Социальные ценности западников и славянофилов.




Классическое отечественное «западничество» сформировалось в первой половине XIX в. и насчитывало в своих рядах таких выдающихся мыслителей, как П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен, Н. В. Станкевич, В. Г. Белинский, К. Д. Кавелин, Н. П. Огарев, Т. Н. Грановский, И. С. Тургенев и др.

Если «славянофилы» идеализировали социально-политическое прошлое России, русский национальный характер, абсолютизировали порою самобытность и особенность русской культуры, утверждая, что отечественная общественно-политическая жизнь всегда развивалась и должна будет развиваться по своему собственному пути, в корне отличному от пути западных стран, приходили к выводу о том, что только Россия призвана оздоровить Запад духом своих идеалов и помочь ему в разрешении своих противоречий и проблем, то идейная аргументация «западников» была существенно иной.

Они были убеждены (и в отличие от «славянофилов», аргументируя свои убеждения, прибегали не только и не столько к умозрительности, святоотечески-религиозным доводам, к желаемому, но и к историческим фактам, мировому философско-методологическому опыту, анализу эволюции «живой» действительности, политики и экономики, истинных и реальных, а не мнимых и идеальных интересов страны и ее народа), что Россия в определенных отношениях отстала от Запада и должна, проходя, в принципе, тот же путь развития, кое-чему у него и поучиться, что вполне естественно для всех стран мира и в чем ничего зазорного нет. Они стремились, чтобы Россия усвоила высшие достижения европейских наук и плоды Просвещения, достигла тех же высот социально-экономического и политического развития, не преувеличивала бы различий в традициях и психологии, значения и роли религии и церкви, научилась полностью ценить и признавать политическую свободу и идеи человеческих прав и равенства людей не только перед Богом, но и в реальной социальной жизни.

 

Задача 15

Определите материальность или идеальность следующих явлений: эфир, время, пространство, язык, электричество, страх, прогресс, информационное общество, свобода, активность мозга, воображение, творчество, сновидение.

Материальные явления Идеальные явления
время эфир
пространство страх
Язык свобода
электричество активность мозга
прогресс воображение
информационное общество сновидение
творчество  

(Определите критерии для их типологизации. Ответ аргументируйте)

Задача 16

Приведите примеры (1-2) монистических (идеализм и материализм) и дуалистических учений, заполнив следующую таблицу:

монизм дуализм
идеализм материализм
объективный идеализм эмпиризм картезианский дуализм
трансцендентальный идеализм натурализм дуализм свойств

 

Задача 17

Какие из проведенных ниже высказываний вы отнесете к метафизике, а какие к диалектике? Ответ аргументируйте.

1 Источником движения являются внутренние противоречия. ДИАЛЕКТИКА

2. Либо да, либо нет. Третьего не дано. МЕТАФИЗИКА

3. Все возвращается на круги своя. МЕТАФИЗИКА

4 Все течет, все меняется. ДИАЛЕКТИКА

5 Все новое - это хорошо забытое старое. МЕТАФИЗИКА

6 Нет света без тени. ДИАЛЕКТИКА

7 Зло порождает зло. МЕТАФИЗИКА

8 Ничего нет нового под Луной. МЕТАФИЗИКА

9 В одну и ту же реку нельзя войти дважды. МЕТАФИЗИКА

10 Цель познания – достижения абсолютной истины. ДИАЛЕКТИКА

11 Явления необходимо рассматривать в многообразии их связей. ДИАЛЕКТИКА

12 Яблоко от яблони недалеко падает. МЕТАФИЗИКА

13 Нет худа без добра. МЕТАФИЗИКА

 

 

Задача 18

Внесите перечисленные понятия в таблицу: развитие, стабильность, прогресс, воспроизводство, движение, сохранение, цикличность, покой, неизменность, противоречие.

Метафизика Стабильность, покой, неизменность, воспроизводство, сохранение Диалектика Противоречие, развитие, движение, цикличность, прогресс,

Задача 19

Сравните метод познания, разработанный Ф. Бэконом, с картезианским методом познания (Р.Декарт), заполните таблицу

Метод Что является источником истины Какому логическому методу отдается предпочтение
Эмпиризм Бэкона Чувственный Опыт Опытно-индуктивный
Рационализм Декарта Познающий разум, мышление Дедуктивный

Адача 20.

В приведенном отрывке Анри Пуанкаре высказывается о цели решающего эксперимента для выдвигаемой гипотезы: «Итак, если установлено какое-нибудь правило, то прежде всего мы должны исследовать те случаи, в которых это правило имеет больше всего шансов оказаться неверным». (Пуанкаре А. Наука и метод.// Пуанкаре А. О науке. М., 1983. С. 291).

1) Какой методологический принцип (верификации или фальсификации) отражается в данной установке А. Пуанкаре? Ответ: принцип фальсификации.

 

Задача 21.
В философии науки сложились следующие критерии, определяющие статус научности теории:
-верификация(логический позитивизм) – все утверждения научной теории должны проверяться опытом
-фальсификационизм – научная теория должна предполагать свою принципиальную опровержимость
-теория парадигм – теория признается научной, если объясняет факты и решает проблемы в рамках принятой в научной сообществе парадигмы
-методологический анархизм – «в науке все дозволено»: научной может быть любая теория, способная соперничать и конкурировать с другими теориями.
Ответьте на вопросы:
1) Какие из данных принципов и теорий относятся к направлению неопозитивизма, а какие к направлению постпозитивизма?
Неопозитивизм: верификация
Постпозитивизм: фальсификационизм, теория парадигм, методологический анархизм

2)Кто из философов сформулировал:
а) принцип фальсификационизма - Карл Поппер
б)теорию парадигм – Томас Кун

Задача 22.
Сравните эмпирический и теоретический уровни научного познания, используя предложенные понятия при заполнении таблицы:

  Эмпирический уровень научного познания Теоретический уровень научного познания
1.Формы научного познания Факт Проблема, гипотеза, теория
2.Методы исследования Измерение, наблюдение,эксперимент, сравнение, моделирование Идеализация, аксиоматический метод, формализация, моделирование
3.Специфика отражения действительности Исследует объекты со стороны его внешних связей и отношений Отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей

Адача 23.

Известно, что марксистский подход к анализу общества выделяет в его структуре два больших компонента: базис и надстройку. Определите, какие и перечисленных ниже элементов относятся к базису, а какие - к надстройке: государство, средства производства, политические партии, право, производственные отношения, отношения собственности, идеология, религия, производственные силы, философия, орудия труда, мораль, люди, способные к труду?

3аполните таблицу:

Базис Надстройка
Люди, способные к труду Производственные отношения Средства производства Отношения собственности Производительные силы Орудия труда Государство Политические партии Право Идеология Религия Философия Мораль  

 

Адача 24.

Определите, к каким сферам жизни общества относятся данные общественные явления: судебные органы, рынок, музеи, университеты, система социального обеспечения, диаспоры, заводы, парламент, театры, политические партии, неправительственные общественные организации, банки, учреждения здравоохранения, правительство, научные институты, профсоюзы, консерватории, биржи?

1. Материальная сфера: рынок, банки, заводы, биржи.

2. Социальная сфера: система социального обеспечения, диаспоры, неправительственные общественные организации, учреждения здравоохранения, профсоюзы.

3. Политическая сфера: судебные органы, парламент, политические партии, правительство.

4. Духовная сфера: музеи, театры, университеты, консерватории, научные институты.

3адача 25. В современной науке существуют два подхода к пониманию сущности общественно- исторического развития: формационный и цивилизационный.
Согласно формационному подходу, развитие общества происходит путем последовательной смены пяти форм общественно-экономических отношений. Согласно цивилизационному подходу в истории могут одновременно существовать общественные образования (цивилизации) различного уровня развития.

формационный цивилизационный
Основная форма социального движения -революция Основная форма социального движения-эволюция
Классовая структура общества Культура генерирует общечеловеческие ценности и идеалы
Ядро развития-экономика Акцент на уникальность и самобытность общества
  Линейно-стадиальная модель развития

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: