Символы искусства вышивания




Условия жизни, обычаи, родная природа определяли характер вышивки, цвет. Так, образы древнерусской вышивки зачастую были связаны с религиозными верованиями славян. В изображении величавой фигуры женщины, окружённой цветами, птицами, зверями или всадниками, проявлялся культ богини земли и плодородия. Позднее в народных вышивках XVIII-XIX веков изображения птиц и животных утратили значение языческого символа и воспринимались как выражение добра и благополучия в семье, согласия, любви между мужем и женой.

Долгое время народная вышивка не воспринималась как искусство, поэтому образцы изделий не собирали, не изучали и технику вышивки. В. В. Стасов был одним из первых учёных-исследователей, кто попытался собрать, изучить, систематизировать народные узоры, описать особенности древнерусской вышивки. Сколько долгих веков суждено прожить вышивке? История её преображения и воскресения продолжается и в наше время.

Элементы, составляющие мотив белгородских узоров, имеют древнейшее происхождение и напрямую связаны с почитанием культа языческого божества нашими предками посредством особых знаков–символов, знаков–оберегов. Эти условные знаки должны были всегда напоминать богам и другим силам добра, чтобы они вовремя отводили руку зла, когда оно захотело бы причинить человеку какую-либо беду или смертельное горе.6

Геометрический ромб – главная, наиболее устойчивая фигура в орнаменте, знак лучезарного солнца, который у наших предков-славян считался кругом. Крючки и палочки, выпускаемые по сторонам ромба, условно понимали как лучи солнца. В процессе эволюции ромба в Белгородско-Воронежском регионе возникли множественные его варианты, и один из них – «репей» – гребенчатый ромб с двумя выступами на каждом углу. Свое название он получил из-за сходства с репьем лопуха. Этот знак-оберег превратился во множественный символ: жилище молодой семьи, источник воды, огня, плодородия и жизни. Так, если он изображался с точками в центре или поделенным на четыре маленьких ромбика с кружками в каждом, обозначал плодородную почву, засеянное поле, крестьянский надел или усадьбу. Пустой в середине ромб означал землю или твердь. Цепочка вертикально расположенных ромбов – «дерево» жизни. Ромб с крючками по сторонам являлся символом матери-земли.

Вторым по распространенности символом Белгородского узора специалисты считают крест. Техника вышивания крестом широко распространена в Белгородской области и сегодня, что свидетельствует о дреавних ее корнях. У языческих народов знак креста был символом мужчины. Сдвоенный крест обозначает мужа и жену, то есть семью.7

Геометрический треугольник означал целинную землю, позднее – оборонительное сооружение.

Квадрат, пересеченный линиями крест-накрест с точками посередине символизировал засеянное хлебопашцем поле.

Счастливое число семь и семтдневная неделя изображались семиконечной звездой.

Восьмиконечная звезда символизировала семью.

Спираль символизирует змею, олицетворяющую мудрость.

Круг с небольшим крестом посередине обозначал неразрывный союз бога Ярилы с человеком.

Малый круг внутри большого свидетельствовал о том, что наряду с добром (большой круг) существует и зло (малый круг)8

Знаки в форме точки символизировали зерно, в виде римской цифры пять – растение.

Таким образом, мы видим, что узор на вышивке имеет не только эстетическое значение и содержание, но несет и смысловую нагрузку: символы вышивки могут рассказать нам о миропонимании, ценностях, стремлениях наших предков. Изучая эту символику, мы сможем лучше понять наше прошлое, обогатить современную культуру.

В результате проведенного исследования я выяснила, что вышивка является одним из древнейших элементов духовной и материальной культуры нашего народа. Ее образы напрямую связаны не только с бытом, но и с верованиями, обычаями славян, именно поэтому в них мы находим отражение как языческих, так и христианских взглядов на окружающий мир, взаимоотношения между людьми. Неслучайна и цветовая гамма: каждый цвет нес большую смысловую нагрузку.

Наиболее часто вышивка использовалась для украшения рушников, которые играли в течение человеческой жизни не столько утилитарную, сколько обрядовую роль: они были необходимым элементом сколько-нибудь значительных событий в жизни человека от рождения до его смерти. Особенностью вышивки нашего края, длительное время бывшего пограничным порубежьем, является синтез традиций вышивки трех братских славянских народов и их западных соседей. Интересен тот факт, что в Шебекинском районе сохранились в обиходе сюжетные рушники. Их символика многозначна и многоцветна. Скорее всего, привезли их с Украины, хранятся они сегодня как музейные экспонаты. И, слава Богу, они еще много лет будут радовать людей своей красотой. Ведь что такое рушник в культуре украинцев, русских, белорусов? Это история наших предков, думы и надежды, красота и богатство духовной культуры: мамина песня, отцова хата, дедушкина сказка, бабушкин узор и ласка, доброе слово соседа, взаимопомощь – все это на рушниках, родовой памяти наших предков.

Изучение специальной литературы позволило мне узнать, что вышивка, развиваясь от разрозненных знаков-оберегов с культовым значением, превратилась в художественную орнаментальную систему, которую в современном мире используют художники-модельеры в дизайне одежды. Вышивка – это часть живой истории русского народа, славян, вобравшая в себя столетия, от язычников и до сегодняшнего дня. В XXI веке, веке глобализации, важно сохранить самобытность народной культуры. Вот и с вышивкой: утеряно смысловое значение рисунков-символов, необходимо возвратить его; и тогда это станет «книгой народной мудрости». В последние годы возобновляется интерес у моих земляков к искусству вышивания, которое в наши дни приобретает новое смысловое значение: обрядовость вышивки все более уступает ее эстетике. На мой взгляд, вышивка – важная часть народной культуры, надо использовать ее красоту в обыденной жизни, бережно сохранять то, что удалось сохранить и сберечь нашим предкам.

 

В заключение мне хотелось бы привести строки стихотворения моей одноклассницы Наташи Христоевой, которые родились после защиты моей исследовательской работы:

 

Рушник – это не просто красота.

В нем наставленья, счастья пожеланья.

В нем сердце матери, любовь и теплота,

Костра добра извечное сиянье.

 

Рушник как книгу можно прочитать.

Ведь вековая мудрость в нем хранится.

И чтобы этим знаньям не пропасть,

Нам нужно вновь к истокам обратиться.

 

 

Список использованной литературы:

 

1. А.И.Немировский. Мифы Древней Эллады. М., «Просвещение», 1992, с.63 – 65.

2. Иллюстрированный мифологический словарь, Спб., «Северо-Запад», 1994, с. 39.

3. Максимова М., Кузьмина М. Вышивка. Первые шаги. М., «Эксмо-пресс», 1997, с.5

4. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., «Просвещение», 1981,

с. 18.

5. Жиров Н.С. Народная художественная культура Белгородчины. Белгород, 2000, с.200 – 201.

6. Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской. Белгород, 200, с. 213.

7. Туранина Н.А., Шатерникова Н.И. Мифологическая семантика народного быта. Белгород, «Везелица», 2002, с. 40, 49-50.

8. Поэзия народного творчества. МКЦ «Доброречье», Белгород, 1992, с. 3-4.

9. Кашкарова-Герцог Е.Д. Руководство по рукоделию. М., ИПЦ «Российский раритет», 1993, с.16.

10. Еременко Т.И. Рукоделие. М., Легпромиздат, 1989, с.28-33.

11. Еременко Т.И. Иголка – волшебница. М., «Просвещение», 1988, с.40-54.

12. Уткин П.И. Народные художественные промыслы России. М., «Советская Россия», 1984, с.167-169.

13. Бабенко И., Капышкина С. Узоры подсказывала природа - журнал «Народное творчество», 1998 № 2, с. 13-15.

14. Клиновская Г. Вышивка на крестьянском костюме - журнал «Народное творчество», 1996 № 6, с. 13-14.

15. Литовченко З. Прошлому нет цены - журнал «Народное творчество» 1996 № 4, с. 14-15.

16. Рыбакова С. Тяжела была работа, подарить была охота - журнал «Народное творчество»,1999 № 4, с. 10-11.

17. Федотова Л. Живые ремёсла - журнал «Народное творчество», 1996, №3, с. 24.

18. Цветкова Н. Давно ли на Руси вышивают? - журнал «Лена», 2002, № 4, с. 8-10.

19. Шалаева Н. Традиционная русская вышивка - журнал «Народное творчество», 1995 № 5, с. 25-27; 1995 № 6, с.19 –21; 1996 № 1, с. 19-21.

20. Газета «Красное Знамя», Шебекинская районная общественно-политическая газета, 2003 № 29, с.2

 

Список приложений

 

Приложение 1 Фрагмент вышивки рушника из коллекции Ильговой Н.М., с. Малые Маячки Прохоровского района.
Приложение 2 Фрагмент вышивки рушника из коллекции Ильговой Н.М., с. Малые Маячки Прохоровского района.
Приложение 3 Фрагменты вышивки сватовских рушников из коллекции Акуловой Н.Р., с.Малые Маячки Прохоровского района.
Приложение 4 Фрагмент вышивки благословенного рушника из коллекции Акуловой Н.Р., с. Малые Маячки Прохоровского района.
Приложение 5 Фрагмент вышивки благословенного рушника из коллекции Першиной М.С., с. Призначное Прохоровского района.
Приложение 6 Фрагмент вышивки благословенного рушника из коллекции Покутневой Т.С., с. Новая Таволжанка Шебекинского района.
Приложение 7 Эмблема Шебекинской гимназии-интерната в переложении для вышивки, рисунок Федоровой М.В., Г. Шебекино.
Приложение 8 Фрагмент подарочного рушника из коллекции Першиной М.С., с. Призначное Прохоровского района
Приложение 9 Фрагмент подарочного рушника из коллекции Першиной М.С., с. Призначное Прохоровского района
Приложение 10 «Репей». Из коллекции Першиной М.С., с. Призначное Прохоровского района
Приложение 11 Фрагмент вышивки подарочного рушника из коллекции Покутневой Т.С., с. Новая Таволжанка Шебекинского района.
Приложение 12 Фрагмент вышивки подарочного рушника из коллекции Покутневой Т.С., с. Новая Таволжанка Шебекинского района.
Приложение 13 Фрагмент вышивки невестиного рушника из коллекции Наумовой А.К., с. Купино Шебекинского района.
Приложение 14 Фрагмент вышивки невестиного рушника из коллекции Наумовой А.К., с. Купино Шебекинского района.
Приложение 15 Таблица классификации рушников по изображениям и назначению

 

 

Таблица классификации рушников по изображениям на них и их назначению

Вид рушника Что изображено, назначение
1. Благословенные Вышивались красными нитями, богато украшались. Были обязательной принадлежностью приданого, передавались от матери к дочери. Рушник-оберег. (фото 1)
2. Свадебные: а) невестины;     б) сватовские.   Изобиловали цветами, обязательно изображались голуби. Дарили любимому человеку. (фото 2) Вышивались все элементы рушника только красными нитями, обязательно изображались птицы (петух, павлин или голуби), листья дуба, желуди, виноград – как символ богатства. (фото 3)
3. Прикрасы Вышивались экзотические растения, птицы. Этими рушниками украшали избу. (фото 4)
4. Иконнички или киотные Богато украшены растительным орнаментом, по всем краям обшивались кружевом. Изображали то, что просили у Бога. Ими украшали красный угол избы, Божницу. (фото 5)
5. Подарочные: а) мужчинам;     б) женщинам.   Вышивали дубовые листья, желуди, колосья – пожелания здоровья, богатства. (фото 6) Вышивали цветы, чаще розы, колосья – к здоровью; виноград – к богатству. (фото 7)
6. Казацкие или «солдатики» Обязательно готовились сыну, когда он уходил в армию. Вышивались кони, оружие. (фото 8)
7. Хлебосольные Богато орнаментировались растительным узором, обязательно присутствовала надпись «Хлеб-соль»
8. Любовные По рисунку этого рушника можно было прочитать чувства мастерицы, выполнившей его. Вышивали цветы, чаще розы. (фото 9)
9. Крестильные Вышивались пожелания здоровья, счастья, богатства (колосья, виноград, желуди, птицы) (фото 10)
10. Погребальные Изображались ангелы и кресты. Зачин должен был быть с ровным краем, без выступов как будто подведена черта. (фото 11)
11. Сюжетные В них в качестве венца использовались изображения дома, хоровода, какой-нибудь сюжетной картинки. (фото 12)

 


1 Любимов Л. Искусство Древней Руси, М., «Просвещение», 1981, с. 18.

2 Иллюстрированный мифологический словарь, Спб., «Ссеверо-Запад, 1994, с.39

Немировский А.И. Мифы Древней Эллады, М., «Просвещение», 1992, с. 63-65

3 Цветкова Н. Давно ли на Руси вышивают?- Журнал «Лена», 2002, № 4, с. 8-10.

4 Туранина Н., Шатерникова Н., Мифологическая семантика народного быта, Белгород, 2002, с. 40

6 Жиров Н.С. Народная художественная культура Белгородчины. Белгород. 2000, с.190-192

7 Жиров Н.С. Народная художественная культура Белгородчины. Белгород. 2000, с.190-192

 

8 Жиров Н.С. Народная художественная культура Белгородчины. Белгород. 2000, с.190-192

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: