Основы глобализации и опыт страхового рынка Венгрии.




Ужгородский национальный университет

Экономический факультет

 

Кафедра финансов и банковского дела

Глобализация страховой отрасли: влияние глобализации страховой отрасли Венгрии и России на развитие страхового рынка Украины

Реферат

из дисциплины “Страховое дело” студента ІІІ курса, дневной формы обучения, специальности “финансы”

Бачо Роберта Йосифовича

 

Научный руководитель:

Пойда-Носик Нина Никифоровна

 

 

Ужгород - 2004

 

 

Содержание

Вступление………………………………………………...…3

1. Основы глобализации и опыт страхового рынка Венгрии..……4

2. Емкость и основные тенденции рынка страхования

жизни в России……...…………………………………………...13

3. Рынок страхования жизни Украины: проблемы остаются…….23

Выводы…………………………………………………………....…26

Перечень посланий………………………………………………...27

 

Вступление

Теоретические основы глобализации страхование в мире известно довольно давно, но на територию постсоветского пространства данное понятие появилось именно в начале 90-х годов ХХ столетия. В большинстве случаев понятие «глобализация» ассоциируется с транснациональными компаниями, доходами в миллиарды долл., сетью магазинов, которые охватывают мир словно «www»(World Wide Web) – интернет, который в эпоху информационного общества есть неотъемлемой долей жизни каждого человека. После распада Советского Союза, которому был присущий монополизм в сфере предоставления страховых услуг и ограничение страховых продуктов, настал период демократизации и рыночной трансформации страхового рынка, какому присуще разнообразие страховых услуг, диверсифицированный подход обслуживания страховых компаний к потребителям. Именно в последнее время страны постсоциалистического пространства стали в центре внимания иностранных компаний. Но рассматривая именно страховой рынок нельзя не обратить внимание на то, что в последние несколько лет просматривается продвижение на рынок всемирно известных страховых компаний. Среди них American International Group, Inc. (AIG), Generali, AXA, ING.

Целью этого реферата есть исследование процесса глобализации страхового бизнеса и оценка его последствий для страхового рынка России и Украины.

Для достижения поставленной цели исследование предусматривает решение следующих задач:

— теоретическое обоснование понятия глобализации в страховой отрасли;

— исследование процессов глобализации на страховых рынках Венгрии и России, которые, являясь ближайшими соседям со стороны Запада и Востока, влияют на развитие страховой отрасли в Украине;

— оценка роли глобализации в развитие страхового рынка Украины.

 

 

Основы глобализации и опыт страхового рынка Венгрии.

Концепция “глобального страхования” – концепция, согласно которой все риски многонациональной компании, независимо от их местонахождения и локализации, должны страховаться в одного страхователя[18].

Исходя из данного определения можно утверждать, что риски, которые возникают у филиалов и представительств покрываются не только тем филиалом или представительством, которые приняли риск, но и материнской компанией. Ведь этим самым филиалы не берут 100% ответственности при наступлении страхового случая, так как гарантом выступает материнская компания.

Под глобализацией страхового дела понимают неустанный рост доли международных компаний в осуществимые как страхование жизни(life insurance) так и других видов страхования (non-life insurance) в глобальном масштабе. С 1996 года участие всемирно известных страховых компаний AIG, ING, ALLIANZ, ABN AMBRO, AEGON неустанно возрастает.

Для подтверждения этого представлю некоторые данные, напечатанные в журнале Business Week в номере от 15 июля 2002 года, в котором опубликованные первые 1000 мировых лидеров по объемам реализации. American International Group (AIG) сравнительно с 2001 годом поднялась на 11 позицию (в 2001 была на 12 позиции), доля на рынке составила 175 млрд. $., Allianz находится на 62 месте с долей в 55 млрд. $., АХА на 123 месте – 34 млрд. $, Aеgon на 140 – 30,5 млрд. $. Одной из самых больших перестраховочных компаний считается Swiss Reinsurance. В 2002 году она получила доход в сумме 31,5 млрд. и заняла 137 место, причем в 2001 году она занимала «лишь» 175 место[12].

Относительно вышеперечисленных компаний, то наиболее молодая из них — Allianz — занимается предоставлением страховых услуг уже 120 лет. Ведь и опыт в них есть незаурядный[21].

Для того чтобы оценить процесс глобализации страховой деятельности, следует охарактеризовать положительные и отрицательные последствия данного процесса.

К желательным последствиям глобализации можна отнести:

- повышение конкуренции, которая приводит как к уменьшению средней цены страховых продуктов, так и к повышению качества этих продуктов[17]. По данным Венгерской Страховой Лиги с 1996 по 2002 год в среднем цены на страховые продукты снизились на 8,5%, что есть довольно существенным действенным фактором привлечения дополнительных клиентов, так как закон спроса действовал, действует и в будущем будет действовать[1].

- страховая среда наполняется новшествами мирового страхового рынка (например, применение таких Internet – услуг как unit-liked, то есть доступ к частной информации о своем личном страховом договоре, который возможный только в интерактивном режиме с введением соответствующего кода доступа, которого знает только клиент)[1].

К отрицательным последствиям глобализации можна отнести:

- проблема для страховых надзоров — в частности, значительные сложности для надзора представляет вхождение страховых компаний в крупные финансово-промышленные корпорации. К примеру, если компания занята одновременно в банковской и страховой деятельностях, она может использовать свои суммарные активы для подтверждения финансовой устойчивости в обоих секторах одновременно, что затрудняет оценку реальной платежеспособности страховщика. Крупные транснациональные корпорации имеют возможность выбирать между странами с различной степенью строгости надзора и переводить туда основные страховые операции. Как правило, они избирают для этого оффшорные зоны. Существенные сложности, по словам эксперта, доставляет национальным органам надзора контроль за перестрахованием: наблюдается рост перестраховочных компаний, созданных транснациональными корпорациями в оффшорных зонах. Особую опасность для устойчивости всей финансовой группы в целом может представлять наличие в ней кэптивного перестраховщика, поскольку в этом случае риск остается внутри группы. В целом, регулирование деятельности конгломератов, является для европейских стран настолько серьезной проблемой, что Европейский Союз в 2003 г. по этому поводу принял специальную директиву, вступающую в силу в 2005 г. Она вводит координацию регуляторов и определяет, что основная ответственность по надзору за деятельностью конгломерата должна лежать на органе, регулирующем тот сектор, в котором конгламерат проявляет наибольшую активность[2].

- вывоз капитала за пределы определенного государства. Осуществляется этот процесс путем перестрахования. Например, фирма Х в стране А заключает договор перестрахования в стране В. Обычный вывоз капитала(вывоз прибыли компании за границы страны), как правило, облагается налогом из прибыли предприятий, но если «осуществить» страховой случай в договоре перестрахования в стране В, то фирма Х может вывести капитал из страны А к стране В без всяких ограничений, ведь выплата страхового возмещения не облагается налогом. Благодаря данной операции можно беспрепятственно вывозить капитал за границы определенного государства. Особый интерес связывает страховые компании Восточной Европы со странами Балтии, так как там (в Балтии) не предусмотрен надзор за перестрахованием. Отнесение расходов на страховку (например, финансовых или имущественных) на валовые расходы позволяет предприятиям не только экономить деньги, заключая договор реального страхования, но и выгодно обналичивать их или вывозить за рубеж в виде перестраховочных премий, минуя налогообложение. Например, в 2003 году объем вывозимых из Украины средств созрел своего максимума – перестраховщикам-нерезидентам ушло более 400 млн. $, из которых почти 75% посели на счетах компаний стран Балтии. Общий объем возврата по этим договорам перестрахования не превысил 2%[22].

- немедленное реагирование на колебание мировых бирж. Примером этого может быть выход из рынка Венгрии страховой компании Zurich, через год после осуществления террористических актов 11 сентября 2001 года, или продажа такого гиганта как АХА в 2003 году[1]. То есть события глобального масштаба посредственного влияния не имеют на страховой рынок Венгрии, но есть косвенное влияние, которое предусмотреть заведомо невозможно.

Охарактеризовать влияние появления иностранных компаний хотелось бы на примере Венгрии, которое отошло от социалистического лагеря в 1989 году.

Ситуация в Венгрии была похожей к ситуации в Украине, России или Беларусии, имеется в виду централизованное управление экономическими процессами. Но все же таки ей присущие свои характерные особенности. Во-первых, централизованность экономики и изоляция Венгрии не приобрела таких масштабов как стран бывшего СССР, ведь Запад всегда навевал венграм мысль про “либерализацию жизни”, “демократию” и прочие капиталистические идеи, которые они утратили еще в 1939 году(имеется в виду подписание Миклошом Горти договора о вступлении Венгрии к Четвертичному союзу на стороне гитлеровской Германии). Во-вторых, «вождь» Венгрии тех времен, Янош Кадар, с незаурядным энтузиазмом встретил Перестройку. В одном из интервью в ноябре 1987 года он сказал: «Мы, венгры, - наши партия, правительство и общественность – без всяких оговорок согласны с теми изменениями, которые происходят в Советском Союзе, с перестройкой. Мы считаем, что они идентичны нашим собственным стремлениям»[23]. Этот энтузиазм отнюдь нельзя приписать руководителям других республик. В-третьих, Венгрии того времени(да и сегодня) была присущая внимательная слежка за событиями со стороны США, Австрии, Великобритании.

Так, после отделения Венгрии от Варшавского договора, она стала на путь реформ. Целью реформ было привлечение иностранного капитала из-за границы и приближения законодательства Венгерской республики к стандартам развитых стран.

Благодаря правильным действиям правительства Йожефа Антала Венгрия “привлекла” к себе иностранные инвестиции в разные сферы национальной экономики, в том числе и в страховую область.

Страховая область современной Венгрии характеризуется наличием нескольких компаний среди которых есть и известные мировые бренды. Это:

ING Nationale – Nederlanden

Generali – Providencia

Allianz Hungária

Axa – Colognia

AHICO

Для того, чтобы установить влияние этих страховых компаний на страховой рынок, следует рассмотреть их деятельность.

Страховая компания Generali – Providencia. Член страховой группы Generali. Первые десятилетия XIX столетия лежат в основе становления страхового дела. Именно в настоящее время в Европе появились первые страховые компании, которые в скором времени начали скачкообразно развиваться. Триест в настоящее время был большим торговым центром; свободный порт Триеста был единым мостом к Средиземноморью для Центральной Европы. В этом городе основана на Рождество 1831 года страховая компания Generali, которая в скором времени появилась в наибольших торговых городах тогдашней Европы — от Марселя к Санкт-Петербургу. Потом Generali начала расширяться в Африке, Азии, Америке. Через 170 лет эта страховая группа имеет представительства в 45 государствах пяти континентов мира[11].

Generali – Providencia была создана путем объединения компаний Generali Budapest Biztosító Rt. и Providencia Biztosító Rt. в 1999 году, которые входили в концерн Generali как дочерние компании, этим создавши вторую наибольшую страховую компанию Венгрии[11].

Страховая компания Generali – Providencia есть восточно-центальным страховым и инвестиционным концерном, членом страховой группы Generali Vienna AG. Кроме страхового рынка Австрии она присутствует еще на 7 рынках восточно-центральной Европы. Этот рынок содержит близко 100 миллиона человек. На рынках Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Румынии, Польши и Хорватии страховая группа получила 28,8%- ый рост, в то время как в Австрии состоялась стагнация[11].

Страховая компания Allianz. Создана в 1890 году в Берлине под названием Allianz Versicherungs – AG. За свою столетнюю историю эта компания объединила в себе 15 страховых компаний 25 государств мира. В 2001 году завершает куплю инвестиционной компании в Сан - Диего Nicholas Applegate, которая известна в США своей идеальной репутацией. В этом же году Allianz объединяет банк Dresdner: благодаря данной акции эти компании стали лидерами финансовых услуг ФРГ. В 1990 году с Венгрии началось расширение компании в центральную и восточную Европу – Allianz стал акционером страховой компании Hungaria Biztosito, которая была в полной государственной собственности[13].

К большим победам данной фирмы можно приписать то, что в 2002 году страховая компания Allianz удостоена звания «Интернет-страховщик года». И это уже не впервые, так как в 2001 году компания уже была удостоена такой премии. Данный титул получают те страховые компании, которые во время быстороизменямой техники и технологий способны обеспечить страховую деятельность новшествами информационных технологий и при этом обеспечивают разнообразные потребности покупателей страховых продуктов[12].

Страховая компания ING. Страницы истории компании ING начали писать еще больше чем 150 лет тому в Голландии, когда жители маленького города объединились, чтобы вместе охранять, застраховывать ценности, жизнь.

В конце 1989 года, как инвестиция в венгерский страховой рынок, была создана дочерняя компания Nationale-Nederlanden – член голландской страховой группы ING, но обеспечивая новые требования рынка, расширила влияние на рынок страхования жизни.

После тщательной подготовки в 1991 году Nationale-Nederlanden начала реализацию. Через два года динамического развития она стала второй наибольшей «лайфовой» компанией Венгрии. В 1997 год она достигла первую позицию, с того времени постоянно доминирует на рынке страхования жизни.

Директор страховой группы Nationale-Nederlanden Dr. Werner Zedelius уверенно твердил, что венгерская дочерняя компания есть наиболее продуктивной на рынке страхования всех других дочерних компаний данной группы, благодаря интегрированным финансовым услугам она способна обеспечивать на высочайшем уровне финансовые потребности своих клиентов[15].

Наглядно структуру рынка страхования жизни в Венгрии можно рассмотреть на рис.1:

 
 

Рис.1. Рынок страхования жизни в Венгрии в І квартале 2003 года.

Страховая компания АХА. Эта компания присутствовала на страховом рынке Венгрии с 1992 года и действовала под названием Colognia. В 1995 году она слилась с Лихтерштейнским АХА Konzern AG. Именно динамическое развитие компании начинается с 1996 года.

Non – Life страхование. В портфеле компании наиболее весомой областью есть страхование транспорта, в котором премии по страхованию Casco составляют больше чем 50% всего Non – Life страхования[16].


Рис. 2. Общая сума страховых премий (non-life) страховой компании АХА (1997-2002), млн. форинтов. (1 $ = 200 форинтов)[1, 16].

 
 

В области страхования жизни АХА достигла высоких результатов – с 8 места в 1996 поднялась на 6 место в 2002 году. Данную тенденцию может характеризовать следующий рисунок.

Рис. 3. Полученные премии(life) страховой компании АХА (1997-2002), млн. форинтов[16].

Страховая компания AHICO. Страховая компания AHICO создана в 1990 году. Собственником есть ALICO American Life Insurance Company, которая есть 100% дочерней компанией American International Group, Inc. (AIG)[5].

Качество AIG в Венгрии, и в других странах, где созданные дочерние компании, гарантирует страховая компания ALICO. Она есть консервативной, однако высокодоходная инвестиционная политика фирмы обеспечивает стабильную финансовую надежность. Надежность компании ничто другое не может подтвердить, как наличие уже четвертый год рейтинга “ААА”, который присвоен агентством Standart&Рооr's. AHICO входит в число страхователей категории “Security Circle”. Это означает, что компания добровольно согласилась на самый детальный анализ со стороны Standart&Рооr's, и что ей был присвоен рейтинг одной из четырех высших категорий финансовой надежности[2].

Хотя АHICO есть дочерней компанией ALICO, но она фактически на рынке страхования жизни Венгрии владеет лишь 3% вместительности рынка[9].

На страховом рынке Венгрии есть и другие участники, но их доля на рынке настолько мизерная, что и не следует останавливаться на их деятельности.

В нескольких словах следует охарактеризовать развитие страховой области Венгрии на современном этапе.

Количество заключенных страховых договоров в 2002 году возросло на 10% сравнительно с 2001 годом и составило 12 млн. 508 тысяч штук. Причем возросло как количество договоров страхования жизни, так и количество других видов страхования[9].

Количество заключенных договоров жизни возросло на 5,3%. В других сферах личного страхования в особенности среди страхования от несчастных случаев отмечается 82%-ный рост. Рост количества договоров других видов страхования составил 11,8%, в наибольшей мере страхования предпринимательской деятельности – 64%.

В 2002 году страховые премии компаний достигли пометки 494,6 млн. форинтов, это на 17,9% больше аналогичного показателя на предшествующий год. Темп такого роста опережает инфляцию в 2002 году в три раза, на 3,6% больше темпа роста ВВП(в 2002 году ВВП Венгрии вырос на 14,3%), и уступает только на 1,2% роста дохода на душу населения, которое неистовыми темпами набрало прирост и в 2002 году составил 19,1%.

