отражения действительности | Исследует объекты со стороны его внешних связей и отношений | Отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей |
Адача 23.
Известно, что марксистский подход к анализу общества выделяет в его структуре два больших компонента: базис и надстройку. Определите, какие и перечисленных ниже элементов относятся к базису, а какие - к надстройке: государство, средства производства, политические партии, право, производственные отношения, отношения собственности, идеология, религия, производственные силы, философия, орудия труда, мораль, люди, способные к труду?
3аполните таблицу:
Базис | Надстройка |
Люди, способные к труду Производственные отношения Средства производства Отношения собственности Производительные силы Орудия труда | Государство Политические партии Право Идеология Религия Философия Мораль |
Адача 24.
Определите, к каким сферам жизни общества относятся данные общественные явления: судебные органы, рынок, музеи, университеты, система социального обеспечения, диаспоры, заводы, парламент, театры, политические партии, неправительственные общественные организации, банки, учреждения здравоохранения, правительство, научные институты, профсоюзы, консерватории, биржи?
1. Материальная сфера: рынок, банки, заводы, биржи.
2. Социальная сфера: система социального обеспечения, диаспоры, неправительственные общественные организации, учреждения здравоохранения, профсоюзы.
3. Политическая сфера: судебные органы, парламент, политические партии, правительство.
4. Духовная сфера: музеи, театры, университеты, консерватории, научные институты.
3адача 25. В современной науке существуют два подхода к пониманию сущности общественно- исторического развития: формационный и цивилизационный.
Согласно формационному подходу, развитие общества происходит путем последовательной смены пяти форм общественно-экономических отношений. Согласно цивилизационному подходу в истории могут одновременно существовать общественные образования (цивилизации) различного уровня развития.
формационный | цивилизационный |
Основная форма социального движения -революция | Основная форма социального движения-эволюция |
Классовая структура общества | Культура генерирует общечеловеческие ценности и идеалы |
Ядро развития-экономика | Акцент на уникальность и самобытность общества |
Линейно-стадиальная модель развития |