Занятие 5. Общество как социальная система
Задание 1. Напишите ассоциации, которые у вас возникают при упоминании слова «система»:
ü Запишите все ассоциации;
ü Классифицируйте их (распределите по группам, предварительно определить критерии для выделения слов в группы);
ü Запишите вопросы, возникшие при выполнении задания.
Задание 2. В чем специфичность понятия «социальная система»?
ü Напишите небольшое размышление.
Задание 3. Прочитайте текст (предварительно его нужно распечатать) и сделайте заметки, используя технологию критического мышления, для того, чтобы текст стал «говорящим» с вами.
При работе с текстом, используйте следующие способы выражения
Своего отношения
1. При помощи знаков:
" V " – это я уже знал
" + " – это для меня новое
" - " – об этом я думал иначе
"? " - не понял, есть вопросы
2. При помощи цвета, например:
«Красный» - это нужно запомнить,
«Зеленый» - есть сомнения.
3. Можно сочетать знаки и цвет.
Системный подход
До сих пор общество рассматривалось как взаимосвязь и взаимодействие социальных общностей. Однако если двигаться от «ядра» предметной зоны социологии к ее «периферии», то появляется возможность характеризовать общество как совокупность и взаимосвязь социальных процессов, связей и отношений, социальных институтов и организаций, как социальную структуру, наконец, как социальную систему. Этот процесс движения от «ядра» к «периферии» есть не что иное, как «расширение» границ общества, включение в него все новых элементов — вплоть до характеристики его как социальной системы. Что такое система вообще и социальная система в особенности? Один из основоположников общей теории систем Л. фон Берталанфи понимал под системой взаимосвязь элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и образующих «некоторое единство». Среди основных системных принципов им были названы: целостность (означающая принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого), структурность (возможность описания системы через установление связей и отношений между элементами внутри системы), взаимозависимость системы и среды (система формирует и проявляет свои свойства во взаимодействии со средой, являясь его ведущим, активным компонентом), иерархичность (каждый элемент рассматривается как система по отношению к его составляющим и как подсистема по отношению к более широкой системе), функциональный характер системы и ее элементов (система в целом и каждый ее элемент выполняют строго определенные функции, несводимые друг к другу). Системы характеризуются относительным постоянством, устойчивостью.
|
Все эти принципы являются универсальными, присущими любому типу систем. Нас, однако, интересуют не всякие, а лишь социальные системы, и среди них в первую очередь общество. Помимо названных принципов, обществу как системе присущи и иные: самоорганизация, динамизм, открытость, наличие управления, передача информации и др. Но главная отличительная особенность общества как системы состоит в том, что ее основными элементами являются люди, а сама она функционирует на базе тех или иных социальных общностей.
|
Социальная система и ее виды
Что считать социальной системой? Конечно, в первую очередь общество в целом. Более широкой социальной системы нет. Но оно предстает как совокупность подсистем, каждая из которых, в свою очередь, является социальной системой. Каковы же они, эти социальные подсистемы-системы, которые образуют общество как целостность? Помимо взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, на основе которых формируется социальная система, она включает в себя социальные институты и организации, социальные нормы и ценности, регулирующие связи и отношения в этой системе, наконец, социальную структуру. В фундаменте социальной системы лежит деятельность социальных общностей, институтов и организаций, направленная на воспроизводство и развитие данной системы.
В отечественной литературе есть точка зрения, в соответствии с которой социальная система может быть представлена в пяти аспектах. Первый связан с понятием индивидуальности, второй — социальной группы, третий — социальной общности, четвертый — социальной организации, пятый — социального института и культуры. «Социальная система таким образом выступает как взаимодействие ее основных структурных элементов».
Социальные системы выступают на двух основных уровнях общности — с о ц и е т а л ь н о м и социальном. Социетальный (от лат. societas — общество) — это самый широкий уровень; он означает рассмотрение общества как совокупности наиболее сложных и крупных систем с развитыми и разветвленными социальными структурами, институтами и организациями (например, экономической, политической, социокультурной), которые тесно связаны друг с другом, взаимодействуют, выполняя многочисленные функции. Социальный уровень характеризуется взаимосвязью явлений и процессов в рамках тех или иных конкретных социальных структур (подсистем), прежде всего социальных общностей, институтов и организаций.
|
Социальные системы могут быть либо гомогенным и, либо гетерогенными. Первые однородны, включают в себя элементы, обладающие одними и теми же свойствами, не обнаруживающие глубоких различий в структуре (например, студенческая группа как разновидность малой группы). Вторые разнородны и состоят из элементов с различными свойствами и структурами (например, предприятие, включающее в себя людей, технические подсистемы, организацию и т.д.).
Социальные системы могут быть более сложными и менее сложными. Причем степень сложности зависит не от масштабов системы, ее «величины», а от структуры, организации, характера связи элементов и ряда других факторов. В этом смысле личность как социальная система неизмеримо сложнее многих других гораздо более «крупных» по размеру социальных систем.
Противоречия в обществе
Общество как социальная система находится в состоянии самодвижения, источником которого служат многочисленные противоречия. Возникает вопрос, какое из них выступает основным, поскольку от его верного определения в значительной степени зависит стратегия развития общества. В отечественной социальной философии и теоретической социологии неоднократно дискутировался вопрос, какое же противоречие считать основным: между природой и обществом? между производством (его характером и структурой) и потребностями (их характером и структурой)? между производительными силами и производственными отношениями? между свободной деятельностью и отчуждением? и.т.д. Но убедительного ответа на поставленный вопрос до сих пор получить не удалось.
Для анализа социальных систем существенное значение имеют и другие противоречия — внутренние и внешние, антагонистические и неантогонистические. Последние отличаются друг от друга по: а) степени остроты, б) глубине влияния на социальные действия и процессы, в) возможности разрешения в рамках одной и той же социальной системы. Антагонистические противоречия наиболее остры, оказывают сильное и глубокое влияние на ситуацию в обществе и не могут быть разрешены в рамках «своей» социальной системы, требуя перехода в новую. Преодоление иеантагонистических противоречий, не затрагивающих коренных, сущностных интересов участвующих в них сторон, происходит в форме компромисса и консенсуса, тогда как преодоление антагонистических противоречий — в форме конфликта. При этом конфликт выступает как столкновение противоположных интересов, взглядов, позиций, действий; компромисс — как соглашение противоречащих сторон, достигнутое путем взаимных уступок; консенсус — как соглашение по спорным, противоречивым вопросам, являющееся результатом переговорного процесса между его различными субъектами.
Подведем итог. Мы задались целью охарактеризовать общество как социальную, общность и социальную систему. В первом случае общество было определено как взаимосвязь различных социальных общностей, взаимодействующих с природой в условиях определенной пространственно-временной локализации. Во втором случае оно рассматривалось как сложная, противоречиво развивающаяся и функционирующая социальная система, характеризующаяся стабильностью, изменчивостью, целостностью, единством, взаимосвязью социальных общностей, институтов, организаций, структур, социальных норм и ценностей, регулирующих связи и отношения между ними.
Задание 4. Заполните таблицу.
Таблица – Рефлексивный анализ по теме занятия
Мои размышления | ||
Что я уже знал? О чем я уже догадывался? | Что я узнал нового? | Что я еще хотел бы еще узнать? Мне интересно было бы узнать… (Какие вопросы у меня возникли?) |
Домашнее задание. Напишите эссе на тему: «Я думаю, что общество это система».