Позиция лидера рынка Allianz Hungaria не изменилось, доля рынка в 2002 году составила 28,5%. На “постоянном” втором месте находится Generali-Providencia, доля на рынке составляет 17,8%. На третьем месте находится ING, занимающееся лишь личным видом страхования, ее доля — 11,5%, на четвертом месте со своими 11,4% находится AB-Aegon. Собственный капитал страховых компаний также в значительной мере возрос — на 19,2%, в денежном выражении собственный капитал составляет 900 млрд. форинтов(4 млрд.$)[1].

Название компании Страховые премии(млн. фор.) Доля рынка (%)
           
AHICO       1,85 1,78 1,88
Alliany Hungaria       26,85 28,62 28,53
AXA       4,62 5,15 5,25
AB Aegon       15,07 12,78 11,39
Generali-Providencia       17,22 17,1 17,83
ING Nationale-Nederlanden       14,36 12,55 11,54
OTP-Garancia       10,11 10,07 10,91
Другие       9,92 11,95 12,67
Всего       100,00 100,00 100,0

Табл. 1. Страховые брутто премии и доля рынка в разрезе отдельных компаний Венгрии[1].

Из вышеприведенной таблицы вытекает, что 7 наибольших страховых компаний владеют 87%-ми страхового рынка Венгрии, а на иную 21 компанию приходятся только 13%. Из таблицы видно также, что доля рынка этих компаний в страховом секторе небольшими темпами идет на спад. Это достиглось благодаря привлечению новых конкурентов в эту сферу в лице Zurich Insurance, которая начала действовать в 2000 году[4].

Страхование жизни. В Венгрии наиболее распространенной формой страхования жизни есть долгосрочное страхование жизни. Так как экономика этой страны развивается быстрыми темпами и эту “скорость” ощущает на себе каждый венгр, в особенности сейчас, когда Венгрия вступает в ЕС с 1 мая 2004 года, ведь этот фактор есть дополнительным стимулом заключення долгосрочных договоров страхования, оно рассматривается теперь как выгодное вложение денег. Страхователь по договору жизни может рассчитывать на страховую сумму или пенсию в случае дожития к окончанию договора, который есть средством накопления денег. Согласно социологическому опрашиванию, проведенного в 2002 году на заказ Венгерской Страховой Лиги, каждый второй респондент ответил на вопрос, что касалось причины страхования жизни в долгосрочной перспективе, какая основная цель — сохранение своих сбережений от обесценивания, а каждый третий из вековой категории 50-60 лет аргументировал выбор такого вида страхования именно благодаря страховым возмещением, которым можно безпроблемно оплатить ритуальные и прочие услуги, оплату которых следует сделать при наступлении смерти застрахованного лица. Довольно интересно, что чем более развитые экономические отношения и денежные доходы общества, тем более ефективно оно способно к размещению денежных средств на “черный день”.

Общее состояние рынка страхования жизни на 2002 год характеризуется следующим состоянием.

Лидером на этом рынке остался ING, но его доля сравнительно с предшествующим годом уменьшилась на 2% и составляла 28,2%. Не изменилась ситуация и на втором месте: AB-Aegon сохранила свою позицию, но и ее доля на рынке уменьшилась в сравнимые с предшествующим годом на 1,5% и составила 16,8%. На третьем и четвертом местах состоялось изменение — Generali-Providencia опередила прошлогоднего Бронзового “призера” OTP-Garancia. Доля нового “бронзового призера ” на страховом рынке жизни составила 14,5%, четвертого – 13,3%.[1]

Как видно из проведенного анализа лидерами страхового рынка Венгрии на данном рынке, а в особенности рынка страхования жизни есть страховые компании с участием иностранных компаний. Довольно тяжело вообразить себе страховую компанию, которая б не владела соответствующим страховым резервом и капиталом, ведь увеличиваются и премии и соответственно увеличиваются и сами риски, для этого и нужны иностранные собственники. И не только. Иностранные страховые компании кроме капитала приносят с собой имя, которое есть довольно известным в глобальном масштабе, а что самое главное — это свой неординарный опыт в сфере страхования, способность организовать работу страховой компании в правильном русле. Кроме того, иностранные компании (конечно отечественные также) конкурируют между собою ради привлечения новых клиентов и удержания возле себя старых. Исследование показали, что привлечь нового клиента для страховой компании обходится в 3-4 раза дороже, чем удержание стариков. Именно благодаря этой конкуренции в Венгрии в 1999 году появилась услуга страхования жизни “unit-linked”[1].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: