Условия жизни, обычаи, родная природа определяли характер вышивки, цвет. Так, образы древнерусской вышивки зачастую были связаны с религиозными верованиями славян. В изображении величавой фигуры женщины, окружённой цветами, птицами, зверями или всадниками, проявлялся культ богини земли и плодородия. Позднее в народных вышивках XVIII-XIX веков изображения птиц и животных утратили значение языческого символа и воспринимались как выражение добра и благополучия в семье, согласия, любви между мужем и женой.
Долгое время народная вышивка не воспринималась как искусство, поэтому образцы изделий не собирали, не изучали и технику вышивки. В. В. Стасов был одним из первых учёных-исследователей, кто попытался собрать, изучить, систематизировать народные узоры, описать особенности древнерусской вышивки. Сколько долгих веков суждено прожить вышивке? История её преображения и воскресения продолжается и в наше время.
Элементы, составляющие мотив белгородских узоров, имеют древнейшее происхождение и напрямую связаны с почитанием культа языческого божества нашими предками посредством особых знаков–символов, знаков–оберегов. Эти условные знаки должны были всегда напоминать богам и другим силам добра, чтобы они вовремя отводили руку зла, когда оно захотело бы причинить человеку какую-либо беду или смертельное горе.6
Геометрический ромб – главная, наиболее устойчивая фигура в орнаменте, знак лучезарного солнца, который у наших предков-славян считался кругом. Крючки и палочки, выпускаемые по сторонам ромба, условно понимали как лучи солнца. В процессе эволюции ромба в Белгородско-Воронежском регионе возникли множественные его варианты, и один из них – «репей» – гребенчатый ромб с двумя выступами на каждом углу. Свое название он получил из-за сходства с репьем лопуха. Этот знак-оберег превратился во множественный символ: жилище молодой семьи, источник воды, огня, плодородия и жизни. Так, если он изображался с точками в центре или поделенным на четыре маленьких ромбика с кружками в каждом, обозначал плодородную почву, засеянное поле, крестьянский надел или усадьбу. Пустой в середине ромб означал землю или твердь. Цепочка вертикально расположенных ромбов – «дерево» жизни. Ромб с крючками по сторонам являлся символом матери-земли.
Вторым по распространенности символом Белгородского узора специалисты считают крест. Техника вышивания крестом широко распространена в Белгородской области и сегодня, что свидетельствует о дреавних ее корнях. У языческих народов знак креста был символом мужчины. Сдвоенный крест обозначает мужа и жену, то есть семью.7
Геометрический треугольник означал целинную землю, позднее – оборонительное сооружение.
Квадрат, пересеченный линиями крест-накрест с точками посередине символизировал засеянное хлебопашцем поле.
Счастливое число семь и семтдневная неделя изображались семиконечной звездой.
Восьмиконечная звезда символизировала семью.
Спираль символизирует змею, олицетворяющую мудрость.
Круг с небольшим крестом посередине обозначал неразрывный союз бога Ярилы с человеком.
Малый круг внутри большого свидетельствовал о том, что наряду с добром (большой круг) существует и зло (малый круг)8
Знаки в форме точки символизировали зерно, в виде римской цифры пять – растение.
Таким образом, мы видим, что узор на вышивке имеет не только эстетическое значение и содержание, но несет и смысловую нагрузку: символы вышивки могут рассказать нам о миропонимании, ценностях, стремлениях наших предков. Изучая эту символику, мы сможем лучше понять наше прошлое, обогатить современную культуру.
В результате проведенного исследования я выяснила, что вышивка является одним из древнейших элементов духовной и материальной культуры нашего народа. Ее образы напрямую связаны не только с бытом, но и с верованиями, обычаями славян, именно поэтому в них мы находим отражение как языческих, так и христианских взглядов на окружающий мир, взаимоотношения между людьми. Неслучайна и цветовая гамма: каждый цвет нес большую смысловую нагрузку.
Наиболее часто вышивка использовалась для украшения рушников, которые играли в течение человеческой жизни не столько утилитарную, сколько обрядовую роль: они были необходимым элементом сколько-нибудь значительных событий в жизни человека от рождения до его смерти. Особенностью вышивки нашего края, длительное время бывшего пограничным порубежьем, является синтез традиций вышивки трех братских славянских народов и их западных соседей. Интересен тот факт, что в Шебекинском районе сохранились в обиходе сюжетные рушники. Их символика многозначна и многоцветна. Скорее всего, привезли их с Украины, хранятся они сегодня как музейные экспонаты. И, слава Богу, они еще много лет будут радовать людей своей красотой. Ведь что такое рушник в культуре украинцев, русских, белорусов? Это история наших предков, думы и надежды, красота и богатство духовной культуры: мамина песня, отцова хата, дедушкина сказка, бабушкин узор и ласка, доброе слово соседа, взаимопомощь – все это на рушниках, родовой памяти наших предков.
Изучение специальной литературы позволило мне узнать, что вышивка, развиваясь от разрозненных знаков-оберегов с культовым значением, превратилась в художественную орнаментальную систему, которую в современном мире используют художники-модельеры в дизайне одежды. Вышивка – это часть живой истории русского народа, славян, вобравшая в себя столетия, от язычников и до сегодняшнего дня. В XXI веке, веке глобализации, важно сохранить самобытность народной культуры. Вот и с вышивкой: утеряно смысловое значение рисунков-символов, необходимо возвратить его; и тогда это станет «книгой народной мудрости». В последние годы возобновляется интерес у моих земляков к искусству вышивания, которое в наши дни приобретает новое смысловое значение: обрядовость вышивки все более уступает ее эстетике. На мой взгляд, вышивка – важная часть народной культуры, надо использовать ее красоту в обыденной жизни, бережно сохранять то, что удалось сохранить и сберечь нашим предкам.
В заключение мне хотелось бы привести строки стихотворения моей одноклассницы Наташи Христоевой, которые родились после защиты моей исследовательской работы:
Рушник – это не просто красота.
В нем наставленья, счастья пожеланья.
В нем сердце матери, любовь и теплота,
Костра добра извечное сиянье.
Рушник как книгу можно прочитать.
Ведь вековая мудрость в нем хранится.
И чтобы этим знаньям не пропасть,
Нам нужно вновь к истокам обратиться.
Список использованной литературы:
1. А.И.Немировский. Мифы Древней Эллады. М., «Просвещение», 1992, с.63 – 65.
2. Иллюстрированный мифологический словарь, Спб., «Северо-Запад», 1994, с. 39.
3. Максимова М., Кузьмина М. Вышивка. Первые шаги. М., «Эксмо-пресс», 1997, с.5
4. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., «Просвещение», 1981,
с. 18.
5. Жиров Н.С. Народная художественная культура Белгородчины. Белгород, 2000, с.200 – 201.
6. Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской. Белгород, 200, с. 213.
7. Туранина Н.А., Шатерникова Н.И. Мифологическая семантика народного быта. Белгород, «Везелица», 2002, с. 40, 49-50.
8. Поэзия народного творчества. МКЦ «Доброречье», Белгород, 1992, с. 3-4.
9. Кашкарова-Герцог Е.Д. Руководство по рукоделию. М., ИПЦ «Российский раритет», 1993, с.16.
10. Еременко Т.И. Рукоделие. М., Легпромиздат, 1989, с.28-33.
11. Еременко Т.И. Иголка – волшебница. М., «Просвещение», 1988, с.40-54.
12. Уткин П.И. Народные художественные промыслы России. М., «Советская Россия», 1984, с.167-169.
13. Бабенко И., Капышкина С. Узоры подсказывала природа - журнал «Народное творчество», 1998 № 2, с. 13-15.
14. Клиновская Г. Вышивка на крестьянском костюме - журнал «Народное творчество», 1996 № 6, с. 13-14.
15. Литовченко З. Прошлому нет цены - журнал «Народное творчество» 1996 № 4, с. 14-15.
16. Рыбакова С. Тяжела была работа, подарить была охота - журнал «Народное творчество»,1999 № 4, с. 10-11.
17. Федотова Л. Живые ремёсла - журнал «Народное творчество», 1996, №3, с. 24.
18. Цветкова Н. Давно ли на Руси вышивают? - журнал «Лена», 2002, № 4, с. 8-10.
19. Шалаева Н. Традиционная русская вышивка - журнал «Народное творчество», 1995 № 5, с. 25-27; 1995 № 6, с.19 –21; 1996 № 1, с. 19-21.
20. Газета «Красное Знамя», Шебекинская районная общественно-политическая газета, 2003 № 29, с.2
Список приложений
Приложение 1 | Фрагмент вышивки рушника из коллекции Ильговой Н.М., с. Малые Маячки Прохоровского района. |
Приложение 2 | Фрагмент вышивки рушника из коллекции Ильговой Н.М., с. Малые Маячки Прохоровского района. |
Приложение 3 | Фрагменты вышивки сватовских рушников из коллекции Акуловой Н.Р., с.Малые Маячки Прохоровского района. |
Приложение 4 | Фрагмент вышивки благословенного рушника из коллекции Акуловой Н.Р., с. Малые Маячки Прохоровского района. |
Приложение 5 | Фрагмент вышивки благословенного рушника из коллекции Першиной М.С., с. Призначное Прохоровского района. |
Приложение 6 | Фрагмент вышивки благословенного рушника из коллекции Покутневой Т.С., с. Новая Таволжанка Шебекинского района. |
Приложение 7 | Эмблема Шебекинской гимназии-интерната в переложении для вышивки, рисунок Федоровой М.В., Г. Шебекино. |
Приложение 8 | Фрагмент подарочного рушника из коллекции Першиной М.С., с. Призначное Прохоровского района |
Приложение 9 | Фрагмент подарочного рушника из коллекции Першиной М.С., с. Призначное Прохоровского района |
Приложение 10 | «Репей». Из коллекции Першиной М.С., с. Призначное Прохоровского района |
Приложение 11 | Фрагмент вышивки подарочного рушника из коллекции Покутневой Т.С., с. Новая Таволжанка Шебекинского района. |
Приложение 12 | Фрагмент вышивки подарочного рушника из коллекции Покутневой Т.С., с. Новая Таволжанка Шебекинского района. |
Приложение 13 | Фрагмент вышивки невестиного рушника из коллекции Наумовой А.К., с. Купино Шебекинского района. |
Приложение 14 | Фрагмент вышивки невестиного рушника из коллекции Наумовой А.К., с. Купино Шебекинского района. |
Приложение 15 | Таблица классификации рушников по изображениям и назначению |
Таблица классификации рушников по изображениям на них и их назначению
Вид рушника | Что изображено, назначение |
1. Благословенные | Вышивались красными нитями, богато украшались. Были обязательной принадлежностью приданого, передавались от матери к дочери. Рушник-оберег. (фото 1) |
2. Свадебные: а) невестины; б) сватовские. | Изобиловали цветами, обязательно изображались голуби. Дарили любимому человеку. (фото 2) Вышивались все элементы рушника только красными нитями, обязательно изображались птицы (петух, павлин или голуби), листья дуба, желуди, виноград – как символ богатства. (фото 3) |
3. Прикрасы | Вышивались экзотические растения, птицы. Этими рушниками украшали избу. (фото 4) |
4. Иконнички или киотные | Богато украшены растительным орнаментом, по всем краям обшивались кружевом. Изображали то, что просили у Бога. Ими украшали красный угол избы, Божницу. (фото 5) |
5. Подарочные: а) мужчинам; б) женщинам. | Вышивали дубовые листья, желуди, колосья – пожелания здоровья, богатства. (фото 6) Вышивали цветы, чаще розы, колосья – к здоровью; виноград – к богатству. (фото 7) |
6. Казацкие или «солдатики» | Обязательно готовились сыну, когда он уходил в армию. Вышивались кони, оружие. (фото 8) |
7. Хлебосольные | Богато орнаментировались растительным узором, обязательно присутствовала надпись «Хлеб-соль» |
8. Любовные | По рисунку этого рушника можно было прочитать чувства мастерицы, выполнившей его. Вышивали цветы, чаще розы. (фото 9) |
9. Крестильные | Вышивались пожелания здоровья, счастья, богатства (колосья, виноград, желуди, птицы) (фото 10) |
10. Погребальные | Изображались ангелы и кресты. Зачин должен был быть с ровным краем, без выступов как будто подведена черта. (фото 11) |
11. Сюжетные | В них в качестве венца использовались изображения дома, хоровода, какой-нибудь сюжетной картинки. (фото 12) |
1 Любимов Л. Искусство Древней Руси, М., «Просвещение», 1981, с. 18.
2 Иллюстрированный мифологический словарь, Спб., «Ссеверо-Запад, 1994, с.39
Немировский А.И. Мифы Древней Эллады, М., «Просвещение», 1992, с. 63-65
3 Цветкова Н. Давно ли на Руси вышивают?- Журнал «Лена», 2002, № 4, с. 8-10.
4 Туранина Н., Шатерникова Н., Мифологическая семантика народного быта, Белгород, 2002, с. 40
6 Жиров Н.С. Народная художественная культура Белгородчины. Белгород. 2000, с.190-192
7 Жиров Н.С. Народная художественная культура Белгородчины. Белгород. 2000, с.190-192
8 Жиров Н.С. Народная художественная культура Белгородчины. Белгород. 2000, с.190-192