Исследование слуховой дифференциации звуков на материале слов-квазиомонимов с использованием картинного материала




Методика исследования ритмико-слоговой структуры слова

Структура методики

1. Исследование восприятия и воспроизведения изолированных слогов

1.1. Имитация слогов по таблицам Н.Б. Покровского

1.2. Исследование слуховой дифференциации звуков на материале слов-квазиомонимов с использованием картинного материала

1.3. Исследование умения воспринимать и воспроизводить слова-паронимы

1.4. Исследование умения воспринимать и воспроизводить слова, составленные с учетом акустических характеристик звуков, входящих в их состав

1.5. Определение правильности произношения слова

2. Исследование восприятия и воспроизведения звукослоговой структуры слов

2.1. Исследование восприятия и воспроизведения звукослоговой структуры изолированных слов

2.2. Исследование умения правильно воспроизводить звукослоговую структуру слов в связной речи

Содержание методики

Исследование восприятия и воспроизведения изолированных слогов

1.1. Имитация слогов по таблицам Н.Б. Покровского

Процедура: экспериментатор, сидя сбоку от ребенка, чтобы исключить возможность зрительного восприятия артикуляции, называет слоги, а ребенок повторяет их.

Инструкция: " Сейчас я буду читать тебе слоги, а ты их внимательно слушай и повторяй":

няк пуль бущь мят свум сось пиц чтал дюр хач
мюф зощ плись рыц дум нысь лут сич вость дыс
фсен ряй бер чать выс гум прюх шеть втоть ефь
ек стял тыпь геф бац трит шись деп здес торь
вох жох эфт трух фек лефь вик щех кась зех

 

лир нет трен рась скум цать дян стоц прыл кром
дуч свар порь нар зунь сул пяф золь сель хил
чтел лась хуф песть вый касть реть ряс фыл урт
жась кеш пыц гуть мещ бяс тущ дес сых яс
лень маф зюс чеф буф шеп длаф тер непь шоль

 

рон няш цый репь шох гипь сей фсоф аст лер
фсес чумь щал крыс вяф фай рир самь руфь дас
юц пел тряпь тещ мыл зах ность деч тац прит
лоч дыст пуч хас нип штись тум бяй ныф мям
куй зич жик гом прас боть шарь нунь длин вафь

 

зуфь стыч жен ер нярь знун гань оск сым лоц
бюн холь дяф нень штоть ляпь проц шич пящ щеть
цуч кик моть дреть рюх чесь мифь трар зяк ноть
плык фуч чтэт вак лен тух вур зас хет здал
сеф кать дор пон тяч сусь бан вень тисть рул
рек нищ зном рыс гек тань вуф треп мех пась

 

зырь чтуй быс тет скес мофь лям гоф сях роц
фок шусь хул штай изм дват трюль нуц рель ший
дам пюм кац бек синь шурь луф фиш сузнь прень
стар бань вюр нах бем сах десь жус цой лорь

 

Имитация серии слогов с фонетически близкими звуками.

Повторение серии из двух слогов:

бапа паба гака кага тада дата
заса саза саша шаса саца цаса
жаша шажа зажа жаза шаща щаша
чатя тяча щача чаща сяща щася

 

Повторение серий из трех слогов:

бапаба гакага пабапа кагака
датада засаза тадата сазаса
цасаца сашаса сацаса сашаса
жашажа чатяча шажаша тячатя
щачаща щашаща чащача шащаша

 

Материал состоит из двух таблиц по пятьдесят пар согласных. Первая таблица содержит звукосочетания с альтернативной в первом начальном согласном (СГС - СГС), вторая - звукосочетания с альтернативной в последнем конечном согласном (СГС - СГС).

В паре звукосочетаний два согласных звука различаются одним из следующих признаков: а) шумность - сонорность; б) место образования; в) способ образования; г) звонкость - глухость; д) твердость - мягкость.

Таблица 1

бым - дым пий - фий гых - гих мас - бас сым - хым
пят - тят сык - зык фак - сак фам - шам тах - ках
быш - выш пат - кат рал - рял тит - дит выть - бять
дий - ний вын - вин шим - жим кар - кяр дым - ным
кяр - гяр щал - сял май - сяй мык - нык фят - хят
пый - пий фый - вий лят - ят кань - хань тысь - дысь
шать - хать нать - нять чась - щась дац - гац тыф - шиф
бим - дим зям - лям пыть - тыть пин - бин зай - зяй
цых - сых биф - гиф дяй - зяй вай - жай вил - зил
тят - сят вай - зай бан - бян дах - зах фат - фят

 

Таблица 2

пыт - пых выфь - высь рап - раф тап - тафь кыф - кых
ниф - ниш тяп - тят кар - каш нап - напь сят - сяс
япь - ять ныс - ных чап - чак раш - рак пат - пать
чаф - чафь быф - быс пышь - пырь сан - сань зать - зась
пым - пымь пыф - пых вапь - вафь мынь - мысь кац - кат
сал - саль нак - нах дын - дыт кыф - кыш дим - дик
ряс - рясь нар -нарь мяп - мяпь папь - пать бып - быф
пыш - пынь сим -симь пыт - пыс рач - ращ пял - пяк
лат - лась тыль - тый ныц - ныс выт - вых ват - вять
нял - няс сыс - сысь ят - ял бын - бинь хап - хафь

 

Исследование слуховой дифференциации звуков на материале слов-квазиомонимов с использованием картинного материала

Инструкция: "Я буду называть слова, а ты постарайся правильно показать картинку".

Процедура: перед ребенком раскладываются поочередно пары картинок на слова-квазиомонимы и задаются вопросы: "где крыса? где крыша?" и т.д. По двум картинкам задаются 3-4 вопроса, что-бы избежать случайного выполнения задания.

Зовет - завод, вить - выть, Мишка - мышка, мыло - Мила, ел - ель, почка - бочка, рожки - ложки, лук - люк, галка - галька, угол - уголь, ложка - Лешка, сова - софа, Феня - Веня, класс - глаз, картина - гардина, кот - год, колос - голос, почки - бочки, пашня - башня, гроза - глаза, запор - забор, тушь - душ, катушка - кадушка, трава - дрова, суп - зуб, тачка - дачка, крыса - крыша, том - дом, миска - мишка, уточка - удочка, сук - жук, корка - горка, коса - коза, кость - гость, сайка - зайка, галка - гайка, шар - жар, Луша - лужа, марка - майка, рама - яма, рот - йод, рожки - ложки, бурки - булки, рак - лак, Марина - малина, жарит - жалит, сук - жук, сыр - жир, косы - кожи, челка - щелка, читает - считает, дочь - дождь, точить - тащить, Петька - печка, редька - речка, платит - плачет, телка - челка, катается - качается, светик - цветик, лес -лещ, чашки - шашки, ночь -нож, меч - печь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: